Урок литературного чтения во 2-м классе на тему «Л.Н. Толстой. Косточка» (Программа «Планета знаний)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Цели:
Образовательные: Познакомить с произведением Л.Н. Толстого «Косточка», биографией писателя. Продолжить учить воспринимать на слух художественное произведение, прогнозировать содержание произведения по иллюстрации и заголовку, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, выразительно и внимательно читать, определять жанр, находить в тексте строки, которые могут стать подписью к иллюстрации, придумывать вопросы к произведению; объяснить значение слова горница.
Развивающие: Продолжить учить организовывать своё рабочее место, формулировать тему, цель урока, осуществлять самопроверку и взаимопроверку на уроке, работать в парах и группах. Формировать умения работать с текстом. Развивать логическое мышление: внимание, память, анализ, синтез, воображение, творческие способности. Развивать речь и навыки чтения: понимание, осмысление, правильность, выразительность.
Воспитательные: Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. Воспитывать честность, чувство сопереживания;
Тип урока: Урок рефлексии.
Методическое сопровождение: Жёлтые листочки для рисования солнышка. Мультимедиа, презентация. Тексты, разрезанные на части для работы в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 71.5 КБ |
lev_nikolaevich_tolstoy.ppt | 1.66 МБ |
tezisy.doc | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2-м классе на тему «Л.Н. Толстой. Косточка» (Программа «Планета знаний)
Корчагина Г. А., учитель
учитель начальных классов
Цели:
Образовательные: Познакомить с произведением Л.Н. Толстого «Косточка», биографией писателя. Продолжить учить воспринимать на слух художественное произведение, прогнозировать содержание произведения по иллюстрации и заголовку, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, выразительно и внимательно читать, определять жанр, находить в тексте строки, которые могут стать подписью к иллюстрации, придумывать вопросы к произведению; объяснить значение слова горница.
Развивающие: Продолжить учить организовывать своё рабочее место, формулировать тему, цель урока, осуществлять самопроверку и взаимопроверку на уроке, работать в парах и группах. Формировать умения работать с текстом. Развивать логическое мышление: внимание, память, анализ, синтез, воображение, творческие способности. Развивать речь и навыки чтения: понимание, осмысление, правильность, выразительность.
Воспитательные: Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. Воспитывать честность, чувство сопереживания;
Тип урока: Урок рефлексии.
Методическое сопровождение: Жёлтые листочки для рисования солнышка. Мультимедиа, презентация. Тексты, разрезанные на части для работы в группах.
Структура урока
I. Оргмомент.
Эмоциональный настрой:
Учитель: Скажите, пожалуйста, какой объект неживой природы поднимает нам настроение? (Солнце)
Давайте нарисуем солнышко. Поднимите руки те, у кого хорошее настроение. Итак, мы начинаем урок с хорошего настроения! (Слайд 2)
II. Актуализация знаний.
На экране: «Мир освещается солнцем, а человек знанием». (Слайд 3)
Учитель: Как вы понимаете это высказывание?
Ученики: Человек, который много читает, получает много знаний. С этим человеком интересно общаться.
Учитель: Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с произведением Л.Н. Толстого.
III. Тема, цель урока.
На доске: Л.Н. Толстой …
Учитель: Отгадайте ребус, и вы узнаете название произведения. (Слайд 4)
Ученики: Мы познакомимся с произведением Л. Н. Толстого «Косточка» (Слайд 5)
Учитель: Скажите, пожалуйста, чему мы учимся на уроках литературного чтения? Ученики: Учимся работать с текстом.
Учитель: Какие умения мы приобретаем, работая с текстом?
Учитель с помощью учеников составляет на доске кластер:
Прогнозировать
Задавать вопросы
Подписывать иллюстрации
Слушать
Текст
Читать выразительно,
быстро
Объяснять значения слов,
выражений
по ролям
Определять
жанр
внимательно
Составлять план
Пересказывать
Анализировать
Учитель: На предыдущих уроках, работая с текстом, мы учились пересказывать и составлять план к произведению. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто научился задавать вопросы к тексту. Поднимите руки, кто испытывает в этом затруднение.
Учитель: Какую цель урока вы поставите перед собой?
Ученики: Учиться задавать вопросы к тексту (Слайд 6)
Учитель: Чтобы достичь поставленной цели, какие задачи перед собой поставите?
Ученики:
- Познакомиться с произведением
- Познакомиться с автором произведения
- Читать выразительно и внимательно (Слайд 7)
IV. Работа по теме урока.
- Знакомство с автором произведения.
Учитель: Некоторые люди помнят произведение, но не помнят автора. Как вы думаете, обязательно ли знать автора?
Ученики: Это невежливо по отношению к автору, который учит нас чему-либо, воспитывает и доставляет нам удовольствие.
Учитель: Давайте поближе познакомимся с писателем Л.Н. Толстым.
Выступление ученицы. Проект на тему: Л.Н. Толстой (Слайд 8-14)
Цель проекта: Познакомиться с писателем Л.Н.Толстым
Задачи:
- Найти информацию о писателе Л.Н. Толстом
- Познакомиться с произведениями писателя
- Подготовить сообщение для одноклассников
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в имении Ясная Поляна. В Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни.
По своему происхождению Лев Толстой принадлежал к дворянскому роду.
В семье Льва Николаевича было 7 человек: мать – Мария Николаевна, отец – Николай Ильич и три брата: Николай, Сергей, Дмитрий и сестра Мария.
Родители Льва Толстого рано умерли. Воспитывала детей дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская.
Первым произведением Льва Толстого была повесть «Детство», в которой описывались события из его жизни.
В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Толстой сам обучал ребят грамоте. В 1870-х годах он создал «Азбуку» и первоначальные книги для чтения.
Выводы: Произведения Льва Николаевича Толстого учат детей добрым и честным поступкам. Учат уважать старших и помогать им, учат жить в согласии. Учат быть дружными и не оставлять друга в беде. Учат оберегать своих домашних питомцев.
Литература:
1. Л.Н. Толстой. Детство
2. Л.Н. Толстой. Откуда взялся огонь
3. Л.Н. Толстой. Рассказы и басни
4. Л.Н. Толстой. Пошла Катя поутру
- Работа со словарём.
Словарная разминка:
Учитель: Объясните по словарю В. Даля и Ожегова значение слова ГОРНИЦА.
- Знакомство с произведением. Работа по учебнику.
Учитель: По заголовку и иллюстрации предположите, о чём этот текст?
Ученики: Текст о мальчике, который ел сливы. Возможно, он проглотил сливу с косточкой.
- Чтение текста учителем.
Учитель: Оправдались ли ваши предположения?
Ученики: Да.
Учитель: Как вы думаете, к какому жанру относится произведение?
Ученики: Быль.
Учитель: Некоторые из вас затрудняются задавать вопросы к тексту. Как вы думаете, почему?
Ученики: Невнимательно читаем текст.
- Самостоятельное чтение.
Учитель: Прочитайте текст внимательно. Подумайте, где в словах нужно поставить ударение, какие слова нужно выделить голосом, чтобы прочитать текст выразительно.
V. Физкультминутка.
- Анализ текста.
Учитель: Толстой написал, что Ваня «не удержался, схватил одну сливу и съел». Почему писатель сказал «схватил», а не взял»?
Ученики: Потому что он сделал это очень быстро. Ваня боялся, что его кто-нибудь заметит.
Учитель: Отвечая на вопрос отца, кто съел сливу, Ваня покраснел, как рак, и произнёс: «Нет, я не ел». А когда мальчик узнал, что тот, кто проглотит косточку, - умрёт, он побледнел. Почему в одном случае Ваня покраснел, а в другом – побледнел?
Ученики: В первом случае ему стало стыдно. В другом случае – страшно.
- Работа в паре (Слайд 15)
Учитель: Почему все засмеялись, а не рассердились? Обсудите с товарищем.
Ученики: Все засмеялись, потому что Ваня неожиданно признался. Им не жалко было сливу. Они лишь хотели научить Ваню говорить правду и слушаться взрослых.
- Работа в группе. Самоконтроль.
Учитель: Из скольких частей состоит произведение?
Ученики: Из пяти, потому что в тексте пять красных строк.
Учитель: Ваша задача расположить все части по порядку. Проверьте себя по учебнику.
Учитель: Какими строками из произведения можно подписать иллюстрацию?
Ученики: «Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел».
5. Развитие умения придумывать вопросы к тексту. Взаимоконтроль. Оценка.
Учитель: Что значит читать выразительно?
Ученики: Соблюдать паузы после знаков препинания, выделять голосом слова, менять интонацию, правильно ставить ударение в словах, читать громко.
Учитель: Что значит читать внимательно?
Ученики: Читать без ошибок, понимать текст.
- Выразительное и внимательное чтение текста учениками.
Учитель: Давайте попробуем прочитать текст выразительно и внимательно.
Несколько учеников выразительно читают текст по частям, другие – оценивают их выразительное и внимательное чтение. По ходу чтения ученики задают и отвечают на вопросы к тексту.
Учитель: Какие вопросы можно задать к тексту?
Приблизительные вопросы:
- Кто купил сливы? (Мать)
- Когда мать хотела дать детям сливы? (После обеда)
- Как зовут мальчика? (Ваня)
- Что делал Ваня у стола? (Ходил мимо слив. Нюхал сливы)
- Почему мальчик нюхал сливы? (Он их никогда не ел. Ему хотелось узнать, как они пахнут).
- Сколько слив съел Ваня? (Одну)
- Что значит слово: горница? (Комната)
- Что сделала мать перед обедом? (Сочла сливы)
- Что спросил отец за обедом? («А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?»)
- Что ответил Ваня на вопрос отца? («Нет, я не ел»)
- Как папа заставил мальчика признаться? (Он сказал, что, если кто не умеет есть сливы и проглотит косточку, то через день умрёт)
- Почему Ваня заплакал? (Он испугался. Ещё ему было стыдно, что он сказал неправду)
VI. Итог урока (Слайд 16-17)
Учитель: С каким произведением мы познакомились? Чему учит Л. Толстой в этом произведении? Какие задачи мы поставили в начале урока? Как вы считаете, добились ли мы поставленной цели? Поднимите руки те, кто считает, что он умеет задавать вопросы к тексту.
VII. Дифференцированное домашнее задание (Слайд 18)
Учитель: Поднимите руки те ученики, кто желает на следующем уроке подготовить выразительное чтение этого произведения? А кто желает приготовить пересказ этого произведения? Нарисовать иллюстрацию к тексту?
- Пересказ
- Выразительное чтение
- Иллюстрация
VIII. Рефлексия. Самооценка.
Учитель: Закончите предложения (Слайд 19)
На уроке я:
- узнал ...
- понял ...
- учился ...
- научился ...
- выяснил ...
- лучше всего на уроке у меня получилось ...
- основные трудности у меня были с ...
- сам себе желаю ...
- я обнаружил, что ...
- я был удивлен тем, что …
Учитель: Мне бы очень хотелось узнать, какое у вас сейчас настроение. Нарисуйте, пожалуйста, на солнышке глазки и улыбку, если у вас хорошее настроение.
Солнышки вывешиваются на доску.
Учитель: Спасибо за урок! (Слайд 20) Предлагаю вам оценить свою работу на уроке самостоятельно и поставить отметку в дневник.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мир освещается солнцем, а человек знанием»
Тема: Лев Николаевич Толстой «Косточка»
Цель: Учиться задавать вопросы к тексту
Задачи: 1. Познакомиться с произведением писателя 2. Познакомиться с автором произведения 3. Читать выразительно и внимательно
Тема проекта: Л. Н. Толстой
Цель проекта: Познакомиться с писателем Л.Н.Толстым
Задачи: 1. Найти информацию о писателе Л.Н. Толстом 2. Познакомиться с произведениями писателя 3. Подготовить сообщение для одноклассников
Л.Н. Толстой родился 28 августа 1828 года в имении Ясная поляна. В ясной поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Лев Толстой принадлежал к дворянскому роду. В семье Льва Николаевича было 7 человек: мать – Мария Николаевна, отец – Николай Ильич, три брата: Николай, Сергей, Дмитрий и сестра Мария.
Родители Льва Толстого рано умерли. Воспитывала детей дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Первым произведением Льва Толстого была повесть «Детство», в которой описывались события из его жизни. В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Толстой сам обучал ребят грамоте. В 1870-х годах он создал «Азбуку» и первоначальные книги для чтения.
Выводы: Произведения Льва Николаевича Толстого учат детей добрым и честным поступкам. Учат уважать старших и помогать им, учат жить в согласии. Учат быть дружными и не оставлять друга в беде. Учат оберегать своих домашних питомцев.
Литература: 1. Л.Н. Толстой. « Детство» 2. Л.Н. Толстой. «Откуда взялся огонь» 3. Л.Н. Толстой. « Рассказы и басни» 4. Л.Н. Толстой. « Пошла Катя поутру»
Почему все засмеялись, а не рассердились?
Задачи: 1. Познакомиться с произведением писателя 2. Познакомиться с автором произведения 3. Читать выразительно и внимательно
Цель: Учиться задавать вопросы к тексту
Домашнее задание: Пересказ Выразительное чтение Иллюстрация
Рефлексия На уроке я: - узнал ... - понял ... - учился ... - научился ... - выяснил ... - лучше всего на уроке у меня получилось ... - основные трудности у меня были с ... - сам себе желаю ... - я обнаружил, что ... - я был удивлен тем, что ...
Спасибо за урок !
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2-м классе на тему «Л.Н. Толстой. Косточка» (по программе «Планета знаний)
Корчагина Г.А., учитель начальных классов, МБОУ «СОШ№2», г. Олёкминск, Республика Саха (Якутия)
Одной из главных задач на данном уроке является формирование универсальных учебных действий. Урок развивает устную и письменную речь, внимание, логическое мышление, творческие и коммуникативные способности, умение формулировать тему и цель урока, осуществлять самопроверку и взаимопроверку на уроке, работать в паре и группе, подводить итог урока, выражать своё отношение к результатам своей работы. Все этапы урока логически связаны между собой, что позволяет учителю добиться поставленных целей.
На уроке применяются активные методы обучения: проблемный метод, метод проектов, рефлексийный метод «Кластер». Использоуются ИКТ технологии, здоровьесберегающие и игровые технологии, технологии дифференцированного и проблемно-диалогического обучения.
Формы и методы позволили реализовать деятельностный подход в обучении, мыслительную активность и устойчивый интерес обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики с презентацией в 4 класс по теме "Умножение на двузначное число" УМК "Планета знаний".
На уроке изучается новая тема "Умножение на двузначное число" Вся работа на уроке разработана для работы с мобильным классом. В конспекте так же представлена красочная презентация. Дети на уроке ис...
Диагностическая работа по математике в 1 классе по теме "Счет в пределах 10" (УМК "Планета знаний")
Материал может быть использован на уроке математике в 1 классе для проверки умения считать в пределах 10 и работать со схемами. В работе предусмотрены задания как базового уровня. так и повышенной сло...
Урок - конспект по окружающему миру, 1 класс тема "Полна природа удивленья" по программе "Планета знаний"
Урок по окружающему миру в 1 классе по программе " Планета знаний" ,тема " Полна природа удивленья"...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Водные объекты и человек" УМК Планета знаний
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Водные объекты и человек" + презентация...
Урок по окружающему миру во 2 классе "Исследование глубин морей и океанов" по программе "Планета Знаний".
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.Элементы содержания: Продолжить формирование представлений о познаваемости мира методами научного познания.Цель: создать условия для формирования предст...
Мастер-класс на тему "Вода-растворитель" по материалам УМК "Планета знаний", 3 класс
В данном мастер - классе предлагается проведение урока- исследования в 3 классе по УМК "Планета знаний" на тему "Вода-растворитель". Рассматривается способ организации урока- исследования, прием...
Презентация к уроку внеклассного чтения в 4-ом классе по теме : «Л.Н.Толстой – граф, учитель, военный, великий писатель».
Применение ИКТ в данном уроке актуально и значимо, так как:· способствует развитию у обучающихся эффективных функций и психологических процессов;·...