Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
статья по чтению на тему
В своём выступлении я хотела бы остановиться на личностных универсальных учебных действиях, потому что вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_na_urokah_literaturnogo_chteniya.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Учебные предметы гуманитарного цикла, на мой взгляд, и особенно литература, наиболее адекватны для формирования универсальных учебных действий. В своём выступлении я хотела бы остановиться на личностных универсальных учебных действиях, потому что вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие. Что же является составляющей личностных универсальных учебных действий :
- основы гражданской идентичности путем знакомства в контексте художественных произведений с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
- действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
- смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентация учащегося в системе личностных смыслов;
- самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
- эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
- эстетические ценности и на их основе эстетические критерии
Через обучение происходит последовательное формирование личностных универсальных учебных действий. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Через обучение происходит последовательное приобщение моих учеников к нравственным общечеловеческим ценностям. Произведения курса представляют собой одно из важнейших средств нравственного воспитания, форму познания действительности, расширяют жизненный опыт ребенка, создают для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка. Знакомясь с произведениями, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями: как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, гордость. Учебники «Литературное чтение» содержат произведения направленные на развитие и самовоспитание личности каждого. Тексты для чтения посвящены воспитанию в детях доброты, отзывчивости, взаимопомощи и справедливости. Рассказы подобраны таким образом, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается. Важно, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Эмоциональная насыщенность рассказов сочетается с простотой и лаконичностью сюжета. Ребята, анализируя и оценивая поступки и действия главного героя, учатся преодолевать собственные слабости, стремятся прийти на помощь другу и тому, кто слабее. Как говорит известный критик и философ И. Ф. Карякин «Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими , а не с ним самим, пока в чужом не узнает своё… пока не обожжётся этим открытием – до той поры нет интереса к чтению, нет потребности в нём». Положительное отношение к чтению, формирование личностных универсальных учебных действий начинается с стой минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда он откроет личностный смысл в читаемом, когда произведение предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала. Подтверждение этой мысли я обнаружила у немецкой писательницы Кристы Вольф. По её мнению произведения изучаемые в школе не должны быть лишены самых важных переживаний доступных юным читателям в детские годы, а именно возможности постепенно – сравнивая, испытывая, отграничивая свою личность – учиться видеть самих себя». Ведь у каждого ребёнка, как бы мал он ни был, есть запас жизненных впечатлений, представлений , переживаний. Произведения курса как бы выманивают из этого запаса те или иные образы, воскрешают их, актуализируют, по- новому структурируют, соотносят с читаемым. Тут и начинается влияние произведения на личность ребёнка. В связи с этим в процессе работы над произведением очень часто использую игру «Путешествие в глубь строки», направленную на творческую самореализацию ребёнка как читателя художественной литературы и построенной на основе дивергентного подхода к восприятию. Читая произведение ребёнок находится не только перед текстом, следя глазами за строчками , но и внутри текста углубляясь во внутренний мир героев и одновременно в самого себя и выходя оттуда творчески обогащенным новыми мыслями и новыми чувствами. Деятельность детей организую в виде мыслительного путешествия по маршруту, проходящему через текст произведения к самому читателю На пути следования ребят ждут следующие остановки и варианты заданий.
Таким образом , ход коллективной игры заканчивается на самораскрытии читателей, их субъективных переживаниях.
При изучении эпического произведения составляем кластер выявляя какими качествами должен обладать настоящий герой, «примеряем» его на того или иного литературного героя. Использую на уроках групповую работу и работу в парах. После прочтения произведения, на этапе усвоения нового содержания и закрепления материала, провожу урок по теме «Нравственные испытания героев» Методика заключается в трёх этапах: 1 этап – уровень усвоения знаний. Ученик должен показать свой уровень нравственной зрелости. 2 этап – осознание нравственных аспектов проблемных ситуаций. Я организую исследовательскую работу учащихся по определению проблемной ситуации участников конфликта или ситуации. Ученики анализируют, сравнивают, оценивают поступки и характеры, переживания героев по таблице «Анализ поступков героев». На этом этапе организую погружение в ситуацию. Возможны варианты индивидуального задания и в групповой форме. Дети исследуют поступки героев оценивания их нравственные качества по совершённым ими поступкам. Ученики отвечают на вопрос: «Чем руководствуются участники ситуации, делая свой выбор поведения?» 3 этап – обобщение знаний учащихся в процессе выбора способа нравственного поведения. Задаю вопросы: «В чём идейное содержание произведения?» «Какую нравственную проблему решил автор в произведении?» Исследовательская деятельность учащихся позволяет осознать больше аспектов нравственного поведения в поступках людей, развивает их способность к пониманию, взаимопониманию, то есть к социальному познанию окружающей среды через погружение в конкретные события художественного текста. В процессе проигрывания различных нравственных ситуаций на основе литературных произведений активизируется воображение ребенка. Это имеет важное значение для положительных изменений в самом ребенке, благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам. Систематическая и целенаправленная работа в этом направлении дает возможность детям к четвертому классу самостоятельно искать новые способы разрешения нравственно-этических ситуаций. Дети могут самостоятельно описать ситуацию и предложить разные варианты действий людей в этой ситуации (например, конфликт в детском коллективе, в семье с родителями). Анализ диагностик показывает, формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников на основе литературных произведений позволяет повышать уровень нравственного развития детей, “относительно самого себя”, создать для каждого целостную картину мира. Это путь к сознательному саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся, достижение ими нового опыта, подготовка к деятельности в новых условиях. Не оспоришь мысль, высказанную Патриархом Всея Руси Алексием II о детях, «… которые каждый день и каждый час взрослеют…» и должны ценить «… драгоценное время детства, отрочества, юности, время, которое дано, чтобы человек обогатился бы знаниями, приобрёл этические навыки, нашёл своё призвание и построил храм своей души, доставляя радость окружающим!».Я очень надеюсь, что мои ребята никогда не забудут уроки нравственности и человечности. Каждый из них сможет построить храм своей души, доставляя радость окружающим, и никому из них не будет стыдно за бесцельно прожитые годы, потому что каждый станет «настоящим человеком».
За последние годы в обществе кардинальным образом поменялись представления о цели образования и способах ее реализации. В современном понимании школа должна акцентировать внимание не только на передаче школьникам знаний, умений и навыков, но и формировать универсальные учебные действия для умелого использования и применения в любой жизненной ситуации.
Выделяют 4 вида универсальных учебных действий:
- коммуникативные;
- регулятивные;
- познавательные;
- личностные.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. [1; 29]
Говоря о дисциплине «окружающий мир», нужно отметить, что она выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у детей целостной научной картины природного, социального и культурного мира, Предмет раскрывает суть отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
В соответствии с образовательными стандартами второго поколения процесс обучения должен быть построен как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление. Такой подход делает личностно значимым процесс учения и формирует у школьника, как говорил психолог А.Н. Леонтьев, «реально действующие мотивы».
Именно это заставило отказаться от ориентировки методики обучения на репродуктивные методы. Основную задачу авторы школьных учебников видели в разработке исследовательских и поисковых учебных задач: проблемных ситуаций, альтернативных вопросов, заданий на моделирование и т. п., способствующих тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса. Это, безусловно, не означает, что снижается руководящая роль педагога, но она скрыта для ученика. Руководство не сводится к предъявлению образца или инструкции, которые нужно запомнить и воспроизводить, а предполагает организацию совместных размышлений, поиска, наблюдений (за объектом природы, языковой единицей, математическим объектом и т. д.) самостоятельных построений алгоритмов и т. п.[1; 29]
Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Именно уроки окружающего мира имеют огромный потенциал для формирования личностных универсальных учебных действий. Отказ от репродуктивных методов обучения в пользу самостоятельного поиска учащимися ответов на вопросы позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности.
Учебная дисциплина «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
Изучая этот предмет, учащиеся знакомятся с методами познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация и другие. Уроки окружающего мира позволяют усваивать предметные знания и умения, а также комплекс личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе.
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:
- умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;
- формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
- формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
- развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
Для успешного формирования личностных универсальных учебных действий должны быть выполнены определенные педагогические условия, т.к. каждый учитель осознает, что одностороняя передача знаний от учителя к ребенку не будет напрямую влиять на становление личности ребенка.
Чтобы знания стали условием правильного поведения, то есть стали показателем его ценностного отношения к миру, необходимо сформировать личностный смысл любого поступка и любой деятельности школьника. Если этого нет, то знания вырабатывают лишь знаемые мотивы поведения. Личностный смысл позволяет формировать реально действующие мотивы поведения, и тогда любая деятельность ребенка становится самостоятельной, инициативной, «навязанной» себе самому.
Какие условия нужно создать, чтобы процесс обучения на уроках окружающего мира приобрел личностный смысл? Прежде всего, нужно добиваться слитности познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка, то есть необходимо все время оказывать ему эмоциональную поддержку. Это особенно важно для этапа первоначального предъявления нового программного материала. Такой эмоциональной поддержкой может быть как словесный, так и наглядный материал. Проанализируем с этой точки зрения методический аппарат учебника «Окружающий мир». Программа в соответствии с государственным стандартом включает ознакомление младших школьников с наиболее яркими, значимыми событиями из истории нашей Родины. Среди них, конечно же, значительное место занимают рассказы об освободительных войнах славян и россиян. Если знакомить детей только с событийной стороной военной истории, то правильной эмоциональной оценки у них может и не возникнуть. Чтобы произошло слияние познавательного интереса с эмоциональным состоянием, необходимо проанализировать со школьниками ответ на вопрос: «Почему люди воюют?» Даже небольшой, но целесообразно построенный текст на эту позволяет подвести детей к пониманию сложнейших исторических и социальных понятий: «освободительная война», «защита государства – обязанность гражданина», «захватнические войны».
Во-вторых, для развития ценностного отношения к объекту (событию, образу, детали) окружающего мира необходимо оживление имеющегося у детей опыта.При изучении темы «Ты и твое здоровье» ученикам предлагается вспомнить, что такое режим дня и зачем его нужно соблюдать. Очевидно, что все дети знакомы с этим понятием, и если в процессе обобщения знаний учитель предложит рассказать о том, как в семье соблюдается режим дня (кто соблюдает? как часто? кто обычно забывает о режиме? кто следит за тем, чтобы режим дня соблюдался?), то кто-то придет к выводу о том, что режим дня соблюдает только мама (папа, бабушка, дедушка и т.д.). Интерес, появившийся у учащихся в процессе обсуждения, позволит обсудить и сформулировать элементы режима дня, обязательные для выполнения. Активность детей будет способствовать также развитию общего учебного умения – устанавливать соответствие между временными интервалами и событиями (что является довольно сложным умением для младшего школьника).В 4-м классе опора на жизненный опыт ученика способствует развитию умений строить предположения, рассуждать, высказывать собственное мнение, выбирать рациональный путь решения учебной задачи. [5]
Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе — это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. Именно поэтому сегодня учитель начальных классов переосмысляет свой педагогический опыт. [4; 152]
Из всего вышеизложенного теоретического материала, а также приведенных практических примеров, становится очевидно, что курс «Окружающий мир» в зависимости от способов организации учебной деятельности учащихся, раскрывает все возможности для формирования личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
Реферат. Главной задачей учителя является познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром; научить понимать жизнь....
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения Л. В. Занкова
В статье раскрыты особенности формирования регулятивных УУД на уроках литературного чтения в системе Л. В. средствами учебника. Данная статья опубликована в сборнике: Система Л. В. Занкова: опере...
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе. Обучение устному пересказу на начальном этапе. ...
Презентация "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"
Данная презентация рассказывает о необходимости формирования коммуникативных универсальных учебных действий посредством групповой и парной работы на уроках литературного чтения в начальной школе, опи...
Презентация "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"
Данная презентация рассказывает о необходимости формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе посредством парной и групповой работы на уроках литературного чтения, опис...
Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
«Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает своё…, пока не обожжётся этим открытием – до той...
Развитие личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации.Федеральные Государственные образовательные стандарты определяют новые требования к резул...