Что за прелесть эти сказки! (викторина по сказкам А.С.Пушкина)
методическая разработка по чтению (1, 2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Что за прелесть эти сказки!
(викторина по сказкам А.С.Пушкина)
Цели: закрепить у учащихся знание сказок А.С. Пушкина; развивать образное мышление, речь, память; прививать интерес к русской литературе.
Ход викторины
- Организационный момент.
Учащиеся делятся на команды.
- Разминка.
- Ребята, сегодня мы проводим викторину по сказкам нашего любимого поэта - А. С. Пушкина. Начнем с разминки.
- Где родился А. С. Пушкин? (В Москве.)
- Когда он родился? (6 июня 1799 года.)
- От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны.)
- Сколько всего сказок написал великий поэт? (6, одну из них не закончил.)
- Назовите эти сказки. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
- Этапы викторины.
- этап. Узнайте сказку по словам.
- Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, зеркальце, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
- Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
- Базар, жадность, лошадь, печка, оброк, море, веревка, расплата. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
- Рать, воеводы, мудрец, шатер, шемаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)
- Окошко, царь, сестры, бочка, остров, лебедь, богатыри, белка, свадьба, расплата. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
- этап. Узнайте эти строчки.
Учащиеся должны узнать сказки и продолжить строчки.
- Три девицы под окном Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица ... -
(«То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».)
«Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица... –
(«То на весь бы мир одна
Наткала б я полотна».)
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица... –
(«Я б для батюшки царя
Родила богатыря».)
- Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке ровно...
(Тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.)
3.«Свет мой зеркальце! Скажи...
(Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»)
4.Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда,
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ...
(Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти такого
Служителя не слишком дорогого?»)
3 этап. Инсценировка.
Командам необходимо инсценировать любой эпизод из сказок А. С. Пушкина так, чтобы окружающие узнали выбранную сказку.
Текст Описание движений
Здравствуй, лес – Широко разводим руки в стороны.
Необычный лес, Повороты вправо-влево с вытянутыми
Полный сказок и чудес! Руками. Руки подняты вверх.
Ты о чем шумишь листвою Выполняем покачивающие движения
Ночью темной, грозовою? Вправо-влево.
Кто в глуши твоей таится? Дети всматриваются вдаль, держа
Что за зверь? Ладонь над бровями, поворачиваясь
Что за птица? При этом в правую и левую стороны.
Все открой, не утаи. Широко разводим руки в сторону.
Ты же видишь - Прижимаем ладони к груди.
Мы свои. Широко разводим руки в стороны.
Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Ты же видишь - Прижимаем ладони к груди.
Мы свои. Широко разводим руки в стороны.
4 этап. Узнайте сказку по рисунку.
Кораблик у острова
(«Сказка о царе Саптане...»)
Зеркальце («Сказка о мертвой царевне ...»)
Царевна Лебедь («Сказка о царе Салтане...»)
5 этап. Ответьте на вопросы.
- Куда посадили бояре молодую царицу с сыном в «Сказке о царе Салтане...»? (В бочку.)
- Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон.)
- Какую песню пела белка под елкой? («Во саду ли, в огороде... »)
- В кого и в какой последовательности превратился князь Гвидон? (Комар - муха - шмель.)
- Кем стали девицы по приказу Салтана? (Ткачихой, поварихой, царицей.)
- Сколько раз закидывал в море невод старик в тот день, когда поймал золотую рыбку? (Три раза.)
- Что поймал старик в первый и во второй раз? (Первый раз - тину, второй раз - морскую траву.)
- Назовите по порядку, что хотела от рыбки старуха? (Старуха посылала старика к рыбке пять раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем вольною царицей и, наконец, владычицей морскою.)
- Как звали королевича, жениха царевны в «Сказке о мертвой царевне...»? (Елисей.)
- У кого в тереме гостила пропавшая царевна? (У семи богатырей.)
- Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер.)
- Что случилось со злой царицей в конце сказки? (Она умерла.)
- Кто нанял Балду своим работником и за какую плату? (Поп за 3 щелчка.)
- С кем соревновался Балда, чтобы получить оброк? (С бесенком (чертенком)).
- Какой фразой заканчивается «Сказка о попе и о работнике его Балде»? (А Балда говорит с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».)
- Как звали царя в «Сказке о Золотом петушке»? (Дадон.)
- Кто подарил царю Золотого петушка? (Звездочет.)
- Каким возгласом оповещал Золотой петушок об опасности?
(«Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!»)
- Какими словами заканчивается «Сказка о Золотом петушке»? (Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.)
- Все равны, как на подбор,
С ними дядька ... (Черномор.)
- Царь ... (Салтан) дивится чуду.
- Навстречу ему ... (Балда).
Идет, сам не зная куда.
4. По горизонтали: Бьется ... (Лебедь) средь зыбей,
Коршун носится над ней.
4. По вертикали: Сказочный залив, где ходит кот Ученый.
(Лукоморье.)
5.... (Белка) песенки поет Да орешки все грызет.
- Тучка по небу идет,
... (Бочка) по морю плывет.
- Бог с тобою, золотая ... (рыбка),
Твоего мне откупа не надо.
9.И жених сыскался ей –
Королевич ... (Елисей).
IV. Подведение итогов игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарии праздников "Масленица", "Светофор", викторина "Зимняя сказка", викторина "Весёлая математика"
Сценарии праздников были созданы на онове игровых, здоровьесберегающих технологий. В них использовано много игровых заданий: пословицы, загадки, ребусы, весёлые стихотворения. Во всём ходе занятия раб...
Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).
Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категори...
Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).
Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв...
Викторина по сказкам А. С.Пушкина. « Что за прелесть эти сказки !»
Викторина по сказкам А. С.Пушкина.« Что за прелесть эти сказки !»Цель: пробудить интерес к творчеству А. С. Пушкина.Оборудование:- портрет А.С.Пушкина- рисунки детей к сказкам А.С.Пушкина- карточ...
Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки..."
Материал разработки можно использовать на уроке как закрепляющий материал по сказкам А. С. Пушкина, так и во внеурочной деятельности....
Викторина по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"
Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся начальной школы...