А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.Фета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a._fet._vesenniy_dozhd_babochka.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата
Класс 4
Технологическая карта урока №_____
Целевой блок | |||||
Тема | А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка» | ||||
Цель | познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.Фета | ||||
Планируемые результаты | Предм.: познакомятся с творчеством А. А. Фета и содержанием его произведений «Весенний дождь», «Бабочка»; научатся: видеть и замечать прекрасное в природе, выразительно читать стихотворения, анализировать и понимать настроение лирического героя, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение) Личн.: самостоятельно выполнять задания учителя; проявлять интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения Рег.УУД: формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей, отраженных на шмуцтитуле; предлагать способы решения учебной задачи урока; осуществлять рефлексию своей деятельности, оценивать свои достижения. Ком. УУД: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников о выборе темы проекта, распределении ролей и заданий между участниками группы Позн.УУД: воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока, интерпретировать ее, передавать своими словами; извлекать из текста летописи информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя; определять отличительные особенности летописи. | ||||
Инструментальный блок | |||||
Задачи урока | создать условия для анализа поэтического текста и знакомства с понятием «лирический герой», выделения основной мысли стихотворения; научить проводить наблюдение над строфикой стихотворения, метрической организацией стиха; организовать работу над художественными средствами стихотворения, которые помогают автору выразить основную мысль произведения | ||||
Тип урока | изучение нового материала | ||||
Учебно-мет. комплекс | Учебник 4 класса «Литературное чтение» ч.1 | ||||
Организационно-деятельностный блок | |||||
Орг. пр-ва | Индивидуальный, фронтальный | ||||
Межпр. связи | |||||
Действия обучающихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I.Орг.момент. Приветствие | |||||
II.Актуализация знаний | |||||
Проверка д.з. |
| ||||
III.Изучение нового материала | |||||
Попадали ли вы под дождь? – Где это было? – Когда это было? – Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали? – А как пахнет дождь? – Похож ли шум дождя на музыку? – Дождь можно увидеть, услышать, ощутить его запах. Художники, музыканты представили нам свое видение дождя. Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть фото – ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания предложенного материала попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь. Какова тема урока? – А. А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его, как представителя «чистого искусства», осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели. Главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота. Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни. Природа у Фета одухотворена и гармонична душе человека, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя стихотворения. Как писал сам А. А. Фет в предисловии к третьему выпуску стихотворений «Вечерние огни», он хотел бы найти в поэзии «убежище от всех житейских скорбей», и таким убежищем становится для него прежде всего природа, ее неуловимый мир, пронизанный мыслью о красоте и вечности Лирический герой – это тот человек, чьи мысли, чувства изображаются в лирическом произведении. Метр – стихотворный размер. Гармоничный – благозвучный, стройный. Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь. Ассонанс – повтор ударных гласных звуков внутри стиха. Аллитерация – повтор согласных звуков Чтение стиха «Весенний дождь» – Поэт рисует картину весеннего дождя, теплого и праздничного. Прочитайте строчки, из которых видно, что дождь начинается исподволь, незаметно. – Какой образный ряд возник в вашем воображении при прочтении стихотворения? – Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому? Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? Сколько строк? – Такое обилие глаголов и глагольных форм помогает выразить и показать динамику и движение. – Как вы понимаете слово «завеса»? – Какое художественно-изобразительное средство применил автор во 2-й строфе 2-го четверостишия? – Обычная картина солнечного весеннего дня, нарочито мирная и бытовая. Прочитайте строчки стихотворения, в которых наступление дождя противопоставлено этому покою. – Найдите в стихотворении эпитет и сравнение. – Краски, звуки, запахи – все это наполняет небольшое по объему стихотворение, состоящее всего из трех строф, яркостью и новизной эмоционального восприятия мира. Очень простое по своему синтаксическому построению и по наличию художественных средств, используемых автором, стихотворение является живым подтверждением известной мысли о том, что все гениальное просто. Фет сумел в трех строфах не только образно и зримо передать картину весеннего дождя, но и создать неповторимое эмоциональное настроение тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения. – В какие цвета окрашена картина? Какими словами они переданы? – Какие звуки мы слышим во второй строфе? – Какие художественные средства помогают понять смысл стихотворения? – Подготовьтесь к выразительному чтению Анализ стихотворения «Бабочка» Отгадайте загадку: не птичка, а с крыльями. – Подберите синоним к слову «сверкнув». – Подберите антоним к слову «спешу». – От чьего имени написано стихотворение? – Какою изображена бабочка? Опишите ее. – Не напоминает ли вам ритм этого произведения порхание бабочки, рисунок ее полета? Объясните. – Какой тон, какая интонация более всего подойдут при чтении стихотворения? – Подготовьтесь к выразительному чтению | Записывают в тетрадь образный ряд стихотворения А. А. Фета «Весенний дождь»: окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно. – Глаголы помогают автору показать движение. В тексте 10 глаголов. Завеса – большое полотнище, служащее для завешивания, загораживания чего-либо; занавес. – А. Фет использует в тексте метафору: «качаясь, движется завеса». – Сравнение и эпитет («будто в золотой пыли») производят впечатление прозрачности и тепла, а дальнейшая картина создает ощущение чистоты и свежести. – В первой строфе преобладает желто-золотой цвет: «светло», «солнце», «блещет». – Во второй строфе картина меняется, а в третьей появляются резкие звуки в словах «брызнули», «барабанит». Мы слышим нарастающий шум дождя. – Лирический герой этого стихотворения видит и ценит красоту в природе, он заставляет и нас, читателей, следить за тончайшими изменениями в окружающем мире и поражаться им снова и снова – Бабочка. Объясняют значения слов: Очертанье – вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающей предмет. Бархат – плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким, гладким и густым ворсом. – Стихотворение написано от имени бабочки. – Бабочка мила. – Создается впечатление, что бабочка летит вверх, а потом вниз | ||||
Диагн. рез-тов урока (итог) | О чем мы говорили на уроке? | ||||
Домашнее задание | Выучить понравившееся стихотворение. Выполнить рисунок к стихотворению А. А. Фета. Придумать и записать небольшой рассказ «Весенний дождь» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ дождя в стихотворении А. Фета «Весенний дождь»
Литературное чтение...
Урок чтения. А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь»
Урок чтения для 4 класса по программе "Школа России"...
Конспект урока А. А. ФЕТ «ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ», «БАБОЧКА» Школа Росии 4 класс
Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: создать условия для анализа поэтического текста и знакомства с понятием «лирический герой», выделения основной мысли стихотворения; научить п...
Технологическая карта урока по теме: "А.А.Фет "Весенний дождь", "Бабочка"
Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе....
"А.Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь»".
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме " А. Фет. Своеобразие ритма и построение строк в стихотворении "Бабочка", "Весенний дождь"....
А. А. Фет « Весенний дождь». «Бабочка».
Урок 27Тема: А. А. Фет « Весенний дождь». «Бабочка».Тип урока: Урок открытия новых знанийОбразовательная цель: создать условия для анализа поэтического текста и знакомства с по...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка».
Открытый урок по литературному чтению 4 класс....