Урок литературного чтения по произведению В.Ю.Драгунского "Надо уметь смеяться над собой"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Пинчук Светлана Евгеньевна

Урок литературного чтения по программе Школа 2100, 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnoe_chtenie_3_klass_novyy.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения 3 класс

«Легко ли смеяться над собой»

(В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)

Цель: 

Углубление знаний учащихся по теме;

– Познакомить с произведением В. Драгунского «Надо иметь чувств юмора»;

Задачи: 

Обучающие:

– Обучить учащихся формулировать тему и идею произведении;

– Отрабатывать умение характеризовать литературного героя;

Развивающие:

– Развивать устную монологическую речь;

– Совершенствовать навык правильного беглого выразительного чтения целыми словами;

Воспитывающие:

– Воспитывать любовь к своим близким, животным, к природе;

– Воспитывать интерес к чтению

Оборудование:

- Презентация к уроку:

- карточки с заданием для учащихся

- интерактивная доска

Ход урока


1. Орг. момент


Проверка готовности учеников к уроку

2.Создание эмоционального настроя.

(звучит музыка: “В каждом маленьком ребенке…”)

-Какое настроение вызывает у вас эта музыка? (радостное, веселое…)

-Что кроме самой музыки позволяет создать веселое настроение песни? (слова песни)

-А над чем обычно смеются люди? (над какими-нибудь смешными случаями )

Проверка домашнего задания

Вашим домашним заданием было выучить  наизусть забавное стихотворения Генриха  Сапгира «Людоед и принцесса»

Сегодня мы будем озвучивать мультфильм. Посмотрим, как это у нас получится.

Молодцы.

3.Введение в тему урока.

-Как называется чувство, которым обладает человек, умеющий смеяться над происходящим? (чувством юмора)

Сегодня на уроке мы будем говорить об этом замечательном чувстве, а поможет нам один замечательный детский писатель.

Соедини название рассказов  и их героев

На парте у вас лежат карточки . Соедини название рассказов  и их героев


«Девочка на шаре»


Иван Владиславович


«Кот в сапогах»


милиционер


«Дымка и Антон»


бабушка


«Бы…»


Танечка Воронцова


«Тайное становиться явным»


Мишка


«Независимый Горбушка»


Тузик Мурашовский


Что общего у этих рассказов?

(У них один автор – Виктор Юзефович Драгунский)

-Мы спросили взрослых в зале:
“Вы Драгунского читали?”
А в ответ-вот это да!!!
Все сказали дружно “ ДА!”

Как вы думаете, каким нужно быть человеком, чтобы придумывать такие интересные и смешные рассказы?

Каким же был Виктор Драгунский вам расскажут наши девочки.(выступают с сообщением несколько учеников )

В. Драгунского часто называют мастером улыбки. Он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил театром, который назывался «Синяя птичка».

А ещё В. Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках и все дети , мамы, папы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха – такой весёлый был этот Дед Мороз. В. Драгунский одно время работал клоуном в цирке на Цветно бульваре в Москве, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике. Во время войны Виктор Юзефович с другими артистами ездил на фронт выступать перед бойцами. Чтобы у них было хорошее настроение. Когда у Драгунского подрос сын Дениска, с ним начали происходить всякие смешные истории, и вскоре вышли книги: «Денискины рассказы» и многие другие. Виктор Драгунский всего написал около девяноста рассказов.

4.Тема и задачи урока

Этап антиципации.

(на доске написано предложение: “Надо иметь чувство юмора” В.Драгунский)

-Ребята. Посмотрите на предложение и скажите. Какой знак вы бы поставили в конце этого предложения и почему? (Дети предлагают версии и доказывают свою точку зрения. На доске появляются по очереди знаки: точка, восклицательный и вопросительный знаки.)

- А как вы думаете, надо ли человеку иметь чувство юмора? (беседа)

-Как относятся к человеку с юмором?

-А вам интересно узнать, что думает по этому поводу В. Драгунский? ...что для этого нужно сделать? (прочитать произведение) …будем искать ответ на вопрос в рассказе Драгунского.

-Давайте откроем учебники и посмотрим на иллюстрацию, которая помещена к рассказу.

-Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в рассказе?

-Вы узнали героев?

-Как рисунок соотносится с названием текста? (предположения детей)

Прочитайте формулировку темы урока

Тема: Легко ли смеяться над собой?

-Как бы вы ответили на этот вопрос?

-А хотите знать, что думает об этом писатель В. Драгунский



5.Первичное восприятие текста

Сегодня у нас необычный урок.


Сейчас мы увидим инсценировку первой части этого произведения. Закройте глаза представьте большой зал и сцену. Занавес открывается.

(Заранее подготовленные учащиеся – инсценируют отрывкок из рассказа В.Драгунского "Надо иметь чувство юмора".

– Написал?

– Уже.

– Ты мою тетрадку проверь, а я – твою.

– Ты чего, Мишка, покатываешься?

– Я покатываюсь, что ты неправильно списал!

– А ты чего?

– А я то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: "Наступили мозы". Это кто такие – "мозы"?

– Мозы – это, наверно, морозы. А ты вот написал: "Натала зима". Что это такое?

– Да не "натала", а настала. Ничего не поделаешь, надо переписывать. Это всё лемуры виноваты.

И они стали переписывать. А когда переписали, Дениска сказал:

-Давай задачи задавать!

- Давай

В это время пришёл папа. Он сказал:

- Здравствуйте, товарищи студенты…

Денис сказал:

- Вот папа, послушай какую я мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое. Как разделить их среди нас поровну?

Мишка надулся и стал думать. Папа тоже задумался.

Тогда Дениска сказал:

-Сдаёшься, Мишка?

- Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот – и Дениска стал хохотать.- Это меня тётя Мила научила.

Итак, громкими аплодисментами проводим наших юных актёров на места и возвращаемся снова на урок. Понравилась эта сценка?

-Ребята, я видела, как во время просмотра  вы все улыбались. Что вам показалось интересным в первой части?.... Вы “покатывались со смеху” или просто улыбались?...А вот наши герои “просто покатывались со смеху”….это как? (очень сильно смеялись)

-Что же так развеселило героев?

-Встретились ли в тексте незнакомые слова?

-Нужно ли пояснить, кто такие лемуры? (Лемур - полуобезьяна с длинным хвостом и удлиненными задними конечностями. Живет в тропических лесах.) Посмотрите на фото лемура. Вам он понравился? Забавный зверек? Скажите, правда, такой зверек мог отвлечь внимание мальчиков от уроков?..

-А вот в конце первой части смеётся один Дениска. Почему?

-Можете ли вы уже сказать, у кого из героев есть чувство юмора.

6.Работа с произведением во время чтения.



Первичное чтение ( динамическое чтение-буксир, молния, кенгуру, многократное чтение)

При чтении 2 части, в конце проводим диалог с автором:

 После предложения: “Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого “В” и что ему грозит, если это будет продолжаться? Всё!” (Кого папа имел в виду?)

Найдите в тесте на этот вопрос. (Тут папа остановился…)



После прочтения предложения «Они оба на меня смотрели и хохотали»(
Они смеялись почему то или над кем-то?)

«….мы этого ещё не проходили»(
А Дениске было смешно? Почему?)

«…такого скоро выгонят из школы»(Вы поняли почему Дениска ушёл? Что он почувствовал?)

Как вы думаете о чём будет говориться в 3 части этого рассказа?

 Чтение 3 части.

После предложения: “Я вышел из комнаты в коридор…. ровно столько, сколько нужно” Оправдывает себя….?!

После предложения: “ И ещё я подумал …. на целину” Расстроился?!

-А целина это…..?»(Что такое целина. Куда собрался Дениска? Это освоение никогда не паханной земли в Казахстане, Поволжье, Сибири. В 1954-1960гг. в эти места ехали люди, особенно молодёжь, чтобы осваивать, покорять дикие степи. Вспахать там землю и выращивать урожай хлеба.)

- Вот как Дениска обиделся на папу за эту задачу, как ему было жалко себя - он, даже хотел уйти из дома на целину.

После предложения: “Что ты, она похудела на 37 кило! Вот как скучает!” Хотел, что б его пожалели?! Обидно ему?! Может даже стыдно?!

После предложения: “Что у тебя такие глаза?” А что заметил папа в глазах Дениски?

После предложения: “Такого мальчишки и на свете-то нет, не то что в вашем классе” Он на самом деле выдумал?


Обобщающая беседа.

-Зачем Дениска спрятался за вешалку?

-Зачем папа добился, чтобы Дениска засмеялся?

(найдите это в тексте)

-Что хотел папа?

-Чему же учил папа Дениску?

-У кого из героев рассказа есть чувство юмора?

-Есть у папы чувство юмора. ( придумал смешную и полезную задачу)

-А можете это доказать словами текста? (“Здравствуйте, товарищи студенты!”

-Есть ли чувство юмора у Дениски? (не совсем)

-Как вы думаете, стоило ли Дениске обижаться на задачу?.... А почему он обиделся? (Принял задачу на свой счет, решил, что несправедливо папа про него говорит, обиделся, что папа с Мишкой смеялись)

-Почему папа первым подошел к Дениске? (папа понял, что Дениска обиделся, решил помочь сыну посмотреть на себя со стороны и научиться смеяться над собой)

-Есть ли у папы чувство юмора? (да, придумал смешную и полезную задачу)

А у Дениски?

- Поможет ли папина задача Дениске стать лучше? Заставила задуматься? (Задача заставила Дениску задуматься над своим поведением и критически взглянуть на себя со стороны.)


Итоговая беседа.

-Какой бы вы теперь поставили знак в конце предложения: “Надо иметь чувство юмора!”

Значит, обладать чувством юмора не простая задача. Как бы вы ответили на вопрос: Смеяться над самим собой трудно или легко?

- Как вы думаете, зачем авторы учебника включили так много произведений Драгунского? (Они поучительные)

-Чему учит нас рассказ  В. Драгунского?

Чувство юмора - это способность человека смеяться над происходящим,  а что главное – это умение смеяться над собой!)



7. Работа с произведением после чтения



Работа в четвёрках:

Написать синквейн о главном герое (схема синквейна дана)




Отчёт групп.

8. Рефлексия,  оценивание.

Какой вопрос мы поставили вначале урока?

Какой вывод можно сделать по окончанию нашего урока?

Что вы поняли для себя?

Сегодня я хочу  поблагодарить вас за хорошую работу (биография, инсценировка отрывка, чтение, ответы…)

9.Домашнее задание

На выбор:

Пересказ рассказа

Попробовать составить свою задачу про себя.


(Если есть время)Давайте проверим, есть ли у вас чувство юмора. 

Игра-викторина “Есть ли у вас чувство юмора?”
+кто может прыгнуть выше дома (любой человек, т.к. дома прыкать не умеют)
+ что нужно сделать, если во сне встретил тигра? (проснуться)
+ почему львы едят сырое мясо? (не умеют его варить)
+ одно яйцо варится 5 минут. А 2 яйца? (также 5 минут)
+ на какой вопрос никто и никогда не ответит “да”? (ты спишь?)
+ что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
+ когда ты родился, тебе это сразу дали, но ты сам этим не пользуешься (твоё имя)
+ мышеловка из 5 букв (кошка)

+ чем больше из неё берёшь, тем больше она становится (яма)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения по произведения С.Т. Аксакова "Аленький цветочк"

Тема. «Обобщение знаний по сказке СТ. Аксакова "Аленький цветочек". Цели. Учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздава...

Урок литературного чтения по произведению Аксакова "Аленький цветочек"

В материале представлена методическа разработка и презентация первого урока по творчеству Аксакова "Аленький цветочек" (УМК "Школа России", учебник Климановой). В приложениях - карточки для индивидуал...

Урок литературного чтения по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"

Формирование критического мышления на уроках литературногочтения....

Конспект урока литературного чтения по произведению Н Носова "Заплатка".

Урок литературного чтения проводится в нетрадиционной форме- съёмка фильма. Учащиеся работают в группах: сценаристы, режиссёры, костюмеры. Каждая группа выполняет свои задания, в ходе проверки которых...

Урок литературного чтения по произведению Л. Н. Толстого "Прыжок"

Считаю одной из важных задач уроков литературного чтения - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Учу детей чтению-общению, чтобы они как можно скорее научились читать-думать,...

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...