Речевые разминки.
методическая разработка по чтению (1, 2 класс) на тему
Понимая значимость обучения чтению в образовании детей и в связи с особенностями речевого развития обучающихся большую роль имеет использование речевых разминок на уроках обучения грамоте и литературного чтения в 1-2 классах. Речевая разминка вырабатывает четкое произношение, правильную артикуляцию, внимание, выразительность, единый темп чтения, память, обогащает речь, несет воспитательный заряд.
Особое внимание уделяется артикуляции и произношению звуков, работе с чистоговорками и скороговорками, упражнениям для интонации, дикции, упражнениям развивающим скорость чтения вслух и молча, а также развитию умения угадывать текст, подбирать рифмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_razminki.docx | 46.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Карточка 1.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
на – на – на – во дворе растет сосна;
но – но – но – завтра мы пойдем в кино;
ан – ан – ан – собери свой чемодан;
ин – ин – ин – вы ходили в магазин?
2.Читай без ошибок.
Произноси быстро.
Соня Зине принесла малину в корзине.
3.Восстанови текст.
Пош__ Му__ на ба__
И купи__ само__:
Приходи__ тарака__
Я вас чаем уго__ !
Карточка 2.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
та – та – та – у нас дома чистота;
ты – ты – ты – сметану съели все коты;
ти – ти – ти – съели кашу всю почти:
тё – тё – тё – отложили мы шитьё;
то – то – то – стали мы играть в лото;
ат – ат – ат – берём с собою самокат.
2.Читай без ошибок.
Произноси быстро.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
3.Восстанови текст.
Ва__ , Ва___ - просто__
Купил ло____ без хвос___.
Сел за___ напе____
И поехал в __________.
Карточка 3.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
ра – ра – ра –Кате спать пора;
ро – ро – ро – на полу стоит ведро;
ры – ры – ры – летают комары;
ор – ор – ор – подмели мы двор;
арь – арь – арь – на стене висит фонарь.
2.Читай без ошибок.
Произноси быстро.
Испугался Рома грома,
Заревел он громче грома.
3.Восстанови текст.
Я сегод____ сби___ с ног –
У меня про____ ще____.
Два часа его зва____
Два ча___ его жда___.
Карточка 4.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
ри-ра, ра-ря, ру-рю, ир-эр, ар-ор-ур.
трри-трра-тррэ, трро-трру-трри,
дрри-дрра-дррэ, дрро-дрру-дрра.
2. Читай слова быстро.
Род – родня – родной.
Двор – дворник – дворовый.
Трава – травка – травушка.
3. Читай считалку ясно, чётко.
Тары – бары
Растабары!
У Варвары
Куры стары!
4. Читай скороговорку быстро,
не ошибайся.
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Карточка 5.
1.Читай целыми словами.
сосна – насос банка – кабан весна – навес нора – рано марка – рамка палка - лапка | сокол – колос замок – мазок роза – гроза ролик – кролик бор – набор мост - помост |
2. Читай быстро, доскажи слово.
…И кастрюля на бегу закричала …… :
«Я бегу, ….. , …… , удержаться не …!»
А за нею вилки, рюмки да ……. ,
Чашки да …….. скачут по …….. .
3. Читай слова целиком, ускоряя темп.
«Бутерброд, Сумасброд, Не ходи из ворот, А пойдёшь – Пропадёшь, | Муре в рот попадёшь! Муре в рот, Муре в рот, Муре в рот, Муре в рот, Попадёшь!» |
Карточка 6.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
Са – са – са – в лесу бегает _______ ;
Со – со – со – у Вовы ____________ ;
Ос – ос – ос – на поляне много ____ ;
Су – су – су – было холодно в _____ ;
Усь – усь – усь – на лугу пасётся ___.
2.Читай без ошибок.
Произноси быстро.
Купила бабуся бусы Марусе.
3.Восстанови текст.
Надо, надо умы____________
По ут______ и вече________ ,
А нечистым тру____________
Стыд и с________!
С________ и срам!
Карточка 7.
1.Читай целыми словами.
сварка свёкла свечка свинка связка сказка | скалка скачка складка сколько смелость стульчик | сад садик садовник садится посадки рассада |
2. Читай скороговорки быстро,
не ошибайся.
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Носит Сеня сено в сени.
Спать на сене будет Сеня.
Везёт Сеня Саню с Соней на санках.
Санки – скок – Сеню – с ног,
Саню – в бок, Соню – в лоб.
Все в сугроб – хлоп!
Карточка 8.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
За – за – за – уходи домой коза.
Зу – зу – зу – моем Катю мы в тазу.
Зок – зок – зок – мы споем ещё разок.
2.Читай без ошибок.
Произноси быстро.
У зайки Бубы заболели зубы.
2. Составь чистоговорку.
Про козу.
За-за-за, за-за-за – здесь привязана коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы …………………… .
Зу-зу-зу, зу-зу-зу ……………………… .
За-за-за, за-за-за ………………………. .
Зу-зу-зу, зу-зу-зу ……………………… .
За-за-за, за-за-за ………………………. .
Карточка 9.
1. Учись читать без ошибок.
Лора – Лара сани – сами лиса – лоси рама - Рома | рис рос зарос вырос |
Сын – сон – сор – сом – сам.
Кошка – кашка – каска – киска.
Миска – мишка – мошка.
2. Скажи быстро:
Сух сук нёс барсук.
3.Восстанови текст.
Кот ловил мышей и _________.
Кролик лист капустный ________ .
Карточка 10.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
Ло – ло – ло - на улице тепло.
Лу – лу – лу - стол стоит в углу.
Ул – ул – ул – у нас сломался стул.
Оль – оль – оль – мы купили соль.
2. Учись читать без ошибок.
мех – смех лень – олень лещ – клещ мал - мял | мак – мяч дом – день лук – люк лом - лёд |
3.Читай без ошибок.
Произноси быстро.
Лара и Валя играют на рояле.
4.Восстанови текст.
Лодки по морю __________ ,
Люди вёслами ___________ .
Карточка 11.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
ОЙ – ОЙ – ОЙ –это ластик твой?
АЙ – АЙ – АЙ – наступил теплый май.
ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ – приходи скорей.
2.Произнеси отчетливо,
выделяя голосом звук ( Й ).
МАЙ ЛАЙ ВОЙ САРАЙ
СТОЙ ПРЫГАЙ БЕГАЙ
ЗАЙКА ЗМЕЙКА ЛАЙКА
УРОЖАЙ ЙОГУРТ ТАЙНА
2. Читай скороговорку быстро,
не ошибайся.
ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГВОЗДЕЙ,
ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГРУЗДЕЙ.
АВДЕЙ ГОРДЕЮ ДАЛ ГВОЗДЕЙ.
ГОРДЕЙ АВДЕЮ ДАЛ ГРУЗДЕЙ.
Карточка 12.
1.Кто самый внимательный?
Прочтите слова в паре. Кто прочитал лучше?
капля – цапля фокус – фикус каска – краска топка – тропка крыша - крыса | шапка – папка небо – нёбо щека – щепка пена – пенал парик – парник |
2. Прочитай цепочки слов.
Назови, кто это.
Чиж – клёст – синица – стриж – сорока.
Носорог–обезьяна–кенгуру - крокодил.
Щенок – телёнок – ягнёнок – цыплёнок – утёнок – жеребёнок.
3. Читай бегло.
Снег – снеговик – снегопад – снежный.
Зима – зимушка – зимний – зимовщик.
Лес – лесной – лесник – лесоруб – лесок
Море – мореход – морской – моряк.
Карточка 13.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
Ва-ва-ва – вот высокая трава.
Вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву – васильков букет нарву.
Ви-ви-ви – толко много их не рви.
2. Читай считалку медленно,
потом чуть быстрее,
затем – быстро.
Конь ретивый
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Кто коня
Того поймает,
С нами в салочки играет.
Карточка 14.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
Ка – ку – ко – нам идти ……. .
Кры – кру – кра – продолжается …… .
2. Читай бегло.
Кадр – класс – класть – каток – клинок.
Клёв – клён – клёст – клеть – клещ.
Крот – круг – крут – прут.
3. Читай и произноси быстро.
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!
И постукивают,
И похрюкивают:
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
Карточка 15.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
Ма – ма – ма – дома я сама.
Му – му – му – молоко кому?
Мо – мо – мо – едим эскимо.
Мы – мы – мы – прочитали мы.
Ми – ми – ми – поем ноту «ми».
2.Читай без ошибок.
Произноси быстро.
Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много пчёл.
3.Восстанови текст.
Н-ш- Т-н- гр-мк- пл-ч-т.
-р-н-л- в р-чк- м-ч-к.
Д-м- сд-в-л- в б-г-ж:
д-в-н, ч-м-д-н, с-кв--ж,
к-рт-н-, к-рз-н-, к-рт-нк-
- м-л-ньк—с-б-ч-нк- …
Карточка 16.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
Ду – до – да – гудят провода.
Док–док–док – любим мы поесть медок.
Вод – вод – вод – тётя Люда – садовод.
2.Читай без ошибок.
Произноси быстро.
Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.
3. Говори – не торопись и
смотри – не ошибись.
Из соседнего колодца
Целый день водица льётся.
В декабре, в декабре!
Все деревья в серебре.
Карточка 17.
- Читай столбики слов.
Не ошибись!
газ год гол крот | гриб груздь гвоздь грызть | голос голод колос волос | гусь грусть кость гость |
2.Произнеси, выделяя голосом звук (г).
Раз в галошу села Лошадь
И сказала: «Я – Галошадь,
На гитаре, на гармошке
Буду делать иго – гошки!»
3. Читай целыми словами.
Какие это слова?
Глаз- глазной - глазник- глазок-глазомер- глазунья.
Говор- говорить- говорун- разговор.
Книга- книжка- книголюб- книгоноша.
Карточка 18.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
ча – ча – ча – горит в комнате ________;
чу – чу – чу – молоточком я _________ ;
оч – оч – оч – наступила ________ .
2.Упражнения для интонации:
Часовщик, прищурив глаз
Чинит часики для нас.
- Произнести с чувством радости.
- Произнести с чувством огорчения.
- Произнеси с чувством обиды.
3.Читай без ошибок.
Произноси быстро.
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.
Карточка 19.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
Жу – жу – жу - молоко дадим _______ ;
Жа – жа – жа – есть иголки у ________;
Жи – жи – жи – здесь живут _________;
Же – же – же – дождь пошел ________ ;
Жо–жо–жо–лужок, творожок,
снежок,_________ .
2.Читай без ошибок.
Произноси быстро.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши.
3. Говори – не торопись и
смотри – не ошибись.
Не живут ужи, где живут ежи.
Карточка 20.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Шу – шу – шу – я письмо пишу.
Аш – аш – аш – у Марины карандаш.
2. Читай громко, произноси чётко.
шаль шарф шнур шум | шаг шар штаб щлем | штык штурм шторм штора | шутка шубка шорох ворох |
3. Упражнения для интонации:
Саша шапкой шишки сшиб.
Прочитай с чувством радости,
с чувством огорчения,
с удивлением.
Карточка 21.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
Ща – ща – ща – мы несем домой леща,
Ащ – ащ – ащ – мы надеемся на плащ.
Щит–щи –шит– птенец в гнезде пищит.
Щик – щик – щик – ящик, выдумщик, сыщик.
2. Говори – не торопись и
смотри – не ошибись.
Жалобно щенок пищит,
Тащит он тяжёлый щит.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке.
Да у щётки половой
Палка есть над головой.
Палка щёлк щенков с плеча!
Два щенка ушли ворча.
(С.Михалков)
Карточка 22.
1.Читай слова внимательно.
Не ошибайся.
уж – ужи уши – ежи слух – глух друг – вдруг вьюн – вьют вьют – бьют навес – занавес репка – скрепка клуб - клубника | снег – след смена – семена коса – коза ветер – вечер трава – травка коза – кора пар – паром бал – балкон год – город |
- Читай скороговорки целыми словами,
произноси их быстро:
Съел Слава сало,
Да сала было мало.
Стоит воз овса,
Возле воза овца.
Оса на ноги боса и без пояса.
Карточка 23.
1.Читай целыми словами.
река – репка шпага – шпагат шесть – шерсть уха – ухо рама – рана палка - пилка | дуло – дупло щека – щепка кубок – клубок брал – брала – брали дал – дала – дали взял – взяла - взяли |
2. Что обозначают эти слова?
Поставь их по порядку.
Май, январь, март, июнь, июль, апрель, август,
февраль, сентябрь, декабрь, октябрь, ноябрь.
3. Определи, что общего в предметах?
Молоток и грабли, карась и щука, гусь и ласточка.
Шуба и варежки, миска и кружка, дуб и ель, юла и кубик.
Топор и игла, курица и синица, щавель и ромашка.
Карточка 24.
1.Читай бегло. Отметь слова, называющие ягоды.
Клубника, черника, земляника, лимон,
слива, груша, клюква, малина, брусника, арбуз.
2. Читай считалки быстро, не ошибись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звёзды, луг, цветы –
Ты пойди-ка
Поводи!
Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая разминка
Хочу поделиться своим опытом работы по обучению грамоте и развитию техники чтения. Применяя на уроке речевые таблицы можно быстрее научить первоклассников читать.В результате формируется н...
Речевые разминки, физминутки
Такие речевые разминки применяю на уроках обучения грамоте в 1 классе. На уроках русского языка во 2 классе. ...
Речевые разминки на уроке
Для развития внимательности, воображения, ассоциативности часто использую на уроках речевые разминки.Отвожу на них не более 5 минут, но это хорошая подготовка к постановке учебной задачи...
Речевая разминка
Эту разминку можно использовать перед чтением или просто играя с ребенком....
Речевая разминка
Речевая разминка предназначена для 2-3 классов и используется на уроках литературного чтения....
Презентация к урокам литературного чтения во 2 классе. Речевые разминки. Портреты писателей. Раздел "Люблю природу русскую. Осень."
Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал целесообразно демонстрировать в самом начале урока, он предназначен для раз...
Презентация к урокам литературного чтения во 2 классе. Речевые разминки. Портреты писателей. Раздел "Люблю природу русскую. Зима."
Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал целесообразно демонстрировать в самом начале урока,он предназначен для разминки перед чтение...
- Мне нравится (1)