Упражнения, направленные на коррекцию техники чтения
статья по чтению на тему
Упражнения, направленные на коррекцию техники чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_napravlennye_na_korrektsiyu_tehniki_chteniya.docx | 355.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 2»
Тайгинского городского округа
Упражнения, направленные на коррекцию техники чтения
Из опыта работы
учителя начальных классов
Михайловой А.М.
Уроки чтения в младших классах – это база, на которой строится всё обучение, это основа для дальнеёшего развития детей. Успешное усвоение всех учебных предметов возможно только на хорошей языковой базе. И первостепенную роль играет качество чтения.
Учащиеся с ОВЗ VIII вида испытывают большие трудности при изучении русского языка и чтения. По мнению ряда исследователей, психофизиологической основой трудностей чтения являются замедленный темп приёма и переработки зрительновоспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, замедленное протекание мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля. У учащихся, как правило, наблюдаются недостатки техники чтения: большое количество ошибок при чтении, отсюда затрудняется понимание смысла прочитанного, тормозится беглость и выразительность чтения. И зачастую у учащихся отсутсвует интерес к чтению.
Моя задача, как учителя начальных классов, не только научить детей читать, но и сформировать у них прочные навыки правильного, осознанного и выразительного чтения. И в первую очередь привить им интерес к чтению, к книге.
Совершенствование техники чтения осуществляю последовательно на каждом году обучения. В своей практике использую как традиционные, так и инновационные технологии развития техники чтения.
С первых дней обучения чтению первоклассников применяю технологии формирования навыка чтения Калининой И. Л. «Игробуквотека». Это методика обучения чтению, которая включает в себя огромное количество игрового материала, создаёт все условия для формирования у детей грамотного письма в дальнейшем.
В уроки чтения включаю упражнения: «Буквы спрятались», «Стилизованные буквы», «Покатаемся на горках», «Слоговые цепочки», «Слово закружилось», «Чтение столбиков, имеющих одинаковую концовку» и т.д..
Одним из эффективных приёмов является применение специальных упражнений по методике Кобзаревой Л. Г., направленных на коррекцию и развитие техники чтения.
1. Чтение слоговых таблиц:
- чтение слогов на определенный звук;
- дифференциация сходных слогов;
- чтение слогов по подобию с указанием и без указания гласного.
2. Чтение схем слов, чтение слов по подобию, дифференциация сходных слов.
3. Упражнения подстановочные:
- чтение слов с наращиванием;
- чтение слов, отличающихся одной буквой;
- чтение родственных слов, отличающихся одной морфемой;
- чтение слов, начинающихся с одной приставки, но имеющих разные корни и наоборот;
- чтение слова, в котором заменяется одна буква, изменяющая все его значение;
- чтение слов, начинающихся с одного и того же стечения согласных;
- чтение слов по догадке.
При обучении чтению целым словом и фразой использую упражнения по технологии Н. Б. Буракова. Это педагог-новатор, автор образовательных технологий по чтению. Он предложил новый подход к обучению чтению. Этот подход позволяет подключить все каналы восприятия информации, значительно ускоряет и облегчает обучение чтению « целым словом» и «целым предложением», а самое главное прививает интерес к чтению. Сам свои технологии он так и называет «интересосберегающими». Все его упражнения легко адаптируются по индивидуальный уровень развития и личные особенности детей.
Использование специльных упражнений по коррекции чтения от первого знакомства с буквой до чтения «целым слово и фразой» помогает мне как учителю избегать следующих ошибок при чтении:
1. неусвоение букв;
2. побуквенное чтение;
3. искажение звуко-слоговой структуры слова;
4. замену слов;
5. аграмматизмы;
6. нарушение понимания читаемого.
Приложение №1.
Упражнение по методике И. Л. Калининой.
Упражнения "Буквы спрятались".
Эти упражнения выполняются на 1-м этапе обучения чтению Мысленное представление недостающих элементов букв - это очень хороший вид тренировки, способствующий умственному развитию детей. Упражнения помогают ребенку хорошо запомнить графический облик букв, развивают произвольное внимание, зрительное восприятие, воображение.
Если ребенок не может справиться с заданием, предложите ему несколько печатных букв (например, пластмассовых), из которых он должен узнать ту, которая «спряталась». После выполнения задания буквы печатаются в клеточках.
Приложение № 2.
Упражнение по методике Н.Б.Буракова.
Приложение № 3.
Упражнения по методике Л.Г. Кобзаревой.
Упражнения «Слоговые схемы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проблемы чтения и письма. Игры и упражнения, направленные на коррекцию дисграфии и дислексии
Все чаще в наше время можно встретить детей с нарушением письменной речи (дисграфии и дислексии.) Родители недоумевают: «Почему мой ребенок пишет с ошибками?» А учителя пожимают плечами: «учите ...
"Упражнения, направленные на коррекцию и развитие техники чтения в начальных классах".
В докладе представлены технологии по развитию техники чтения в начальных классах школы VIII вида....
Упражнения, направленные на формирования навыка чтения
Как превратить скучное складывание слогов в слова в интересный, увлекательный и результативный процесс? Очень просто! Можно, например, читать слова наоборот или "по головам", можно по "ногам", "...
Кондранина "Чтение.Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения".1 класс
Развитие речи...
Игры и упражнения, направленные на коррекцию дисграфии и дислексии.
Буклет содержащий ряд игр, направленных на коррекцию дисграфии и дислексии....
Набор упражнений для скорочтения.Повышение техники чтения.
Набор упражнений для скорочтения. Повышение скорости чтения....
Игры и упражнения, направленные на коррекцию дисграфии и дислексии
Дислексия наиболее ярко начинает проявляться в младшей школе. В возрасте 7-8 лет ребенок не может справиться с освоением навыков чтения. Он путает слоги, медленно составляет слова и, даже если справля...