Урок литературного чтения "Тайное становится явным". В.Ю.Драгунский.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Учащиеся младших классов очень любят читать произведения В.Ю. Драгунского. В ходе урока дети знакомятся с идейно-смысловым и художественным содержанием рассказа. Учатся анализировать, давать оценку поступкам героев, учатся быть честными и воспитанными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
taynoe_stanovitsya_yavnym.doc | 77.5 КБ |
dragunskiy.pptx | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Абраменкова Людмила Львовна
учитель начальных классов
МБОУЦО №31
город Тула.
2014
Тема урока: Рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным». Нравственный смысл произведения.
Цель урока: способствовать осмыслению обучающимися главной идеи рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным».
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с содержанием рассказа;
- формировать навык литературного осознанного чтения;
- развивать способность прогнозировать содержание произведения в процессе чтения; умения анализировать поступки героев;
- воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям.
Планируемый результат:
- Личностные УУД
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного рассказа.
- воспитывать уважительное отношение к старшим и близким людям
2.Познавательные УУД
- способствовать осознанности обучающимися значимости чтения, пониманию цели чтения ( удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения)
- формировать у обучающихся умения производить анализ, сравнение.
3. Коммуникативные УУД
- формировать умение договариваться, находить общее решение.
- формировать умение аргументировать свое предположение, объяснять свой выбор.
4. Регулятивные УУД
- формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность;
- развивать умения дать оценку своей работы.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Ресурсы: портрет писателя, мультимедийный проектор, ПК.
I. Мотивация к учебной деятельности: (слайд1)
Прозвенел звонок веселый!
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
Начинаем наш урок с разминки. Посмотрите на экран: перед вами четверостишье (слайд 2)
Ваня сливу съесть решил,
А что сделал – утаил.
Отец об этом разузнал.
Поступок Вани явным стал.
Прочитайте четверостишье удивленно…
-Прочитайте четверостишье жалостливо
- Прочитайте четверостишье раздражённо
- Ребята, подумайте, зачем мы читали одно и то же четверостишье с разной интонацией? Совершенно верно, подобные упражнения развивают быстроту чтения, чтение должно быть выразительным, иногда нужно прочитать жалостливо, в другой раз раздражённо или удивленно. Всё зависит от того, как вы к этому относитесь, как воспринимаете.
-А вы узнали героя?
-Из какого произведения и кто автор?
-Как вы понимаете слова «явным стал»? (узнали все)
Прочитайте высказывание, записанное на слайде:
Тайное становится явным (слайд2 )
-Как вы понимаете смысл этих слов?
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Вспомните название раздела, который мы изучаем? (на слайде 3 «И в шутку и всерьёз»). Произведения каких авторов мы читали? Вот сейчас и проверим ваши познания…
Игра « Назови автора». (Слайд 4)
- Соотнеси фамилию автора с названием произведения.
- Ребята, а почему вы не смогли назвать из какого произведения эта иллюстрация? А вы бы хотели познакомиться с новым произведением и его автором?
III. Подготовка к изучению нового материала (слайд 5 ),
- Посмотрите очень внимательно на экран и попробуйте найти неповторяющиеся буквы. Если вы правильно определите, то узнаете фамилию писателя. Какая фамилия у вас получилась? (Драгунский)
(появляется (слайд 6 ) с его фотографией ). Кто слышал фамилию этого писателя и читал его произведения?
- Что пишет Драгунский: стихи, сказки, басни, рассказы.
- Какие рассказы вы уже читали? (дети называют)
IV. Изучение нового материала. Постановка темы и цели урока.
( портрет писателя, работа по портрету)
- Каким вы представляете себе Виктора Юзефовича? (ПОРТРЕТ!)
( весёлым, добрым, любил детей, понимал их проблемы).
Я вам предлагаю посмотреть мини-фильм о писателе, а затем сказать мне:
- Что интересного вы узнали, что заинтересовало, удивило или заставило задуматься? (фильм слайд 7)
( После просмотра спросить у детей:
Что вас заинтересовало? Кем работал Драгунский?
(Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном, писал репризы( текст для клоуна): токарем, затем шорником- мастер по изготовлению элементов упряжи для лошадей, даже был лодочником)
- Я думаю, у вас появилось желание прочитать его рассказы, ведь они у него разные. (Слайд 8: над одними смеемся до слез, над другими задумываемся и грустим..)
- а какое произведение мы сегодня будем читать? Догадались?
Что бы вы хотели узнать? Хотим узнать» ( слайд 9)
- О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА (слайд 10)
- Ребята, любите ли вы тайны? Что такое тайна? (дети высказывают мнения)
Нечто скрываемое от других, известное не всем;
2. нечто неразгаданное, ещё не познанное;
3. скрытая причина чего-нибудь;
- Назовите синоним к слову тайна (секрет).
-Что значит «тайное»?
Тайное - секретный, потайной, скрытый, затаённый.
- Произведения В.Драгунского для вас тайна? Вот мы сейчас и узнаем - какую же тайну скрывает это рассказ? Спрогнозируйте, о чем будет рассказ?
- К слову тайна синоним подобрали, а подберите синоним к слову «ЯВНОЕ» ( очевидное, открытое, откровенное, нескрываемое, неприкрытое.)
- Прочитайте выражение «Грановитая палата». (11 слайд)
Кто знает, что это такое? Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы).
Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным?
( высказывают своё мнение) ( СЛАЙД 12).
--- Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре. (Это человек, обладающий большой внутренней культурой).
- Клевета – что оно означает? (Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию).
Подберите синонимы к этому слову.
(Ложь, враньё, выдумка, наговор).
- Что значит слово язвительный?
(Стремящийся досадить, злобно-насмешливый).
V. Первичное ознакомление с текстом. I.Первичное чтение рассказа. ( Слайд 13)
1.Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?
- Как бы вы ответили на этот вопрос?
- Вторичная остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине».
- Как вы думаете, что может произойти дальше?
- Третья остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер».
- Предположите, что может произойти дальше?
- Дочитывание рассказа до конца.
II. Проверка первичного восприятия.
- Понравился вам рассказ?
- Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?
- В каких словах выражена главная мысль рассказа?
- Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?
- Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему?
VI. Анализ литературного произведения. Выборочное чтение.( Слайд 14)
Подтвердите словами из текста:
- Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова? («Тайное становится явным»)
- Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Мама предложила Дениске сходить в Кремль).
- Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (чувство обиды, досады)
- Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение?
(высказывания детей)
VII. Включение в систему знаний. Самостоятельная работа в группах:
А сейчас поработаем самостоятельно в группах. (слайд 15)
1 группа: Расставить цитаты по порядку происходящих в тексте действий.
2 группа: - Ребята, вы «разведчиками». Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. После возвращения из разведки вы должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? (пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару; долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена).
3 группа: Составить СИНКВЕЙН по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»
Проверяем работу в группах!
1 группа – 16 слайд
2 группа -17 слайд
3 группа -18 слайд
- Как вы думаете, любит ли автор Дениску?
- С какой целью В.Ю. Драгунский написал рассказ «Тайное становится явным» (слайд 19) –
-Как вы думаете, раскрыли мы тайну рассказа Драгунского?
- о каких качествах личности идет речь в этом произведении?
Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского, сказал: (СЛАЙД 20) «Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский»
- читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.
Д/ з: А какое домашнее задание вы бы хотели получить? (Слайд21)
- Пересказ рассказа от лица Дениски
- Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (Слайд 22)
.Закончите одно из предложений:
- Я понял (а),что…
- Меня удивило…
- Я сделал(а) вывод, что…
- После сегодняшнего урока я….
- На этом уроке я похвалил бы себя за……..
- Мне было сложно…………- После урока мне захотелось……
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ваня сливу съесть решил, А что сделал – утаил. Отец об этом разузнал. Поступок Вани явным стал. Тайное становится явным
Э. Успенский Э. Успенский Б. Заходер Г. Остер Б. Заходер ? И. Токмакова
Найдите неповторяющиеся буквы и сложите фамилию писателя
Драгунский Виктор Юзефович 30 ноября 1913 г. – 6 мая 1972 г. Советский актёр и писатель – прозаик, автор популярных рассказов для детей.
ФИЛЬМ
Все рассказы разные: над одними смеёмся до слёз над другими задумываемся, грустим
Хотим узнать О чём может идти речь в произведении, судя по названию? Что значит тайное становится явным? Чем закончится рассказ?
Тайна? Нечто скрываемое от других, известное не всем; Нечто неразгаданное, ещё не познанное; Скрытая причина чего-нибудь. Назовите синоним к слову тайна. Секрет Тайное? Секретный, потайной, скрытый, затаённый. Явное? Открытое, откровенное. Словарная работа
Грановитая палата памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы.
Интеллигентный Человек, обладающий большой внутренней культурой. Клевета Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Синонимы: Ложь, враньё, выдумка, наговор. Язвительный? С тремящийся досадить, злобно-насмешливый.
Тайное становится явным С. 159
Работа с текстом Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова? («Тайное становится явным») Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Сходить в Кремль) Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (Чувство обиды, досады) Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение?
Самостоятельная работа в группах. 1 группа: Расставить цитаты по порядку происходящих в тексте действий. 2 группа: Вы «разведчики». Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. После возвращения из разведки вы должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? 3 группа: Составить СИНКВЕЙН по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»
Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку. 3 1 «Видеть не могу манную кашу!» 4 «Вы выливаете разную гадость за окно!» 5 «Ты это запомнил на всю жизнь?» 2 «Ты должен съесть всё до дна!» «А я остался с кашей наедине». Проверь себя
Чтение - разведка Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару; долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена.
СИНКВЕЙН Дениска. Добрый, озорной. Рассуждает, думает, фантазирует. «Тайное становиться явным». Мечтатель
Какая проблема волнует автора? Проблема взаимоотношения детей и родителей, воспитание детей.
«Юному человеку нужны все витамины , в том числе все нравственные витамины . Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо Виктор Драгунский. Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины »! поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского
Домашнее задание Пересказ от лица Дениски. Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку. Всё, что Вам хочется выполнить!
Закончите одно из предложений: Я понял(а), что… Меня удивило… Я сделал(а) вывод, что… После сегодняшнего урока я… На этом уроке я похвалил (а) бы себя за…….. - Мне было сложно………… - После урока мне захотелось……
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе. В. Драгунский "Друг детства" ПНШ.
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе. В. Драгунский "Друг детства" . Перспективная начальная школа....
Урок литературного чтения по произведению В.Ю.Драгунского "Надо уметь смеяться над собой"
Урок литературного чтения по программе Школа 2100, 3 класс...
Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится"
Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится" с презентацией...
Конспект урока литературного чтения по теме "В.Ю.Драгунский"Тайное всегда становится явным"
Конспект урока составлен с учтом применения технологии продуктивного чтения...
Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс. В.Ю. Драгунский. Тайное становится явным
Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс. В.Ю. Драгунский. Тайное становится явным...
Технологическая карта урока литературного чтения (2 класс). Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным». УМК "Школа России"
Тип урока: рефлексииЦель урока: закрепление знаний о рассказе В. Драгунского «Тайное становится явным»; совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализировать прочитанн...
Конспект занятия "Тайное становится явным" И.Ю. Драгунский
Конспект занятия "Час чтения"...