Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx66.96 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Реализация учебной программы обеспечивается учебниками по литературному чтению: 

1. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).

2. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 2 класс. В 2-х частях. / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).

и пособиями:

Литературное чтение. Методическое пособие. 2 класс. / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).

 Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. В 2-х частях. Часть 1. Для 1-2 классов. / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).

Место литературного чтения в учебном плане.

Авторская программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). Рабочая программа также рассчитана на 136 часов.  В том числе на  проверку техники чтения-3часа;  контрольная работа -1час, в конце учебного года; на тесты по полугодиям-2 часа; на литературные диктанты по полугодиям-2часа.

Второклассники должны знать наизусть стихотворения и  отрывки из произведения классической художественной литературы. Во втором классе 8-10 стихотворений, 2-3 отрывка из прозы.

В рабочую программу включён региональный компонент при изучении конкретных тем, на них используется краеведческий материал, отражающий культурное наследие башкирского народа, что составляет 10 % от программы (всего – 136 часов, региональный компонент – 14 часов)

Основная цель урока литературного чтения в начальных классах – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Задачами курса  «Литературное чтение»:

             - обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста  и специфики его литературной формы;

- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

-систематически  отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения;

- включать учащихся в эмоционально – творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство, соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

    Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен:

 воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним);

понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.);

воссоздавать   в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец,

воспроизводить текст, т.е.  уметь  рассказывать  его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.

Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявления точки зрения писателя, формирования позиции читателя.
  2. Система работы над навыками чтения.
  3. Включение учащихся в эмоционально – творческую деятельность в процессе чтения.
  4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
  5. Расширение круга чтения обучающихся, создания «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс литературного чтения является одним из основных предметов  в  системе начального общего образования,  закладывающим  основы  интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного  развития младших школьников, их умения пользоваться  устным  и  письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение  необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов

освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения  других предметов в начальной школе.

Данный курс  литературного чтения построен  с учетом следующих концептуальных  положений:

•  изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка,  формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности  (слушания, говорения, чтения и письма);

•  в результате обучения формируется читательская деятельность   школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные  учебные действия;

•  дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей  каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и

«переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При  изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной,  художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к  самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки  обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на  которых комплексно решаются все задачи литературного образования  младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи

эмоционального, эстетического и литературного развития, а также  нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и  творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной  школе:

• сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и  читательскими умениями;

• работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным  произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и  жанровых особенностей;

• одновременная работа над языком произведения и речью детей;

• сочетание работы над художественным произведением и детской  книгой как особым объектом изучения;

• различение художественных и научно-популярных произведений;

• формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих  полноценное восприятие произведения;

• освоение литературных произведений в сочетании с творческой  деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением  духовного мира ученика.

Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке, для дополнительного чтения, для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу. Во  втором классе проводятся уроки слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной и справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

Данный курс носит интегрированный  характер, что обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, технологии, музыки), и позволяет реализовать их в интеллектуально – практической деятельности ученика:

- на уроках русского языка: составление и запись предложений и мини – текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;

- на уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;

- на уроках музыки: слушание музыкальных отрывков по теме изученных произведений;

- на уроках технологии: изготовление книг – самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликации, лепка по изученным произведениям или разделам);

- на уроках окружающего мира: рассматривание изучаемых предметов и явлений с позиций учёного и художника.

Ценностные ориентиры содержания
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, оно лежит в основе всех читательских умений, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий:
личностных, метапредметных, предметных.
 Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знания моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных и межличностных отношениях. В курсе литературного чтения формируются следующие личностные универсальные учебные действия:

  • понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;
  • познание героического прошлого своей страны и народа на образцах
  • доступных литературных произведений;
  • духовно-нравственное воспитание, формирование эстетических и морально-этических ценностей на примерах поступков героев литературных произведений;
  • овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений;
  • формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определение собственной позиции в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности);
  • самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений;
  • использование умения читать для удовлетворения личного интереса.
    Метапредметные универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

    Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами:
  • понимание и постановка учебной задачи;
  • составление плана и последовательности действий;
  • самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;
  • коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;
  • овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой. В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
    Познавательные универсальные учебные действия:
  • формирование познавательной учебной задачи;
  • выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;
  • выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;
  • восприятие прослушанного или прочитанного произведения;
  • поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
  • умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;
  • способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
  • интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);
  • рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся);
  • выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.


Для формирования познавательных умений в данном курсе в процессе обучения используются знаково-символическое моделирование и логические познавательные действия.
Знаково-символические познавательные действия:

  • моделирование на уроках литературного чтения помогает формированию литературной грамотности, используется для развития основных видов речевой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик перекодирует текст произведения, помогают глубже понять произведение, сжато представить информацию о произведении.
  • составление моделей, использование готовых моделей, дополнение и сравнение моделей обложек помогают усваивать литературоведческие понятия;
  • составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами — все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии каждого ученика-читателя.
    Логические универсальные действия:
  • анализ произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; прогнозирование содержания произведения, определение темы и жанра);
  • установление причинно-следственных связей в тексте произведения при составлении плана;
  • формирование умения синтезировать при составлении плана рассказа о произведении, героях и их поступках;
  • сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности;
  • аргументация высказываний и суждений о произведении с опорой на текст.
    Постановка и решение учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя:
  • понимание и формирование учебной задачи;
  • выбор способов и форм решения учебной задачи: выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях и т. д.
    Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Коммуникативные универсальные действия:
  • слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения);
  • умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;
  • овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);
  • умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;
  • умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;
  • умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению;
  • умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению;
  • умение полно и аргументировано строить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли.


Содержание данного курса литературного чтения обеспечивает формирование
предметных универсальных умений и решение следующих задач литературного развития младших школьников:

  • овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение;
  • воспитание интереса к чтению как средству получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов, а также интереса к книге (учебной, художественной, справочной);
  • овладение устной и письменной коммуникативной культурой: работа с произведениями разных жанров; ведение диалога и построение монологического высказывания о героях и их поступках; поиск необходимой информации в учебниках, словарях, справочниках и энциклопедиях и ее использование; высказывание мнения о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах;
  • воспитание эстетического вкуса и умения воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи;
  • формирование эстетического вкуса и понимания младшими школьниками нравственно-этических ценностей при изучении художественных произведений.

Планируемые результаты освоения предмета.

Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У второклассника продолжится:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур т религий;

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности  на основе представление о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У второклассника продолжится:

1.Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2.Освоение способа решения проблем творческого и поискового характера;

3.Формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4.Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6. Использование  знаков – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

9.Овладение навыками смыслового  чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, формирование умение осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной  формах ;

10.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11.Готовность слушать собеседника и вести диалог , готовность признать возможность осуществления различных точек зрения  и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12.Определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение окружающих;

13.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

14.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15.Овладение базовым и предметными и межпредметными понятиями,  отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У второклассника продолжится:

1.Понимание  литературы как явление национальной и мировой культуры, средств сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций»

2. Осознание значимости чтения для личного развития, формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении»

3. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4. Достижение необходимого для продолжения образования  уровня читательской компетентности, общего речевого развития;

5.Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Примерная тематика: произведения о Родине; о родной природе; об отношении людей к природе, животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле, кривде и правде.

О нашей Родине (5ч.): стихи, рассказы, пословицы о Родине, произведения Ф. Савинова, И. Никитина, С. Романовского, С. Прокофьева.

Народная мудрость (5ч.): песенки, пословицы, скороговорки, загадки, потешки, заклички,  считалки, былины.

О детях и для детей (14ч.): произведения И.Крылова, братьев Гримм, Х.-К.Андерсена, Л. Толстого,С. Баруздина,Е. Пермяка,А.Барто,Н. Носова,М.Зощенко, В. Сутеева,Л. Пантелеева,А. Гайдара.

         Мир сказок (6ч.): «У страха глаза велики» русская народная сказка, «Маленькие человечки» братья Гримм, «Пятеро из одного стручка» Х.-К. Андерсен, «Семеро храбрецов» братья Гримм.

Уж небо осенью дышало…(6ч.): произведения А. Пушкина, Е.Трутневой, Г. Скребицкого, Э. Шима, Н. Сладкова, Н. Рубцова, М. Пришвина, Е. Пермяка.

Снежок порхает, кружится…(19ч.): произведения  флоьклора; произведения Н.Некрасова, В.Одоевского, В.Даля,  И.Сурикова, И.Соколова – Микитова,Г.Скребицкого, З.Александровой, М. Пришвина, С. Есенина.

Здравствуй, праздник новогодний! (9ч.): произведения о зиме, о новогоднем празднике. Выразительное чтение произведений  С. Михалкова, А. Гайдара, С. Маршака, С. Городецкого, Х.-К.Андерсена.

О братьях наших меньших (15ч.): произведения фольклора, сказки народов мира; произведения К.Ушинского, В.Жуковского, М.Пришвина, Д.Мамина – Сибиряка, А.Плещеева,Н.Рубцова, В.Бианки, К.Паустовского, Р.Киплинга, братьев Гримм.

Лис Миккель и другие (11ч.): сказки народов мира, братьев Гримм, Дж. Харриса, Р. Киплинга.

 Семья и я (14ч.): произведения фольклора, Л.Толстого, М.Лермонтова,А.Плещеева,А.Ахматовой, Л.Воронковой, В.Солоухина, С.Михалкова, С.Баруздина.

Весна, весна красная…(24ч.): произведения фольклора, произведения А.Пушкина, В.Жуковского, Ф.Тютчева, Е.Баратынского, А.Чехова, А.Куприна,М.Пришвина, А.Барто, Н.Сладкова, Г.Скребицкого, С.Маршака, Б.Заходера, Э.Шима.

Там чудеса…(8ч.): русская народная сказка «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкина, «Кот в сапогах»  Ш.Перро.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения.   Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная  реакция учащихся  на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных  сказок), выявление их сходства и различий. Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.

Чтение.. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами небольших по объёму текстов. Обучение  чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтролю и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя, определение основной мысли произведения с помощью учителя.

Пересказ по готовому плану, самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

Круг чтения.

Произведения  фольклора русского народа  и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей – классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно – популярные произведения; сказка, рассказ, справочная детская литература: книги – справочники, словари.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.

Жанровое разнообразие. Сказки ( народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

Работа с книгой. Элементы  книги: обложка, переплёт, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Литературоведческая пропедевтика.

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения(фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.

    Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений).

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказки от лица одного из её персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказы), изменение начала и продолжения произведения.

Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», « Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев и т.д.). Подготовка и проведение уроков – сказок, уроков – утренников, уроков – конкурсов, уроков – игр.

Чтение: работа с информацией

Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.

Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотации, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.              

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

 Дата

(месяц, четверть)

№ уч.зан.

 Раздел, тема

 Часы

 Формы контроля результата (контрольные работы)

 сентябрь

октябрь

(1 четверть)

ноябрь

декабрь

(2 четверть)

январь

февраль

март

(3четверть)

апрель

май

(4 четверть)

1-31

32-61

62-101

102-136

1. Круг чтения.

2. Примерная тематика.

3. Жанровое разнообразие.

4. Ориентировка        в литературоведческих понятиях.

5. Восприятие литературного произведения.

6. Творческая деятельность.

7. Навык чтения.

8. Работа с текстом.

31

30

40

35

 Контрольные работы:

1четверть(2):

-проверка техники чтения;

-литературный диктант;

2 четверть (2):

-проверка техники чтения;

-тесты;

3 четверть(1):

-литературный диктант;

4 четверть(3):

-проверка техники чтения;

-тесты;

-Итоговая контрольная работа.

 Контроль знаний

 четверть

  Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

 Количество

 Самостоят.

работы

            Регулярно на уроках  

Проверочные

работы

1(техника чтения)

1(техника чтения)

1(техника чтения)

3

Контрольные

работы

1

1

 Тест

1

1

2

 Диктант

1(литературный диктант)

1(литературный диктант)

2

Практические

работы

                  Регулярно на уроках

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К концу обучения во втором классе учащиеся должны уметь:

 - правильно читать текст целыми словами (темп чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся);

- читать молча небольшие тексты (темп – не менее 70 слов в минуту);

- пересказывать прочитанный текст по готовому плану;

- определять тему и жанр прочитанного или прослушанного произведения;

- читать наизусть 5-6 стихотворений; 1-2 отрывка из прозы;

-  самостоятельно знакомиться с произведениями и книгой (выделять фамилию автора, заглавие);

-  самостоятельно отбирать книги для чтения.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;- определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно – символическое моделирование;

- понимать и объяснять нравственно – этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;

- находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;

- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное ( не менее 55 – 60 слов в минуту);

- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

-выразительно читать подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон и темп, соответствующие читаемому произведению;

- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

- группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.

Ученик может научиться:

- понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать своё мнение о поступках героев;

- пользоваться умением читать молча ( про себя) произведения и книги  по собственному выбору по изученному разделу (теме);

- пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;

- постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изученным разделам или темам.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

- различать стихотворный и прозаический тексты;

- определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;

-  различать пословицы и загадки по темам;

- использовать в речи литературоведческие понятия ( сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения);

Ученик может научиться:

- осознавать нравственные и этические ценности произведения;

- выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

- понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;

- инсценировать небольшие произведения(сказки, басни) или отдельные эпизоды;

- моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;

- рассказывать сказки с присказками;

- создавать истории о героях произведений.

Ученик может научиться:

- делать иллюстрации к изученным произведениям;

- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

- выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;

- инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

- находить информацию о героях произведений;

- работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;

- дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик может научиться:

- самостоятельно находить информацию в учебнике и спавочнике;

- находить информацию о книге в её аппарате;

- сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.

 

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

Система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:

- социальную (позволяет установить соответствие личных достижений каждого ученика требованиям программы, познакомить учащихся и их родителей с направлениями и критериями оценивания успехов в учении, опираясь на результаты проверки; учесь все факторы, влияющие на учебно – познавательный процесс и уровень обученности ученика, чтобы наметить перспективу развития его индивидуальных возможностей);

- воспитательную (учитель отслеживает динамику продвижения каждого ученика в обучении и развитии, а также сформированность его личных качеств, система проверочных и контрольных работ выполняет не только контролирующую, но и обучающую роль, вовлечение учащихся в оценочную деятельность снимает у них страх и тревожность, побуждая к решению задач различных видов и поиску ответов даже на сложные вопросы);

- образовательную (учитель определяет уровень усвоения материала, анализирует успехи и просчёты, вносит коррективы в содержание и планирование учебного материала, каждый ученик, зная результат своей работы, знакомится с допущенными ошибками, осознаёт, что он уже умеет, а что нужно ещё повторить или доучить).

- эмоционально – развивающую ( эмоциональная реакция каждого ученика на полученный результат – радость, огорчение, безразличие – может укрепить его учебную мотивацию или породить неуверенность в себе и нежелание учиться дальше).

Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно – познавательные и учебно – практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорной уровень интерпретируется как исполнение ребёнком требований Стандарта и , соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Оценка  индивидуальных образовательных достижений ведётся методом сложения, при котором фиксируется  достижение опорного уровня и его превышение.

Оценка  достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых второклассниками с предметным содержанием. В соответствии с требованиями Стандарта. Составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточной и итоговой стандартизированных работ по литературному чтению.

Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Это:

- комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);

- литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);

-тесты по изученному произведению, теме, разделу;

-тесты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;

- диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;

-тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);

- комплексные разноуровневые итоговые  работы по проверке уровня начитанности и читательских умений ( в конце каждого полугодия);

- итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ);

- контрольные работы для проверки умений работать с книгой ( в конце первого полугодия во 2 классе).

Начиная со второго полугодия во 2 классе, задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.

Продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии можно определить триадой «знаю, понимаю, могу».

Отметки за выполнение тестовых заданий ( если ученик набрал более шести баллов, работа считается выполненной):

«5» - ученик набрал 9-10 баллов;

«4» - ученик набрал 7-8 баллов;

«3» - ученик набрал  5-6 баллов;

«2» - ученик набрал менее 5 баллов.

Для индивидуализации проверки и оценки текущие и контрольные работы даны в трёх вариантах, различающихся  тремя уровнями сложности. Первый вариант заданий соответствует обязательному минимуму содержания программы и, следовательно, первому уровню подготовки. Второй и третий варианты включают задания повышенной сложности и соответствуют второму и третьему уровням подготовки.

Работы с заданием приблизительно одинаковой сложности можно оценить по сумме верных ответов:

«5» - если все задания выполнены верно;

«4» - если выполнено не менее 1\4 всех заданий;

«3» -если выполнено не менее 1\2 всех заданий;

«2» - если выполнено менее ½ всех заданий

Формой проверки литературной эрудиции являются литературные диктанты трёх видов:

- лексические диктанты предлагают слова и выражения из словарей, которые сопровождают тексты произведений в учебниках.

- литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия.

- информационные диктанты содержат имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений.

Количество слов во 2классе – 5-10. Проверка  диктантов проводится учащимися самостоятельно, с использованием учебника и учебной хрестоматии. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:

«5» - если в работе нет ошибок;

«4» - если в работе одна ошибка;

«3» - если в работе две ошибки;

«2» - енсли в работе более двух ошибок.

Во 2 классе проверяются овладение способом чтения целыми словами и словосочетаниями, понимание содержания прочитанного ( темп чтения не менее 50 слов в минуту). Время проверки не менее трёх минут. О замере времени учащимися не сообщается.

Отметка «5» - ученик читает целыми словами, отчётливо произносит читаемые слова, темп чтения не менее 50 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, даёт полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Отметка «4» ученик читает более 40 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, верно передаёт содержание прочитанного ( частично при помощи вопросов учителя), е допускает грубых речевых ошибок.

Отметка «3» - ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту, передаёт содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.

Отметка «2» - ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».

«Технические» ошибки: замена и искажение читаемых слов, замена и перестановка букв, слогов, слов, пропуски или добавления слов, ошибки ударения.

Понимание  слова: включает верное объяснение его прямого и переносного значения, значения в данном предложении, тексте.

Понимание текста: проверяется с помощью ответов на вопросы, пересказа,   выразительного чтения чтения ( показатель целостного восприятия и осмысления текста).

Ошибки понимания: тон и темп чтения не соответствуют содержанию произведения, интонация не соответствует знакам препинания.

Текущая проверка навыка чтения вслух ( фронтальная или индивидуальная) осуществляется на каждом уроке. Учащиеся по очереди читают текст по частям в течении 3-5 минут, а учитель по своему экземпляру текста определяет количество слов, прочитываемых каждым учеником за одну минуту. Определяются   способ чтения, темп чтения ( количество слов), правильность (количество ошибок) и понимание (объяснение слов).

Текущая проверка выразительности чтения включает чтение подготовленного дома текста ( отрывка) и выразительное чтение наизусть изученных программных произведений.

Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти, а итоговая  - в конце полугодия и года индивидуально. Для проверки подбирается доступный по лексике и содержанию незнакомый текст.

Проверка навыка чтения молча ( полное исключение речедвижения) проводится фронтально, индивидуально или с группой учащихся. По команде учителя дети начинают читать предложенный им текст и через две минуты отмечают слово, до которого они дочитали.

Второклассники должны знать наизусть стихотворения и отрывки из произведений классической художественной литературы. Во втором классе – 8-10 стихотворений, 2-3 отрывка из прозы. Навык сформирован, если ученик читает правильно. Понимает прочитанный текст, умеет выразительно читать подготовленное произведение.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО   ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Для ученика:

         1. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).

2. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 2 класс. В 2-х частях. / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).

3. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях. / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).

Для учителя:

          1. Учимся читать выразительно. Учебное пособие. 2-4 классы. / Оморокова М.И. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).

2. Литературное чтение. Начальная школа. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. В 2-х частях. Часть 1. Для 1-2 классов. / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).

        3. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Программа. 1-4 класс. +CD. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).

4. Литературное чтение. Методическое пособие. 2 класс. / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).

5. Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению. 1-4 классы. / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).

6. Литературное чтение. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник "Книгочей". 1-4 классы (+CD). / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2011. – (Начальная школа XXI века).

7. Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.А. Архипова, Т.В. Белых [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).

8. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).

Материально-техническое обеспечение программы

1.Портреты писателей;

2. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;

3. Иллюстрации к литературным произведениям;

4. Детская периодика;

5. Настольные развивающие игры (литературное лото), викторина.

Электронно-программное обеспечение

1. Ноутбук, интерактивна доска;

2. Презентационное оборудование;

3. Выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся – на уровне ознакомления);

 4. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. 2 класс. ООО Издательство «Экзамен» 2012г.

5. Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках;

6. Цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Программа разработана к учебникам Л. Ефросининой, 2011 год издания,  Учебник+ учебная христоматия (3 ч в неделю)...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая  программа по литературному  чтению  4  класс  разработана  на  основе  примерной  программы  по  литературному чтению...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-те...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

Календарно-тематическое планирование учебного курса "Литературное чтение" 3 класс (УМК " Начальная школа XXI века")...

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по курсу: «Литературное чтение».1 класс (базовый уровень).на 2013 – 2014 учебный год.Количество часов в неделю – 4....