Литературное чтение во 2 классе. Тема. К. И. Чуковский «Путаница», «Радость»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Литературное чтение.
Тема. К. И. Чуковский «Путаница», «Радость»
Урок общеметодологической направленности
Цели урока: ознакомить детей с биографией и творчеством К.И. Чуковского
Задачи: учить работать парами, определять особенности авторского текста, рассказывать о героях и выражать свое отношение; повторить знание малых жанров фольклора, литературоведческой терминологии (рифма); развивать образное и ассоциативное мышление, память и внимание.
УУД. Р: адекватно воспринимать предложения и оценку героя произведения
П: распознавание особенностей построения стихотворения
К: ориентация на партнёра по общению
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности
II. Речевая разминка
Работа над скороговоркой.
Села Алеся, с печи ноги свеся,
Не смейся, Алеся, а на печи грейся.
III. Постановка цели урока
- Сегодня мы будем читать стихи замечательного детского поэта.
Вы знакомы с ним с самого раннего детства, его стихи и сказки читали вам, когда вам было два-три года.
Фамилию я называть не буду - вы должны вспомнить ее сами.
IV. Изучение нового материала
1. Подготовка к восприятию. Актуализация знаний. Звучит увертюра к опере «Мойдодыр». На ее фоне учитель читает строки из сказки (любые на память)
- Ребята, вам знакомы эти строки?
- Кто их автор?
- Знаете ли вы, что читает сам автор?
- Какие строчки стихов знакомы вам?
- Может иллюстрации помогут вспомнить? Посмотрите на страницу 5. Что перепутал художник?
Показ иллюстраций, чтение детьми отрывков из знакомых сказок. Если дети не помнят, то читает учитель, а дети угадывают название.
- А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком? (Дети рассматривают портрет.)
- Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. К сожалению, его жизненный путь завершен. Его день рождения - 1 апреля. Книги Дедушки Корнея будут жить очень долго.
- Почему, как вы думаете?
Учитель обращает внимание детей на эпиграф к уроку.
- Давайте прочитаем, что пишет о Корнее Ивановиче его внук.
2. Чтение рассказа из учебника.
- Понравилось?
- Что запомнилось?
- Каким, по-вашему, был Корней Иванович по характеру?
- У К.И. Чуковского есть книга «От двух до пяти». Это сборник высказываний детей от 2 до 5 лет. Я прочитаю вам отрывок из вступления к этой книге.
Учитель читает со слов «Было когда-то веселое время, жилье мое стояло у самого моря...» до «Я плачу не тебе, а тете Симе».
- А за вами мамы записывали смешные слова и выражения?
- Узнайте у родителей и принесите ваши самые смешные слова и выражения.
V. Физкультминутка .
VI. Продолжение изучения нового материала
- Помните строчки «Вдруг из-под собаки лают ворота?»
- Какой это жанр устного народного творчества? (Небылицы.)
- Сегодня мы почитаем небылицы авторские. Как вы думаете, что будет отличать их от народных? (Их написал один человек.)
- Прочитайте сначала «жужжащим» чтением, подготовьтесь читать вслух.
1. Первичное чтение «Путаницы» «жужжащим» чтением, подготовка к чтению вслух.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Почему улыбаетесь?
- Что показалось самым смешным?
- Что запомнилось сразу?
- Послушайте, как эту путаницу читают актеры. (Прослушивание записи.)
2. Выразительное чтение.
- Читаем очень выразительно, стараясь передать настроение каждого героя.
3. Творческое задание.
Сочинение своей небылицы.
- Помните ли вы, что такое рифма?
- Придумайте рифмы к словам.
Опорные слова: плюшка - ... (подушка, мушка, кружка ...) птичка - ... (синичка, спичка ...) улитка - ... (калитка, нитка ...)
- Придумайте свою небылицу со словами-рифмами: лягушка - подушка, лужок - прыжок.
Нарисовать опорную схему на доске:
лягушка
подушка
- Рифмующиеся слова должны быть в конце строки:
та-та-та-та-та лягушка, та-та-та-та-та подушка.
- Рифма - это созвучие слов, поэтому, если заменили окончание в одном слове, то его надо изменить и в рифмующемся. Например: «лягушки - у подушки».
- А теперь новые рифмы: березы - розы, осины - апельсины. (Дети пробуют сочинять.)
- А теперь посмотрим, какие стихи получились у К.И. Чуковского.
- Чтение детьми стихотворения «Радость».
- Работа по вопросам учебника с. 12.
VII. Итог урока. Рефлексия
- Что вы узнали о Чуковском? Что больше всего запомнилось?
- Какое у вас после этого урока настроение?
- Можете ли вы его выразить в стихотворных строках?
Домашнее задание на выбор
Выучить отрывок из «Путаницы», или стихотворение «Радость» или придумать свою путаницу из 8-12 строк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"
Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Проект урока Литературное чтение 2 класс тема К. И. Чуковский "Путаница"
Задачи урока: продолжить знакомство с отдельными фактами биографии К. И. Чуковского; развивать логическое мышление, память, внимание; повторить малые жанры фольклора – небылицы, лите...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса. К.И. Чуковский "Путаница"
Конспект урока к учебнику " Литературное чтение" авт. Л.Ф. Климанова и др....
Конспект урока по литературному чтению,2 класс,тема "Федорино горе, К.И.Чуковский"
Разработка урока по литературному чтению,с подробными этапами урока....