Приёмы работы с познавательным текстом
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Представлена система заданий для работы с познавательным текстом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_poznavatelnym_tekstom.doc | 261 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ ТЕКСТОМ
Значимость изучения познавательной литературы возрастает, т.к. умение работать с информацией в современной школе рассматривается как особая задача. Познавательная литература в большей мере удовлетворяет интерес ребёнка к разным областям знания. Она дает ребенку возможность познакомиться с рассуждением как типом речи, учит следить за логикой разворачивания мысли. Вся работа с познавательной книгой, организуемая учителем на уроке всегда предполагает получение знаний о действительности, формирование интереса к природе, науке, развитие наблюдательности.
Информационно-познавательные тексты включены в учебники по окружающему миру, литературному чтению, русскому языку, ИЗО, технологии
Работа над всесторонним пониманием детьми познавательных произведений требует от учителя дополнительного внимания, специфических приемов и способов работы на уроке. Познавательная литература требует владения умениями извлекать и присваивать познавательную информацию, понимать связи, усваивать закономерности, запоминать текст. Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении.
Цель учителя: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением познавательного текста на основе разнообразия форм, методов и видов работы. Предлагаю подробнее остановиться на приёмах работы .
Выделяются 3 группы действий, из которых складывается понятие «читательская грамотность», которая является ключевым умением при работе с любым типом текста, в том числе и научно-познавательным.
На основе данной классификации систематизированы задания для организации работы с познавательным текстом.
1 Раздел «Получение, поиск и извлечение информации»
Ученик научится осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Перед Вами таблица, в которой представлены в левой колонке типы заданий с познавательным текстом, а справа вопросы, которые можно использовать на первом этапе.
Типы заданий | Вопросы |
Определить, описать, обозначить, перечислить, назвать, составить (список), выделить, рассказать, показать, сосчитать | Кто…? Где…? Сколько…? В какой строке? В каком абзаце? |
Приёмы работы
1. Поиск нового незнакомого слова
2.Поиск ответа в тексте
Детям предлагается перечень вопросов (10 – 15) и дети сами ищут ответ в тексте. Выделяют маркерами разного цвета.
Лиса.
Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
Лисы бывают разные, есть чёрно-бурые, а на севере живёт белая лиса – песец.
ВОПРОСЫ
При формулировании вопросов следует обратить внимание на следующее: вопрос, повторяющий текст малоэффективен. Желательно его переформулировать, используя синонимы .
Например: Когда охотится лиса?- В какое время суток?
3.Быстрый поиск. Цель-выделить ,выхватить из текста существенное. Вот книга, найди быстро информацию о…(индейцах)
4.Цитирование.Зачитай,что в тексте.
5.Распознавание по описанию. Слепить, зарисовать по описанию. Подобрать текст к рисунку, фото.
2 Раздел «Восстановление картины реальности. Преобразование информации»
Ученик научится находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
«Применение и представление информации»
Ученик научится определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).
Типы заданий | Вопросы |
Объяснить, определить (признаки), изменить, вычислить, сформулировать (по-другому), привести свои примеры, переписать другими словами, связать, сравнить, отобрать | Какова главная идея…? Какой пример соответствует…? Что это означает…? Как можно перефразировать…? Как можно объединить…? Как включить в...? Какой вывод можно сделать из…? На что похоже...? Чем похожи...и...чем отличаются…? Почему, как, что делает? |
Приёмы работы
1. чтение с “окошечком”
Например, дан текст.
Начало реки называют … . Место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море, называют ... . Углубление, по которому течёт река, - это … . У реки есть правый и левый … . Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет … . берег, а слева - … .
Части реки – это …., … , …, …, .
В реку впадают обычно другие реки и ручьи - … .
2. Упорядочивание во времени, схематизация
Например.
Расположи события на ленте времени. Составь схему процесса.
Сделай схематический рисунок компаса. Составь инструкцию по пользованию компасом.
3. Создание кинофильма
а) разделить текст на смысловые части;
б) класс разделить на группы (может быть 5-6 групп);
в) каждой группа к своей смысловой части рисует картинку;
г) картинки собираются в “киноленту”
д) составляется рассказ
4. “Ералаш”
Детям предлагается неправильный текст. Задача детей – исправить ошибки.
- Солнце в Арктике поднимается высоко над горизонтом.
Зимой в Арктике полярный день. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния, словно разноцветный переливающийся занавес колышется в тёмном небе. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.
3 Раздел «Оценка и осмысливание информации»
Ученик научится на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. Такая работа требует опоры на собственные ценности. Эта работа выносится за пределы начальной школы в большей степени. Частично можно предложить использование следующих заданий.
Типы заданий | Вопросы |
Вписать в контекст, преобразовать, использовать для, продолжить мысль автора применительно к…, спрогнозировать, соотнести форму выражения мысли и мысль, придумать (дизайн), разработать (проект, схему, модель), сочинить, изобрести на основе, сравнить два текста и логику их авторов | Что будет, если…? Что дальше? Как применить для решения проблемы…? Что мог бы сказать автор текста о…? Как изменился бы текст, если бы его автор решал другую (какую именно) задачу? Как можно оценить с позиции…? В чем сильные и слабые стороны…? Что нового для меня есть в тексте? Каким образом связано с ранее изученным? |
Основные способы работы по классам от 1 к 4
1 класс
1) коротко сказать, о чем этот текст;
2) ответить на 1-2 содержательных вопроса по тексту;
3) придумать и записать название;
4) выделить маркером главные слова;
2 класс
5) разбить текст на смысловые части;
6) для каждой смысловой части текста нарисовать значок или картинку, которая потом поможет вспомнить смысл этой части;
7) вспомнить и рассказать текст соседу по парте или классу по нарисованному значкам, картинкам или ключевым словам;
8) составить свой текст по подсказкам (по заданному плану);
9) составить свой текст, предварительно написав подсказки;
3 класс
10) разбить готовый текст на абзацы, переставить их местами, обсудить изменения смысла и выразительности текста.
11) выделить маркером непонятные и незнакомые слова, попытаться понять их значение по контексту;
12) составлять простые тексты-инструкции;
13) составлять простые тексты-описания;
4 класс
14) составлять простые тексты-рассуждения;
15) составлять простой план текста из отдельных предложений;
16) искать на картах страны и мира те географические названия, которые встретились в тексте;
17) задавать вопросы к тексту;
18) достраивать текст самостоятельно.
Следует отметить, что задания добавляются.(т.е. во втором классе используем задания 1 и 2 класса,в третьем 1,2 и 3 и т.д)
Сами тексты и задания к ним постепенно усложняются от второго к четвертому классу. Если для второклассников главные задания, это - коротко сказать, о чем этот текст; придумать и записать название; составить схему процесса, описанного в тексте; то для четвероклассников это составление плана текста, переструктурирование текста (изложение в «другом ключе»), составление вопросов к тексту, самостоятельное достраивание текста, реконструкция части текста.
С научно-познавательными текстами можно работать как на уроках, так и дома. Предполагается, что первоначально каждый ребенок выполняет задания к тексту без помощи учителя, родителей или соседа по парте. Все, что нужно записать, он записывает в свою рабочую тетрадь. Но после такой предварительной подготовки необходимо организовать самое главное – обсуждение выполненной работы.
Многообразны формы, в которых может проводиться обсуждение того, что сделано детьми индивидуально. Основные формы для 1,2-го и 3-го класса из тех, что описаны здесь – это «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская конференция». Основные формы для четвероклассников – это «свободный микрофон», «пресс-конференция» с учителями-предметниками, «письменная дискуссия». Учитель абсолютно свободен в выборе и придумывании новых способов организации обсуждения.
«Хочу поделиться». Обсуждение проводится в группах, причем участники группы предварительно читают разные тексты. Оптимальное число участников – 2-3 человека. Каждый ребенок по очереди рассказывает другим о том, что он прочитал. При этом он пользуется составленным дома планом рассказа (схемы, картинки, ключевые слова, предложения). Остальные внимательно слушают каждого, задают вопросы на понимание: «Верно ли я тебя понял…», «Если я правильно понимаю, то…», «Так ли это:…?». После этого каждый ребенок заполняет примерно такую табличку и отдает учителю:
1 группа | Внимательно ли слушали? | Сколько задали вопросов? | Было ли другим интересно его слушать? | Понял ли других? |
Вася | ||||
Маша | ||||
Я (Оля) |
«Кто что понял?». В работе по этому варианту дети одной группы читают одинаковые тексты. Усевшись в кружок, они слушают первого читателя. Он рассказывает, что понял из текста, что его особенно заинтересовало, что осталось непонятным. Затем выступает другой участник группы. Он уже не пересказывает текст, а высказывает свои соображения по поводу предыдущего выступления. Он может попытаться ответить на вопросы, заданные предыдущим расказчиком, согласиться или не согласиться с его оценками, выразить свой интерес, понимание и непонимание. И так далее. К работе по этому варианту можно привлекать учеников 4-6 классов в рамках разновозрастного сотрудничества. Они помогут организовать более продуктивную работу в группах, задать образцы внимательного отношения к сообщению предыдущих докладчиков, задать образцы верного оценочного поведения («рассказ Кати помог мне разобраться в тексте, я раньше не понимал…, а теперь…», «мне осталось неясным после сообщения Володи, как…»). Продуктом работы группы может быть, например, список вопросов к автору текста, на которые участники группы не смогли ответить самостоятельно.
«Читательская конференция». Эта форма работы требует специальной подготовки и проведения на отдельном уроке или во внеурочное время с приглашением родителей. Группа детей получает одинаковый текст для работы. Они индивидуально выполняют задания к тексту, на одном из уроков обсуждают текст и формулируют вопросы по теме текста. Затем они дома или в библиотеке ищут дополнительные материалы по теме, приносят в класс и на одном из уроков договариваются о том, как лучше подготовить коллективное сообщение по теме. Кто-то может нарисовать плакат, кто-то – представить книги по этой теме, кто-то – сделать устное сообщение от группы, кто-то – провести наблюдение или опыт и сообщить о его результатах. Учитель рассказывает детям о возможном распределении обязанностей между ними и сообщает о времени на выступление группы (5-10 минут) на конференции.
При проведении конференции лучше попросить родителей по ходу сообщений готовить вопросы на понимание и краткие выступления (после вопросов и ответов) о том, было ли им интересно и полезно заслушать такое сообщение.
«Свободный микрофон». Ученики читают дома тексты и выполняют задания к ним. В классе они попарно проверяют друг у друга выполнение заданий. Затем учитель предлагает «микрофон» (любой предмет, похожий на микрофон, например, пенал) желающему рассказать что-то интересное по своему тексту. Ученик, взяв «микрофон», рассказывает. Те ученики, у которых сходные по смыслу тексты и им есть что добавить к выступлению, или желающие высказать свое отношение к сообщению поднимают руки. Учитель передает «микрофон» следующему и так далее.
«Пресс-конференция с учителями-предметниками». Дети, работая с текстами, готовят дома вопросы. Вопросы обсуждаются в классе (какие имеет смысл задавать, а на какие можно найти ответы другими способами). Затем приглашаются учителя-предметники (лучше, если это будут, по крайней мере, два учителя, например, физик и биолог). Можно то же самое проводить и с родителями, работающими по сходным специальностям. Специалисты садятся в президиум, ученики последовательно задают им вопросы, а специалисты отвечают. Особый смысл в этой работе имеет то, как взрослые «берут на себя» тот или иной вопрос. Будущее разделение естественнонаучных предметов начинает здесь потихоньку «расходиться» на конкретных специалистах – носителях знания. В конце пресс-конференции ученики выражают благодарность специалистам в той или иной форме.
«Письменная дискуссия». На оборотной стороне каждой карточки с текстом можно вести записи. Ученикам предлагается, прочитав текст, выразить кратко свои мысли по этому поводу (понимание или непонимание, согласие или несогласие, догадки и вопросы и т.д.) на обороте. Он не должен забывать подписывать свое имя. Затем ученики обмениваются текстами, и следующий читатель относится уже не только к тексту, но и к высказыванию предыдущего читателя. Когда оборотная сторона карточки заполнится, учитель предлагает следующему ученику кратко описать весь ход дискуссии и подвести ее итоги, подготовив отдельное письменное (а может быть, потом и устное) сообщение.
Предполагается, что дети не обязаны понять до конца все тексты, но для них очень важно научиться замечать свое непонимание и формулировать его в виде вопросов. Иногда для ответов на накопившиеся вопросы можно приглашать учителей старших классов и устраивать "пресс-конференцию", но далеко не на все вопросы необходимо отвечать сразу. Можно оставлять их "подвешенными" на месяцы и годы. Целесообразно завести «Книгу» или «карту» вопросов, где все эти вопросы и нерешенные проблемы будут фиксироваться авторами под своей авторской подписью и своей авторской рукой.
Все вышеуказанные приёмы основаны на работе с предложенным готовым познавательным текстом
Вспомнив пословицу «Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду», я попробовала спланировать работу по созданию учащимися своих познавательных текстов.
Были опасения, что это обеднит речь детей, так как по сравнению с художественными текстами познавательные невыразительны. В ходе коллективной работы составили сравнительную таблицу
Различия в художественном и научно-познавательном текстах | |||
Основная цель автора (Зачем автор создал текст?) | Средства выражения основной мысли | Отношение автора к героям и событиям | |
Научно-познавательный текст | Дать знания | Точные факты, научные слова, термины | Не понятно |
Художественный текст | Вызвать чувство | Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения | Хорошо понятно |
Предлагаю ознакомиться с вариантом проведения урока по теме «Создание информационно-познавательного текста «Пингвины», который проводился в курсе окружающего мира при изучении темы «Обитатели морей и океанов»
1 этап – предварительная подготовка
Учащиеся получили устное задание: найти интересные факты из жизни пингвинов. Использовались следующие источники информации:
Энциклопедии
Сеть «Интернет»
Телепередачи (каналы «Animal Planet» « Nat Geo Wild»…)
Взрослые
2 этап - актуализация знаний с использованием приёма «Кластер»
3 этап- обобщение материала с использованием приёма «Свободный микрофон» (видео)
4 этап – групповая работа по созданию мини-сообщения
5 этап – презентация работы (видео)
Применение таких заданий на уроках чтения, окружающего мира и русского языка способствовали тому, что у многих детей появилось положительное отношение к заданиям проблемно-исследовательского характера. Они постепенно начинают проявлять более высокую степень самостоятельности, научились задавать вопросы и находить на них ответы.
Результатом этой работы в моём 3 «А»классе стала «классная энциклопедия», в которую вошли информационные тексты каждого из учеников.
В завершении мне хочется указать ресурсы, на которые можно опереться в работе по развитию информационно-речевых умений
Научно-познавательная литература
В джунглях Хамар-Дабана : [рассказы о природе] / А.В. Смирнов ; худож. Р.Н. Бардина. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1967. - 96 с. В лесах у Байкала : зарисовки эколога/ С.К. Устинов ; худож. Е.В. Хомколова. – Иркутск : Облмашинформ, 1998. - 32 с. : ил. В соболином краю : рассказы/ М.Д. Сергеев ; худож. В.А. Фролов. – М. : Малыш, 1984. - 26 с. : ил. Визит к Берендею : записки эколога / С. Устинов; худож. Е.В. Хомколова. – Иркутск : Сибирская книга, 2008. – 288 с. ; ил. (полный текст книги) Водяной зверь-выдра / С.К.Устинов //Сибирячок. – 1997. – № 2. – С.40-41. Волчья песня / С.К. Устинов ; худож. Е. Хомколова. – Иркутск : Байкальская экологическая волна, 2003. – 208 с.
| |
Год и вся жизнь медведя / С.К.Устинов. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1987. – 128 с. Горностай - шубка белая/ С.К.Устинов //Сибирячок. – 1994. – № 3. – С.4-5. | |
Дары зеленого океана : [рассказы о природе] / А.В. Смирнов, М.В. Смирнова ; худож. С. Ковалев. – Иркутск : Кн. изд-во, 1959. - 110 с. Дикие животные Байкала и Прибайкалья / С.К. Устинов // Экологическое творчество : учеб. для 1 кл. / авт.-сост. Д.К. Дзятковский, Е.Н. Дзятковская, С.Н. Асламова. – Иркутск, 2001. – С. 41-44. Дикие камни : (рассказы)/ К.Д. Янковский. – Иркутск : Вост. - Сиб. кн. изд - во, 1974. - 173 с. : ил. | |
Живой инкубатор / Б.Н. Вержуцкий ; худож. Р.Н. Бардина. – Иркутск : Кн. изд-во, 1962. - 32 с. (рассказ "Удивительная птица)
| |
Загадочные тропы кабарги/ С.К.Устинов. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1989. – 112 с. Зайка серый, зайка белый : рассказы лешего Кеши / С.К. Устинов // Сибирячок. – 2001. – № 1. – С. 44-46. Записки эколога : собр. соч. в 3 т. Т. 1 : Добыть зверя ; Волчья песня : [повести] / С. К. Устинов. - Иркутск : Ирк. ведомости, 2013. – 378, [6] с. : портр.(обложка книги) Записки эколога : собр. соч. в 3 т. Т. 2 : Вести от Синих гор / С. К. Устинов. – Иркутск : Ирк. ведомости, 2013. – 283, [5] с. : портр. Записки эколога : собр. соч. в 3 т. Т. 3 : Эколог Леший и его соседи. Визит к Берендею / С. К. Устинов. – Иркутск : Ирк. ведомости, 2013. – 317, [3] с. : портр. Заповедник на Байкале/ С.К.Устинов. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1979. - 190 с. Зачем ёлке иголки? : [Рассказы о природе] / А.В. Смирнов ; худож. В. Бастрыкин. – М. : Малыш, 1986. - 25 с. (один из рассказов) Зверь - большие рога/ С.К.Устинов //Сибирячок. – 1995. – № 2. – С.34-35. | |
Как живешь, медвежонок?: Невыдуманные рассказы/ С.К.Устинов //Сибирячок № 2 : сказки, рассказы, стихи и загадки. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1989. - С. 36-47. (рассказы) Как экспедиция Жака Кусто снимала на Байкале медведей/ С.К.Устинов //Сибирячок. – 1998. – № 4. – С.12-15. Клыкастые звери тайги : рассказы лешего Кеши [о росомахе и рыси] / С.К. Устинов // Сибирячок. – 2005. – № 1. – С. 12-13. Колонок - желтенький огонёк/ С.К.Устинов //Сибирячок. – 1994. – № 2. – С.33. | |
Ласка - белая ленточка/ С.К.Устинов //Сибирячок. – 1994. – № 4-5. – С.53-55. (полный текст) Ластоногая загадка Байкала/ С.К.Устинов //Волна. Экологический журнал. – 1996. – № 9. – С.17-19. Леший Кеша об экологии/ С.К.Устинов //Сибирячок. – 1997. – № 4. – С. 3-4. Леший, сойка и оляпка :[сказка] / С.К. Устинов // Сибирячок. – 2003. – № 5. – С. 34-37. | |
Медведь : клыкастые звери тайги / С.К. Устинов // Сибирячок. – 2004. – № 4. – С. 22-23. Мир крылатых / Б.Н. Вержуцкий ; худож. Р.Н. Бардина. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1975. - 86 с. Море синее - Байкал :рассказы / М. Сергеев // Сибирячок. – 1992. – № 2. – С. 17-20. Море синее – Байкал : рассказы/ М.Д. Сергеев ; худож. А. Аземша. – М. : Малыш, 1983. - 26 с. : ил. (полный текст рассказов) Морской змей и маленькая хлорелла : [рассказы о природе] / А.В. Смирнов ; худож. Р.Н. Бардина. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. - 142 с. Мускусный олень : рассказы/ С.К.Устинов //Наши питомцы и друзья. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1989. - C. 191-209. | |
На речке Бобровой : невыдуманные рассказы о сибирской природе/ К.Д. Янковский. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1977. - 158 с. : ил. | |
Образы заповедного побережья/ С. К. Устинов // Отрок: Книга для подростков. - Иркутск, 1992. - C. 185-196. О заповедных местах Прибайкалья. Олени – рогатые звери тайги : рассказы лешего Кеши / С.К. Устинов // Сибирячок. – 2003. – № 2. – С. 19-22. Охотники за грибами : [рассказы о природе] / А.В. Смирнов ; худож. Р.Н. Бардина. – Иркутск : Кн. изд-во, 1961. - 100 с. | |
Пастух волчьей стаи: о росомахе – самом крупном представителе семейства куньих / С.К. Устинов // Вост.-Сиб. правда. – 2005. – 5 февр. – С. 14. По северному Байкалу и Прибайкалью/ О.Гусев, С.К.Устинов. – М. : Физкультура и спорт, 1966. - 103 с. По следам кабарги/ С.К. Устинов //Тропами охотоведов. – Иркутск : ГП Иркутская областная типография №1, 1969. - С.82-111. Птичий календарь: очерки о сибирских птицах/ Б.Н. Вержуцкий //Сибирячок. – 1992. – № 1. – С.11-12; № 2. – C. 28-29; № 3. – С.22-23. Птичий календарь: очерки о сибирских птицах/ Б.Н. Вержуцкий //Сибирячок. – 1993. – № 2. – С.38; № 3. – C. 22-23. Пышный хвостик : о сибирской белке/ С.К. Устинов //Сибирячок. – 1999. – № 1. – С. 20-22. Пятнистая шубка: (о кабарге)/ С.К. Устинов //Сибирячок. – 1992. – № 3. – С. 32-37. | |
Разные страницы Красной книги/ С.К. Устинов //Байкальская сторона. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1988. - С. 274-285. Родиола - золотй корень : [рассказы о природе] / А.В. Смирнов ; худож. Р.Н. Бардина. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1974. - 110 с. Росомаха - таежная бродяга/ С.К. Устинов //Сибирячок. – 1996. – № 1. – С.30-31. | |
Самые меньшие братья/ С.К. Устинов //Байкальская сторона. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1991. - С.243-280. Серый комочек : (волки)/ С.К. Устинов //Сибирячок. – 1993. – № 3. – С. 29-32. ; № 4. – С. 20-22. Сказки и были о лесных жителях/ С.К. Устинов ; худож. Р.Н. Бардина. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1995. - 48 с. : ил Соболь/ С.К. Устинов //Сибирячок. – 1994. – № 1. – С.8-9. | |
Таежное сердце : очерки и рассказы/ К.Д. Янковский. - Иркутск : Вост. - Сиб. кн. изд - во, 1985. - 257 с. : ил. - (в пер.) Тайны сибирских лесов : [рассказы о природе] / А.В. Смирнов; А.В. Алексеев ; худож. А. Куприянов. – М. : Дет. мир, 1959. - 96 с. | |
Хищник-крошка/ Б.Н. Вержуцкий ; худож. Р.Н. Бардина. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1971. - 44 с. | |
Эколог Леший и его соседи : [рассказы о животных] / С. К. Устинов ; [худож. Е. В. Хомколова]. – Иркутск : Сиб. книга, 2011. – 77, [3] с. : цв. ил. (обложка книги) Экологически чистые сказки с берега Байкала. Кн. 1 / С. Бунтовская ; худож. Е. Хомколова. - Иркутск : Репроцентр А1, 2007. - 32 с. : цв.ил. (обложка книги) Экологически чистые сказки с берега Байкала. Кн. 2 / С. Бунтовская ; худож. Е. Хомколова. – Иркутск : Репроцентр А1, 2007. – 44, [1] с. : цв. ил. (обложка книги) Экологически чистые сказки с берега Байкала. Кн. 3 / С. Бунтовская ; худож. Е. Хомколова. – Иркутск : Репроцентр А1, 2009. – 39, [1] с. : цв. ил. (обложка книги) |
Адаптированные для работы с учащимися фрагменты можно найти в пособии Елены Васильевны Чудиновой и Анны Анатольевны Егоровой «33 удовольствия» для 2,3 4 класса (по 33 текста для каждого класса»)
Литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы работы с информационными текстами на уроках в начальной школе.
Задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения....
Приём работы с несплошным текстом
Задания к билету. Работа с несплошным текстом .Горбунова Наталья Николаевна, учитель начальных классов МБОУ "Ермаковская СОШ №2"Тексты делятся на два вида. Сплошные - это т...
приёмы работы с информационными текстами для решения различного круга практических задач
представленный текст по читательской грамоте может быть использован в работе 3 - 4 классов...
презентация к мастер-классу "Смысловое чтение, приёмы работы с художественным текстом"
пРЕЗЕНТАЦИЯ ДОПОЛНЯЕТ МАСТЕР- КЛАСС ПО ТЕМЕ "СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ"...
презентация к мастер-классу "Смысловое чтение, приёмы работы с художественным текстом"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОПОЛНЯЕТ МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ "СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ"...
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Подготовка к РДР и ВПР. Развитие функциональной литературной грамотности...
Методические приёмы работы с мини – текстами (притчи) 2022-2023уч.г.
Методические приёмы работы с мини – текстами (притчи) 2022-2023уч.г....