1 | Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создание доброжелательной психологической атмосферы в классе. Мотивация на работу. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность, предмет и тему урока; -помочь принять правильную рабочую позу; Методы: словесный | Организация класса. - Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места, да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Все, что услышите, пригодится вам. - Высока ли высота поднебесная, Глубока ли глубина океан – моря Быстры – светлы реки русские А и сильные, могучие, Богатыри на славной Руси.
- Произведения какого русского писателя мы изучаем? |
2 | Изучение учебного материала А) Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: систематизируют знания по теме, демонстрируют умение смыслового сопоставления идеи произведения с пословицей. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать работу по выявлению предварительных знаний, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. Методы: словесные, иллюстративный
Б) Постановка проблемы. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторяют определение былины, их героев, построение предположений, формулировка цели урока. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: обобщить знания о былинах и их героях, пробудить интерес к теме. Методы: словесный, зрительно-иллюстративный
В) Открытие новых знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: ориентируются в прочитанном, развивают умение общаться с собеседником. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: научить вникать в смысл прочитанного, рассуждать, размышлять, делать выводы, владеть выразительными средствами речи. Методы: словесный, зрительно-иллюстративный
| Интеллектуальная разминка «Литературный пазл». На доске таблички жёлтого цвета с названиями произведений: «Акула» «Воробей» «Черепаха» «Мужик и Водяной» «Два брата» - Какое из предложенных названий произведений Л.Н. Толстого лишнее, почему? («Воробей» - написал И. С. Тургенев.) - Продолжим работу над произведением великого русского писателя. (Обратить внимание детей на портрет.) - Произведения каких жанров писал Л.Н. Толстой? (на доске – таблички белого цвета) сказки басни рассказы быль худож. научно-познават. Учащиеся распределяют таблички с названиями произведений под табличкой с соответствующим жанром. Приводят примеры произведений, прочитанных дополнительно (по желанию). Сказка «Два брата» Басня «Мужик и Водяной» Рассказы – художественные: «Акула» Научно-познавательные - «Черепаха» – Подберите из предложенных пословиц подходящую по смыслу к произведению, которое вам понравилось больше всего. (Детям предложены пословицы на доске – таблички зелёного цвета) Храброму смерть не страшна. Одна голова хорошо, а две лучше. Друг за друга держаться – ничего не бояться. Пуганый зверь далеко бежит. Кто в радости живёт, того горе не берёт. Храбрый в трудный час победит.
- Сегодня на уроке поговорим о ещё одном жанре, в котором написано произведение Л.Н. Толстого «Святогор». Это былина. И нам придётся это доказать. Слайд 1 На доске к уже имеющимся прикрепляются разноцветные таблички с названиями жанра и произведения. - Что такое былина? Слайд 2 - Кто являлся их автором? (Не только автор, как в данном случае, но и неизвестные древние авторы. Последние относятся к устному народному творчеству.) - Как создавались былины? (Основаны на исторических событиях, воспевали любовь к Родине, родной земле). - Приведите примеры изученных былин. - Кто был героем русских былин? Слайд 3 – 6 Богатыри - главные герои былин, воплощение идеала мужественного, честного человека, защитника родной земли. - Сегодня на уроке сравним и проанализируем былину «Святогор – богатырь», написанную Л.Н. Толстым и народную былину «Святогор». - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 19. Как вы думаете, о чём эта былина? (Учитель, не комментируя, принимает все версии.) – Проверим, кто же верно догадался о чём сюжет произведения.
Знакомство с былиной. Чтение произведения учителем. Словарная работа в парах. - Былина написана особенным языком, встречаются слова, вышедшие из употребления. Как называются устаревшие слова? - Поработайте в парах со словарём, приведённым на стр. 20 учебника. Беседа по содержанию. – Ребята, угадали ли о чём эта былина? – Где происходит действие? - О чём рассказывает Л.Н. Толстой? - Знаком ли вам главный герой былины? Слайды 7, 8 - Чему был удивлён Святогор? - Прочитайте диалог Святогора с Микулой Селяновичем. Как ведут себя богатыри? - В чём сила Микулы Селяновича? («тяга к матери сырой земли» - любовь к родной земле) - Какие качества воспел в герое автор?
Физминутка Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! Мы ладонь к глазам приставим Ноги крепкие расставим Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек И направо, и еще Через левое плечо Буквой «л» расставим ноги Точно в танце – руки в боки Наклонились влево, вправо Получается на славу!
Приём «чтение с остановками». Аналитическое чтение по сюжетно-композиционному треугольнику (выбор тона и темпа чтения, деление на смысловые части) - Какие особенности написания былины вы можете отметить? (стихотворная форма, песенная природа жанра, чёткие ударения, композиционное построение) Чтение хорошо читающим учеником. - Чем характерно начало былины? - Повторяется ли приём запева, единоначатия далее по тексту? Приведите примеры. («выезжал ли», «по моей ли», «взговорил ли» и др.) - Читаем далее. - Какие особенности композиционного построения можно выделить в былине? (зачин, концовка, повторы, гиперболы, постоянные эпитеты). - Что такое гипербола? - Приведите примеры гипербол, встречающихся в тексте. («едет рысью», «во всю прыть» и др.) - Дайте определение понятию эпитет. Найдём примеры в тексте. (о Святогоре – «живчик», «сила богатырская» - многократные повторы) - О богатыре Святогоре сложил и народ былину.
|
3 | Закрепление учебного материала Цель, которая должна быть достигнута учащимися: учиться сравнивать авторскую былину с народной по содержанию и композиционному построению, уметь составлять связанный текст рассказа по плану. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: научить обобщать и делать выводы, обратить внимание на ценности, которыми дорожат русские люди. Задачи: - учить анализировать тексты, сравнивать его композиционные части, - включить обучающихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым произведением. Методы: репродуктивные
| Сравнение былины Л.Н. Толстого «Святогор-богатырь» с народной былиной «Святогор». - Прочитайте народную былину «Святогор» в учебной хрестоматии (стр. 29-32) - Каким описан Святогор в народной былине? - По прочтении двух былин составьте рассказ о герое. Характеристика героя по плану. Памятки для работы лежат на столах. План рассказа о герое: 1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился… Мне очень запомнился... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился...) 2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения, как он вооружен). 3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя? 4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя. 5. Как автор относится к своему герою.
Физминутка Встаньте, други мои, потянитеся, Во все четыре стороны поклонитеся. Киньте палицу да за облачко. На коне лихом прокатитеся.
Работа в парах. Рабочая тетрадь (стр. 12) Задания 1, 2. - Сравните описание встречи Святогора и Микулы Селяновича в былине Л.Н. Толстого и народной былине. Обсудите в парах и дай те ответ. Беседа. - В чём сходство двух прочитанных былин? Приведите примеры. (композиционное построение – зачин, развитие сюжета, концовка, гиперболы, часть содержания былины, волшебная сила) - Какие качества воспеты в главных героях-богатырях? - Чем они дорожат? - Какие различия можете назвать? (былина Л.Н. Толстым написана в стихотворной форме, в народной былине содержательнее сюжет). - События былин воспринимаются нами как действительно происходившие? Мини-викторина. Слайды 9 - 13 - Персонажи былин – богатыри. Они, в первую очередь, воины. И вооружены как воины того времени. - Назовите доспехи и оружие богатырей, которые находятся на выставочном столе. (щит, шлем, меч) - Какие ещё доспехи и оружие богатырей вы знаете? (копьё, топор, палица, лук и стрелы, кольчуга и т.д.) - Воины всегда старались украсить свои доспехи. Это служило и оберегом. Рабочая тетрадь (стр. 13) Задание 3. - Вспомним имена богатырей, звучавших на сегодняшнем уроке и знакомых вам по прочтению былин ранее. Заполните схему в тетради. - Подскажут имена воинов и кадры слайдов (14 – 15). |