А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.Фета  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a._fet._vesenniy_dozhd_babochka.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Дата  

Класс 4

Технологическая карта урока №_____

Целевой блок

Тема

А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»

Цель

познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.Фета  

Планируемые результаты

Предм.: познакомятся с творчеством А. А. Фета и содержанием его произведений «Весенний дождь», «Бабочка»; научатся: видеть и замечать прекрасное в природе, выразительно читать стихотворения, анализировать и понимать настроение лирического героя, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)

Личн.: самостоятельно выполнять задания учителя; проявлять интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения

Рег.УУД: формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей, отраженных на шмуцтитуле; предлагать способы решения учебной задачи урока; осуществлять рефлексию своей деятельности, оценивать свои достижения.

Ком. УУД: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников о выборе темы проекта, распределении ролей и заданий между участниками группы

Позн.УУД: воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока, интерпретировать ее, передавать своими словами; извлекать из текста летописи информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя; определять отличительные особенности летописи.

Инструментальный блок

Задачи урока

создать условия для анализа поэтического текста и знакомства с понятием «лирический герой», выделения основной мысли стихотворения; научить проводить наблюдение над строфикой стихотворения, метрической организацией стиха; организовать работу над художественными средствами стихотворения, которые помогают автору выразить основную мысль произведения

Тип урока

 изучение нового материала

Учебно-мет. комплекс

Учебник 4 класса «Литературное чтение» ч.1

Организационно-деятельностный блок

Орг. пр-ва

Индивидуальный, фронтальный

Межпр. связи

Действия обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг.момент. Приветствие

II.Актуализация знаний

Проверка д.з.

 

III.Изучение нового материала

 Попадали ли вы под дождь?

– Где это было?

– Когда это было?

– Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали?

– А как пахнет дождь?

– Похож ли шум дождя на музыку?

– Дождь можно увидеть, услышать, ощутить его запах. Художники, музыканты представили нам свое видение дождя.

Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть фото – ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания предложенного материала попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.

Какова тема урока?

– А. А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его, как представителя «чистого искусства», осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели. Главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота. Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни. Природа у Фета одухотворена и гармонична душе человека, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя стихотворения.

Как писал сам А. А. Фет в предисловии к третьему выпуску стихотворений «Вечерние огни», он хотел бы найти в поэзии «убежище от всех житейских скорбей», и таким убежищем становится для него прежде всего природа, ее неуловимый мир, пронизанный мыслью о красоте и вечности

Лирический герой – это тот человек, чьи мысли, чувства изображаются в лирическом произведении.

Метр – стихотворный размер.

Гармоничный – благозвучный, стройный.

Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.

Ассонанс – повтор ударных гласных звуков внутри стиха.

Аллитерация – повтор согласных звуков

 Чтение стиха «Весенний дождь»

– Поэт рисует картину весеннего дождя, теплого и праздничного. Прочитайте строчки, из которых видно, что дождь начинается исподволь, незаметно.

– Какой образный ряд возник в вашем воображении при прочтении стихотворения?

– Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому? Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? 

Сколько строк?

– Такое обилие глаголов и глагольных форм помогает выразить и показать динамику и движение.

– Как вы понимаете слово «завеса»?

– Какое художественно-изобразительное средство применил автор во 2-й строфе 2-го четверостишия?

– Обычная картина солнечного весеннего дня, нарочито мирная и бытовая. Прочитайте строчки стихотворения, в которых наступление дождя противопоставлено этому покою.

– Найдите в стихотворении эпитет и сравнение.

– Краски, звуки, запахи – все это наполняет небольшое по объему стихотворение, состоящее всего из трех строф, яркостью и новизной эмоционального восприятия мира. Очень простое по своему синтаксическому построению и по наличию художественных средств, используемых автором, стихотворение является живым подтверждением известной мысли о том, что все гениальное просто. Фет сумел в трех строфах не только образно и зримо передать картину весеннего дождя, но и создать неповторимое эмоциональное настроение тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения.

– В какие цвета окрашена картина? Какими словами они переданы?

– Какие звуки мы слышим во второй строфе?

– Какие художественные средства помогают понять смысл стихотворения?

– Подготовьтесь к выразительному чтению

Анализ стихотворения «Бабочка»

 Отгадайте загадку: не птичка, а с крыльями.

– Подберите синоним к слову «сверкнув».

– Подберите антоним к слову «спешу».

– От чьего имени написано стихотворение?

– Какою изображена бабочка? Опишите ее.

– Не напоминает ли вам ритм этого произведения порхание бабочки, рисунок ее полета? Объясните.

– Какой тон, какая интонация более всего подойдут при чтении стихотворения?

– Подготовьтесь к выразительному чтению

Записывают в тетрадь образный ряд стихотворения А. А. Фета «Весенний дождь»: окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно.

– Глаголы помогают автору показать движение. В тексте 10 глаголов.

 Завеса – большое полотнище, служащее для завешивания, загораживания чего-либо; занавес.

– А. Фет использует в тексте метафору: «качаясь, движется завеса».

– Сравнение и эпитет («будто в золотой пыли») производят впечатление прозрачности и тепла, а дальнейшая картина создает ощущение чистоты и свежести.

– В первой строфе преобладает желто-золотой цвет: «светло», «солнце», «блещет».

– Во второй строфе картина меняется, а в третьей появляются резкие звуки в словах «брызнули», «барабанит». Мы слышим нарастающий шум дождя.

– Лирический герой этого стихотворения видит и ценит красоту в природе, он заставляет и нас, читателей, следить за тончайшими изменениями в окружающем мире и поражаться им снова и снова

– Бабочка.

Объясняют значения слов:

Очертанье – вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающей предмет.

Бархат – плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким, гладким и густым ворсом.

– Стихотворение написано от имени бабочки.

– Бабочка мила.

– Создается впечатление, что бабочка летит вверх, а потом вниз

Диагн. рез-тов урока (итог)

О чем мы говорили на уроке?

Домашнее задание

Выучить понравившееся стихотворение. Выполнить рисунок к стихотворению А. А. Фета. Придумать и записать небольшой рассказ «Весенний дождь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока А. А. ФЕТ «ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ», «БАБОЧКА» Школа Росии 4 класс

Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: создать условия для анализа поэтического текста и знакомства с понятием «лирический герой», выделения основной мысли стихотворения; научить п...

Технологическая карта урока по теме: "А.А.Фет "Весенний дождь", "Бабочка"

Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе....

"А.Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь»".

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме " А. Фет. Своеобразие ритма и построение строк в стихотворении "Бабочка", "Весенний дождь"....

А. А. Фет « Весенний дождь». «Бабочка».

Урок 27Тема: А. А. Фет « Весенний дождь». «Бабочка».Тип урока: Урок открытия новых знанийОбразовательная цель: создать условия для анализа поэтического текста и знакомства с по...