Урок по чтению "Г. Ладонщиков «Наши друзья».Г. Харлампьев «Жадная сорока»"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Французова Галина Васильевна

Урок по чтению в классе-комплекте на тему "Г. Ладонщиков «Наши  друзья». Г. Харлампьев «Жадная  сорока»."  для 2-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_chteniya.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:         Г. Ладонщиков «Наши  друзья».

                  Г. Харлампьев «Жадная  сорока».

Цель:       1. Познакомить учащихся с произведениями:

                   Г. Ладонщиков «Наши  друзья».

                  Г. Харлампьев «Жадная  сорока».

Задачи:     1. Вырабатывать у   учащихся  навыки  правильного, осознанного, выразительного  чтения.

                 2. Развивать устную речь, слуховую память  на  основе  упражнений  в  запоминании, коррекцию мышления, развивать зрительно – слуховое восприятие, образное  представление  на  основе  чтения текста, стихотворений.

                3. Воспитывать  положительную  мотивацию  к  учению, чуткое  отношение  к  птицам.

                4. Продолжить  знакомство с  зимующими  птицами  (сорока, снегирь, синица, воробей) и  их  трудностями  зимой.

Оборудование:    1. Схемы – опоры на доске.

                              2.Грамзапись « Пение зимующих птиц».

                             3. Предметные картинки зимующих птиц.

                             4. Сообщения об авторах: Г. Ладонщикове, Г. Харлампьеве.

                             5. Словарная работа.

                             6. Конверты с разрезанными птичками для самостоятельной работы.

                             7. Кроссворд.

                             8. Выставление книг.

                             9. Сценка « Разговор клеста и синички».

                           10. Запись стихотворения на доске.

                           11. Кормушки, сделанные родителями.

                           12. Памятки « Чем кормить птиц зимой».

                          13. Игра « Узнай птицу».

                                            (Слайд 1)

                                             

                                         Ход урока.

  1. Организационный  момент.
  1.  Здравствуйте, ребята.  Давайте  улыбнемся  друг другу. Я рада вновь видеть вас, ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.
  2. Рапорт.

Сегодня двадцать седьмое февраля, пятница. Последний месяц лютой зимы.

  1. Проверка домашнего задания.

    Максим дома читал стихотворение « Подарки зимы».

Вика, Кирилл и Илья читали рассказ  Николай Сладкова « Зимние запасы».

Сейчас я проверю, как 2 класс внимательно читали домашний текст.

Вспомните  текст и подберите к данным именам существительным глаголы и поставьте  соответствие.

Дети: Кирилл и Илья работают на доске.

            Вика – пересказывает.

            Максим – выразительно прочитает домашнее стихотворение.

 

Белка                         собирает

Бурундук                  прячет

Крыса                        сушит

Заяц                           спрашивает

Медведь                   отвечает

                             

                                 (Слайд 2)

Вывод:  Из рассказа « Зимний запас», «Подарки зимы» вы узнали о подарках зимы, узнали, как животные запасают себе корм на зиму.

   А вот какие же птицы находят себе корм зимой, мы узнаем сегодня на уроке из рассказов.

                                 

                                      (Слайд 3)

                             

                  Г. Ладонщиков «Наши  друзья».

                  Г. Харлампьев «Жадная  сорока».

  1. Работа  над  новой  темой.    
  1. Ребята, я предложу  вам  отправиться заочно на экскурсию в зимний лес и посмотреть, какие птицы остались зимовать с вами.

На зелёных лапках елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И, кажется, нет никого по всему лесу. Но если прислушаться, то можно услышать пение птиц. Это поют птички, которые остались зимовать.

    А сейчас  внимательно слушаем пение птиц.

                            ( Слайд 4)

      (В это время Максим самостоятельно читает 1 часть).

- Каких птичек вы услышали? ( синичка, снегирь, воробей, дятел).

Сегодня на уроке мы с вами встретимся с этими птичками в

стихотворении и рассказе.

  1. Рассказ об авторе.              (Слайд 5 )

Георгий Афанасьевич Ладонщиков родился почти 100 лет назад в деревне Каменка Смоленской губернии в крестьянской семье. С раннего детства он помогал старшим в заботах по дому, трудился в поле, рано лишился отца. Уже с 8 лет нянчился с племянниками. Его талант проявлялся уже в раннем детстве, играл на гармошке, сочинял частушки. Все детство Георгий Афанасьевич жил и трудился в сельской местности, поэтому стихи у него были о природе, животных, птицах.

  1. Чтение учителем стихотворения наизусть « Наши друзья».

- Понравилось вам стихотворение?

- Кого автор называет друзьями?

- Почему?

Они уничтожают вредных насекомых.

А ещё птицы украшают нашу жизнь своими песнями, своими звонкими голосами.

-  Как дети заботятся о птицах?

- Найдите в стихотворении строчки, где говорится какие птицы прилетают к кормушке?

- А как вы думаете, чем отличаются перелётные птицы от зимующих?

                               ( Слайд 6)

Перелётные птицы – это птицы, которые питаются насекомыми и поэтому улетают в тёплые края.

Зимующие  птицы – Это те птицы, которые питаются семенами, ягодами, хлебными крошками, могут найти себе корм в зимний период.

  1. Физкультминутка.

Все дети встают. Продолжаем экскурсию к перелётным и зимующим птицам.

Перелётные – машут руками.

Зимующие – приседают.

( Ласточки, снегири, журавли, соловьи, синички, скворцы, воробьи,

дятлы, сороки, вороны, лебеди).

  1. Работа над новой темой с 4 классом.

                              ( Слайд 7).

2 класс.   Проныра – быстрые, проворные, стремительные, чтобы не остаться голодными, быстрее, мгновенно хватают корм.

4 класс.  Пробуравил – сделал дырку.

                Ефрейтор – воинское звание.

                Опешил – растерялся от удивления.

                Сопка – небольшая гора.

  1. 2 класс читает стихотворение 2 раза и отвечает на вопросы.

     Загадка для Максима:

            Непоседа пёстрая,

          Птица длиннохвостая

           Птица говорливая, самая болтливая.

                                    ( Сорока ).

Сороки очень сообразительны, наблюдательны и любопытны. Они издают разные сигналы. Для обитателей леса эти сигналы означают близость хищника или человека. Поэтому поговорка о том « что сорока известие на хвосте принесла» вполне справедливо.

  1. Чтение 1 части Максимом.  ( пока я работаю с Максимом )

2 класс: даю конверт с птичками разрезанными, они их складывают и составляют 2 - 3 предложения, используя  как  можно больше прилагательных.

Максим,

            - Для чего человек соорудил птичий столик?

            - Найди в тексте, что человек был отзывчивым, внимательным к птицам.

           - Подбери  заголовок к этой части рассказа ( гости на кормушке, непрошенная гостья).

Теперь я работаю  со 2 классом.

  Максиму даю конверт с разрезанной птичкой.

- Какие красивые птички у вас получились.

Давайте ещё раз прочитаем стихотворение по цепочке ( работа над выразительностью).

- Какие птицы прилетают к кормушке?

- Чем ребята кормили прилетевших птиц?

- Ребята, а у кого висят кормушки?

- Кто их сделал?

- Какие птицы прилетают к вам?

  1. Закрепление пройденного материала.

Итак, продолжаем экскурсию, выходим из леса на поляну и проводим викторину.          

                           ( Слайд 8).

 

                     « Знаешь ли ты зимующих птиц».

Нос  - как топор,

Хвост – как упор.

                     ( Дятел )

- А кто из вас знает, как эту птичку ещё называют и почему?

( Санитаром или лесным доктором).

Он своим клювом – молоточком выдалбливает дупло для птиц, в них зимой от морозов и вьюг могут спрятаться многие птицы. Дятел достаёт из – под коры вредителей.

                         Чернокрылый, красногрудый

                         И зимой найдёт приют:

                         Не боится он простуды

                         С первым снегом

                          Тут – как тут.

                                         ( Снегирь).

Вика:                 Озорной мальчишка,

                           В сером армячишке,

                           По двору шныряет крохи собирает.

                                                        ( Воробей).

- А кто из вас знает, почему так птичка называется?

 Есть такое предположение, что воробей – сложилось из 2 слов: вора бей. Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах и в поле воробьи обклевывали  спелые семена подсолнуха. По воробьям можно узнавать температуру. Если воробьи гладенькие, то тепло на дворе, а если взъерошенные будто надутые – значит будет мороз.

 

Кирилл:       Всю ночь летает – мышей добывает

                     А станет светло – спать летит в дупло.

                                                            ( Сова).

Илья:           Спинкою зеленовата,

                  Животиком – желтовата.

                                             ( Синичка).

Максим:    Только я из птиц признаться,

                    В зной, морозы и пургу

                    По стволу передвигаться

                   Головою вниз могу

                                          ( Поползень).

          МОЛОДЦЫ !

  1. Физкультминутка.

« Угадай по звуку птиц».

Кар – кар    ( Ворона ).

Чирик – чирик  ( Воробей ).

Ча – ча – ча   ( Сорока ).

Свири – свир ( Свиристель).

Рюм – рюм ( Снегирь ).

Синь – синь – синь ( Синицы ).

  1.  Разгадывание  кроссворда.

Вы загадывали загадки – А теперь

Будем разгадывать кроссворд

Вы будете описывать птичку и все вместе по описанию угадывать её.

Вика : Спинка зеленовата,

           Животик желтоватый,

           Черненькая шапочка           ( Синичка ).

Кирилл:  Серая , черная

                 Хитрая , проворная       ( Ворона ).

Максим :  Единственная птичка наших лесов

                  Которая живет на ели

                  И выводит птенцов в феврале    ( Хлест ).

Илья :       Хитрая , пестрая

                 Длиннохвостая         ( Сорока ).

Зима – особенно трудный период в жизни птиц , которые остаются зимовать в наших краях и помочь им должны все люди , ведь из 10 синиц до весны доживут только 1 – 2 , а остальные погибнут от холода.

  1. Экскурсия в читальный зал в библиотеку.

- Что такое читальный зал ?

( Сначала читаю я , а потом дети ).

                        ( Слайд  9).

Покормите птиц зимой !

Пусть со всех концов

К вам слетятся , как домой

Стайки на крыльцо .

Не богаты их корма

Горсть одна нужна ,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

- Найдите слово с безударными гласными.

  1.  Итак ! Продолжаем экскурсию из библиотеки

В Дом Культуры

Здесь вам маленькие артисты покажут сценку

« Разговор клеста и синички ».

( На голове шапочки с изображением этих птиц ).

Ребята , я вам уже говорила , что  клёст – зимующая птица , но она отличается от всех зимовщиков. А чем вы сейчас узнаете.

Синичка: Ты, клёст, чего визжишь,

                  Обидели тебя, что ли ?

Клёст :     Да нет, Синичка, это я радуюсь.

Синичка :  Нашел время радоваться …

Клёст :       Как раз самое время радоваться

                   У меня в гнезде птички вывелись

                   До чего милые, до чего хорошие.

Синичка :   В такой – то мороз !

                    Да они живыми не останутся.

Клёст :        Ещё как будут жить -  поживать !

                     Я им еловых семечек натаскаю ,

                     А мать Клестиха греет их вроде печки

                     Им тепло и сытно, а от моей песенки весело.

- Чем отличается клёст от других зимующих птиц ?  

               ( выводит птенцов ).

- А почему он выводит птенцов зимой ?

            ( в это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться ).

  1. Физкультминутка.

А теперь я проверю какие вы внимательные. Если я ошибусь , вы должны встать и помахать руками, как птички крыльями.

         Прилетели птицы :

         Голуби , синицы

         Аисты , вороны

         Галки , макароны

        Прилетели птицы :

        Голуби , синицы

        Мухи и стрижи

        Белки и ежи

        Прилетели птицы :

         Голуби , синицы

        Чибисы , чижи

         Галки и стрижи

       Комары , кукушки

       Даже совы – сплюшки ,

       Лебеди и утки

       И спасибо шутке.

Максим загадывает загадку.

Здесь и гам , и птичье пенье

Здесь есть даже угощенье :

Крошки хлеба и пшена

Отгадайте , что это ?

          ( кормушка ).

                              ( Слайд  10).

- Как помочь птицам зимой ?

Февраль  - самый трудный для птиц месяц. Месяц лютого холода и голода.

Мы можем устраивать для птиц маленькие бесплатные столовые во дворах и прямо у себя на балконах. Можем вывешивать из окна кусочки хлеба на ниточке или устанавливать во дворе кормушки с зерном и хлебом.

- Воробьи, сороки, снегири  целыми стайками будут с радостью посещать их.

                      2 раза ( виды кормушек)

А сейчас вы все вместе составите памятку : «Чем можно кормить птиц зимой» .      ( 1 раз ).

- пшено, просо ,овёс, пшеница, семена подсолнечника ( нежареные), сало, мясо ( нежирное, не солёное ), сушеная рябина, боярышник, шишки, орехи.

Кормление птиц – дело не только важное , но и ответственное. Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать её самим. Сегодня вы принесли кормушки, которые сделали со своими родителями.

                                     

                                     Молодцы !        

Важно выбрать такое место, чтобы оно было недоступно для кошек и закрыто от ветра .   После урока мы оденемся и пойдем на улицу. Там мы и повесим кормушки, насыплем корм и будем ежедневно во время прогулки, подкармливать наших друзей.

Регулярно, кормя птиц, мы не только помогаем им выжить, мы сами становимся лучше , добрее, счастливее ! Берегите их .

              (стихотворение).  ( Слайд 11).

  1. Творческая работа .

Возвращаемся в картинную галерею. Перед вами картины.

Кто лучше составит рассказ.

  1. Обобщение.

Наша экскурсия подходит к концу.  Ребята, вы сегодня все молодцы, активно работали, выполняли все задания, отвечали полным ответом. За урок всем поставлю «5».

  1. Рефлексия.

      (Слайд 12): Спасибо за внимание!

  1. Домашние задание.

Вика – прочитает выразительно загадки.

Кирилл – прочитает.

Максим – прочитает рассказ и озаглавит его.

Илья – прочитает стихотворение и нарисует рисунок.

       

                     

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок для 2 класса по теме "Спор на скворечне" Ладонщиков.

открытый урок 2 класс по теме "Спор на скворечне". Ладонщиков...

Г. Ладонщиков «Спор на скворечне»

Тема: Г. Ладонщиков «Спор на скворечне»Тип урока: Урок изучения нового материала.Образовательные задачи:- познакомить с произведением Г. Ладонщиков «Спор на скворечне»-развития познавательных интересо...

Урок чтения и развития устной речи Н. Ладонщиков "Не клюёт"

Урок чтения и развития речи в 3 классе в коррекционной школе....

Презентация Н. Ладонщиков "Не клюёт".

Презентация к уроку чтения и развития речи в 3 классе в коррекционной школе....

Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине». Выразительное чтение стихотворения как интерпретация авторского замысла

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс ОС "Гармония" на тему: Ладонщиков "Скворец на чужбине"...