открытое выражение чувства в поэзии. М.Лермонтов ««Москва, Москва!.. люблю тебя как сын...»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
На уроке учащиеся выполняют много творческих видов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Каменева Татьяна Анатольевна
Тема: открытое выражение чувства в поэзии. М.Лермонтов ««Москва, Москва!.. люблю тебя как сын...»
Предметные цели: познакомить учащихся с новым стихотворением М. Ю. Лермонтова, вспомнить ранее изученные стихотворения; учить анализировать стихотворение (образы, эпитеты, олицетворение); учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения, способствовать расширению литературоведческого словаря, развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, воспитывать уважительное отношение к писателю и его творчеству, вызвать желание читать стихи и сказки поэта.
УУД:
учебные: воспринимать учебный текст, осмысливать систему заданий, учебную информацию, участвовать в диалоге при обсуждении произведения, проводить поэтический анализ стихотворения;
личностные:
интересоваться разными формами художественных произведений; некоторыми видами творческой деятельности на основе литературных произведений; способность осознавать некоторые нравственные понятия и моральные нормы: поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба, уметь оценивать свои поступки на основе сопоставления с поступками героев литературных произведений;
регулятивные:
принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий;
познавательные:
различать виды текстов; применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; искать информацию, представлять найденную информацию; уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; понимать структуру построения рассуждения; воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
коммуникативные:
выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; проявлять интерес к общению и групповой работе; участвовать в учебном диалоге, выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе.
Оборудование: презентация, карточки, портреты
Организационный этап Слайд 2
Сегодня на уроке вы сделаете свои маленькие открытия, и каждый из вас почувствует себя мастером, большим или маленьким, но обязательно Мастером. В путь возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность, вдохновение, желание работать в одиночку и вместе со всеми.
Вводно – мотивационный этап
1. Беседа с учащимися
- Как называется глава, над которой мы работаем?
- С какими произведениями из данной главы познакомились?
- Что объединяет эти произведения?
2. Творческая работа над четверостишьями Слайд 3-4-5
- Я предлагаю вам продолжить работу над стихами о Родине, о Москве.
- Вставьте недостающие слова в рифму.
Если скажут слово _____________,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ____________.
З.Александрова
Перед дальней дорогой встань на порог,
Ты увидишь, как много в мире ______________.
Но впадают пути, словно в песню слова,
В тот единственный город с названьем _____________.
Ю.Визбор
- Определите рифму, которую использовали поэты.
( перекрёстная, парная)
- Что объединяет эти стихи?
- Над каким стихотворением работали дома?
- Как называются стихи о Родине, о героическом прошлом нашей страны, о Москве?
3. Проверка домашней работы
1) беседа по содержанию текста
- Назовите автора стихотворения? Это самостоятельное произведение?
- Какова тема?
- Какое историческое событие упоминается?
- С какой целью поэт вспоминает трудные и славные дни из истории России и её столицы?
2) выборочное чтение Слайд 6-7-8
Прочитайте строки, в которых передаётся торжественное, возвышенное настроение.
- Прочитайте строки, соответствующие иллюстрации на слайде
Вот, окружён своей дубравой, Петровский замок.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар.
3 )конкурсное чтение текста стихотворения учащимися
- Выскажите своё мнение о чтение и скажите, чьё чтение наиболее понравилось.
Основной этап
1. Вступительное слово учителя
«Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке: нет! У нее есть своя душа, своя жизнь»
Так писал о Москве Михаил Юрьевич Лермонтов. Он считал Москву
символом России, средоточием ее единства.
Любовь к Москве зародилась в душе юного поэта ещё в раннем детстве. Он вспоминал: «Мы долго ехали по пустынным улицам. Но когда добрались до Москвы-реки, в окно кареты открылась живописная картина: вдоль набережной толпился народ, по реке сновали баркасы, а на горе возвышался белокаменный Кремль с златоглавыми церквами и стройными башнями»
Став известным поэтом М.Лермонтов писал: «Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве»
Воспевает столицу не только в прозе, но прежде всего в стихах.
2. Чтение учителем стихотворения «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын...» Слайд 9-10
3. Эмоционально – оценочная беседа
- Какие чувства возникали у вас при прослушивании?
(используются таблицы «Словарь настроений)
- Как вы понимаете название стихотворения?
- Какие образы создал поэт?
4. Самостоятельное знакомство с биографией М.Лермонтова
- Ребята, хотите узнать о жизни и творчестве поэта, который написал эти замечательные строки о Москве?
(самостоятельное чтение текста по карточке)
М. Ю. Лермонтов родился в Москве 3 октября 1814 года. Когда ему было 3 года, мать умерла, и бабушка занялась его воспитанием. Детство Лермонтова прошло в имении бабушки в селе Тарханы Пензенской губернии. Мальчик дома получил хорошее образование, свободно владел французским и немецким языками. Бабушка возила Михаила на Кавказ. Детские впечатления от кавказской природы остались в творчестве навсегда.
С 13 лет Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском пансионе, позднее в Московском университете. Стихи юный поэт начал писать с 14 лет. Он работает много, перепробовал разные жанры: стихи, элегия, романс, песня, посвящение, послание
В 1832 переезжает в Петербург и поступает в Военную школу юнкеров и через 2 года заканчивает её. Он служит в Гусарском полку и одновременно пишет стихи, но они малоизвестны. Слава к нему приходит в одночасье. Известие о гибели А.Пушкина потрясло Лермонтова и на следующий день он пишет стихотворение "На смерть поэта", которое сразу сделало его известным. Стихотворение переписывалось и заучивалось наизусть. Поэт был арестован за " непозволительные стихи" и вскоре переведен нести службу на Кавказ. Публикация в 1837 стихотворения "Бородино" упрочила славу поэта. На Кавказе Лермонтов участвовал во всех военных операциях, "удивляя всех своей удалью" и был представлен к награде золотою саблею с надписью "за храбрость"
Среди произведений М. Ю. Лермонтова - поэмы, стихи, романы
5. Беседа с учащимися о жизни и творчестве поэта
Слайд 11-12-13-14-15-16-17-
- Где, в каком году родился М.Лермонтов?
- Кто занимался его воспитанием?
- Где он обучался?
- В каких учебных заведениях учился в юности?
- Когда Лермонтов стал известным?
- Какие литературные жанры вышли из-под пера М.Лермонтова?
6. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися
7. Словарно – лексическая работа Слайд 18-19
- Значение каких слов вам непонятно?
Учащиеся называют слова, а учитель прикрепляет карточки со словами на доску: безмятежный, низвергнуть, тщетно, преданье, карниз, упованье.
- На экране вы видите значения обозначенных слов, которые я выписала из «Толкового словаря» Ожегова. Соотнесите самостоятельно значение слова
с конкретным словом.
Не испытывающий волнения, тревоги; невозмутимо спокойный.
Сильно надеяться на кого-то, ждать с уверенностью, полагаться.
Напрасно, бесполезно, безуспешно
Горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания и защищающий стену от воды.
Упасть сверху вниз, быть побеждённым
Рассказ о былом, переходящий от поколения к поколению, традиция.
8. Работа над выразительным чтением стихотворения
Составление партитуры стихотворения
(учащиеся работают с палеткой, обозначая на ней паузы (короткую и длинную), главные слова)
9. Работа над содержанием стихотворения
- Какое историческое событие упоминается в стихотворении?
- Как меняется настроение стихотворения от начала до конца?
- Кто является главным героем произведения?
- Какими словами М.Лермонтов описывает Кремль?
- Что привносит образ касаток в настроение поэта?
- Как слова, подчёркнутые в тексте, помогают перенестись из настоящего в прошлое и наоборот?
Этап повторения и обобщения
1. Чтение стихотворения учащимися по частям
2. Творческая работа по группам.
Учащиеся по группам работают над карточками, где учащиеся выступают в роли режиссёров, музыкантов, историков, художников, литераторов. После коллективного обсуждения, представитель группы рассказывает о проделанной работе
1 группа. Режиссёры.
– Представьте, что вы снимаете небольшой фильм. За кадром звучат строки стихотворения «Москва, Москва!..»
- Какие изображения будут появляться на экране?
Каких героев можно представить? Охарактеризуйте их.
- Художественный или документальный фильм лучше снять?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2 группа. Музыканты.
– Найдите в тексте слова, которые “озвучивают” стихотворение.
– Какая музыка, по-вашему, может сопровождать чтение стихотворения (грустная, весёлая, торжественная, быстрая, медленная, громкая, тихая)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3 группа. Историки.
- Какое событие описывается в тексте?
– Какие слова в стихотворении говорят о времени совершающихся событий?
__________________________________________________________________
Расположите “события” стихотворения по столбикам, определяя, что происходит сейчас, что происходило в прошлом.
Прошедшее время Настоящее время
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4 группа. Художники
– Сколько картин можно нарисовать к стихотворению? Кого изобразить в центре каждой картины?
– Какие краски нужны для каждого рисунка?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5 группа. Литераторы.
– На сколько частей можно разделить стихотворение?
– Какие яркие слова, словосочетания использует автор? Какие эпитеты, олицетворения и сравнения? Какая рифма встречается?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговый этап. Рефлексия. Объявление оценок
- Как называются стихотворения о Родине, о героическом прошлом страны, о столице?
- Какие чувства возникали у вас на уроке?
- Что вам особенно запомнилось?
Задание на дом
подготовить выразительное чтение стихотворения, поработать
над творческим рисованием
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Люблю тебя моя Тюмень
Праздник к Декаде Творчества...
УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ "ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"
Урок по кубановедению в 1 классе.Тема: Люблю тебя, мой край родной. Цели- ориентиры:Личностные.1.Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям. Способствовать ф...
Люблю тебя, мой край родной! Сочинение
Краевой конкуурс сочинений "Люблю тебя, мой край родной!"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/29/picture-180295-1359403628.jpg)
Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»
Работа по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробуждение интереса к его произведениям....
Конспект открытого урока «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ». (Ульяновская область)
Цели:Ø обобщить знания детей о родном крае;Ø развивать чувство гордости за свой “богатый” край;Ø воспитывать чувство любви к своей родинеØ создавать объективную основу для воспитания патриотизма и люб...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/20/picture-42233-1647788854.jpg)
Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».
Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/21/picture-868882-1687294950.jpg)
Открытый урок ОРКСЭ Тема: «Люблю тебя, моя Россия!»
По тематике курса этот урок позволяет расширить знания и представления о Родине.Цель урока: формирование у школьников патриотических чувств, любви и уважения к Родине....