Хитрые грибы
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Технологическая карта урока "Хитрые грибы", литературное чение, 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hitrye_griby.docx | 69.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Аввакумова Р.М.,
учитель начальных классов МБОУ ООШ №19,
г.-к. Геленджик
Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» во 2-ом классе на тему «В. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы»
Тип урока: | Открытие новых знаний |
Авторы УМК: | УМК « Школа России», Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. |
Цели урока: | Познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | Личностные: - воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью; - уметь высказывать своё отношение к событиям и героям; - уметь выражать эмоции. - учить проводить самооценку деятельности. Метапредметные: - уметь определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - уметь извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников; - умение ориентироваться в учебнике; - умение задавать вопросы к тексту; - умение сравнивать, классифицировать, делать выводы; Предметные: - научить работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное; - отрабатывать навыки выразительного чтения; - расширить знания о грибах; - научить самостоятельно работать с энциклопедиями и другой справочной литературой; - формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст; - развивать память, речь, внимание. |
Оборудование: | Интерактивная доска, учебник. |
Образовательные ресурсы: | Презентация, раздаточный материал |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УД |
1. Мотивация к учебной деятельности Цель: создать благоприятную рабочую обстановку. 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель: - актуализировать имеющиеся знания; -зафиксировать затруднение, связанное с «незнанием». | - Внимание! Проверь, дружок, Проверка домашнего задания - Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями из раздела «Люблю природу русскую. Осень». Но сначала мы послушаем тех, кто сам попробовал сочинить стихотворение об осени. Речевая разминка -Сейчас мы ещё раз попробуем быть поэтами, дополним текст стихотворения недостающими словами - Какие мы должны вставить слова? (Слайд 1.) Жёлтое солнце на землю глядит. Жёлтый подсолнух за солнцем …. . Жёлтые груши на ветках …. . Жёлтые листья с деревьев … . - Прочитайте медленно (хором). - Прочитайте тихо. - Прочитайте громко. - Прочитайте быстро. - Кто запомнил стихотворение? Прочитайте наизусть. -О каком осеннем явлении природы говорится в последней строке стихотворения? - Чем ещё хороша осень? - Отгадайте загадку и отгадка будет темой сегодняшнего урока. Весь Антошка - - Как вы считаете, чему мы будем учиться на уроке? (Слайд 2.) - Кто из вас любит собирать грибы? - А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы? –А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым , отправившимся в лес за грибами . - Вам знакомо имя этого автора? ( Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства.) (Слайд 3.) 1. Задание на пробное действие. -Прочтите название стихотворения В. Берестова , которое мы будем читать. -Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении, почему автор называет грибы «хитрыми»? Первичное восприятие текста 2. Рефлексия выполненного задания. - Верны ли были ваши предположения? Почему автор назвал грибы «хитрыми»? -Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? | Эмоциональный настрой на урок. Ученики читают свои стихи. Дополнить такими словами, чтобы получилась рифма. - Следит, висят, летят. Учащиеся читают медленно, тихо, громко, быстро. Чтение наизусть. - Листопад. - Созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов. - Гриб. Тема урока – «Грибы» - Выразительно читать произведения о грибах, рассуждать, думать, отвечать на вопросы, делать выводы Ответы учащихся. Предположения детей. Прослушивание аудиозаписи. Рассуждения учащихся. | Познавательные УУД: - умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников; - умение ориентироваться в учебнике; - умение находить вопросы в тексте; - умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;
Личностные УУД: - воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью; - уметь высказывать своё отношение к событиям и героям; - уметь выражать эмоции. - учить проводить самооценку деятельности. Регулятивные УУД: - формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; - умение работать в паре. |
3. Выявление места и причины затруднения Цель: - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения. | -Прочитайте стихотворение про себя, научитесь правильно читать все слова, обратите внимание на знаки препинания, найдите слова, значение которых вам непонятно. Словарная работа Лукошко- небольшая корзинка для грибов из прутьев. -Подберите синоним к этому слову. Кочка -бугорок на сырой или заболоченной земле. (Слайд 4.) Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением -Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы. -Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку. -Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста. -Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы с большой корзиной? Работа над выразительным чтением стихотворения -Найдите в тексте восклицательное предложение и прочитате его с правильной интонацией. -Прочтите вопросительное предложение. -Какое слово надо выделить голосом? -Прочтите выразительно это предложение. -Прочитайте выразительно все стихотворение. | -Лукошко, кочка. Выборочное чтение. Ответы учащихся. -Где-то. Выразительное чтение. | |
Гимнастика для глаз. Цель проведения - профилактика нарушения зрения. | (Слайд 5.) | ||
4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: - построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи. | -Обратите внимание на текст, с которым нам предстоит сегодня познакомиться (стр. 78). Что вы сможете сказать про него, еще не прочитав текст? - Что общего у двух произведений? - Молодцы. Что может сообщить нам ученый в тексте. | Это текст из энциклопедии, его написал ученый. - Тема «Грибы». Предположения детей. | |
5. Реализация построенного проекта Цель: - реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе. | Первичное восприятие текста - Я прочитаю вам текст, а ваша задача – внимательно следить и делать пометки карандашом на полях. Когда я читаю часть текста, содержание которого вы уже предположили, ставьте на полях знак «+», а если нет, то знак «-». | Учащиеся делают пометки. | Предметные УУД: - научить работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное; - отрабатывать навыки выразительного чтения; - расширить знания о грибах; - научить самостоятельно работать с энциклопедиями и другой справочной литературой; - формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст; - развивать память, речь, внимание. |
Физминутка Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка. | Музыкальная (Рефлексия) (Слайд 6.) | ||
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Цель: - применение новых знаний в типовых заданиях | Выборочное чтение. - О чем вы не предположили? - Перед вами лежат листочки с таблицей, которую мы заполним, используя прочитанный текст. Таблица состоит из трех колонок: «Знал», «Узнал», «Хочу узнать». Что вы знал о грибах до прочтения этой статьи? - Что нового вы узнали о грибах из этой статьи? | Учащиеся записывают свои ответы в первую колонку. Заполняется вторая колонка. Заполняется третья колонка. | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: - организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новые знания. | - Что еще нового вы хотели бы узнать о грибах? - Где вы можете найти нужную информацию? - Кто знает, что такое энциклопедия? (Слайд 7.) - Какие бывают энциклопедии? Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются универсальными. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие. Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника», «Живой мир» и другие. (Учитель показывает названные издания). - В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах? - Какая маленькая энциклопедия помогает нам готовиться к уроку окружающего мира? - Попробуйте сейчас быстро найти в нём материал о каком-то из грибов. | Ответы подготовленных детей: -В энциклопедии. – Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке. Энциклопедия – это книга, которая простыми, доступными пониманию словами отвечает на все ваши вопросы. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний». Учащиеся находят интересующую информацию в энциклопедии. | |
8. Включение в систему знаний и повторение Цель: - включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | (У учащихся карточка, разрезанная на несколько частей, ученики складывают карточку, читают загадку, картинку располагают в нужную группу) - А давайте мы сейчас посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в грибах. - Все ли грибы мы можем положить себе в корзинку? - На какие две группы можно разделить грибы? (съедобные и несъедобные)
Рябые ножки. Под березою растут. Как их зовут?
Он в красной шляпке, На шляпке горошки. - А почему мухомор получил такое название? - А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? 3. После дождика подружки Поселились на опушке. Шляпы разноцветные Самые заметные.
- Почему их так назвали? - Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!
Все - в веснушках шалунишки. 5. Средь молодых сосенок В блестящей темной шапочке Растет грибок... - Почему его так назвали? 6. В белой шляпе Красивая дама. Смотрит свысока- Ручки в бока, Богата и важна, Да никому не нужна! 7. В белой кепке Белый крепыш. Плечи расправил, Ножки расставил, В землю врос: Кто б увидал- С собой унёс 8 Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом. 9. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых. 10. В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки. - Назовите съдобные грибы. - Назовите несъедобные грибы. | Ответы учащихся. - Подберезовик. - Мухомор. - Настоем этого гриба раньше морили мух. - Нет, он служит лекарством для животных. - Сыроежки. - Они любят сырые места, сухости не переносят. -Опята. - Масленок. - В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом. - Поганка. - Боровик. - Лисички. - Подосиновик. - Волнушки. Ответы учащихся. | |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: - организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности. | - Назовите тему урока. - Какую цель вы перед собой ставили? - Достигли ли мы этих целей? -Где вы можете применить полученные знания? Урок окончен. Спасибо за работу (Слайд 8.) | Ответы учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В.Д.Берестов "Хитрые грибы"
Разработка урока с презентацией для 2 класса УМК "Школа России"...
"Хитрые грибы" к уроку литературного чтения во 2 классе
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "В. Берестов. Хитрые грибы" во 2 классе....
Конспект урока по литературному чтению В Берестов "Хитрые грибы"2 класс.
Конспект урока по литературному чтению В. Берестов "Хитрые грибы" 2 класс....
В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)
Конспект урока литературного чтения. УМК "Школа России" 2 класс...
Технологическая карта урока по литературному чтению Тема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов»
Технологическая карта урока по литературному чтениюТема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного ...
УМК «Школа России» литературное чтение 2 класс Научно – познавательный текст « Грибы». В. Берестов «Хитрые грибы».
Данная презентация предназначена для проведения урока литературного чтения во 2 классе УМК " школа России"...
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы».
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс. В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы»....