А. Гайдар "Совесть" ( по технологии критического мышления")
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Солгалова Ольга Александровна

 На уроке были  созданы условия для работы над понятием «совесть» при работе с художественным текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a._gaydar.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа 10

Педагогический практикум «Моделирование современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС».

Тема:  А.П. Гайдар «Совесть»

Цель:

Создание условий для работы над понятием «Совесть» при работе с художественным текстом.

- Продолжить работу по воспитанию качеств Человека.

  • Развивать умение  отстаивать свою точку зрения, работать в парах и группах;
  • показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
  •  воспитывать стремление поступать по совести, критически относится к своим поступкам;
  • учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
  • Развивать навык беглого, выразительного чтения, читать по ролям.

Технология критического мышления.

Оборудование: портрет А.П. Гайдара,  презентация с иллюстрациями к рассказу, книги А. Гайдара.

Приёмы:

чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, древо предсказаний, кластер, синквейн.

Этапы урока

Деятельность учителя

(указать содержание заданий и методические приемы)

Деятельность обучающихся

(виды деятельности, формы организации работы, предполагаемые ответы)

Орг.момент

Стадия вызова

Актуализация знаний

Побуждение интереса

Прогнозирование ситуации по опорным словам

Постановка собственных целей

Ребята, давайте улыбнемся и начнем наш урок.

Проверка домашнего задания.

Дети отвечают на вопросы

Что думал Цыпкин, когда он сидел в шкафу?

Запишите в бортовой журнал,  какие чувства испытывал Цыпкин, когда ломали дверь шкафа.

Дети обсуждают в парах и записывают

 Вы записали слово совестливость.

 А как вы понимаете смысл совестливость, совесть?

Сегодня на уроке мы будем читать рассказ

А. Гайдара «Совесть»

Какие произведения

 А. Гайдара вы знаете?

На доске написаны слова.

Обманывать, смекнуть, плакать, угрызение совести.

 Они предсказывают содержание рассказа.

 О чем же мы будем читать?

Как вы думаете, какой будет этот рассказ веселый, серьезный поучительный?

Чему мы будем сегодня учиться?

Физминутка

(Спал цветок.)

Уч-ся читают по ролям рассказ Голявкина  «В шкафу»

Мальчик испытывал страх и стыд.

Он понимал, что из-за своей шалости он попал в очень неприятную историю. Его мучила «совесть»

«В шкафу»

Страх

Стыд

Сожаление

Совестливость

Дети обсуждают в парах и записывают в тетрадь

Совесть - это когда поступаешь хорошо (у каждой пары может быть свой вариант).

Составляют список известной информации

Дети записывают, что на уроке русского языка читали отрывок из рассказа «Чук и Гек», смотрели  фильм «Тимур и его команда»

Работа в парах

Дерево предсказаний

Рассказ будет о поступке, после которого будут угрызения совести.

Этот рассказ будет серьезный. Поучительный.

Мы будем учиться правильно и выразительно читать.

Узнаем, как нужно поступать, чтоб не мучила совесть

 

Осмысление содержания

Получение новой информации

Корректировка поставленных целей обучения.

Чтение с остановками

Остановка1

Как вы понимаете смысл слов шмыгнуть, украдкой, смекнуть.

Почему девочка оказалась в роще?

А какое настроение у Нины? (маркировка на полях)

Какое впечатление на вас произвела Нина?

Как вы относитесь к поступку Нины?

А какие опасности могли подстерегать Нину в лесу?

Чтение  с остановками

Остановка 2

Каким голосом Нина разговаривает с малышом?

Почему Нина называет малыша несчастным прогульщиком?

Каким вы видите малыша?

Чтение  с остановками

Остановка 3

 Почему Нина повела малыша через рощу?

Чтение  с остановками

Остановка 4

Как вы понимаете смысл фразы ее грызла «беспощадная совесть»?

Какое у нее было настроение?

Задания группам:

Группа 1. Как вы думаете, почему девочка услышала голос своей совести только после того, как проводила мальчика?

Группа 2.Почему Аркадий Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «История с Ниной», или «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки»?

Группа 3. Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть замолчать, и ты никогда её не услышишь?

Группа 4. Как, по вашему мнению, автор рассказа относится к своей героине:

а) неисправима;
б) надеется, что девочка исправится;
в) он верит, что голос совести поможет Нине в жизни.

Группа 5. Каким человеком, по вашему мнению, станет Нина? Кто помог ей измениться?

Что Нина чувствует в   конце рассказа.

Смогла ли Нина стать лучше в конце рассказа?

Физминутка(коррекция зрения)

Дети обсуждаю в парах и говорят свои версии. (Пройти быстро, незаметно, потихоньку)

Она решила прогулять урок.

Дети зачитывают предложения из учебника.

Заполняется белая часть клайстера

(веселая, беззаботная, хитрая.)

Эти черты характера , которые нужно исправлять.

Нина поступила плохо. Детям нельзя гулять одним в лесу. Они должны ходить в школу.

В роще могли быть дикие звери, плохие люди.

Нина говорит строгим голосом, как взрослая.

Она думает, что он такой же прогульщик, как она.

Дети записывают в тетради (добрый, доверчивый    и др.)

Нина была доброй, отзывчивой.

У нее было доброе сердце. Эта черта характеризует Нину, как  очень хорошего человека.

(дописывают красную часть клайстера)

Нине было стыдно за себя.

Настроение у нее было плохое.

Ее что-то мучило и терзало.

Дети работают в группах, выбирают лидера. Высказывают своё мнение. Происходит взаимопроверка и взаимооценка.

До этого она не задумывалась о своем поступке.

Потому что главная героиня рассказа - это совесть.

Голос совести нужно слушать. О людях, у которых молчит совесть говорят – бессовестные.

Он верит, что она исправит все свои ошибки. Голос совести поможет ей.

Нина вырастит хорошим, порядочным человеком, потому что у нее доброе сердце.

Маленький мальчик разбудил ее совесть.

Нина совершила ошибку, но я думаю, что она исправится.

Заполняется синяя часть клайстера

(обида, грусть, стыд)

Рефлексия

Осмысление, рождение нового знания.

Постановка новых целей обучения.

Автор показал противоположное настроение девочки (в начале – веселье и радость, в конце – грусть и стыд) почему? Что он хотел сказать этим?

Запишите, какие чувства испытывала Нина в конце рассказа в бортовой журнал

Что общего вы увидели у героя рассказа В. Голявкина и у героини рассказа А.Гайдара

Вспомните, что вы писали о совести в начале урока?

А как вы теперь понимаете, что такое совесть?

Учитель предлагает прочитать в толковом словаре.

Совесть - чувство ответственности за свое поведение, оценка своих поступков.

Считаете ли вы, что совесть может изменить человека?

Были ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали голос своей совести? Расскажите об этом.

Что может подсказать совесть?

Творческие задания.

Напишите мини - сочинение

Кем может стать Нина?

Кто бы из вас хотел узнать больше о жизни А. П. Гайдара.

Где вы будете искать информацию?

Кто захотел, прочитать другие рассказы  А.П. Гайдара?

Где вы будете брать книги А. П. Гайдара?

Давайте напишем синквейн на тему совесть

Автор хотел сказать, что человек должен поступать по справедливости, а если человек, не поступает по справедливости, ему становится плохо.

Его мучает совесть.

«В шкафу»

Страх

Стыд

Сожаление

Совестливость

«Совесть»

Грусть

Сожаление

Сострадание

Сожаление

Совестливость

И герой Голявкина и Нина из рассказа Гайдара испытывали угрызения совести.

Совесть – это голос твоего сердца

Совесть – это твои поступки.

 

Совесть может изменить человека.

Однажды я сказал маме, что двойка в моем дневнике не моя, а моего соседа по парте. Это просто ошиблась учительница. Но  голос моей совести говорил, что  я поступаю плохо.  И я сказал маме правду.

Нина Карнаухова, когда вырастит станет воспитателем детского сада. Она будет очень любить маленьких детей. Нина будет их учить поступать всегда справедливо по совести. А в рощу они будут ходить гулять.

Евлашкина И.

Энциклопедии, интернет.

 В библиотеке.

Совесть.

Беспощадная, грызущая.

Мучает, терзает, стыдит.

Совесть – голос твоего сердца.

Твой судья.

Итог урока

Выберите пословицу, которая подходит к рассказу.

 Поспешишь - людей  насмешишь.

Семеро одного не ждут.

 На обмане далеко не   уедешь.

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью сердечек.

  • Желтое сердечко – я всегда поступаю по совести.
  • Оранжевое сердечко – после сегодняшнего урока я постараюсь поступать по совести.
  • Красное сердечко – мне трудно быть всегда правдивым и прислушиваться к зову совести.

Спасибо за урок!

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Ребята выбирают сердечки.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Урок

по технологии критического мышления

А.П. Гайдар «Совесть»

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№11»

Солгалова Ольга Александровна

Ставрополь, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.

Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»(А.С.Пушкин)Методическая разработка : Игра-путешествие «По страницам любимых сказок»     Цель:обобщить и систематизиров...

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления....

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий).

Заинтересовать учащихся в группе продленного дня к знаниям по теме «Сказки», вызвать у детей положительные эмоции, привить интерес к сказкам. Научить их анализировать и интерпритировать....