Конспект урока литературного чтения во 2 классе
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

УМК "Гармония"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:                Русская народная сказка «Заяц – хваста».

Цель:

Учить анализу художественного произведения.

         1. Образовательные: формировать у учащихся целостное представление об основной идее произведения, продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизировать «вдумчивое» чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; чтению по ролям, обеспечить осмысление новых слов и понятий «крестьянин», «кокорина», «гумно».

        2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; образное и логическое мышление;  развивать умение анализировать, обобщать.

       3. Воспитательные: привлечь внимание учащихся к главной идее сказки: хвастовство – порок человека, добро всегда добром возвращается, создать условия для воспитания храбрости, взаимопомощи

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока:

Учебник по литературному  чтению  для 2 класса «Любимые страницы» О. В. Кубасова  часть 2; компьютерная презентация; две шкатулки с толкованием слов, карточки, муляжи овощей.

Формируемые УУД:

Личностные: 1. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; 2. учебно-познавательные интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; 3. способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в  речи; 4. Соотносить результат действия с поставленной целью; 5. способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Регулятивные: 1. принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; 2. контролировать процесс и результаты деятельности; 3. адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Познавательные: 1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; 2. проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: 1. выражать в речи свои мысли и действия; 2. строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает; 3. задавать вопросы; 4. использовать речь для регуляции своего действия.

Ход урока                                 слайд 1

  1. Организационный момент.  
  2. Самоопределение (мотивация к деятельности)

Здравствуйте, ребятишки!

 Озорники и шалунишки!

Я- Заинька-Зайка

Из деревни «Сказка»

В гости вас к себе зову,

Сладким чаем угощу.

Жду в таинственном лесу,

Ну и сказку расскажу

Чтобы вы поторопились,

И в лесу не заблудились,

 Посылаю друзей  к вам-

         Непременно буду  сам.        

             

  1. Актуализация знаний и выведение темы урока

-На прошлом уроке литературного чтения мы читали рассказ Л.Н.Толстого «Зайцы». Ребята, что вы знаете о зайцах?

-Кто написал стихотворение «Про зайца»?

- О каком зайце идет речь в стихотворении Н.Рубцова? (о лесном)

        2. Конкурс чтецов.     

Чтение стихотворения Н.Рубцова «Про зайца» наизусть.    

-А сейчас найдём самого лучшего чтеца

 - Оцени себя! (Самооценка)

 -Какую оценку поставили бы вы, ребята? (взаимооценка).

             Выведение темы урока                  слайд 2

Л.Н.Толстой

Про зайца

стихотворение

Н. Рубцов

Зайцы

рассказ

Русский народ

Заяц-хваста

сказка

-Установите соответствие между словами трех столбиков.

– Исключите уже изученные произведения и сформулируйте тему урока.

Постановка учебной задачи.                                     Слайд 3

_-Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку «Заяц – хваста».

  1. Первичное чтение сказки учителем.

Проверка первичного восприятия текста.

-Понравилась сказка? Что понравилось?

 Физминутка.

Шевелим ушками.

Подвигаем хвостиком, ножками. Побежали. Еще раз.

  1. Чтение и анализ произведения

Подготовительные упражнения с . 51  «Читай внимательно»

  1. Словарная работа.

     Игра «Две шкатулки»                            слайд 4

Даны слова: гумно, крестьянин, кокорина.  Они записаны на карточках  в шкатулке. Учащимся необходимо подобрать правильное объяснение значения этих слов из другой шкатулки.

Крестьянин – сельский житель.

Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлеба.

Кокорина – нижняя часть хвойного дерева.

  1. Чтение произведения детьми.                                       Слайд 5

Учащиеся читают сказку по цепочке друг за другом.

  1. Анализ произведения.

-Где жил заяц? (в лесу)

- Почему зайцам приходилось ходить на гумно? (прочитайте)

     - Каким заяц предстает в начале сказки? (хвастливым)

     - Что однажды произошло с вороной? (прочитайте)

- Найдите ту часть сказки, которая относится к первой картинке. (Слайд 6) Прочитайте.                                

Приходит заяц к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот и начал им хвастать:  

- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи – я никого не боюсь.

 -Как её можно озаглавить?       «Заяц – хвастун» или «Заяц хвастается»   

- С какой интонацией надо читать слова зайца?   (3-4 ученика читают)

Анализ чтения уч-ся.

- Найдите ту часть сказки, которая относится ко второй картинке. (слайд 7)

Прочитайте.  

Зайцы и рассказали тётке вороне про эту хвасту. Тётка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

-Тётка ворона, я больше не буду хвастать!

-А как ты хвастал?

-А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи. Не зубы, а зубищи.

Вот она его маленько и потрепала:

-Больше не хвастай!

- Как нужно читать слова зайца? А слова вороны? (Заяц – испуганно, ворона – с укором, назидательно)

4. Игра «Радиотеатр». Несколько пар читают выразительно отрывок сказки. Анализ чтения.      

- Прочитайте третью часть сказки.

Раз сидела ворона на заборе, собаки её подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидели зайца, бросили ворону – да за ним, ворона опять на забор. А заяц от собак ушёл.

-Придумайте к ней  название, чтобы по нему было понятно, о чём в ней рассказывается.

-Какой рисунок нарисовали бы вы к 3 части сказки?        (Слайд 8)

- Как понимаете словосочетание?

1) «собаки ее подхватили» (подняли, уцепились в нее, укусили ее)

2) «давай мять» (давить, обижать, тискать)

- Изменилось отношение вороны к зайцу?

- Какие качества Зайца мы видим в конце сказки? (спасает ворону, идет на выручку).

- В чем главная мысль этого произведения? Найдите в тексте предложение,  раскрывающее основную идею сказки (последнее предложение).

- Подберите синонимы к слову храбрец. (сильный, отважный, мужественный)

Не зря пословица гласит: «Хвастун да врун одного поля ягоды».

- Какое качество в человеке высмеивает народ в этой сказке? (хвастовство)

А ещё в народе говорят, что хвастовство само себя наказывает.

Физкультминутка для глаз

5. Работа с пословицами.        Слайд 9

- На доске вы видите пословицы. Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?

«Кто хвастать любит, тот наказан будет»

Любишь кататься, люби и саночки возить»

Сам погибай, а товарища выручай.

Добро всегда добром возвращается

  1. Итог урока.

-На уроках литературного чтения мы прочитали три произведения о зайцах.

-Определите, цель какого произведения – вызвать добрые чувства к зайцу?

( Стихотворение Н. Рубцова «Про зайца».)

-Автор какого текста стремится передать нам знания о зайцах? (Л. Н. Толстой в рассказе «Зайцы».)

-Какое произведение – «добрым молодцам урок» - учит нас верному поведению? 

(Русская народная сказка «Заяц – хваста».)

  1. Рефлексия

Подведём итог нашей работы. Выскажите своё мнение о проделанной работе на уроке.

-Мне было интересно….

- Мне очень понравилось…

                                                     -Я затруднялся …

Дети угощают зайцев капустой, морковкой, яблоками.

-Можно и покормить зайчиков. Самооценка.

Домашняя работа:    с 51-52 читать выраз. по ролям, задание 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....