Умники и Умницы 3 класс
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Программа по внеурочной деятельности "Умники и Умницы" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_3_kl_kal_tem.docx | 84.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности «Умники и умницы»
3 класс
№ | Тема занятия | Кол-во ч | Дата план | Дата факт | УУД |
1 четверть | 18 | ||||
1 | 1.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | 1 | 1.09 | Овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации; устанавливать причинно-следственные связи. Учиться аргументировать свою точку зрения | |
2 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 2.09 | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя | |
3 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 8.09 | Планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели | |
4 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 9.09 | Овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации | |
5 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 15.09 | Учиться договариваться в распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности | |
6 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 16.09 | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Формирование умения выслушивать собеседника и вести диалог. | |
7 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 22.09 | Моделировать, преобразовывать объект, используя знаково-символические характеристики | |
8 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 23.09 | Учиться аргументировать, доказывать | |
9 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 29.09 | Сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях | |
10 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 30.09 | Моделировать, преобразовывать объект, используя знаково-символические характеристики | |
11 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 6.10 | Описывать простой порядок действий для достижения заданной цели | |
12 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 7.10 | Учиться составлять план действий, устанавливать причинно-следственные связи. Рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение | |
13 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 13.10 | Моделировать, преобразовывать объект, используя знаково-символические характеристики | |
14 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 14.10 | Выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ | |
15 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 20.10 | Выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов | |
16 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 21.10 | Устанавливать причинно-следственные связи | |
17 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 27.10 | Анализировать объекты с целью выявления существенных и несущественных признаков. Формирование умения делать простые выводы и обобщения в результате совместной работе класса | |
18 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 28.10 | Учиться аргументировать, доказывать | |
2 четверть – 14 часов | 14 | ||||
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 10.11 | Формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | |
20 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 11.11 | Моделировать, преобразовывать объект, используя знаково-символические характеристики. Учиться признавать возможность существования различных точек зрения.
| |
21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 17.11 | Описывать простой порядок действий для достижения заданной цели. Учиться вести дискуссию | |
22 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 18.11 | Овладевать логическими действиями анализа, синтеза. Учиться признавать возможность существования различных точек зрения. | |
23 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 24.11 | Формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | |
24 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 25.11 | Учиться составлять план действий, устанавливать причинно-следственные связи | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 1.12 | Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 2.12 | Овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации | |
27 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 8.12 | Учиться находить ошибки в плане действий. Формирование выслушивать собеседника и вести диалог. | |
28 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 9.12 | Учиться находить ошибки в плане действий. Рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение | |
29 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 15.12 | Строить логическую цепь рассуждения. Учиться выслушивать собеседника и вести диалог | |
30 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 16.12 | Строить логическую цепь рассуждения. Учиться выслушивать собеседника и вести диалог | |
31 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 22.12 | Учиться построению логической цепи рассуждений. Учиться вести дискуссию | |
32 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 23.12 | Рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение | |
3 четверть – 20 часов | 18 | ||||
33 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 12.01 | Учиться находить ошибки в плане действий. Рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение | |
34 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 13.01 | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Формирование умения выслушивать собеседника и вести диалог. | |
35 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 19.01 | Строить логическую цепь рассуждения. Учиться выслушивать собеседника и вести диалог | |
36 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 20.01 | Строить логическую цепь рассуждения. Учиться выслушивать собеседника и вести диалог | |
37 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 26.01 | Учиться построению логической цепи рассуждений. Учиться вести дискуссию | |
38 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 27.01 | Овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации | |
39 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 2.02 | Рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение | |
40 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 3.023 | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Формирование умения выслушивать собеседника и вести диалог. | |
41 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 9.02 | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Формирование умения выслушивать собеседника и вести диалог. | |
42 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.Графический диктант | 1 | 10.02 | Строить логическую цепь рассуждения. Учиться выслушивать собеседника и вести диалог | |
43 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 16.02 | Формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | |
44 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.Графический диктант | 1 | 17.02 | Формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | |
45 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 24.02 | Моделировать, преобразовывать объект, используя знаково-символические характеристики. Учиться признавать возможность существования различных точек зрения.
| |
46 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 2.03 | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Формирование умения выслушивать собеседника и вести диалог. | |
47 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 3.03 | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Формирование умения выслушивать собеседника и вести диалог. | |
48 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 10.03 | Учиться построению логической цепи рассуждений. Учиться вести дискуссию | |
49 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 16.03 | Овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации | |
50 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 17.03 | Формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | |
51 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 18 | Строить логическую цепь рассуждения. Учиться выслушивать собеседника и вести диалог | ||
52 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 30.03 | Формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | |
4 четверть – 16 часов | |||||
53 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 6.04 | Учиться построению логической цепи рассуждений. Учиться вести дискуссию | |
54 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 7.04 | Формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | |
55 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 13.04 | Моделировать, преобразовывать объект, используя знаково-символические характеристики. Учиться признавать возможность существования различных точек зрения.
| |
56 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.Графический диктант | 1 | 14.04 | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Формирование умения выслушивать собеседника и вести диалог. | |
57 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.Графический диктант | 1 | 20.04 | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Формирование умения выслушивать собеседника и вести диалог. | |
58 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 21.04 | Учиться построению логической цепи рассуждений. Учиться вести дискуссию | |
59 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 27.04 | Овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации | |
60 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 28.04 | Строить логическую цепь рассуждения. Учиться выслушивать собеседника и вести диалог | |
61 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 4.05 | Формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | |
62 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 5.05 | Строить логическую цепь рассуждения. Учиться выслушивать собеседника и вести диалог | |
63 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 11.05 | Строить логическую цепь рассуждения. Учиться выслушивать собеседника и вести диалог | |
64 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 12.05 | Учиться построению логической цепи рассуждений. Учиться вести дискуссию | |
65 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.Графический диктант | 1 | 18.05 | Овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации | |
66 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 19.05 | Рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение | |
67 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 25.05 | Овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации | |
68 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 1 | 26.05 | Рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение | |
Итого | 68 |
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка "Умники и Умницы" составлена на основе Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в МБОУ СОШ №15г. Азова , примерной программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н. А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой "Умники и Умницы", с использованием методического пособия О. Холодовой "Юным умницам и умникам"-Москва:РОСТ книга, 2015 г.
в соответствии:
-- Приказом Миноблнауки РФ от 06.10.2009 г. №373 "Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования"
-Письмом Миноблнауки РФ от 12.05.2011 г. №03-296 " Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
Содержательная часть кружка соответствует общеинтеллектуальному направлению , ориентирована на реализацию следующих задач:
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Формы и виды деятельности:
- практическая работа по тетрадям;
- игровая форма;
- познавательная;
- интеллектуальный марафон;
Место кружка в учебном плане: Количество часов в неделю: 2 час по 40 минут
Общее количество часов за год: 68часов:,
Планируемые результаты освоения курса "Умники и Умницы".3 класс
В результате изучения данного курса в 3-ом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Учебно -методическое и материально- техническое обеспечение:
1.Учебно – методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2015 г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей » | Методическое пособие для 3 класса |
2. | Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2010. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы») | Программа развития познавательных способностей учащихся | |
5. | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
6. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
7. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
2.Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2015 г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9лет)».3 класс | Рабочая тетрадь .3класс часть №1 Рабочая тетрадь 3 класс часть №2 |
Печатные пособия:
-Настольные развивающие игры для развития познавательных способностей; .
-Наглядный материал для индивидуальной работы по РПС (развитию познавательных способностей)
Технические средства обучения:
Технические средства обучения:
1. Персональный компьютер;
2. Проектор;
3. Мультимедийное оборудование "Смарт";
Электронные образовательные пособия:
1.Электронное приложение : "Графические диктанты к занятиям"
2.Презентации по тематике занятия;
Интернет- ресурсы:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota
сайт "Началочка", "Инфоурок", "Продленка", "Педсовет.ру", "Прошколу", "Зауч.инфо", "Мой университет".
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
В 3 классе возможно достижение результатов второго уровня.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Блок- модули программного материала
№ | Тема | Кол-во ч | Теоретические занятия | Практические занятия | |
план | факт | ||||
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | 1 | 1 | |||
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 10 | 10 | |||
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 10 | 10 | |||
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 10 | 10 | |||
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 11 | 11 | |||
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 10 | 10 | |||
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 10 | 10 | |||
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 6 | 6 | |||
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 2 | 2 | |||
68 |
№ | № | Дата план | Дата факт | Тема, тип урока, форма проведения | Основные виды учебной деятельности учащихся | Контрольно-оценочная деятельность | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 четверть – 18 часов | |||||||
1 | 1 | 03.09 | 1.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. | Стартовый контроль Диагностика | ||
2 | 2 | 08.09 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Прогностический Пооперационный контроль | |||
3 | 3 | 10.09 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Самооценка Самоконтроль | |||
4 | 4 | 15.09 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Рефлексивный контроль | |||
5 | 5 | 17.09 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль | |||
6 | 6 | 22.09 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | |||
7 | 7 | 24.09. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Прогностический контроль | |||
8 | 8 | 29.09 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль | |||
9 | 9 | 01.10 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Прогностический Пооперационный контроль | |||
10 | 10 | 06.10 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Самооценка Самоконтроль | |||
11 | 11 | 08.10 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Рефлексивный контроль | |||
12 | 12 | 13.10 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль | |||
13 | 13 | 15.10 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | |||
14 | 14 | 20.10 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Прогностический контроль | |||
15 | 15 | 22.10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль | |||
16 | 16 | 27.10 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Прогностический Пооперационный контроль | |||
17 | 17 | 29.10 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Прогностический контроль | |||
18 | 18 | 03.11 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Прогностический Пооперационный контроль | |||
2 четверть – 14 часов | |||||||
1. | 19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.
Объяснять закономерности.
Выделять черты сходства и различия Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам. Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками. Ориентироваться в пространстве листа. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве Излагать свои мысли ясно и последовательно. | Прогностический Пооперационный контроль | |||
2. | 20 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Самооценка Самоконтроль | ||||
3. | 21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Рефлексивный контроль | ||||
4. | 22 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль | ||||
5. | 23 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | ||||
6. | 24 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Прогностический контроль | ||||
7. | 25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль | ||||
8. | 26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Прогностический Пооперационный контроль | ||||
9. | 27 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Самооценка Самоконтроль | ||||
10 | 28 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Рефлексивный контроль | ||||
11 | 29 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Прогностический контроль Контроль по результату | ||||
12 | 30 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Рефлексивный контроль | ||||
13 | 31 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Прогностический контроль | ||||
14 | 32 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль | ||||
3 четверть – 20 часов | |||||||
1 | 33 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве | Прогностический Пооперационный контроль | |||
2 | 34 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Самооценка Самоконтроль | ||||
3 | 35 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Рефлексивный контроль | ||||
4 | 36 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Прогностический контроль Контроль по результату | ||||
5 | 37 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Рефлексивный контроль | ||||
6 | 38 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Прогностический контроль | ||||
7 | 39 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль | ||||
8 | 40 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Прогностический Пооперационный контроль | ||||
9 | 41 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Самооценка Самоконтроль | ||||
10 | 42 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.Графический диктант | Рефлексивный контроль | ||||
11 | 43 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Прогностический контроль | ||||
12 | 44 | //// | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.Графический диктант | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | |||
13 | 45 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Прогностический контроль | ||||
14 | 46 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль | ||||
15 | 47 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.Графический диктант | Прогностический Пооперационный контроль | ||||
16 | 48 | Тренировка внимания. Развитие мышления.Графический диктант | Самооценка Самоконтроль | ||||
17 | 49 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Рефлексивный контроль | ||||
18 | 50 | /// | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Прогностический контроль Самоконтроль | |||
19 | 51 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Прогностический Пооперационный контроль | ||||
20 | 52 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Самооценка Самоконтроль | ||||
4 четверть – 16 часов | |||||||
1 | 53 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.
Объяснять закономерности.
Выделять черты сходства и различия Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам. Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками. Ориентироваться в пространстве листа. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве | Прогностический | |||
2 | 54 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Самооценка Самоконтроль | ||||
3 | 55 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Рефлексивный контроль | ||||
4 | 56 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.Графический диктант | Прогностический контроль Контроль по результату | ||||
5 | 57 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.Графический диктант | Рефлексивный контроль | ||||
6 | 58 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Прогностический контроль | ||||
7 | 59 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Рефлексивный, прогностический контроль, | ||||
8 | 60 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Прогностический Пооперационный контроль | ||||
9 | 61 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Самооценка Самоконтроль | ||||
10 | 62 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Рефлексивный контроль | ||||
11 | 63 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль | ||||
12 | 64 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Прогностический контроль | ||||
13 | 65 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.Графический диктант | Прогностический контроль | ||||
14 | 66 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Рефлексивный, прогностический контроль, | ||||
15 | 67 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Прогностический Пооперационный контроль | ||||
16 | 68 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | Итоговый контроль, Самоконтроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс
Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс...
Интеллектуальная игра для обучающихся 4 классов "Умники и умницы"
Данный материал будет интерес учителям начальной школы, в частности тем педагогам , которые работают в 4 классах.Материал можно использовать как на уровне школы . так и города.данное мероприятие являе...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" для 3-4 классов
Эта игра позволит привить интерес к учебному процессу...
Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....
Математический КВН "Умники и Умницы" для младших школьников. Презентация к познавательной игре "Умники и Умницы"
Математический КВН "Умники и Умницы", проведен в форме познавательной игры. Цель мероприятия, показать внеклассную работу по ФГОС - системно-деятельностный подход в нчальной школе....
внеурочная деятельность: занятие "Умники и умницы" 2 класс автор Холодова,конспекты уроков 1- 2 классы УМК "Школа России"
конспект урока по новым стандартам ФГОС НОО Использование на уроке интерактивной доски, "рабочего места учителя".Календарно-тематическое планирование по предметам 2 класс УМК "Школа России"...
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы»
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы» (модифицированной), с...
- Мне нравится (1)