Урок чтения в 1 классе. Заглавная буква Д. Д. Ушинский «Наше Отечество»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Днный урок разработан по системе "Школа 2100" . Автор учебника Бунеев Р.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_rodina.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения в 1 классе
Тема урока: Заглавная буква Д.
Д. Ушинский «Наше Отечество»
Цели урока:
Научить писать заглавную письменную букву Д, познакомить с текстом К.Д. Ушинского “Наше Отечество”.
Развивать интерес к чтению, навыки письма; формировать умение читать слова и текст.
Воспитывать любовь к Отечеству, малой родине.
Наглядный материал: азбука, прописи, тетрадь для печатания, карточки с буквами, ребус – Р 1 а, ключевые слова: Отечество, отцы, Родина, матушка-Россия, слайд-шоу: “Реки России”, “Города России”, “Народы России”, анимационный плакат с буквой Д, презентация «Наша Родина».
Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята.
Придумано кем-то мудро и просто
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
Пусть каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы? Тогда мы начинаем.
II. Разминка.
Динамическое чтение по таблице
СЛАЙД
да | ва | ад | ав | Ра | ар |
до | во | од | ов | ро | ор |
ду | ву | уд | ув | ру | ур |
ди | ви | ид | ив | ри | ир |
- Чтение слогов, появляющихся на экране
- Чтение столбцов группами (рядами)
- Чтение строк по вариантам
- 1 вариант читает с вопросительной интонацией
- 2 вариант читает с восклицательной интонацией
4) Чтение девочками, мальчиками.
5) Чтение по цепочке
III. Изучение нового материала
Постановка цели урока
1. Работа по Азбуке.
Чтение последнего столбика слов на стр.98:
страна
город
государство
- Какое слово лишнее? (город). Какие слова близки по смыслу? (государство, страна). Подберите к ним еще слова, которые будут близки по смыслу (Родина, Отчизна, Отечество).
- Как называется наша страна, наше государство? (Россия, Российская федерация).
2. Ребус
- Отгадайте ребус:
СЛАЙД
Р1а (Родина).
- О чем же мы будем говорить сегодня? (о нашей стране, Родине)
3. Работа в парах (в тетради для печатания).
- Сделайте звуко - буквенный анализ слова Родина. (Один ученик работает на створке доски).
Взаимопроверка.
- Поставьте «+» , если работа выполнена верно.
- Проверку выполняйте по доске:
РО|ДИ|НА
- Сколько гласных? (3)
- Сколько слогов? (тоже 3, сколько гласных, столько и слогов)
- Какой слог является ударным? (первый, ударение падает на гласную о)
- Охарактеризуйте каждый звук.
Р – согласный, звонкий, твердый
О – гласный, ударный
Д – согласный, звонкий, мягкий
И – гласный, безударный
Н – согласный, звонкий, твердый
А – гласный, безударный
- Сколько звуков? (6) Сколько букв? (тоже 6).
4. Работа в группах
(Каждой группе раздается набор букв, их которых нужно составить слова)
-Какие слова у вас получились?
СЛАЙД
Дима
Даша
Дина
- Что вы замечаете? (Все слова начинаются с заглавной буквы Д, это имена людей)
- Какова же цель нашего урока? (научимся писать заглавную букву Д).
СЛАЙД ( с печатными буквами Д д)
- На что похожа буква Д? (дом)
5. Творческая работа
Игра «Ассоциации»
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы говорите это слово? (родители, тепло, уют, мама, семья…)
- Мы с вами поговорим о нашей Родине, о нашем «Доме», в котором мы живем, познакомимся с произведением К.Д. Ушинского “Наше Отечество ”.
Гимнастика для пальцев
«Игра на пианино», Упражнение «Волна».
Отрывание по очереди пальцев, прижатых к парте.
6. Работа в прописи
1. Знакомство с написанием заглавной письменной буквы Д.
СЛАЙД с анимированным плакатом
- Посмотрите на плакат (показ анимации)
- Ставим ручку на красную точку. Начинаем писать букву сверху, ведем прямую наклонную линию вниз, влево пишем петлю, поворачиваем направо, касаемся строки, затем пишем вверх полуовал.
- Письмо буквы в воздухе.
- Письмо на ладошке.
2. Обведение по точкам элементов и самой письменной буквы Д в прописях.
IV. Первичное закрепление
Работа по Азбуке
Чтение и домысливание содержания предложений по данному началу и рисункам.
1) Прочитайте 1 предложение на с.98
Дима, Даша, Дина, Диана, Дон, Двина
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Слова Дима, Даша, Дина, Диана - это имена людей). Дон, Двина – эти реки находятся на территории нашей страны. А названия рек пишем с заглавной буквы.
- Какие реки вы еще знаете? (Волга, Ока, Москва…)
СЛАЙД с названиями рек.
- Прочитайте названия рек (Дон, Двина)
- У Нас в Башкортостане тоже есть река на букву Д:
СЛАЙД (Дема, которая впадает в р.Белую)
- А какая река протекает в Наумовке?
СЛАЙД (р.Ашкадар)
2) Найдите и прочитайте 2 предложение.
Продолжите : Наша Родина – …
СЛАЙД, по которому дети проверяют свои предположения :
Наша Родина – Россия.
- А как называется республика, в которой мы живем? (Башкортостан).
Физкультминутка
Упражнения для глаз.
Упражнения для снятия напряжения с мышц спины и плечевого пояса.
Самомассаж ушных раковин.
3) Найдите 3 предложение.
В России много городов: Москва, Саратов, Томск, ...
- Какие еще города вы знаете? (Санкт – Петербург, Уфа…)
- А в каком селе вы живете? (с.Наумовка)
- Почему в этом предложении на 1-м месте из городов России стоит Москва? (Москва – столица нашей страны)
СЛАЙДЫ с фотографиями городов Москва, Саратов, Томск, Уфа, Стерлитамак и с. Наумовка.
- Назовите города и села республики Башкортостан. Это наша малая Родина.
4) Найдите 4 предложение. Народы и народности России: татары, коми, калмыки, мордва… Продолжите.
СЛАЙДЫ
На слайдах изображены люди в национальных костюмах: башкиры, татары, русские, украинцы, чуваши, коми, калмыки, мордва, армяне.
- Что вы заметили? (в России много разных народов, у каждого народа свой национальный костюм)
- В нашем классе есть дети разных национальностей. Это наш общий Дом, в котором все должны жить дружно.
V. Закрепление.
О чем же мы с вами говорили? (Мы говорили о Родине.)
СЛАЙД -ШОУ « Наша Родина»:
Живут в России разные
народы с давних пор
(слайд с изображением карты России и людей в национальных одеждах)
Одним тайга по нраву,(слайд)
Другим – степной простор. (слайд)
У каждого народа
Язык свой и наряд (слайд)
Один черкеску носит, (слайд)
Другой одел халат. (слайд)
Один рыбак с рожденья, (слайд)
другой – оленевод. (слайд)
Один кумыс готовит, (слайд)
Другой готовит мед. (слайд)
Одним милее осень, (слайд)
Другим милей весна. (слайд)
Но Родина Россия
У нас у всех одна. (слайд)
Физкультминутка.
- Здравствуй, солнце золотое!
(Нарисовать руками круг)
-Здравствуй, небо голубое!
(Руки вверх, помахать кистями)
Здравствуй, вольный ветерок,
(Помахать руками перед лицом)
-Здравствуй, маленький дубок!
(Поднять руки вверх и покачать ими)
-Мы живём в одном краю –
Любим Родину свою.
(Тихо садятся).
VI. Чтение текста К.Д. Ушинского "Наше Отечество"
с. 99
а) Работа с текстом до чтения.
- Прочитайте ключевые слова:.
СЛАЙД
Отечество,
отцы,
Родина,
матушка-Россия
- Прочитайте, кто автор текста, как называется текст.
- Сделайте предположение, о чем будете читать? (Мы будем читать о нашей общей Родине, стране, в которой мы живем.)
- Рассмотрите иллюстрацию, может быть, она поможет что-то добавить к сказанному.
б) Работа с текстом во время чтения.
Дифференцированная работа
Группа хорошо читающих детей читают текст про себя
Группа плохо читающих детей находят и читают слова, выделенные особым шрифтом
Индивидуальное задание для нечитающего ребенка: найти и подчеркнуть слова с заглавной буквы.
Чтение текста вслух хорошо читающими детьми. Остальные следят по тексту.
Чтение по предложениям с комментированием.
После чтения 2-х предложений:
- Почему Россию мы зовем Отечеством? (В России издавна жили наши отцы и деды, поэтому Россию называют Отечеством. Отечество и отцы – это однокоренные слова.)
После чтения 3-го предложения:
- Как с помощью однокоренных слов автор объясняет, почему Россию зовем своей Родиной? (Слово Родина имеет общий корень со словами родной, родиться, родитель...)
- Почему Россию мы зовем матерью? Как это объясняет автор? (Родина нас вскормила и вспоила своими водами, она как мать, защищает нас)
Чтение последнего предложения.
в) Работа с текстом после чтения.
- Какая мысль главная в этом тексте? (Родина – как родная мать, и она у человека одна. Ее нужно любить и беречь.)
- Оправдались ли наши предположения? Что нового для вас было в этом тексте? (Мы узнали, почему Родину называют Отечеством, Россию – матушкой)
VI. Подведение итогов.
- Чему мы учились на уроке? (Писать заглавную письменную букву Д)
-Что нового узнали про нашу Родину? (Узнали, что наша страна очень большая, в ней много городов, рек, в ней живут люди разных национальностей.)
- Я вам желаю жить в мире и дружбе в нашем общем Доме – России.
Звучит песня «С чего начинается Родина».
Домашнее задание. (Детям предлагается нарисовать иллюстрацию на тему: «Моя Родина»)
Используемая литература:
Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина учебнику “Букварь”. Учебник для первоклассников. – Изд. 2-е. перераб. – М.: Баласс, 2008.
Автор О.В. Пронина “Мои волшебные пальчики”. Прописи для первоклассников к учебнику “Букварь” в 5 тетрадях. – Изд. 3-е. испр.-М.: Баласс, 2009.
Уроки обучения грамоте по учебнику “Моя любимая Азбука” и прописям “Мои волшебные пальчики”. Методические рекомендации для учителя. / Под научной редакцией Е.В. Бунеевой. –М.: Баласс, 2006.
Ресурсы Интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению в 1 классе.Тема: К.Д.Ушинский "Наше Отечество"
Представленный урок разработан по учебнику В.Г.Горецкого.Это память о прошлом своей семьи, своего города, своей страны....
Урок литературного чтения 1 класс К.Д.Ушинский "Наше Отечество".
Урок литературного чтения проведён в 1 классе 7 февраля 2013 года в рамках районного семинара "Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в начальной школе".Рабо...
План-конспект урока в 1 классе "Заглавная буква в словах"
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:Цель: создание условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения отличать имена собственные от имён ...
Методическая разработка (технологическая карта) урока согласно ФГОС по литературному чтению во 2 классе по теме: К. Ушинский "Наше Отечество"
Методическая разработка урока согласно ФГОС по литературному чтению во 2 классе...
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме "К.Ушинский "Наше Отечество"
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по ФГОС...
Разработка урока по чтению "урок чтения 1 класс с буквой Ц"
урок чтения 1 класс с буквой Ц...
Урок литературного чтения в 1 классе Тема урока: К.Д.Ушинский «Наше Отечество»
Урок литературного чтения в 1 классе Тема урока К.Д.Ушинский "Наше Отечество"...