Тема: Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Цели деятельности учителя:
- познакомить с биографией Михаила Юрьевича Лермонтова;
- познакомить с произведением «Горные вершины»;
- развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в тексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_15.04.16.doc | 60 КБ |
urok_chteniya_15.04.16_kopiya.ppt | 935 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 15.04.2016 г. Учитель: Жарова Т.Ю.
Школа: 95 Методист: Зубарева Н.С.
Класс: 4-2 Студентка: Гулакова И.А, 36 группа.
Кабинет: № 202
Урок № 4
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Цели деятельности учителя:
- познакомить с биографией Михаила Юрьевича Лермонтова;
- познакомить с произведением «Горные вершины»;
- развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в тексте.
Планируемые результаты
Личностные:
- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
- расширение кругозора;
- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные:
- познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Горные вершины»;
- читать выразительно стихотворение «Горные вершины»;
- ставить вопросы к тексту «Рождение стихов»;
- сравнительный анализ переводов стихотворения.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 кл 2 часть УМК «Перспектива»,, учебная презентация, карточки для рефлексии.
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | УУД |
I.Организационный /Мотивационный этап | 11:00-11:01 | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Александровна, сегодня я буду вести у вас литературное чтение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я желаю вам хорошей работы на уроке. Сначала присаживается первый ряд, потом второй ряд и третий ряд. | Эмоционально настроиться. Приветствовать учителя. | |
Наглядный: видео, учебная презентация. Словесный: формулирование темы и целей; ответы на вопросы; монологические высказывания уч-ся. | 11:01-11:10 | Определение темы и целеполагание. - Чтобы узнать, тему сегодняшнего урока, посмотрите видео. О каком авторе мы будем сегодня говорить? (М.Ю.Лермонтов).(Слайд 1) Как, будет звучать тема нашего урока? (Биография и творчество М.Ю.Лермонтова )(Слайд 2) - Действительно, тема нашего урока «Биография и творчество М.Ю.Лермонтова». Мы познакомимся со стихотворением «Горные вершины». Какие цели мы можем поставить перед собой на уроке литературного чтения? (Слайд 3) С чем мы познакомимся? (мы познакомимся с творчеством М.Ю.Лермонтова и с его произведением «Горные вершины»). Чему научимся? (научимся выразительно читать и анлизировать, сравнивать). Молодцы, ребята! | Просматривать видео запись. Формулировать тему урока. Отвечать на вопросы. Предполагать цели урока. | П: Целеполагание. П: строят речевое высказывание. П: осуществляют подведение под понятие. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы. Практический: чтение по цепочке, по ролям, составление вопросов,слушание, работа в парах.
Наглядный: рассматривание иллюстраций; | 11:10-11:15 | Изучение нового материала. Откройте содержание учебника и найдите поэта М.Ю.Лермонтова, о котором, мы сегодня будем говорить. Какую страницу нам нужно открыть? (страница 100). Класс, откройте учебник на странице 100. Слово об авторе. Сейчас, мы будем читать текст который называется «Рождение стихов». Первичное знакомство с текстом. Читать будем цепочкой по абзацу с первого ряда. Теперь, поработайте в парах и попробуйте составить вопросы к этому тексту. На выполнение у вас 2 минуты. (Как выглядел М.Ю.Лермонтов? Кто воспитывал М.Ю.Лермонтов? Как называлась гора в Пятигорске? Почему М.Ю.Лермонтову иногда становилось печально и одиноко?) Давайте, проверим. Кто хочет ответить? Вы задаете вопрос, класс внимательно слушает и отвечает. Молодцы! Вы составили очень хорошие вопросы. Посмотрите на иллюстрации в учебнике. На них мы можем увидеть М.Ю. Лермонтова в детстве и его дом. | Отвечать на вопросы. Воспринимать новую информацию. Составлять вопросы к тексту в парах. Отвечать на вопросы. Рассматривать иллюстрации. | П: совершенствуют уровень читательской компетентности. П: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы; П: строят речевое высказывание. |
III. Решение частных задач Наглядный: выразительное чтение учителя. Практический: чтение шепотом. Словесный: ответы на вопросы. Практический: выборочное чтение; слушание. Практический: чтение выразительно. Наглядный: работа с иллюстрацией. Словесный: ответы на вопросы.
Практический: анализ текста. Практический: чтение про себя, монологическое чтение. Словесный: ответы на вопросы. Практический: выразительное чтение. | 11:15-11:35 11:25-11:26 | - Молодцы! Ну, а сейчас откройте свои учебники на странице 102. Найдите стихотворение «Горные вершины». Первичное знакомство с текстом. - А сейчас, ребята, я прочитаю вам стихотворение «Горные вершины». Повторное чтение и углубленный анализ. Теперь, давайте прочитаем стихотворение шепотом, не мешая друг другу. Теперь, давайте попробуем ответить на вопросы после текста. N, прочитай первый вопрос. 1. Какие мысли и чувства появляются у вас при чтении этого стихотворения? (чувство усталости, мысли о природе). 2. Какие картины вы видите? Расскажите. (картины природы). Кто хочет более подробно описать? 3. Какие слова помогают нашему воображению? (Горные вершины, тихие долины). N, прочитай четвертый вопрос. 4. Перечитайте стихи, прислушайтесь к их звучанию. Какой темп чтения наиболее полно будет отражать содержание? Ребята, кто хочет выразительно прочитать стихотворение? Какой темп должен быть при чтении этого стихотворения? (медленный.) Почему? Кто хочет прочитать стихотворение в нужном темпе? Удалось ли Н, прочитать в нужном темпе? Кто еще хочет попробовать прочитать в медленном темпе?Удалось ли М, прочитать в нужном темпе? Молодцы! Динамическая пауза. - Предлагаю отдохнуть. Раз - подняться, потянуться, N, прочитай пятый вопрос. 5. Сравните стихи и рисунки Лермонтова о Кавказе. Что в них общего? (Слайд 4) Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Кто может ответить на пятый вопрос? (на иллюстрации и в произведение описывается природа, в стихотворение описываются горные вершины, которые также изображены на пейзаже. На пейзаже виднеется желтый отблеск заката, а в стихотворение описывается спокойное время суток. На пейзаже мы так же видим единственное место, которое нарушаем безмолвие- это речка, спокойное небо и горы). N, прочитай шестой вопрос. 6. Почему во второй строфе повторяются глаголы с частицей «не»? Кто может ответить? (эти частицы усиливают спокойствие и безмолвие ночи). 7. Знаете ли вы, что стихотворение Лермонтова является переводом стихотворения известного немецкого поэта Гёте?(Слайд 5). Подумайте, почему так мало глаголов употребляет Лермонтов. Чего он этим достигает?( В этом стихотворении происходит описание природы и в основном поэт использует прилагательные и существительных, глаголов в шести строчках всего 3 это: спят, не пылит, не дрожат.Обычно в стихотворение авторы используют глаголы в каждой строчке). 8. Прочитайте прозаический перевод стихотворения и один из вариантов перевода В. Брюсова. Обсудите с другом, в чем вы видите различие. Первичное знакомство с текстом. Давайте, прочитаем следующее стихотворение: «Над всеми вершинами». Прочитайте его про себя. Кто хочет прочитать полностью стихотворение. Повторное чтение. Какой темп должен быть у этого текста? (медленный,спокойный, умеренный.) Почему? Кто хочет прочитать стихотворение в нужном темпе? Удалось ли Н, прочитать в нужном темпе? Кто еще хочет попробовать прочитать в медленном темпе?Удалось ли М, прочитать в нужном темпе? Ребята, кто хочет выразительно прочитать это стихотворение? | Слушать образец выразительного чтения Читать шепотом. Отвечать на вопросы.
Читать выборочно. Анализировать прочитанный текст. Отвечать на вопросы. Читать мологически. Выполнять двигательные упражнения. Работать с иллюстрацией. Отвечать на вопросы. Отвечать на вопросы. Читать про себя. Читать выразительно. | П:читают художественный текст. П: строят речевое высказывание; рассуждение; анализируют текст. П: строят рассуждение. П: анализируют объекты. П: строят речевое высказывание; анализируют текст. П: строят рассуждение. П: анализируют объекты. П: анализируют прочитанный текст. |
Практический: слушание. Наглядный: рассматривание иллюстраций. Практический: чтение текста шепотом. Словесный: ответы на вопросы. Практический: повторное, выборочное чтение текста. Словесный: ответы на вопросы. Практический: выразительное чтение. | 11:35-11:40 | Слово об авторе. Перевод стихотворения Гёте есть и у В.Брюсова. Я вам о нем немного расскажу. Вале́рий Я́ковлевич Брю́сов родился в Москве — он русский поэт, переводчик, литературный критик и историк. (Слайд 6-7) Научился читать с трех лет. Он писал не только стихи, но и рассказы, научные статьи. Брюсов был убежден, что человек в жизни обязательно должен трудиться. И сам трудился. Знал иностранные языки, математику, читал лекции по литературе и истории. Написал несколько тысяч стихотворений, статьи о творчестве Пушкина и Тютчева. Вот каких высот сумел достичь своим трудом внук крепостного крестьянина. Первичное знакомство с текстом. Прочитайте, стихотворение «На всех вершинах» шепотом, не мешая друг другу. Повторное чтение и углубленный анализ. Кто хочет прочитать полностью стихотворение. Теперь, давайте попробуем ответить на вопросы. 1. Какие мысли и чувства появляются у вас при чтении этого стихотворения? (чувство усталости, мысли о природе). С какой интонацией нужно читать это стихотворение? (спокойно-умеретворенно, с чувчтвом усталости).Почему? Кто хочет прочитать стихотворение с нужной интонацией? Удалось ли Н, прочитать с нужной интонацией ? Кто еще хочет попробовать прочитать со спокойной интонацией?Удалось ли М, прочитать с нужной интонацией ? Молодцы! 2. Какие картины вы видите? Расскажите. (картины природы). 3. Какие слова помогают нашему воображению? (На вершинах, в листве, долинах, птицы спят в молчании бора.) Ребята, кто хочет выразительно прочитать второе стихотворение? | Воспринимать информацию. Читать шепотом. Читать повторно. Отвечать на вопросы. Читать выборочно. Читать выразительно. | П: анализируют текст. Р: планируют свое действие в соответствии с задачей. П: выявление основной информации из текста. П: повторное чтение текста. П: осмысленно читают; анализируют текст. Р: планируют свое действие в соответствии с задачеП: строят речевое высказывание; анализируют текст. П: осуществляют подведение под понятие. П: осмысленное чтение текста. |
IV. Рефлексия Практический: работа в парах; Словесный: ответы на вопросы; самоанализ. | 11:40-11:45 | Какое из двух стихотворений понравилось больше? Почему? Обсудите, в парах в чем сходство этих стихотворений. На работу у вас 2 минуты. Кто хочет ответить? (оба подробно описывают пейзаж и т.д.) - А теперь подведём итоги (Слайд 8: УЗНАЛИ… НАУЧИЛИСЬ…) Что мы сегодня узнали? А чему научились? Достигли ли мы целей поставленных в начале занятия? У вас на столах круг разделеный на сектора. Ваша задача в парах написать что нового вы узнали на уроке в одном секторе. Во втором секторе напишите что вам понравилось на уроке. В третьем секторе напишите ваши эмоции. И в четвертом секторе напишите что не понравилось на уроке. Если не знаете что написать поставьте прочерк. (Слайд 9) Кто хочет сказать какие эмоции у него были на уроке? (3 чел.) Кто хочет сказать что понравилось на уроке? (2-3 чел.) | Отвечать на вопросы, анализировать, оценивать свои достижения. Участвовать в парной работе. | Р: осуществляют итоговый контроль. К: ориентируются на партнера во взаимодействии; К: работать с соседом по парте. |
Домашнее задание. - Ребята, запишите в дневник домашнее задание: Выучить наизусть одно из стихотворений на страницах 102-103. (Слайд 10) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова"
Доклад на тему: "Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова"...
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе по теме "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова" («Горные вершины….», «На севере диком стоит одиноко….»
Конспект урока отражает жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова...
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе по теме "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова"
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе...
Знакомство с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» ...
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
3класс Тема: М.Ю.Лермонтов стихотворение "Горные вершины".
Конспект урока по литературному чтению...
Комментарии
Очень интересная разработка
Очень интересная разработка для урока литературного чтения.