Телеурок без телевидения по литературному чтению "Святогор-богатырь. Л.Н. Толстой".
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Самойлова Алёна Николаевна

Урок литературного чтения в 4 классе. УМК Начальная школа XXI века

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_na_sayt.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Педагог: Самойлова Алёна Николаевна

Предмет: литературное чтение                     Класс: 4 А

Тема урока: Святогор-богатырь. Л.Н. Толстой.

Цель:  учить умению сравнивать с народной былиной «Святогор»

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, компьютерная презентация, цветные таблички для составления «Литературного пазла», карточки «План рассказа о герое» (памятка), предметы - щит, шлем, меч, карточки для рефлексии

Учебные задачи:

- обобщить и углубить знания учащихся о былинах;

- характеристика образа богатырей;

- цель и задача былины как жанра;

- особенности стихотворной былины как жанра художественного произведения: зачин, единоначатие, песенная природа жанра, чёткие ударения, постоянные эпитеты, концовка;

- сравнение авторской былины с народной;

- реализация коммуникативно-деятельного подхода к речевому развитию учащегося.

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

создание доброжелательной психологической атмосферы в классе. Мотивация на работу.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность, предмет и тему урока;

-помочь принять правильную рабочую позу;

Методы: словесный

Организация класса.

- Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места, да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Все, что услышите, пригодится вам.

- Высока ли высота поднебесная,

Глубока ли глубина океан моря

Быстры светлы реки русские

А и сильные, могучие,

Богатыри на славной Руси.

- Произведения какого русского писателя мы изучаем?

2

Изучение учебного материала

А) Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

систематизируют знания по теме, демонстрируют умение смыслового сопоставления идеи произведения с пословицей.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

организовать работу по выявлению предварительных знаний, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Методы: словесные, иллюстративный

Б) Постановка проблемы.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

повторяют определение былины, их героев, построение предположений, формулировка цели урока.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

обобщить знания о былинах и их героях, пробудить интерес к теме.

Методы: словесный, зрительно-иллюстративный

В) Открытие новых знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

ориентируются в прочитанном, развивают умение общаться с собеседником.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

научить вникать в смысл прочитанного, рассуждать, размышлять, делать выводы, владеть выразительными средствами речи.

Методы: словесный, зрительно-иллюстративный

Интеллектуальная разминка «Литературный пазл».

На доске таблички жёлтого цвета с названиями произведений:

 «Акула»

«Воробей»

«Черепаха»

«Мужик и Водяной»

 «Два брата»

- Какое из предложенных названий произведений Л.Н. Толстого лишнее, почему? («Воробей» - написал И. С. Тургенев.)

- Продолжим работу над произведением великого русского писателя. (Обратить внимание детей на портрет.)

 - Произведения  каких жанров писал  Л.Н. Толстой? (на доске таблички белого цвета)

сказки                     басни                  рассказы                                  быль

                                               худож.        научно-познават.       

Учащиеся распределяют таблички с названиями произведений под табличкой с соответствующим жанром. Приводят примеры произведений, прочитанных дополнительно (по желанию).

Сказка «Два брата»

Басня «Мужик и Водяной»

Рассказы художественные: «Акула»

Научно-познавательные - «Черепаха»

Подберите из предложенных пословиц подходящую по смыслу к произведению, которое вам понравилось больше всего. (Детям предложены пословицы на доске таблички зелёного цвета)

Храброму смерть не страшна.

Одна голова хорошо, а две лучше.

Друг за друга держаться ничего не бояться.

Пуганый зверь далеко бежит.

Кто в радости живёт, того горе не берёт.

Храбрый в трудный час победит.

- Сегодня на уроке поговорим о ещё одном жанре, в котором написано произведение Л.Н. Толстого «Святогор». Это былина. И нам придётся это доказать.  Слайд 1

На доске к уже имеющимся прикрепляются разноцветные таблички с названиями жанра и произведения.

- Что такое былина? Слайд 2

- Кто являлся их автором? (Не только автор, как в данном случае, но и неизвестные древние авторы. Последние относятся к устному народному творчеству.)

- Как создавались былины? (Основаны на исторических событиях, воспевали любовь к Родине, родной земле).

- Приведите примеры изученных былин.

- Кто был героем русских былин? Слайд 3 – 6

Богатыри - главные герои былин, воплощение идеала мужественного, честного человека, защитника родной земли.

- Сегодня на уроке сравним и проанализируем былину «Святогор богатырь», написанную Л.Н. Толстым и народную былину «Святогор».

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 19. Как вы думаете, о чём эта былина? (Учитель, не комментируя, принимает все версии.)

 Проверим, кто же верно догадался о чём сюжет произведения.

Знакомство с былиной.

Чтение произведения учителем.

Словарная работа в парах.

- Былина написана особенным языком, встречаются слова, вышедшие из употребления. Как называются устаревшие слова?
- Поработайте в парах со словарём, приведённым на стр. 20 учебника.

Беседа по содержанию.

Ребята, угадали ли о чём эта былина?

Где происходит действие? 

- О чём рассказывает Л.Н. Толстой?

- Знаком ли вам главный герой былины? Слайды 7, 8

- Чему был удивлён Святогор?

- Прочитайте диалог Святогора с Микулой Селяновичем. Как ведут себя богатыри?

- В чём сила Микулы Селяновича? («тяга к матери сырой земли» - любовь к родной земле)

- Какие качества воспел в герое автор?

Физминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек

И направо, и еще

Через левое плечо

Буквой «л» расставим ноги

Точно в танце руки в боки

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Приём «чтение с остановками». Аналитическое чтение по сюжетно-композиционному треугольнику (выбор тона и темпа чтения, деление на смысловые части)

- Какие особенности написания былины вы можете отметить? (стихотворная форма, песенная природа жанра, чёткие ударения, композиционное построение)

Чтение хорошо читающим учеником.

- Чем характерно начало былины?

- Повторяется ли приём запева, единоначатия далее по тексту? Приведите примеры. («выезжал ли», «по моей ли», «взговорил ли» и др.)

- Читаем далее.

- Какие особенности композиционного построения можно выделить в былине? (зачин, концовка, повторы, гиперболы, постоянные эпитеты).

- Что такое гипербола?

- Приведите примеры гипербол, встречающихся в тексте. («едет рысью», «во всю прыть» и др.)

- Дайте определение понятию эпитет. Найдём примеры в тексте. (о Святогоре – «живчик», «сила богатырская» - многократные повторы)

- О богатыре Святогоре  сложил и народ былину.

3

Закрепление учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

учиться сравнивать авторскую былину с народной по содержанию и композиционному построению, уметь составлять связанный текст рассказа по плану.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

научить обобщать и делать выводы, обратить внимание на ценности, которыми дорожат русские люди.

Задачи:

- учить анализировать тексты, сравнивать его композиционные части,

- включить обучающихся в эмоционально творческую деятельность, связанную с читаемым произведением.

Методы: репродуктивные

Сравнение былины Л.Н. Толстого «Святогор-богатырь» с народной былиной «Святогор».

- Прочитайте народную былину «Святогор» в учебной хрестоматии (стр. 29-32)

- Каким описан Святогор в народной былине?

- По прочтении двух былин составьте рассказ о герое.

Характеристика героя по плану. Памятки для работы лежат на столах.

План рассказа о герое:

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился… Мне очень запомнился... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился...)

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения, как он вооружен).

3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

5. Как автор относится к своему герою.

Физминутка

Встаньте, други мои, потянитеся,

Во все четыре стороны поклонитеся.

Киньте палицу да за облачко.

На коне лихом прокатитеся.

Работа в парах.

Рабочая  тетрадь (стр. 12) Задания 1, 2.

- Сравните описание встречи Святогора и Микулы Селяновича в былине Л.Н. Толстого и народной былине. Обсудите в парах и дай те ответ.

Беседа.

- В чём сходство двух прочитанных былин? Приведите примеры. (композиционное построение зачин, развитие сюжета, концовка, гиперболы, часть содержания былины, волшебная сила)

- Какие качества воспеты в главных героях-богатырях?

- Чем они дорожат?

- Какие различия можете назвать? (былина Л.Н. Толстым написана в стихотворной форме, в народной былине содержательнее сюжет).

- События былин воспринимаются нами как действительно происходившие?

Мини-викторина. Слайды 9 - 13

- Персонажи былин богатыри. Они, в первую очередь, воины. И вооружены как воины того времени.

- Назовите доспехи и оружие богатырей, которые находятся на выставочном столе. (щит, шлем, меч)

- Какие ещё доспехи и оружие богатырей вы знаете? (копьё, топор, палица, лук и стрелы, кольчуга и т.д.)

- Воины всегда старались украсить свои доспехи. Это служило и оберегом.

Рабочая тетрадь (стр. 13) Задание 3.

- Вспомним имена богатырей, звучавших на сегодняшнем уроке и знакомых вам по прочтению былин ранее. Заполните схему в тетради.

- Подскажут имена воинов и кадры слайдов (14 – 15).

4

Итог, рефлексия

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

целостное осмысление, формирование личностного отношения к новым знаниям,

осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

оценивание результатов деятельности обучающихся, развитие способности давать адекватную самооценку.

- Чему можно поучиться у богатырей?

- В чём заключалась их сила?

- С какими произведениями сегодня работали? Слайд 16

- Понравился вам урок?

- Что нового узнали?

- Оцените свою деятельность на уроке.

Заполни карточку «Как я оцениваю своё участие на уроке?» по 5-балльной системе.

1)Как я оцениваю своё участие в работе на уроке? 1 2 3 4 5

2)Внимательно ли я слушал? 1 2 3 4 5

3)Выдавал ли я интересные идеи? 1 2 3 4 5

Д/з:

- Попробуйте придумать историю встречи Святогора с другими былинными героями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Литературный праздник по книге А.Толстого "Золотой ключик или Приключения Буратино"

Сценарий литературного праздника для учащихся второго класса....

Разработка урока литературного чтения 1 класс Л. Толстой "Косточка"

Знакомство с произведением Л.Толстого "Косточка", анализ произведения...

Титова_ЛВ_Проект «Памятник от благодарных читателей литературным героям произведений Л.Н. Толстого»

Урок обобщения и систематизации знаний , реализуемый методом проекта...

Презентация к уроку литературного чтения по произведению А.Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино"

Данная презентация рассчитана на учащихся 1 класса. Она знакомит с автором русской версии сказки и итальянской.  В презентации представлены портреты авторов. Разбирается лексическое значение слов...

Урок литературного чтения. Тема: Л.Н.Толстой

Цели:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие интереса детей к русской класической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общечеловеческ...