Урок литературного чтения по произведению В.Ю.Драгунского "Надо уметь смеяться над собой"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок литературного чтения по программе Школа 2100, 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnoe_chtenie_3_klass_novyy.docx | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения 3 класс
«Легко ли смеяться над собой»
(В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)
Цель:
Углубление знаний учащихся по теме;
– Познакомить с произведением В. Драгунского «Надо иметь чувств юмора»;
Задачи:
Обучающие:
– Обучить учащихся формулировать тему и идею произведении;
– Отрабатывать умение характеризовать литературного героя;
Развивающие:
– Развивать устную монологическую речь;
– Совершенствовать навык правильного беглого выразительного чтения целыми словами;
Воспитывающие:
– Воспитывать любовь к своим близким, животным, к природе;
– Воспитывать интерес к чтению
Оборудование:
- Презентация к уроку:
- карточки с заданием для учащихся
- интерактивная доска
Ход урока
1. Орг. момент
Проверка готовности учеников к уроку
2.Создание эмоционального настроя.
(звучит музыка: “В каждом маленьком ребенке…”)
-Какое настроение вызывает у вас эта музыка? (радостное, веселое…)
-Что кроме самой музыки позволяет создать веселое настроение песни? (слова песни)
-А над чем обычно смеются люди? (над какими-нибудь смешными случаями )
Проверка домашнего задания
Вашим домашним заданием было выучить наизусть забавное стихотворения Генриха Сапгира «Людоед и принцесса»
Сегодня мы будем озвучивать мультфильм. Посмотрим, как это у нас получится.
Молодцы.
3.Введение в тему урока.
-Как называется чувство, которым обладает человек, умеющий смеяться над происходящим? (чувством юмора)
Сегодня на уроке мы будем говорить об этом замечательном чувстве, а поможет нам один замечательный детский писатель.
Соедини название рассказов и их героев
На парте у вас лежат карточки . Соедини название рассказов и их героев
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Что общего у этих рассказов?
(У них один автор – Виктор Юзефович Драгунский)
-Мы спросили взрослых в зале:
“Вы Драгунского читали?”
А в ответ-вот это да!!!
Все сказали дружно “ ДА!”
Как вы думаете, каким нужно быть человеком, чтобы придумывать такие интересные и смешные рассказы?
Каким же был Виктор Драгунский вам расскажут наши девочки.(выступают с сообщением несколько учеников )
В. Драгунского часто называют мастером улыбки. Он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил театром, который назывался «Синяя птичка».
А ещё В. Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках и все дети , мамы, папы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха – такой весёлый был этот Дед Мороз. В. Драгунский одно время работал клоуном в цирке на Цветно бульваре в Москве, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике. Во время войны Виктор Юзефович с другими артистами ездил на фронт выступать перед бойцами. Чтобы у них было хорошее настроение. Когда у Драгунского подрос сын Дениска, с ним начали происходить всякие смешные истории, и вскоре вышли книги: «Денискины рассказы» и многие другие. Виктор Драгунский всего написал около девяноста рассказов.
4.Тема и задачи урока
Этап антиципации.
(на доске написано предложение: “Надо иметь чувство юмора” В.Драгунский)
-Ребята. Посмотрите на предложение и скажите. Какой знак вы бы поставили в конце этого предложения и почему? (Дети предлагают версии и доказывают свою точку зрения. На доске появляются по очереди знаки: точка, восклицательный и вопросительный знаки.)
- А как вы думаете, надо ли человеку иметь чувство юмора? (беседа)
-Как относятся к человеку с юмором?
-А вам интересно узнать, что думает по этому поводу В. Драгунский? ...что для этого нужно сделать? (прочитать произведение) …будем искать ответ на вопрос в рассказе Драгунского.
-Давайте откроем учебники и посмотрим на иллюстрацию, которая помещена к рассказу.
-Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в рассказе?
-Вы узнали героев?
-Как рисунок соотносится с названием текста? (предположения детей)
Прочитайте формулировку темы урока
Тема: Легко ли смеяться над собой?
-Как бы вы ответили на этот вопрос?
-А хотите знать, что думает об этом писатель В. Драгунский
5.Первичное восприятие текста
Сегодня у нас необычный урок.
Сейчас мы увидим инсценировку первой части этого произведения. Закройте глаза представьте большой зал и сцену. Занавес открывается.
(Заранее подготовленные учащиеся – инсценируют отрывкок из рассказа В.Драгунского "Надо иметь чувство юмора".
– Написал?
– Уже.
– Ты мою тетрадку проверь, а я – твою.
– Ты чего, Мишка, покатываешься?
– Я покатываюсь, что ты неправильно списал!
– А ты чего?
– А я то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: "Наступили мозы". Это кто такие – "мозы"?
– Мозы – это, наверно, морозы. А ты вот написал: "Натала зима". Что это такое?
– Да не "натала", а настала. Ничего не поделаешь, надо переписывать. Это всё лемуры виноваты.
И они стали переписывать. А когда переписали, Дениска сказал:
-Давай задачи задавать!
- Давай
В это время пришёл папа. Он сказал:
- Здравствуйте, товарищи студенты…
Денис сказал:
- Вот папа, послушай какую я мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое. Как разделить их среди нас поровну?
Мишка надулся и стал думать. Папа тоже задумался.
Тогда Дениска сказал:
-Сдаёшься, Мишка?
- Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот – и Дениска стал хохотать.- Это меня тётя Мила научила.
Итак, громкими аплодисментами проводим наших юных актёров на места и возвращаемся снова на урок. Понравилась эта сценка?
-Ребята, я видела, как во время просмотра вы все улыбались. Что вам показалось интересным в первой части?.... Вы “покатывались со смеху” или просто улыбались?...А вот наши герои “просто покатывались со смеху”….это как? (очень сильно смеялись)
-Что же так развеселило героев?
-Встретились ли в тексте незнакомые слова?
-Нужно ли пояснить, кто такие лемуры? (Лемур - полуобезьяна с длинным хвостом и удлиненными задними конечностями. Живет в тропических лесах.) Посмотрите на фото лемура. Вам он понравился? Забавный зверек? Скажите, правда, такой зверек мог отвлечь внимание мальчиков от уроков?..
-А вот в конце первой части смеётся один Дениска. Почему?
-Можете ли вы уже сказать, у кого из героев есть чувство юмора.
6.Работа с произведением во время чтения.
Первичное чтение ( динамическое чтение-буксир, молния, кенгуру, многократное чтение)
При чтении 2 части, в конце проводим диалог с автором:
После предложения: “Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого “В” и что ему грозит, если это будет продолжаться? Всё!” (Кого папа имел в виду?)
Найдите в тесте на этот вопрос. (Тут папа остановился…)
После прочтения предложения «Они оба на меня смотрели и хохотали»(Они смеялись почему то или над кем-то?)
«….мы этого ещё не проходили»(А Дениске было смешно? Почему?)
«…такого скоро выгонят из школы»(Вы поняли почему Дениска ушёл? Что он почувствовал?)
Как вы думаете о чём будет говориться в 3 части этого рассказа?
Чтение 3 части.
После предложения: “Я вышел из комнаты в коридор…. ровно столько, сколько нужно” Оправдывает себя….?!
После предложения: “ И ещё я подумал …. на целину” Расстроился?!
-А целина это…..?»(Что такое целина. Куда собрался Дениска? Это освоение никогда не паханной земли в Казахстане, Поволжье, Сибири. В 1954-1960гг. в эти места ехали люди, особенно молодёжь, чтобы осваивать, покорять дикие степи. Вспахать там землю и выращивать урожай хлеба.)
- Вот как Дениска обиделся на папу за эту задачу, как ему было жалко себя - он, даже хотел уйти из дома на целину.
После предложения: “Что ты, она похудела на 37 кило! Вот как скучает!” Хотел, что б его пожалели?! Обидно ему?! Может даже стыдно?!
После предложения: “Что у тебя такие глаза?” А что заметил папа в глазах Дениски?
После предложения: “Такого мальчишки и на свете-то нет, не то что в вашем классе” Он на самом деле выдумал?
Обобщающая беседа.
-Зачем Дениска спрятался за вешалку?
-Зачем папа добился, чтобы Дениска засмеялся?
(найдите это в тексте)
-Что хотел папа?
-Чему же учил папа Дениску?
-У кого из героев рассказа есть чувство юмора?
-Есть у папы чувство юмора. ( придумал смешную и полезную задачу)
-А можете это доказать словами текста? (“Здравствуйте, товарищи студенты!”
-Есть ли чувство юмора у Дениски? (не совсем)
-Как вы думаете, стоило ли Дениске обижаться на задачу?.... А почему он обиделся? (Принял задачу на свой счет, решил, что несправедливо папа про него говорит, обиделся, что папа с Мишкой смеялись)
-Почему папа первым подошел к Дениске? (папа понял, что Дениска обиделся, решил помочь сыну посмотреть на себя со стороны и научиться смеяться над собой)
-Есть ли у папы чувство юмора? (да, придумал смешную и полезную задачу)
А у Дениски?
- Поможет ли папина задача Дениске стать лучше? Заставила задуматься? (Задача заставила Дениску задуматься над своим поведением и критически взглянуть на себя со стороны.)
Итоговая беседа.
-Какой бы вы теперь поставили знак в конце предложения: “Надо иметь чувство юмора!”
Значит, обладать чувством юмора не простая задача. Как бы вы ответили на вопрос: Смеяться над самим собой трудно или легко?
- Как вы думаете, зачем авторы учебника включили так много произведений Драгунского? (Они поучительные)
-Чему учит нас рассказ В. Драгунского?
Чувство юмора - это способность человека смеяться над происходящим, а что главное – это умение смеяться над собой!)
7. Работа с произведением после чтения
Работа в четвёрках:
Написать синквейн о главном герое (схема синквейна дана)
Отчёт групп.
8. Рефлексия, оценивание.
Какой вопрос мы поставили вначале урока?
Какой вывод можно сделать по окончанию нашего урока?
Что вы поняли для себя?
Сегодня я хочу поблагодарить вас за хорошую работу (биография, инсценировка отрывка, чтение, ответы…)
9.Домашнее задание
На выбор:
Пересказ рассказа
Попробовать составить свою задачу про себя.
(Если есть время)Давайте проверим, есть ли у вас чувство юмора.
Игра-викторина “Есть ли у вас чувство юмора?”
+кто может прыгнуть выше дома (любой человек, т.к. дома прыкать не умеют)
+ что нужно сделать, если во сне встретил тигра? (проснуться)
+ почему львы едят сырое мясо? (не умеют его варить)
+ одно яйцо варится 5 минут. А 2 яйца? (также 5 минут)
+ на какой вопрос никто и никогда не ответит “да”? (ты спишь?)
+ что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
+ когда ты родился, тебе это сразу дали, но ты сам этим не пользуешься (твоё имя)
+ мышеловка из 5 букв (кошка)
+ чем больше из неё берёшь, тем больше она становится (яма)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения по произведения С.Т. Аксакова "Аленький цветочк"
Тема. «Обобщение знаний по сказке СТ. Аксакова "Аленький цветочек". Цели. Учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздава...
Урок литературного чтения по произведению Аксакова "Аленький цветочек"
В материале представлена методическа разработка и презентация первого урока по творчеству Аксакова "Аленький цветочек" (УМК "Школа России", учебник Климановой). В приложениях - карточки для индивидуал...
Урок литературного чтения по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"
Формирование критического мышления на уроках литературногочтения....
Конспект урока литературного чтения по произведению Н Носова "Заплатка".
Урок литературного чтения проводится в нетрадиционной форме- съёмка фильма. Учащиеся работают в группах: сценаристы, режиссёры, костюмеры. Каждая группа выполняет свои задания, в ходе проверки которых...
Урок литературного чтения по произведению Л. Н. Толстого "Прыжок"
Считаю одной из важных задач уроков литературного чтения - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Учу детей чтению-общению, чтобы они как можно скорее научились читать-думать,...
Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).
Цель моего урока: познакомить ребят с новым литературным произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...