Литературное чтение "Картина летнего дня"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Цель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie._kartina_letnego_dnya.docx36.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока по Чтению

«Картина летнего дня»

Учитель:  Остерман В. Э.

Класс: 3 класс

  Тамбов

2015

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока:

  • познакомить с творчеством русского поэта И.Бунина;
  • ввести понятие «олицетворение», «сравнение», «метафора»;
  • развивать навыки выразительного чтения;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • формировать способность к самопознанию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитывать познавательный интерес к окружающему миру;
  • воспитание любознательности, исследовательского подхода к решению проблемы

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные УУД

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

- Прозвенел звонок для нас.

Вы зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём,

Наш урок сейчас начнём.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

Меня зовут Валерия Эдуардовна. Сегодня урок чтения проведу у вас я.

Дети поприветствовали учителя и сели на свои места.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

- Начнём нашу работу с проверки домашнего задания.

Ребята, урок  у нас сегодня поэтический, значит, и настроение должно быть тоже поэтическим.

Какое настроение можно назвать поэтическим?

А как может появиться поэтическое настроение, что или кто могут его создать?

Давайте попробуем создать такое настроение. А для этого, я предлагаю перенестись в особый мир.

(Картины «Цветы» на слайде).

Ребята, что же это за мир?

Правильно!

Послушаем музыку. Звучит  «Вальс цветов».

Какое у вас сейчас появилось настроение?

По вашим лицам я вижу, что вы настроились на работу. Какие оценки вы бы хотели получить на уроке?

Хорошо, давайте поработаем только на «4» и на «5».

Посмотрите , каждому из вас на парту упала звездочка. ( На парту раздаются звёздочки). Есть такая примета, падающая звезда – это к счастью.

     Я желаю вам удачи –

    За работу, в добрый час.

Необычное, прекрасное, восхитительное, удивительное, духовное

Поэт, чтение стихов, представить что – либо, послушать

Мир цветов.

Ответы детей.

4 и 5

3. Локализация индивидуальных затруднений.

-Прежде чем продолжить наш урок, давайте вспомним  в каком разделе мы работаем?

- О чём читаем произведения?

- С произведениями каких авторов познакомились?

Можно по-разному увидеть и услышать красоту природы, явления природы и звуки природы. Нарисовать картину можно тоже по-разному:

С помощью чего художник рисует картины?

С помощь чего композитор ?

А как вы думаете, с помощью чего рисует картины поэт?

Мы уже увидели картины летней природы, нарисованные русскими писателями-классиками А.П. Чеховым, И.С. Тургеневым, А.Н. Толстым, С.А. Есениным. Их произведения считаются классическими, т.е. лучшими, образцовыми, они являются частью нашей культуры.

   Сегодня нам предстоит познакомиться   со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина. Вам уж знаком это писатель?

Иван Алексеевич Бунин — поэт и прозаик. Он родился в Воронеже в дворянской семье 10 октября 1870 г. Затем в биографии Ивана Алексеевича произошел переезд в имение Орловской губернии, неподалеку от города Елец. Детство поэта прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.

Начальное образование Бунин получил дома. Затем, в 1881году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Там он учился неровно: любил словесность и хорошо её знал, а математику не удостаивал вниманием. После 5 класса платить за обучение стало нечем, ни в школу, ни в институт он не поступил больше. не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

Печататься начал  на восемнадцатом году жизни. За шестьдесят лет литературной деятельности выпустил около тридцати книг стихов и прозы. Самостоятельно выучил английский язык. Занимался переводами, в России был трижды удостоен Пушкинской премии Академии наук, с гордостью носил звание почётного академика.    

  Больше всего на свете, кроме поэзии, Бунин любил путешествия, по этому    почти вся биография Ивана Алексеевича состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка).

Позже Бунин не принял революцию 1917 года, и в 1920 году эмигрировал во Францию. В 1927 году поэт пишет главный в своей жизни роман – «Жизнь Арсеньева», благодаря которому Иван Алексеевич становится первым из русских писателей, который был удостоен Нобелевской премии.

Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Ребята, так со стихотворением какого поэта мы будем сегодня знакомиться?

- Картина летнего дня

-О лете

- И. С. Тургенев «Голуби»

- С помощью красок

- С помощью музыки .

-С помощью слов.

Ответы детей

-Ивана Алексеевича Бунина

4.Построение проекта коррекции затруднений.

И.А.Бунин любил смотреть на мир добрыми радостными глазами. Дома его окружали прекрасные луга и леса, которыми он часто любовался. Это была неописуемая красота, и от этой красоты у Бунина пробуждались очень яркие чувства. Он стал таким чутким, что за версту слышал свист сурка в вечернем поле, вдыхал запах ландыша и даже старой книги. И читая его стихи, мы ощущаем красоту родного мира.

Сейчас мы тоже попытаемся стать  чуткими к прекрасному вокруг нас.

-Давайте вспомним в какой особый мир мы сегодня перенеслись?

Стихотворение И.А. Бунина тоже носит название одного из цветов. Посмотрите на картинку. Какие это цветы?

-Правильно. Представьте себе розы. Какими вы их видите?

-Наверное, нет ни одного человека равнодушного к этим прекрасным цветам.   А чтобы узнать какими эти цветы видел сам Бунин, прочтите стихотворение про себя.

-Ребята, какие слова вам не понятны в стихотворение?

-Посмотрите на слайд. Лазурь - – светло-синий цвет. Истома –чувство приятной . расслабленности. Сумрак- полу темнота. Знойный- жаркий. Зыбком-

-Придумайте предложение с одним из этих слов.

-Молодцы!

-В мир цветов.

-Розы

-Ответы детей.

-Лазурь, сумрак, знойный, истома, зыбком.

5.Реализация проекта коррекции затруднений.

Блистая, облака лепились

В лазури пламенного дня.

Две розы под окном раскрылись -

Две чаши, полные огня.

В окно, в прохладный сумрак дома,

Глядел зеленый знойный сад,

И сена душная истома

Струила сладкий аромат.

Порою, звучный и тяжелый,

Высоко в небе грохотал

Громовый гул... Но пели пчелы,

Звенели мухи - день сиял.

Порою шумно пробегали

Потоки ливней голубых...

Но солнце и лазурь мигали

В зеркально-зыбком блеске их -

И день сиял, и млели розы,

Головки томные клоня,

И улыбалися сквозь слезы

Очами, полными огня.

Чтение стихотворения учителем.

Какое настроение у стихотворения?

-Вам понравилось оно? Чем?

-Ребята, какие же розы у Бунина?

-Вы увидели, какого они цвета?

-Какое природное явление нарисовал Бунин?

-Давайте прочитаем стихотворение по четверостишиям.

Блистая, облака лепились

В лазури пламенного дня.

Представьте: ярко-синее небо (лазурь), белые облака; а пламенный день – это какой?

Две розы под окном раскрылись -

Две чаши, полные огня.

С чем сравнивает Бунин розы?

В окно, в прохладный сумрак дома,

Глядел зелёный знойный сад,

И сена душного истома

Струила сладкий аромат.

Какие слова рисуют нам летний день?

Такие слова в литературе называются

Эпитеты- художественные определения, которые прибавляют к слову для большей выразительности.

Порою, звучный и тяжёлый,

Высоко в небе грохотал

Громовый гул… Но пели пчёлы,

Звенели мухи – день сиял.

Найдите глаголы, с помощью которых автор передает звуки?

Что значит день сиял?

Порою шумно пробегали

Потоки ливней голубых…

Но солнце и лазурь мигали

В зеркально-зыбком блеске их.

А вот и летняя гроза, но потоки голубых ливней шумно пробегали –

О чем это говорит? Долгой ли была гроза?

И день сиял, и млели розы,

Головки томные клоня,

И улыбалися сквозь слёзы

Очами, полными огня.

Что значит млели розы?

Что за слёзы имел ввиду автор?

Погасил ли ливень тот огонь, которым сияли розы?

-Грустное

-Ответы детей.

-Те, что расцвели в летнем саду.

-«Полные огня» - алые, красные

-Гроза

Жаркий день.

Розы похожи на чаши – большие, круглые. Они «полные огня» - то есть алые, красные.

Знойный, душная, сладкий, пламенный – из этих слов складывается картина очень жаркого летнего дня.

-Грохотал, звенели.

Ответы детей.

Ливень быстро проходил, омыв землю

Ответы детей.

Слёзы дождя

Нет, ливень не погасил огня: розы все так же горят

Физкультминутка

Мы писали, мы писали, наши пальчики устали, мы немножко отдохнем и опять писать начнем

6. Обобщение во внешней речи.

-Какой же летний день у И.Бунина?

Вывод. Сияющий день и прекрасные розы – это подлинная красота жизни!

-Как вы думаете, почему поэт говорит о двух розах, а, к примеру, не об одной или л трёх? Ведь рифма при этом не нарушилась бы. Вспомните у Тургенева – два голубя. ?Почему так?

-Можем ли мы понять, о чем думал поэт, когда создавал это стихотворение? Что он  чувствовал?

-Пламенный, жаркий, душный, истома… и гром, голубые ливни.

-Одна роза – это одиночество, слишком тоскливо. Двое, две – близкие души, способные понять друг друга, радоваться вместе, помогать друг другу…

-Он радовался жизни, радовался красоте лета, восхищался розами – их красотою, неповторимостью.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Проведём самостоятельную работу. Перед вами лежат карточки с биографией Ивана Алексеевича Бунина. Прочтите текст и ответьте на вопрос ниже.

«Иван Алексеевич Бунин — поэт и прозаик. Он родился в Воронеже в дворянской семье 10 октября 1870 г. Затем в биографии Ивана Алексеевича произошел переезд в имение Орловской губернии, неподалеку от города Елец.

Начальное образование Бунин получил дома. Затем, в 1881году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. После 5 класса ,не окончив ее, вернулся домой. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию. Печататься начал  в семнадцать лет.»

  1. Кем является Иван Алексеевич Бунин?
  2. Где он родился?
  3. Где Бунин получил начальное образование?
  4. До какого класса поэт учился в гимназии?
  5. Во сколько лет Бунин начал печать свои стихи?

Проверьте свои ответы на слайде.

У кого нет ни одной ошибки? Поставьте себе пять? У кого одна? Поставьте себе 4.

8.Включение в систему знаний и повторение.

- Кто желает выразительно прочесть наше стихотворение?

Ребёнок выразительно читает стихотворение полностью.

Одной из тайн природы является звёздное небо. Если на ночном небе звезды сияют ярко, то следующий день будет: если зимой, то морозным и солнечным, если летом, то к ведру, то есть хорошей солнечной погоде. Так давайте попробуем и мы сейчас прикоснуться к этой тайне и создать это звездное небо. Ваши звездочки, которые опустились к вам на парту, поместите на наш кусочек неба, и пусть следующий день будет замечательным

9.Рефлексия.

Ребята, с каким автором мы сегодня познакомились?

-Как называлось его стихотворение?

-Какие впечатления остались у вас после его прочтения?

Ваше домашнее задание- выучить стихотворение наизусть.

Вы большие молодцы сегодня!

Выставление оценок.

До свидания!

Иван Алексеевич Бунин.

Розы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Список литературных произведений для летнего чтения после окончания 3-го класса.

Данные в списке произведения не входят в школьные учебники. Но другие произведения данных авторов изучаются....

Проверочная работа по литературному чтению по разделу «Летние путешествия и приключения»

Проверочная работа по разделу "Летние путешествия и приключения"...

Презентация по литературному чтению по разделам «Прощание с летом» и «Летние путешествия» 3 класс. 2100.

Презентация по литературному чтению по разделам «Прощание с летом» и «Летние путешествия» 3 класс. 2100....

Конспект урока по литературному чтению «Афанасий Фет “Это утро, радость эта…”, Федор Тютчев “Как весел грохот летних бурь”» (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: формирование литературной компетентности в процессе изучения стихотворений «Это утро, радость эта…», «Как весел грохот летних бурь»; ознакомле...

Презентация "Литературная игра по итогам летнего чтения "На литературной тропе"

Подведение итогов летнего чтения. Тип урока "Интернативная игра"...

Список литературных произведений для внеклассного чтения на летних каникулах

Список литературных произведений для внеклассного чтения на летних каникулах...