Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по программе "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_lit_cht.docx | 75.16 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии:
- С требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО, М.: «Просвещение», 2009 год);
- С авторской программой (Литературное чтение. Программа. 1-4 классы (авторы Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова): - М.: Вентана- Граф, 2012.-192 с.
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:
1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273.
2.Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
3.Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31марта 2014 г. № 253, г. Москва.
4.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373.
6.Приказ № 1576 от 31 декабря 2015 г. (зарегистрирован 02.02.2016г) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009г. №373
7.Основная образовательная программа начального общего образования БОУ «СОШ № 4»г. Калачинска Омской области
Цель предмета - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт, овладеть основными видами устной и письменной литературной речи: способность воспринимать текст произведения , слушать и слышать художественное слово , читать в слух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла; воссоздавать в своём воображении прочитанное и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах- подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Общий объём времени, отводимого на изучение литературного чтения в 1-4 классах, составляет 502 часа.
Класс | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за учебный год |
1 класс | 4 | 32 | 128 |
2 класс | 4 | 34 | 136 |
3 класс | 4 | 34 | 136 |
4 класс | 3 | 34 | 102 |
|
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приемов решения задач.
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
- для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
- для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
- для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
- для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
- для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
- осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
- вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой;
- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
- отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
- находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
- создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
- работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
3.Содержание учебного предмета
Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни – 7ч.
Иван царевич и Серый волк. Русская народная сказка Былина «Волх Всеславович», «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»
Повторение: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки.
Басни. Русские баснописцы – 5 ч.
И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет»; И.И. Хемницер. «Стрекоза», «Друзья»; Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи»; А.Е. Измайлов. «Кукушка»; И.И. Дмитриев. «Муха».
Произведения В.А. Жуковского – 4 ч.
Сказка «Спящая царевна». Стихотворения: «Песня», «Ночь»
Произведения А.С. Пушкина – 4ч.
«Осень»,»Дни поздней осени» (отрывки), «И.И. Пущину», «Зимняя дорога». Писатели о поэте: И.И. Пущин. «Записки о Пушкине»;
Произведения М.Ю. Лермонтова – 3 ч.
«Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...», «Парус», «Горные вершины...», «Утёс».
Произведения П.П. Ершова – 4 ч.
«Конёк-Горбунок» (в сокращении), «Кто он?» (в сокращении).
Произведения В.М. Гаршина – 3 ч.
Произведения русских писателей о детях– 3 часа
Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы» (отдельные главы).
Произведения зарубежных писателей -11ч
В. Гюго «Козетта»
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Дети года»
В мире книг – 3 часа
«Деятельность Ярослава», Руси «Первая славянская азбука», «Первая печатная книга на Руси»
Произведения Л. Н. Толстого – 8 ч
«Акула», «Два брата», «Мужик и водяной», «Черепаха», «Русак», «Святогор-богатырь».
Произведения А.А. Блока – 3 ч.
«Россия», «Русская земля», «Рождество».
Произведения К.Д. Бальмонта – 5 ч.
«Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи».
Произведения А.И. Куприна – 3 ч.
«Скворцы».
Стихи И.А. Бунина – 3 часа
«Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство», «Листопад»
Произведения С.– 4 ч.
«Словарь», «Двенадцать месяцев», «В горах моё сердце».
Стихи Н. А. Заболоцкого – 3 ч.
«Детство», «Лебедь в зоопарке».
Произведения о детях войны – 1ч К. Симонов «Сын артиллериста»
Стихи Н. М. Рубцова – 3 ч «Берёзы», «Тихая моя родина».
Произведения С. В. Михалкова – 4 ч. «Школа», «Хижина дяди Тома», «Зеркало».
Юмористические произведения –6 ч. Н.Н. Носов. «Федина задача»; В.Ю Драгунский « Тайное становится явным"
Очерки – 4 ч. А.И. Куприн. «Сказки Пушкина»; И.С. Соколов-Микитов. «Родина»; Н.С. Шер. «Картины-сказки». А. И. Куприн « Сказки Пушкина»Путешествия. Приключения. Фантастика – 9 ч.Н.П. Вагнер. «Берёза», «Фея Фантаста»; Дж. Свифт. «Гулливер в стране лилипутов»; Н.П. Найдёнова. «Мой друг».
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Сроки проведения | Тема урока | Количество часов | Контроль | ||
План | Факт | |||||
Произведения фольклора. Сказки, легенды, героические песни – 7 часов
| ||||||
1 | 02.09 | Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, пословицы, былины, легенды, сказы | 1 | |||
2 | 05.09 | Произведения устного народного творчества. Русская народная сказка « Иван царевич и Серый волк». | 1 | |||
3 | 07.09 | Использование сюжетов и образов фольклора в русской народной сказке « Иван царевич и Серый волк». | 1 | |||
4 | 09.09 | Яркость описания героя в былине « Волх Всеславович». | 1 | |||
5 | 12.09 | Легенда – эпическое произведение. Легенда о граде Китеже. | 1 | |||
6 | 14.09 | Отличие легенды от сказки. Легенда о покорении Сибири Ермаком. Особенности героической песни как лирического произведения: тематика, средства выразительности. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. | 1 | |||
7 | 16.09 | Административная контрольная работа. | 1 | Контрольная работа | ||
Басни. Русские баснописцы - 5 часов | ||||||
8 | 19.09 | Басня – лиро – эпический жанр. И. А. Крылов « Стрекоза и Муравей». Л. Н. Толстой « Стрекоза и муравьи». И. И. Хемницер « Стрекоза» | 1 | |||
9 | 21.09 | Драматизация произведений: выбор роли, игра её в соответствии с особенностями персонажа. А. Е. Измайлов « Кукушка». | 1 | Чтение наизусть | ||
10 | 23.09 |
| Использование выразительных средств при чтении басни И. А. Крылова « Мартышка и Очки» | 1 | ||
11 | 26.09 |
| Проявление иронии автора при чтении басен. И. А. Крылов « Квартет». | 1 | ||
12 | 28.09 | Инсценирование произведений. Басня И. И. Дмитриева « Муха». Проверочная работа по теме: «Русские баснописцы» | 1 | Проверочная работа | ||
Произведения В.А. Жуковского – 4часа | ||||||
13 | 30.09 | Знакомство с лирическим произведением: тематика, средства выразительности. В. А. Жуковский « Песня». | 1 | |||
14 | 03.10 |
| Передача настроения и чувств лирического героя в произведении В. А. Жуковского « Ночь» | 1 | ||
15 | 05.10 | Особенности авторского языка в сказке В. А. Жуковского « Спящая царевна» | 1 | |||
16 | 07.10 | Особенность образов, эмоциональных переживаний в сказке В. А. Жуковского « Спящая царевна» Проверочная работа по теме: Произведения В.А.Жуковского. | 1 | Проверочная работа | ||
Произведения А.С. Пушкина – 4 часа | ||||||
17 | 10.10 | Передача восхищения поэта осенью. А. С. Пушкин « Осень», « Дни поздней осени…». | 1 | |||
18 | 12.10 | Средства выразительности при чтении стихотворений. А. С. Пушкин « И. И. Пущину». | 1 | Чтение наизусть | ||
19 | 14.10 | Описание событий в произведении И. И. Пущина « Записки о Пушкине». | 1 | |||
20 | 17.10 | Выделение особенностей художественного произведения в стихотворении А. С. Пушкина « Зимняя дорога». Обобщение по теме: «Произведения А. С. Пушкина» Викторина « Что за прелесть эти сказки…» | 1 | |||
Произведения М.Ю. Лермонтова – 3 часа | ||||||
21 | 19.10 | Воспитание любви к Родине в произведении Лермонтова « Москва, Москва! …» | 1 | |||
22 | 21.10 |
| Описание одиночества в произведении М. Ю. Лермонтова « Парус». | 1 | ||
23 | 24.10 | Сравнение лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова « Горные вершины», «Утёс» Повторение по теме: «Произведения М. Ю. Лермонтова» | 1 | |||
Произведения П.П. Ершова – 4 часа | ||||||
24 | 26.10 | Сравнение образов героев сказки П. П. Ершова. « Конёк – Горбунок». | 1 | |||
25 | 28.10 | Дружба человека и животного в сказке П. П. Ершова. «Конёк – Горбунок». | 1 | |||
26 | Осознание поступков героя в произведении П. П. Ершова « Кто он?». | 1 | ||||
27 | Обобщение по теме: « Русские поэты» | 1 | ||||
Произведения В.М. Гаршина – 3 часа | ||||||
28 | Проверочная работа по теме «Русские поэты» Отношение к животным в произведении В. М. Гаршина «Лягушка- путешественница». | 1 | Проверочная работа | |||
29 | Ироничное отношение автора к своим героям произведения. В. М. Гаршина « Лягушка – путешественница». | 1 | ||||
30 | Сравнение произведений одного жанра разных авторов: В. М. Гаршина и П.П.Ершова. | 1 | ||||
Произведения русских писателей о детях– 3 часа | ||||||
31 | Дружба между человеком и животным в произведении Н. Г. Гарина – Михайловского «Детство Тёмы». | 1 | ||||
32 | Главный герой, его характеристика. Н. Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы». | 1 | ||||
33 | Особенности художественного рассказа: эмоционально-образное описание героев, интересных случаев из их жизни. | 1 | ||||
Произведения зарубежных писателей – 11часов | ||||||
34 | Добро и справедливость в произведении В. Гюго « Козетта». | 1 | ||||
35 |
| Главный герой, его характеристика в произведении В. Гюго « Козетта». | 1 | |||
36 | Особенности рассказа: реальность событий в рассказе В. Гюго «Козетта». | 1 | ||||
37 | Великий закон человеческих поступков в произведении М. Твена « Приключения Тома Сойера». | 1 | ||||
38 | Отношение М. Твена к своему герою. Приключения Тома Сойера». | 1 | ||||
39 | Сравнение персонажей разных произведений, М. Твена.Тест. | 1 | Тест | |||
40 | Авторские сказки, близкие к фольклорным. Х.-К. Андерсен « Дикие лебеди». | 1 | ||||
41 | Наблюдение и выделение особенностей художественного произведения в сказке Х.-К. Андерсен « Дикие лебеди». | 1 | ||||
42 | Сравнение героев произведения, отношение к ним автора в сказке Х.-К. Андерсен « Дикие лебеди». | 1 | ||||
43 |
| Творческие пересказы текста сказки Х.-К. Андерсен « Дикие лебеди» от своего лица | 1 | |||
44 | Средства художественной выразительности используемые Х.-К. Андерсеном в произведении, «Дети года». Проверочная работа по теме: «Разножанровые произведения русских и зарубежных писателей» | 1 | Проверочная работа | |||
В мире книг – 3 часа | ||||||
45 | Заслуги перед Отечеством Ярослава Мудрова, описанные в статье «Деятельность Ярослава» | 1 | ||||
46 | Знакомство с историей книгопечатания и первыми книгами на Руси «Первая славянская азбука», «Первая печатная книга на Руси» | 1 | ||||
47 | Обобщение по теме: « Книги бывают разные» Викторина «Книга - твой друг, без неё как без рук» | 1 | ||||
Произведения Л. Н. Толстого – 8 часов | ||||||
48 | Герои и их поступки в произведении Л. Н. Толстого « Акула». | 1 | ||||
49 | Отличие авторской сказки от народной. Л. Н. Толстой «Два брата». | 1 | ||||
50 | Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков в басне Л. Н. Толстого « Мужик и Водяной». | 1 | ||||
51 | Научно- познавательное произведение о животных Л. Н. Толстого «Черепаха» | 1 | ||||
52 | Научно – популярный рассказ: его назначение, особенности. Л. Н. Толстой « Русак». | 1 | ||||
53 | Особенности жанра - былина. Л. Н. Толстой Былина « Святогор – богатырь». | 1 | ||||
54 | Сравнение авторской былины Л.Н.Толстого «Святогор – богатырь» с народной былиной «Святогор». Творческая работа: «Рассказ о богатыре» | 1 | ||||
55 | Обобщающий урок по теме: «Произведения Л. Н. Толстого» | 1 | ||||
Произведения А.И. Куприна – 3 часа | ||||||
56 | Особенность образов, эмоциональных переживаний в стихотворении А. А. Блока « Россия» | 1 | ||||
57 | Восхищение Русской землей в песне славе «Русская земля» | 1 | ||||
58 | Средства художественной выразительности в произведении А. Блока « Рождество». Тест. | 1 | Тест | |||
Произведения К.Д. Бальмонта – 5 ч. | ||||||
59 |
| Художественные произведения о Родине. К. Д. Бальмонт « Россия». | 1 | |||
60 |
| Описание зимнего пейзажа в стихотворении К. Д. Бальмонт « К зиме». | 1 | |||
61 | Использование эпитетов и олицетворений при описании в стихотворении К. Д. Бальмонта « Снежинка». | 1 | ||||
62 | Строфы и рифмы в стихотворении К. Д. Бальмонта « Камыши» | 1 | ||||
63 | Сказочные существа, описанные К. Д. Бальмонтом в произведении « У чудищ». Искусство сочинять стихи. К. Д. Бальмонт» Как я пишу стихи». | 1 | Чтение наизусть | |||
Произведения А.И. Куприна – 3 часа | ||||||
64 | Знакомство с прозаическими произведениями отечественных писателей-классиков. А. И. Куприн «Скворцы». | 1 | ||||
65 | Отношение автора к героям в произведении А. И. Куприна « Скворцы». | 1 | ||||
66 | Отношение животного к человеку в произведении. А. И.Куприна « Скворцы». Обобщение по теме: прозаические произведения отечественных писателей-классиков. Проверочная работа. | 1 | Проверочная работа. | |||
Стихи И.А. Бунина – 3 часа | ||||||
67 | Картины природы в произведении И. А. Бунина « Гаснет вечер…» | 1 | ||||
68 | Перекрёстные рифмы в стихотворении И. А. Бунина « Детство». | 1 | ||||
69 | Картины природы в произведении И. А. Бунин «Листопад» Обобщение по теме: русские поэты. | 1 | ||||
Произведения С.Я. Маршака – 4 часа | ||||||
70 | Сила слова в произведении С. Маршака « Словарь». | 1 | Чтение наизусть | |||
71 |
| Авторская сказка. С. Маршак « Двенадцать месяцев» | 1 | |||
72 | Использование сюжетов и образов в сказке С. Маршака « Двенадцать месяцев». | 1 | ||||
73 | Пьесы-сказки С.Я. Маршака. С.Я.Маршак – переводчик. Роберт Бёрнс «В горах моё сердце» | 1 | ||||
Стихи Н. А. Заболоцкого – 2 часа | ||||||
74 | Яркие воспоминания из детства в стихотворении Н. А. Заболоцкого « Детство» | 1 | ||||
75 | «Белоснежное диво», описанное Н. А. Заболоцким в стихотворении « Лебедь в зоопарке». | 1 | Чтение наизусть | |||
Произведения о детях войны – 1час | ||||||
76 | Героический поступок в произведении К. Симонова «Сын артиллериста» | 1 | ||||
Стихи Н. М. Рубцова – 3 часа | ||||||
77 | Знакомство с произведениями военной тематики. Н. М. Рубцов « Берёзы» | 1 | ||||
78 | Выделение отличительных особенностей, средств выразительности в стихотворении Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина» | 1 | ||||
79 | Обобщение по теме: произведения Н. А. Заболоцкого и Н. М. Рубцова для детей Проверочная работа по разделам «Стихи Н.Заболоцкого и Н.Рубцова» | 1 | Проверочная работа | |||
Произведения С. В. Михалкова – 4 часа | ||||||
80 | Советские писатели - детям. С. В. Михалков « Школа». | 1 | ||||
81 | Стихи для детей. С. В. Михалков « Хижина дяди Тома» | 1 | ||||
82 | «Мы дружны с печатным словом»- произведения С. В. Михалкова о книгах | 1 | ||||
83 | Прозаические произведения для детей С. В. Михалкова. Басня « Зеркало» | 1 | ||||
Юмористические произведения о детях и для детей - 6часов | ||||||
84 | Юмористические произведения: их назначение. Н. Носов « Федина задача». | 1 | ||||
85 | Особенность авторского языка, образов эмоциональных переживаний в рассказе Н. Носова « Федина задача». | 1 | ||||
86 | Юмористические произведения: их особенности. Рассказы В.Ю Драгунский « Тайное становится явным" | 1 | Чтение наизусть | |||
87 | Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Рассказы Н. Носова. | 1 | ||||
88 | Повторение по теме: Юмористические произведения о детях и для детей. Инсценировка произведений Н.Н.Носова | 1 | ||||
89 | Юмористические произведения о детях и для детей. А. Барто. Обобщение по разделу: Юмористические произведения о детях и для детей. Проверочная работа по разделу «Юмористические произведения» | 1 | Проверочная работа | |||
ОЧЕРКИ - 4 часа | ||||||
90 | Знакомство с научно-познавательными произведениями. И. С. Соколов – Микитов « Родина». | 1 | ||||
91 | Особенности научно-познавательных произведений. А. И. Куприн « Сказки Пушкина» | 1 | ||||
92 | Назначение произведения. Главная мысль произведения. Н. С. Шер « Картины – сказки». | 1 | ||||
93 | Права ребенка, описанные в произведении Ю.Я. Яковлева «Право на жизнь» Обобщение по разделу: «Очерки» | 1 | ||||
Путешествия, приключения, фантастика – 9 часов. | ||||||
94 | Фантастическое и реальное в произведении Н. П. Вагнера « Фея Фантаста». | 1 | ||||
95 | Характеристика героев произведения Н. П. Вагнера « Фея Фантаста». | 1 | ||||
96 | Эмоционально-образное описании е героев, интересных случаев из их жизни в рассказе Н. П. Вагнера «Берёза». | 1 | ||||
97 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Контрольная работа. | |||
98 | Фантастическое и реальное в приключенческом произведении ДЖ. Свифта « Гулливер в стране лилипутов.» | 1 | ||||
99 | Главная мысль произведения. ДЖ. Свифт « Гулливер в стране лилипутов. | 1 | ||||
100 | Герои произведения: поступки, отношения. ДЖ. Свифт « Гулливер в стране лилипутов. | 1 | ||||
101 | Выявление авторского и своего отношения к главному герою произведения Дж. Свифта «Гулливер в стране лилипутов.» | 1 | ||||
102 | Повторение по теме: Детская литература. Очерк М. Горького « О книгах». | 1 |
Проверочная работа | 7 |
Тест | 2 |
Контрольная работа | 2 |
Чтение наизусть | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающий мир 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Урок по предмету окружающий мир 2 класс. Тема урока :"Звери леса"...
Русский язык. Открытый урок в 3 классе (УМК "Начальная школа XXI века")
Жду Вас в гости! Мой сайт: http://guru1.ucoz.ru Открытый урок русского языка был дан мной 12.12.2008 года в 3 «В» МОУ «СОШ №1» города Шебекино в рамках конкурса «Учитель года». Тема урока ...
урок окружающего мира по теме "Как люди мечтали летать" 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
К 50-летию со полета в космос Ю.А. Гагарина. Окружающий мир (3 кл.) Программа «Начальная школа XXI века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой) Тема урока: «Как люди мечтали летать» Задачи уро...
"Антонимы" Урок русского языка во 2 классе УМК Начальная школа XXI века
Урок получения новых знаний с мультимедийной презентацией....
Презентация по теме: "Многоугольники" 2 класс.( Программа "Начальная школа XXI века")
Данную презентацию можно использовать для проведения устного счёта и введения в тему....
Программа «Школа ХХI века» Урок литературного чтения в 1 классе «Б» средней школы № 326. Тема: «Знакомство с буквой Пп».
Знакомство с буквой Пп, звуками её обозначающими....
Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс
Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...