Конспект урока по обучению грамоте на тему «Знакомство с буквами Ф, ф и звуками [ф] и [ф']».
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

             Технологичекая карта. Конспект урока по обучению грамоте на тему     «Знакомство с буквами Ф, ф и звуками [ф]  и  [ф']».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок обучения грамоте.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Конспект урока по обучению грамоте на тему

                                                     «Знакомство с буквами Ф, ф и звуками [ф]  и  [ф']».

                                                                                                                  1Б Корчёмкина.А.Н.

 Цель: Познакомить учащихся с буквами Ф ,ф и звуками [ф]  и  [ф'].

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

  Формирование: умения объяснять значение слова; сопоставлять слова, различающиеся одной или несколькими буквами.   Составлять слова из изученных букв; читать слоги с изменением буквы гласного; объяснять значение слова; различать звучание слов.                            

   Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие; анализировать поэлементный состав печатных и письменных заглавной и строчной букв.

  Делить слова на слоги; анализировать слово: определять место ударения в слове.

  Различать звонкие и глухие согласные звуки.

  Воспринимать на слух литературное произведение.

  Осознавать смысл текста при его прослушивании.

 4. Коммуникативные УУД

 Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.

 Оборудование:

 - Учебник «Букварь» 1 часть. Авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова М. «Вентана – граф» 2014г.

 - Пропись №3 к учебнику «Букварь». Авторы М.М.Безруких, М.И.Кузнецова М. «Вентана – граф» 2016г.

- дидактический материал к уроку: таблицы слогов, счётные палочки  (у каждого ученика), верёвочки (одна на парту), сигнальные карточки синие и зелёные (у каждого ученика), иллюстрации к трудным словам, классная и индивидуальные кассы букв, таблица – образец написания письменных букв Ф, ф, классная лента букв.

 - Иллюстрация поезда и таблички станций.

                                                                           Ход урока:

 Этапы урока

 Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

 УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация и постановка учебной задачи.

Артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка.

      Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки.
Вправо ,влево потянулись
И друг другу улыбнулись.

- Кто из вас любит путешествовать?

 - Сегодня мы отправляемся путешествовать по СТРАНЕ ЗНАНИЙ. В СТРАНЕ ЗНАНИЙ мы

 

ПОЗНАКОМИМСЯ

БУДЕМ УЧИТЬСЯ СРАВНИВАТЬ

БУДЕМ УЧИТЬСЯ ОБЪЯСНЯТЬ  

 Посмотрите на слова-помощники (на доске табличка)

 -  Я желаю вам успеха на уроке.

 На чём же мы отправимся в путешествие?

  Послушайте загадку. (На доске картинка)

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд, вагоны)

Как вы догадались, что это поезд?
А кто управляет поездом?
А какие звуки издаёт поезд? (чух-чух!)

Назначается машинист и проводница среди ребят. Машинист будет подавать сигнал.

А проводница соберёт у вас в конце путешествия билетики.

А теперь отправляемся! (чух!-чух!)

А сейчас мы проведём гимнастику для языка и губ.

А зачем нужна эта гимнастика?

 Кто хочет разговаривать,

 Тот должен выговаривать

 Всё правильно и внятно,

 Чтоб было всем понятно.

УТЬ-УТЬ-УТЬ- вот отправились мы в путь.

ИН-ИН-ИН- мимо ёлок и осин.

СА-СА-СА- в лесу бегает лиса.

ДЕ-ДЕ-ДЕ- рыбы плавают в воде.

Учащиеся отвечают хором.

Принимают

учебную задачу.

Учащиеся размышляют о поезде.

Дети изображают движение поезда.

 

Хором произносят стихотворение, изображают звуки по заданию учителя, произносят чистоговорки.

Мотивационная готовность

  к учебной деятельности.

 Принимать и

сохранять учебную задачу.

2. Повторение пройденного на уроках.

 - Первая станция

 (на доске табличка)

 

БУКОВКИНО

   

- Как вы думаете, почему станцию так назвали?

 - На этой станции мы будем дорисовывать буквы, вставлять их в слова, собирать из букв слова.

Дифференцированная работа.

 У доски три ученика:

  1 ученик: Узнать буквы и дорисовать элементы.

  2 ученик: вставить пропущенные буквы и прочитать получившиеся слова.

 КО…ЁР – КО…РЫ

 …ЕТКИ - …ЕТКА

КОРО…А – КОРО…А

 3 ученик: составить слово в классной кассе букв «ВОЛНЫ»

 Остальные учащиеся работают в парах. Чтение по очереди слогов по таблице.

Проверяем учащихся у доски.

Молодцы! Поехали на следующую станцию!(чух-чух!)

Учащиеся размышляют о значении слова.

 

Индивидуальная и групповая работа. Три ученика работают у доски с заданиями.

Остальные работают в парах за партами.

Объяснять значение слова.

Сопоставлять слова, различающиеся одной или несколькими буквами.

Составлять слова из изученных букв.

Читать слоги с изменением буквы гласного.

Учиться слушать и слышать ученика.

3.  Знакомство с новыми буквами и звуками.

- Вторая станция

 (на доске табличка)

СОСТАВЛЯЙКА

- Как вы думаете, почему станцию так назвали?

 Послушайте загадку:

 Летит бывалый

разбойник старый,

Когти как кинжалы

Глаза как фары. (филин)

Как вы догадались?

Найдите в «Букваре» картинку филина. Урок № 107.(стр.119)

 Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься?

Моделируем слово ФИЛИН.

Что за картинку видите рядом? (фартук)

Моделируем слово ФАРТУК.

Сравните свои модели слов с моделями жителей этой станции.

 (на доске звуковые схемы слов)

Что означают под звуками оранжевые треугольники?

Давайте сравним первые звуки.

 Звуки [ф] и [ф'] обозначаются буквой «Ф».

 Показ места нахождения буквы «Ф,ф» в кассе букв.

Почему букв две?

Запишем под картинками слова фартук и филин.

Что означает схема в углу страницы?

Разделим слова на слоги и поставим ударение:

 ФИ-ЛИН, ФАР-ТУК.

 Сложите букву из верёвочки от фартука, из  палочек.

Послушайте стихотворение про букву «Ф»:

 С этой буквой на носу

 Филин прячется в лесу.

 Найдите на картинке филина букву «Ф»!

 Всем известно без подсказки,

 Буква Ф – как ключ от сказки.

 Никогда его у нас

 Не отнимет Карабас.

Показ картинки ключа.

Определим место буквы на ленте букв.

Почему буква «Ф» стоит под буквой «В»?

Молодцы! Поехали на следующую станцию!(чух-чух!)

Учащиеся размышляют о значении слова.

Учащиеся размышляют о филине.

Учащиеся находят иллюстрацию филина.

Моделируют слова.

Устанавливают количество и последовательность звуков в словах.

Различают звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.

Самооценка учащихся.

Знакомятся с буквой Ф,ф.

Учащиеся объясняют назначение заглавной и строчной букв.

Деление слов на слоги, постановка ударения.

Учащиеся отыскивают на картинке букву Ф.

Различают звонкие и глухие согласные звуки.

Объяснять значение слова.

Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.

Устанавливать количество и последовательность звуков в словах.

Различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.

Анализировать поэлементный состав печатных заглавной и строчной букв.

Делить слова на слоги.

Анализировать слово: определять место ударения в слове.

Различать звонкие и глухие согласные звуки.

4.Физкультминутка

Третья станция

(на доске табличка)

СПОРТИВНАЯ

 А теперь физкультминутка!

 Наши лётчики-пилоты,

Приготовились к полёту.

Подметает дворник двор,

Убирает дворник сор. ,Я шофёр помыл машину,сел за руль и выгнул спину.

Молодцы! Поехали на следующую станцию!(чух-чух!)

Беседа по ПДД и профессии родителей.(у кого родители работают водителями,летчиками?)

5. Чтение слогов и слов с изученной буквой.

Четвёртая  станция

(на доске табличка)

ЧИТАЛКИНО

 - Как вы думаете, почему станцию так назвали?

 На доске слоги.

 Прочитаем вместе!

 ФА-ФЯ-ФО-ФЁ-ФУ-ФЮ-ФЫ-ФИ-ФЕ

Прочитаем слова:

ШАР-ШАРЫ

ШАРФ-ШАРФЫ

ФАРА-ФАРЫ

ФЛАГ-ФЛАГИ

Чем отличаются слова по значению и по написанию?

ФАБРИКА

ФАМИЛИЯ

Объясните значение слов.

Фабрика - промышленное предприятие или завод. Может быть кондитерская, бумажная, швейная и т. д.

Фамилия – наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени.

 Прочитайте последний столбик на странице шёпотом. Все ли слова вам знакомы?

ПЛОВ-УЛОВ

ВИНТ-БИНТ

ФАЗАН-САЗАН

Прочитаем вслух.

 Учитель объясняет значение непонятных слов (картинки животных)

Фазан - крупная птица с ярким оперением.

Сазан – промысловая рыба с крупной чешуёй.

Учащиеся размышляют о значении слова.

Учащиеся читают хором слоги и слова, размышляют о значении слов.

Словарная работа.

Учащиеся рассматривают картинки с животными.

Читать слоги с изменением буквы гласного.

Различать звучание и значение слов.

6. Чтение и анализ стихотворения.

 Как называется стихотворение, которое мы будем читать?

Посмотрите на картинку.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворении?

Учитель читает стихотворение. Дети слушают и смотрят на картинку.

Как относятся к футболу тётя, мама, сестра, мальчик? Найдите, прочитайте.

ФИ – «ничего хорошего»,

ФУ – «грязные вещи»,

НУ – «не интересно»,

ВО – «очень интересно»

Чьё мнение вам больше по душе?

Что хотел сказать нам автор?

Вывод: все по разному относятся к футболу.

На чьей стороне автор?

С какой буквой мы сегодня знакомимся?

Найдите букву «Ф» и подчеркните её.

Молодцы! Двигаемся на следующую станцию!(чух-чух!)

Учащиеся читают название стихотворения «ФУТБОЛ».

Рассуждают о содержании произведения по иллюстрации.

Воспринимают на слух литературное произведение.

Сохраняют учебную задачу.

Воспринимать на слух литературное произведение.

Осознавать смысл текста при его прослушивании.

Сохранять учебную задачу.

7. Знакомство с письменными буквами.

Последняя  станция

(на доске табличка)

ПИСЬМЕННАЯ

 

Что же мы будем делать на станции? (писать в прописях)

Из каких элементов состоит заглавная буква «Ф»? Строчная «ф»?

 Обведите букву пальчиком в прописи.

 Обведите в воздухе.

Запишите в прописях.

Молодцы! А теперь нужно возвращаться домой.

Поехали! (чух-чух!)

Различают заглавную и строчную буквы.

Учащиеся пишут в прописях букву заглавную и строчную.

Различать заглавную и строчную буквы.

Анализировать поэлементный состав письменных заглавной и строчной букв.

Обозначать согласный звук буквой.

8. Подведение итога урока.

Вы найдёте букву, с которой мы сегодня познакомились на уроке?

(на доске ряд букв)

Что сравнивали на уроке?

(слова и звуки)

Какие звуки сравнивали? (Твёрдый [ф] и мягкий [ф'])

Покажите синий билет – если услышите твёрдый звук,  зелёный билет – мягкий звук.

Учитель произносит слова:

ФЕРМА, ФОНТАН, ШОФЁР, СВЕТОФОР.

Обращение учащихся к словам –помощникам на доске.

Оцените свою работу!

Если в вашей работе на уроке всё удалось, то сдайте проводнице зелёный билет.

Если не всё получалось синий билет.

Урок окончен.

Самооценка учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Обучению грамоте на тему: "Знакомство с буквами Ф,ф и звуками [ф] и [ф\']». УМК "Начальная школа XXI века".

Урок направлен на формирование у обучающихся умения моделировать звуковой состав слова, анализировать печатные и письменные буквы, составлять слова, объяснять их значение, аргументировать св...

Презентация к уроку обучения грамоте по теме " Знакомство с заглавными буквами Г,П,Т,Р" по Букварю Бунеева Р. Н Образовательная система 2100

Презентация к уроку разработана в системе деятельностного подхода. В содержании урока выдержены все основные этапы урока: вспоминаем то, что знаем; определяем основной вопрос урока, открываем новое зн...

Методическая разработка урока по обучению грамоте на тему:"Знакомство с буквой и звуком Чч" в 1 классе

Познакомить с буквой Ч,ч и звуком , который она обозначает; научить писать заглавную букву Ч, читать плавно и осознанно; способствовать развитию фонематического слуха; способствовать формированию умен...

Конспект по обучению грамоте на тему:знакомство с буквами Ф,ф и звуками (ф),(ф*)

Цель:познакомить учащихся с буквами Ф,ф и звуками (ф),(ф*).Формирование УУДХод урока:1.Характеристика звука.2.Игровая ситуация.3.место звука....

Учебно - методический комплект по обучению грамоте на тему: "Знакомство со звуками [М], [М`] и буквой М." 1 класс (конспект + презентация)

Цель этого урока научить различать звуки М и М`, развивать у учащихся фонематический слух, формировать умения звукового анализа слов, научить разбираться в моделях согласных звуков....

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Знакомство со звуками [р], [’р] и буквой Р, р»

Цель урока: формирование представления у обучающихся о гласных звуках [р], [’р] и способах их графического обозначения с помощью буквы Рр.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с ...