Урок чтения в 1 классе. Заглавная буква Д. Д. Ушинский «Наше Отечество»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Валеева Фидалина Рифовна

Днный урок разработан по системе "Школа 2100" . Автор учебника Бунеев Р.Н.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_rodina.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 1 классе

Тема урока: Заглавная буква Д.

Д. Ушинский «Наше Отечество»

     

 Цели урока:

Научить писать заглавную письменную букву Д, познакомить с текстом К.Д. Ушинского “Наше Отечество”.

Развивать интерес к чтению, навыки письма; формировать умение читать слова и текст.

Воспитывать любовь к Отечеству, малой родине.

Наглядный материал: азбука, прописи, тетрадь для печатания, карточки с буквами, ребус – Р 1 а, ключевые слова: Отечество, отцы, Родина, матушка-Россия, слайд-шоу: “Реки России”, “Города России”,  “Народы России”, анимационный плакат с буквой Д, презентация «Наша Родина».

Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютер.

Ход урока

      I.  Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята.

Придумано кем-то мудро и просто

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

     Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы? Тогда мы начинаем.

      II. Разминка.

Динамическое чтение по таблице

СЛАЙД

да

ва

ад

ав

Ра

ар

до

во

од

ов

ро

ор

ду

ву

уд

ув

ру

ур

ди

ви

ид

ив

ри

ир

  1. Чтение слогов, появляющихся на экране
  2. Чтение столбцов группами (рядами)
  3. Чтение строк по вариантам

- 1 вариант читает с вопросительной интонацией

- 2 вариант читает с восклицательной интонацией

4)   Чтение девочками, мальчиками.

5)   Чтение по цепочке

 

      III. Изучение нового материала        

      Постановка цели урока

1. Работа по Азбуке.

Чтение последнего столбика слов на стр.98:

      страна

      город

      государство

- Какое слово лишнее? (город).  Какие слова близки по смыслу? (государство, страна). Подберите к ним еще слова, которые будут близки по смыслу (Родина, Отчизна, Отечество).

- Как называется наша страна, наше государство? (Россия, Российская федерация). 

        2. Ребус

- Отгадайте ребус:

 СЛАЙД

  Р1а   (Родина).

- О чем же мы будем говорить сегодня? (о нашей стране, Родине)

      3. Работа в парах (в тетради для печатания).        

- Сделайте звуко - буквенный анализ слова Родина. (Один ученик работает на створке доски).

Взаимопроверка.

- Поставьте «+» , если работа выполнена верно.

- Проверку выполняйте по доске:

РО|ДИ|НА

- Сколько гласных? (3)

- Сколько слогов? (тоже 3, сколько гласных, столько и слогов)

- Какой слог является ударным? (первый, ударение падает на гласную о)

- Охарактеризуйте каждый звук.

Р – согласный, звонкий, твердый

О – гласный, ударный

Д – согласный, звонкий, мягкий

И – гласный, безударный

Н – согласный, звонкий, твердый

А – гласный, безударный

- Сколько звуков? (6) Сколько букв? (тоже 6).

        

      4. Работа в группах

(Каждой группе раздается набор букв, их которых нужно составить слова)

-Какие слова у вас получились?

СЛАЙД

Дима

Даша

Дина

- Что вы замечаете? (Все слова начинаются с заглавной буквы Д, это имена людей)

- Какова же цель нашего урока? (научимся писать заглавную букву Д). 

СЛАЙД ( с печатными буквами Д д)

- На что похожа буква Д? (дом)

   

      5. Творческая работа

      Игра «Ассоциации»  

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы говорите это слово? (родители, тепло, уют, мама, семья…)

- Мы с вами поговорим о нашей Родине, о нашем «Доме», в котором мы живем,  познакомимся с произведением К.Д. Ушинского “Наше Отечество ”.        

Гимнастика для пальцев

«Игра на пианино», Упражнение «Волна».

Отрывание по очереди пальцев, прижатых к парте.

      6. Работа в прописи

1. Знакомство с написанием заглавной письменной буквы  Д.

СЛАЙД с анимированным плакатом

- Посмотрите на плакат (показ анимации)

- Ставим ручку на красную точку. Начинаем писать букву сверху, ведем прямую наклонную линию вниз, влево пишем петлю, поворачиваем направо, касаемся строки, затем пишем вверх полуовал.

- Письмо буквы в воздухе.

- Письмо на ладошке.

2. Обведение по точкам элементов и самой письменной буквы Д в прописях.

     

IV. Первичное закрепление

Работа по Азбуке

Чтение и домысливание содержания предложений по данному началу и рисункам.

      1) Прочитайте 1 предложение на с.98

Дима, Даша, Дина, Диана, Дон, Двина

- Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Слова Дима, Даша, Дина, Диана - это имена людей). Дон, Двина  – эти реки находятся на территории нашей страны. А названия рек пишем с заглавной буквы.

- Какие реки вы еще знаете? (Волга, Ока, Москва…)

СЛАЙД с названиями рек.

- Прочитайте названия рек (Дон, Двина)

- У Нас в Башкортостане тоже есть река на букву Д:

СЛАЙД (Дема, которая впадает в р.Белую)

- А какая река протекает в Наумовке?

СЛАЙД (р.Ашкадар)

      2) Найдите и прочитайте 2 предложение.

Продолжите : Наша Родина – …

СЛАЙД, по которому дети проверяют свои предположения :

Наша Родина – Россия.

- А как называется республика, в которой мы живем? (Башкортостан).  

Физкультминутка

Упражнения для глаз.

Упражнения для снятия напряжения с мышц спины и плечевого пояса.

Самомассаж ушных раковин.

      3) Найдите 3 предложение.

В России много городов: Москва, Саратов, Томск, ...

- Какие еще города вы знаете? (Санкт – Петербург, Уфа…)

- А в каком селе вы живете? (с.Наумовка)

- Почему в этом предложении на 1-м месте из городов России стоит Москва? (Москва – столица нашей страны) 

СЛАЙДЫ с фотографиями городов Москва, Саратов, Томск, Уфа, Стерлитамак и с. Наумовка.

- Назовите города и села республики Башкортостан. Это наша малая Родина.

4) Найдите 4 предложение. Народы и народности России: татары, коми, калмыки, мордва… Продолжите.

СЛАЙДЫ

На слайдах изображены люди в национальных костюмах: башкиры, татары, русские, украинцы, чуваши, коми, калмыки, мордва, армяне.

- Что вы заметили? (в России много разных народов, у каждого народа свой национальный костюм) 

- В нашем классе есть дети разных национальностей. Это наш общий Дом, в котором все должны жить дружно.

 

 V. Закрепление.

О чем же мы с вами говорили? (Мы говорили о Родине.)

СЛАЙД -ШОУ « Наша Родина»:

Живут в России разные

народы с давних пор

(слайд с изображением карты России и людей в национальных одеждах)

Одним тайга по нраву,(слайд)

Другим – степной простор. (слайд)

У каждого народа

Язык свой и наряд (слайд)

Один черкеску носит, (слайд)

Другой одел халат. (слайд)

Один рыбак с рожденья, (слайд)

другой – оленевод. (слайд)

Один кумыс готовит, (слайд) 

Другой готовит мед. (слайд)

Одним милее осень, (слайд)

Другим милей весна. (слайд)

Но Родина Россия

У нас у всех одна. (слайд)

Физкультминутка.

- Здравствуй,  солнце  золотое!

(Нарисовать  руками  круг)

-Здравствуй,  небо  голубое!

(Руки  вверх,  помахать  кистями)

Здравствуй,  вольный  ветерок,

(Помахать  руками  перед  лицом)

-Здравствуй,  маленький  дубок!

(Поднять  руки  вверх  и  покачать  ими)

-Мы  живём  в  одном  краю –

Любим  Родину  свою.

(Тихо  садятся).

     

VI. Чтение текста К.Д. Ушинского "Наше Отечество"

с. 99

а) Работа с текстом до чтения.

- Прочитайте ключевые слова:.

СЛАЙД

Отечество,

отцы,

Родина,

матушка-Россия

- Прочитайте, кто автор текста, как называется текст.

- Сделайте предположение, о чем будете читать? (Мы будем читать о нашей общей Родине, стране, в которой мы живем.)

- Рассмотрите иллюстрацию, может быть, она поможет что-то добавить к сказанному.

б) Работа с текстом во время чтения.

Дифференцированная работа

     Группа хорошо читающих детей читают текст про себя

     Группа плохо читающих детей находят и читают слова, выделенные особым шрифтом  

     Индивидуальное задание для нечитающего ребенка: найти и подчеркнуть слова с заглавной буквы.

Чтение текста вслух хорошо читающими детьми. Остальные следят по тексту.

Чтение по предложениям с комментированием.

После чтения 2-х предложений:

- Почему Россию мы зовем Отечеством? (В России издавна жили наши отцы и деды, поэтому Россию называют Отечеством. Отечество и отцы – это однокоренные слова.)

После чтения 3-го предложения:

- Как с помощью однокоренных слов автор объясняет, почему Россию зовем своей Родиной? (Слово Родина имеет общий корень  со словами  родной, родиться, родитель...)

 

- Почему Россию мы зовем матерью? Как это объясняет автор? (Родина нас вскормила и вспоила своими водами, она как мать, защищает нас)

Чтение последнего предложения.

в) Работа с текстом после чтения.

- Какая мысль главная в этом тексте? (Родина – как родная мать, и она у человека одна. Ее нужно любить и беречь.)

- Оправдались ли наши предположения? Что нового для вас было в этом тексте? (Мы узнали, почему Родину называют Отечеством, Россию – матушкой)

      VI. Подведение итогов.

- Чему мы учились на уроке? (Писать заглавную письменную букву Д)

 -Что нового узнали про нашу Родину? (Узнали, что наша страна очень большая, в ней много городов, рек, в ней живут люди разных национальностей.)

- Я вам желаю жить в мире и дружбе в нашем общем Доме – России.  

Звучит песня «С чего начинается Родина».

      Домашнее задание. (Детям предлагается нарисовать иллюстрацию на тему: «Моя Родина»)

     

 Используемая литература:

Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина учебнику “Букварь”. Учебник для первоклассников. – Изд. 2-е. перераб. – М.: Баласс, 2008.

Автор О.В. Пронина “Мои волшебные пальчики”. Прописи для первоклассников к учебнику “Букварь” в 5 тетрадях. – Изд. 3-е. испр.-М.: Баласс, 2009.

Уроки обучения грамоте по учебнику “Моя любимая Азбука” и прописям “Мои волшебные пальчики”. Методические рекомендации для учителя. / Под научной редакцией Е.В. Бунеевой. –М.: Баласс, 2006.

Ресурсы Интернета.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению в 1 классе.Тема: К.Д.Ушинский "Наше Отечество"

Представленный урок разработан по учебнику В.Г.Горецкого.Это память о прошлом своей семьи, своего города, своей страны....

Урок литературного чтения 1 класс К.Д.Ушинский "Наше Отечество".

Урок  литературного чтения  проведён  в  1 классе 7 февраля 2013 года в рамках районного семинара  "Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в начальной школе".Рабо...

План-конспект урока в 1 классе "Заглавная буква в словах"

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:Цель: создание условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения отличать имена собственные от имён ...

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме "К.Ушинский "Наше Отечество"

Презентация к  уроку литературного чтения во 2 классе по ФГОС...

Урок литературного чтения в 1 классе Тема урока: К.Д.Ушинский «Наше Отечество»

Урок литературного чтения в 1 классе Тема урока К.Д.Ушинский "Наше Отечество"...