Конспект урока по литературному чтению по теме "Авторские сказки. Н.Носов. "Приключения Незнайки и его друзей"
план-конспект урока по чтению на тему

Будянская Ирина Сергеевна

Конспект урока по литературному чтению по теме: Авторские сказки. Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Авторские сказки. Н.Носов «Приключение Незнайки и его друзей»

Цель:  знакомство с авторскими сказками Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей»; показать эмоционально-нравственные переживания героев; учить анализировать причинно-следственные связи поступков героев; познакомить с особым миром героя книги; продолжить работу над выразительным чтением, чтением по ролям; прививать интерес к чтению, работе надо проектами.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вступление учителя:  В школе прозвенел звонок,

                                         Начинается урок!

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного детского писателя Н.Носова, его книгой «Приключение Незнайки и его друзей», побываем в Цветочном городе, встретимся с его жителями.

  1. Послушаем рассказ о Н.Н.Носове, узнаем о его жизни, о его творчестве.

(Просмотр фильма – биография Н.Носова).

Рассказ ученицы: Родился Н.Н.Носов в 1908 году в Киеве. Мама и папа были певцами. В семье росло 4 детей. Учился в гимназии, играл на скрипке, пел в хоре. Играл в шашки. Позже вместе с братом работали на студии Мультфильм, где делали мультики. В 1954 году написал истории о Незнайке в сказочной стране, сказочные человечки были похожи на нас – детей. Дети, читающие сказки, будто сами участвуют во всех приключениях с человечками.

 Книги Носова переведены на все языки мира, сделаны 9 художественных фильмов, конфеты «Незнайка» любят все дети, а в Японии открыто кафе «Незнайка»!

Игорь Носов – внук писателя. Он продолжил работу деда. Уже вышли его книги:

  • «Остров Незнайки»
  • «Незнайка и сюрприз»
  • «Незнайка и привидение» и др.

            (Сама фамилия Носов дана его предкам за большой нос!)

            А теперь послушаем рассказ о художнике, человеке, нарисовавшем героев.

            Рассказ ученицы:  Придумал Незнайку и его друзей замечательный художник Алексей                                  Лаптев.  Образы героев он рисовал легкими и радостными. Он хорошо знал детские радости и тревоги, хорошо понимал детей, точно описывал их поступки (смотрим кадры фильма).

  1. Вступление учителя: В каникулы вы читали замечательные книги Н.Носова. В детстве все дети мечтают кем-то стать, когда вырастут. А кем хотите стать вы? Мечтал об этом и Незнайка.

- кем  же он хотел стать? (художником, музыкантом, поэтом)

Послушаем, что из этого получилось?

Рассказ ученицы: (Как Незнайка хотел стать музыкантом!)

Рассказ ученицы: (Как Незнайка хотел стать художником!)

Учитель: Одного желания стать кем-либо – мало, надо этому учиться!

Сегодня прочитаем о том,  как Незнайка хотел стать поэтом, и что из этого получилось!

Чтение отрывка из рассказа цепочкой.

Учитель: Давайте посмотрим, как эти стихи расскажут наши герои. Ведь в нашем классе есть сегодня и Незнайка, и даже его друзья!

Сценки: 1) Незнайка и Знайка

  1. - Знайка шел гулять на речку,

  Перепрыгнул через овечку!

- Что? Когда это я прыгал через овечку?

- Это для рифмы!

- Ты что, будешь из-за рифмы всякую ерунду сочинять?

- А что, правду сочинять? Она и есть правда!

             2) Незнайка и Торопыжка

                 - Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный!

                - Братцы! Что он про меня сочиняет! Никакого холодного утюга я не глотал!

                - Не кричи, это я для рифмы!

                - Так я же никакого утюга в жизни не глотал! Ни холодного, ни горячего!

            3) Незнайка и Авоська

                 - У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка!

                 - Враки! Никакой ватрушки у меня не лежит!

           Учитель: Спасибо артистам! Жаль Незнайку, ведь всему надо учиться, а для этого нужно и желание, и время, и конечно, учителя! Согласны со мной?  Не огорчайся, Незнайка! Пригласи ребят на физкульминутку!

Проводит Торопыжка: Ну, ребята, торопись!

                                           На зарядку становись!

                                           Утюгов я не глотал –

                                           На одной ноге скакал!

           Учитель: Молодцы! Ребята нашего класса пока не определились с выбором профессии. Но многие вам сегодня представляют свои проекты, и вдруг они выберут свою работу.. Проекты всех ребят на особой доске (показать).

Проект «Дом Незнайки» - защита проекта.

Рассказ ученицы:  Я решила открыть дом-музей Незнайки. Посмотрите, пожалуйста! В большом светлом здании разместится комната, где на стенах будут висеть портреты Незнайки и его друзей. Дети будут приходить сюда, играть, рисовать. Многие будут присылать свои письма с рисунками. А еще их будет ждать волшебный черный ящик. Поиграем с вами, узнаем ,что там? (показываем и угадываем вещи героев).

Проект «Шоколад-Незнайка», плитка шоколада – защита проекта.

Рассказ ученицы: Мы с мамой решили предложить кондитерской фабрике «Красный Октябрь» в Москве выпускать новый шоколад , он будет с фруктовой начинкой. А фантик будет такой нарядный! Ребятам очень захочется съесть этот замечательный шоколад, а еще и книгу о любимом герое прочитать.

          Учитель: Вновь физкультминутка!

Авоська: А теперь – внимание,

                 Рукоподнимание!

                 Повороты вправо, влево

                 Выполняем смело!

Знайка: Глазки тоже не забудем,

               С солнышком играть мы будем.

               Крепко-крепко их сожмем,

               Очень резко разожмем!

Проект «Открытки о Незнайке» - защита проекта.

Рассказ ученицы: Мы с мамой решили выпускать открытки о Незнайке.  Вот, посмотрите: ко дню 8 марта, ко дню рождения, с 1 м сентября.. Они очень нравятся детям и взрослым. Надеемся, будут пользоваться успехом.

Учитель: Спасибо за интересные проекты! Может быть они станут делом вашей жизни. В них вы вложили свой труд, знания, любовь! Молодцы!

Но пока вы еще дети, и как Незнайка и его друзья , любите игры! Давайте поиграем!

В нашем Цветочном городе вырос дом. Давайте его заселим героями – друзьями Незнайки. Кто-то из них уже кем-то стал, а кто-то будет еще учиться! Но наверное обязательно найдет свою дорогу в жизни. (Все выходят к доске. На доске – дом. Вместо окошек размещаем портреты героев: малышей и малышек Цветочного города.)

Малышка Белочка (ученица) читает свои собственные стихи:

Незнайка, добрый мой герой,

Тебя я не забуду!

Про приключения твои

Всегда я помнить буду!

Учитель: Сколько же героев поселилось в домике?

                 На сколько малышек меньше, чем малышей?

                 А у какой малышки сложное имя? (Синеглазка – из 2 слов)

                 А в каких именах букв больше, чем звуков? (Пулька, Булька, Пилюлькин)

Молодцы!

Учитель: Я приглашаю одну из малышек – Медуницу. (Звучит флейта). Прошел еще один интересный день. Над домой друзей зажигается луна. Ее волшебный свет освещает все вокруг. На луне ведь недавно побывал Незнайка с своими друзьями. Он увидел и узнал много всего интересного, он подрос и поумнел. С каждым своим приключением он понимает, что всему в жизни надо учиться, тогда жизнь будет прекрасной! А еще надо, чтобы в жизни была чуточка везения и волшебства. Всем гостям и ребятам Незнайка привез с луны волшебные звезды, исполняющие желания! Вот они! (Ребята получают в подарок яркую звезду).

Спасибо, дети, за работу!

За рисунки, за стихи!

Молодцами были вы!

(Всем «5», грамотами награждаются ребята, защитившие проекты).

Домашнее задание: Книги о Незнайке и его друзьях.

Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. Русская народная сказка "Снегурочка"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по учебнику В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чуракова. (Л.В. Занков) Русская народная сказка "Снегурочка"....

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный  урок разработан и проведен с...

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка"

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный  урок разработан и пров...

Конспект урока по литературному чтению Русская народная сказка "Снегурочка"

Конспект урока по литературному чтению Русская народная сказка "Снегурочка" во 2 классе...

Конспект урока по литературному чтению русская народная сказка "Заяц хвоста"

Конспект урока по рксской народной сказке "Заяц хвоста"...

Конспект урока по литературному чтению"Венгерская народная сказка"Два жадных медвежонка",3 кл,УМК "ПНШ"

Конспект урока по литературному чтению в 3 кл "Венгерская народная сказка "Два жадных медвежонка"...