Урок по чтению "Г. Ладонщиков «Наши друзья».Г. Харлампьев «Жадная сорока»"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок по чтению в классе-комплекте на тему "Г. Ладонщиков «Наши друзья». Г. Харлампьев «Жадная сорока»." для 2-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_chteniya.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Г. Ладонщиков «Наши друзья».
Г. Харлампьев «Жадная сорока».
Цель: 1. Познакомить учащихся с произведениями:
Г. Ладонщиков «Наши друзья».
Г. Харлампьев «Жадная сорока».
Задачи: 1. Вырабатывать у учащихся навыки правильного, осознанного, выразительного чтения.
2. Развивать устную речь, слуховую память на основе упражнений в запоминании, коррекцию мышления, развивать зрительно – слуховое восприятие, образное представление на основе чтения текста, стихотворений.
3. Воспитывать положительную мотивацию к учению, чуткое отношение к птицам.
4. Продолжить знакомство с зимующими птицами (сорока, снегирь, синица, воробей) и их трудностями зимой.
Оборудование: 1. Схемы – опоры на доске.
2.Грамзапись « Пение зимующих птиц».
3. Предметные картинки зимующих птиц.
4. Сообщения об авторах: Г. Ладонщикове, Г. Харлампьеве.
5. Словарная работа.
6. Конверты с разрезанными птичками для самостоятельной работы.
7. Кроссворд.
8. Выставление книг.
9. Сценка « Разговор клеста и синички».
10. Запись стихотворения на доске.
11. Кормушки, сделанные родителями.
12. Памятки « Чем кормить птиц зимой».
13. Игра « Узнай птицу».
(Слайд 1)
Ход урока.
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть вас, ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.
- Рапорт.
Сегодня двадцать седьмое февраля, пятница. Последний месяц лютой зимы.
- Проверка домашнего задания.
Максим дома читал стихотворение « Подарки зимы».
Вика, Кирилл и Илья читали рассказ Николай Сладкова « Зимние запасы».
Сейчас я проверю, как 2 класс внимательно читали домашний текст.
Вспомните текст и подберите к данным именам существительным глаголы и поставьте соответствие.
Дети: Кирилл и Илья работают на доске.
Вика – пересказывает.
Максим – выразительно прочитает домашнее стихотворение.
Белка собирает
Бурундук прячет
Крыса сушит
Заяц спрашивает
Медведь отвечает
(Слайд 2)
Вывод: Из рассказа « Зимний запас», «Подарки зимы» вы узнали о подарках зимы, узнали, как животные запасают себе корм на зиму.
А вот какие же птицы находят себе корм зимой, мы узнаем сегодня на уроке из рассказов.
(Слайд 3)
Г. Ладонщиков «Наши друзья».
Г. Харлампьев «Жадная сорока».
- Работа над новой темой.
- Ребята, я предложу вам отправиться заочно на экскурсию в зимний лес и посмотреть, какие птицы остались зимовать с вами.
На зелёных лапках елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И, кажется, нет никого по всему лесу. Но если прислушаться, то можно услышать пение птиц. Это поют птички, которые остались зимовать.
А сейчас внимательно слушаем пение птиц.
( Слайд 4)
(В это время Максим самостоятельно читает 1 часть).
- Каких птичек вы услышали? ( синичка, снегирь, воробей, дятел).
Сегодня на уроке мы с вами встретимся с этими птичками в
стихотворении и рассказе.
- Рассказ об авторе. (Слайд 5 )
Георгий Афанасьевич Ладонщиков родился почти 100 лет назад в деревне Каменка Смоленской губернии в крестьянской семье. С раннего детства он помогал старшим в заботах по дому, трудился в поле, рано лишился отца. Уже с 8 лет нянчился с племянниками. Его талант проявлялся уже в раннем детстве, играл на гармошке, сочинял частушки. Все детство Георгий Афанасьевич жил и трудился в сельской местности, поэтому стихи у него были о природе, животных, птицах.
- Чтение учителем стихотворения наизусть « Наши друзья».
- Понравилось вам стихотворение?
- Кого автор называет друзьями?
- Почему?
Они уничтожают вредных насекомых.
А ещё птицы украшают нашу жизнь своими песнями, своими звонкими голосами.
- Как дети заботятся о птицах?
- Найдите в стихотворении строчки, где говорится какие птицы прилетают к кормушке?
- А как вы думаете, чем отличаются перелётные птицы от зимующих?
( Слайд 6)
Перелётные птицы – это птицы, которые питаются насекомыми и поэтому улетают в тёплые края.
Зимующие птицы – Это те птицы, которые питаются семенами, ягодами, хлебными крошками, могут найти себе корм в зимний период.
- Физкультминутка.
Все дети встают. Продолжаем экскурсию к перелётным и зимующим птицам.
Перелётные – машут руками.
Зимующие – приседают.
( Ласточки, снегири, журавли, соловьи, синички, скворцы, воробьи,
дятлы, сороки, вороны, лебеди).
- Работа над новой темой с 4 классом.
( Слайд 7).
2 класс. Проныра – быстрые, проворные, стремительные, чтобы не остаться голодными, быстрее, мгновенно хватают корм.
4 класс. Пробуравил – сделал дырку.
Ефрейтор – воинское звание.
Опешил – растерялся от удивления.
Сопка – небольшая гора.
- 2 класс читает стихотворение 2 раза и отвечает на вопросы.
Загадка для Максима:
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая
Птица говорливая, самая болтливая.
( Сорока ).
Сороки очень сообразительны, наблюдательны и любопытны. Они издают разные сигналы. Для обитателей леса эти сигналы означают близость хищника или человека. Поэтому поговорка о том « что сорока известие на хвосте принесла» вполне справедливо.
- Чтение 1 части Максимом. ( пока я работаю с Максимом )
2 класс: даю конверт с птичками разрезанными, они их складывают и составляют 2 - 3 предложения, используя как можно больше прилагательных.
Максим,
- Для чего человек соорудил птичий столик?
- Найди в тексте, что человек был отзывчивым, внимательным к птицам.
- Подбери заголовок к этой части рассказа ( гости на кормушке, непрошенная гостья).
Теперь я работаю со 2 классом.
Максиму даю конверт с разрезанной птичкой.
- Какие красивые птички у вас получились.
Давайте ещё раз прочитаем стихотворение по цепочке ( работа над выразительностью).
- Какие птицы прилетают к кормушке?
- Чем ребята кормили прилетевших птиц?
- Ребята, а у кого висят кормушки?
- Кто их сделал?
- Какие птицы прилетают к вам?
- Закрепление пройденного материала.
Итак, продолжаем экскурсию, выходим из леса на поляну и проводим викторину.
( Слайд 8).
« Знаешь ли ты зимующих птиц».
Нос - как топор,
Хвост – как упор.
( Дятел )
- А кто из вас знает, как эту птичку ещё называют и почему?
( Санитаром или лесным доктором).
Он своим клювом – молоточком выдалбливает дупло для птиц, в них зимой от морозов и вьюг могут спрятаться многие птицы. Дятел достаёт из – под коры вредителей.
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды
С первым снегом
Тут – как тут.
( Снегирь).
Вика: Озорной мальчишка,
В сером армячишке,
По двору шныряет крохи собирает.
( Воробей).
- А кто из вас знает, почему так птичка называется?
Есть такое предположение, что воробей – сложилось из 2 слов: вора бей. Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах и в поле воробьи обклевывали спелые семена подсолнуха. По воробьям можно узнавать температуру. Если воробьи гладенькие, то тепло на дворе, а если взъерошенные будто надутые – значит будет мороз.
Кирилл: Всю ночь летает – мышей добывает
А станет светло – спать летит в дупло.
( Сова).
Илья: Спинкою зеленовата,
Животиком – желтовата.
( Синичка).
Максим: Только я из птиц признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу
( Поползень).
МОЛОДЦЫ !
- Физкультминутка.
« Угадай по звуку птиц».
Кар – кар ( Ворона ).
Чирик – чирик ( Воробей ).
Ча – ча – ча ( Сорока ).
Свири – свир ( Свиристель).
Рюм – рюм ( Снегирь ).
Синь – синь – синь ( Синицы ).
- Разгадывание кроссворда.
Вы загадывали загадки – А теперь
Будем разгадывать кроссворд
Вы будете описывать птичку и все вместе по описанию угадывать её.
Вика : Спинка зеленовата,
Животик желтоватый,
Черненькая шапочка ( Синичка ).
Кирилл: Серая , черная
Хитрая , проворная ( Ворона ).
Максим : Единственная птичка наших лесов
Которая живет на ели
И выводит птенцов в феврале ( Хлест ).
Илья : Хитрая , пестрая
Длиннохвостая ( Сорока ).
Зима – особенно трудный период в жизни птиц , которые остаются зимовать в наших краях и помочь им должны все люди , ведь из 10 синиц до весны доживут только 1 – 2 , а остальные погибнут от холода.
- Экскурсия в читальный зал в библиотеку.
- Что такое читальный зал ?
( Сначала читаю я , а потом дети ).
( Слайд 9).
Покормите птиц зимой !
Пусть со всех концов
К вам слетятся , как домой
Стайки на крыльцо .
Не богаты их корма
Горсть одна нужна ,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
- Найдите слово с безударными гласными.
- Итак ! Продолжаем экскурсию из библиотеки
В Дом Культуры
Здесь вам маленькие артисты покажут сценку
« Разговор клеста и синички ».
( На голове шапочки с изображением этих птиц ).
Ребята , я вам уже говорила , что клёст – зимующая птица , но она отличается от всех зимовщиков. А чем вы сейчас узнаете.
Синичка: Ты, клёст, чего визжишь,
Обидели тебя, что ли ?
Клёст : Да нет, Синичка, это я радуюсь.
Синичка : Нашел время радоваться …
Клёст : Как раз самое время радоваться
У меня в гнезде птички вывелись
До чего милые, до чего хорошие.
Синичка : В такой – то мороз !
Да они живыми не останутся.
Клёст : Ещё как будут жить - поживать !
Я им еловых семечек натаскаю ,
А мать Клестиха греет их вроде печки
Им тепло и сытно, а от моей песенки весело.
- Чем отличается клёст от других зимующих птиц ?
( выводит птенцов ).
- А почему он выводит птенцов зимой ?
( в это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться ).
- Физкультминутка.
А теперь я проверю какие вы внимательные. Если я ошибусь , вы должны встать и помахать руками, как птички крыльями.
Прилетели птицы :
Голуби , синицы
Аисты , вороны
Галки , макароны
Прилетели птицы :
Голуби , синицы
Мухи и стрижи
Белки и ежи
Прилетели птицы :
Голуби , синицы
Чибисы , чижи
Галки и стрижи
Комары , кукушки
Даже совы – сплюшки ,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.
Максим загадывает загадку.
Здесь и гам , и птичье пенье
Здесь есть даже угощенье :
Крошки хлеба и пшена
Отгадайте , что это ?
( кормушка ).
( Слайд 10).
- Как помочь птицам зимой ?
Февраль - самый трудный для птиц месяц. Месяц лютого холода и голода.
Мы можем устраивать для птиц маленькие бесплатные столовые во дворах и прямо у себя на балконах. Можем вывешивать из окна кусочки хлеба на ниточке или устанавливать во дворе кормушки с зерном и хлебом.
- Воробьи, сороки, снегири целыми стайками будут с радостью посещать их.
2 раза ( виды кормушек)
А сейчас вы все вместе составите памятку : «Чем можно кормить птиц зимой» . ( 1 раз ).
- пшено, просо ,овёс, пшеница, семена подсолнечника ( нежареные), сало, мясо ( нежирное, не солёное ), сушеная рябина, боярышник, шишки, орехи.
Кормление птиц – дело не только важное , но и ответственное. Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать её самим. Сегодня вы принесли кормушки, которые сделали со своими родителями.
Молодцы !
Важно выбрать такое место, чтобы оно было недоступно для кошек и закрыто от ветра . После урока мы оденемся и пойдем на улицу. Там мы и повесим кормушки, насыплем корм и будем ежедневно во время прогулки, подкармливать наших друзей.
Регулярно, кормя птиц, мы не только помогаем им выжить, мы сами становимся лучше , добрее, счастливее ! Берегите их .
(стихотворение). ( Слайд 11).
- Творческая работа .
Возвращаемся в картинную галерею. Перед вами картины.
Кто лучше составит рассказ.
- Обобщение.
Наша экскурсия подходит к концу. Ребята, вы сегодня все молодцы, активно работали, выполняли все задания, отвечали полным ответом. За урок всем поставлю «5».
- Рефлексия.
(Слайд 12): Спасибо за внимание!
- Домашние задание.
Вика – прочитает выразительно загадки.
Кирилл – прочитает.
Максим – прочитает рассказ и озаглавит его.
Илья – прочитает стихотворение и нарисует рисунок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок для 2 класса по теме "Спор на скворечне" Ладонщиков.
открытый урок 2 класс по теме "Спор на скворечне". Ладонщиков...
Методическая разработка урока по чтению и развитию речи 3 класс Г.Ладонщиков "Наши друзья"
Урок для учащихся 3 класса коррекционных школ VIII вида...
Г. Ладонщиков «Спор на скворечне»
Тема: Г. Ладонщиков «Спор на скворечне»Тип урока: Урок изучения нового материала.Образовательные задачи:- познакомить с произведением Г. Ладонщиков «Спор на скворечне»-развития познавательных интересо...
Урок чтения и развития устной речи Н. Ладонщиков "Не клюёт"
Урок чтения и развития речи в 3 классе в коррекционной школе....
Презентация Н. Ладонщиков "Не клюёт".
Презентация к уроку чтения и развития речи в 3 классе в коррекционной школе....
Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине». Выразительное чтение стихотворения как интерпретация авторского замысла
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс ОС "Гармония" на тему: Ладонщиков "Скворец на чужбине"...
Конспект урока по чтению и речевой практике "Скворец на чужбине" Г.Ладонщиков (3 класс, школа 8 вида). Программа специальных (коррекционных) школ VIII вида (под редакцией Воронковой В.В.)
Данный материал предназначен для учителей начальных классов коррекционных школ....