Формирование читательской компетенции младших школьников
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему
Уже несколько лет мы работаем над формированием читательской компетенции младших школьников. Хотелось бы поделиться своим опытом с коллегами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_kompetentsii_mladshih_shkolnikov.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской компетенции младших школьников
( выступление на методическом объединении учителей начальных классов МБОУ «Гимназия № 41»)
Уже несколько лет мы работаем над формированием читательской компетенции младших школьников. Хотели бы поделиться своим опытом с коллегами.
Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального), ценностей и норм прошлого и настоящего, всего того, что составляет основу многонациональной и многослойной российской культуры, от которой зависят и экономика, и политика, и национальная безопасность, и конкурентоспособность страны.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.
Наша работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.
3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и областной библиотеки им. А. Гайдара.
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом. Главным считаю применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
1. Работа с текстом до чтения (антиципация предвосхищение, предугадывание, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе)
2. Работа с текстом во время чтения (Первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом)
3. Работа с текстом после чтения (Концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся), тестовые задания, контрольно-измерительные материалы
В своей работе использую следующие инновационные методы и технологии:
1. ИКТ. Доклады по творчеству писателей, пересказ текстов учащиеся сопровождают показом презентаций, работа по созданию мультпроектов.
2. При формировании универсальных учебных действий у младших школьников на уроках чтения использую метод "MIND MAPS" (интеллект-карты). Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде. Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем. Использование интеллект-карт как метода обучения позволяет эффективнее решать образовательные задачи, связанные с информационной компетентностью учеников, коммуникативной компетентностью, личностным развитием.
3. Проектный метод обучения. Использование методов проектов позволило создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развить их воображение, фантазию, мышление, коммуникативные способности.
В результате кропотливой, систематической урочной и внеурочной работы у учащихся наблюдается устойчивый, осознанный и ярко выраженный интерес к чтению как процессу получения новых знаний; вырабатываются умения работать с разными источниками информации, представлять, преобразовывать и сопоставлять информацию, заданную в различных формах; использовать приобретаемые знания для решения жизненных задач. Работа по формированию читательских компетенций развивает творческую активность детей, создавая предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах.
Учитель начальных классов Доночкина Ольга Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к родительскому собранию «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»
Презентация к родительскому собранию . Схемы. Таблицы. Динамика достижений....
Родительское собрание в 3 классе по теме "Формирование читательских компетенций младших школьников"
Целью данного родительского собрания является: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение важной пробле...
советы родителям Формирование читательских компетенций младших школьников.docx
Формирование читательских компетенций младших школьников. Советы родителям. Копилка родительского опыта...
Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»
Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»...
Формирование читательской компетенции младших школьников
Федеральные государственные стандарты начального общего образования, в основе каторого лежит системно - деятельностный подход , предполагает воспитание и развитие личности, отвечающих требованияминфор...
Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения
Методическая статья из опыта работы...
Формирование читательских компетенций младших школьников
В материале представлены особенности и этапы формирования читательской компетентности учащихся начальной школы. Собраны памятки для уроков литературного чтения по работе с разными текстами....