Рабочая программа по литературному чтению 4 класс школа 2100
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Рабочая программа по литературному чтению  4класс Школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter_chten.docx81.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с.  Орловское Марксовского района Саратовской области имени Героя Советского Союза  Венцова В. К. (Венцеля В. К.)

Рассмотрено:

МО  начальных классов

Протокол №___от_______2016 год

_______________________

Дьякова О.Н.

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

Литневская А.А.

_______________

2016 год

Утверждаю:

Директор МОУ-СОШ с Орловское Марксовского района

Бахтиева Р.Э.

____________________

Приказ №___  от_____2016год

Рабочая программа

по предмету литературное чтение

учителя (высшей квалификационной категории)  

Глинской Ирины Николаевны

для 4 класса

Саратовская область, Марксовский район, с.Орловское

2016/2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
  • Информационное письмо министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере oбщегo образования  от 28.10.2015 № 08-1786  «О рабочих программах учебных предметов»;
  • На основе авторской программы «Литературное чтение» Р.Н.  Бунеев, Е. В.  Бунеева. 4 класс. (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ Под науч. ред.Д.И. Фельдштейна.-Изд.2-е, испр. -М. :Баласс, 2011г). и рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
  5. Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОВОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ  ПО  ЛИТЕРАТУРНМУ  ЧТЕНИЮ

к концу 4 класса

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

        Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

        Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты –диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

        

        Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

        

        Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 4-м классе является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста;

писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

видеть языковые средства, использованные автором.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса.

К концу 4  класса обучающиеся должны уметь:

– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);

– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;

– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;

– находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

        Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:

– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;

– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;

– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

– формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– пересказывать текст по плану.

        На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.

        Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.

        Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения. Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы. Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному. 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

4 класс  (102ч)

 Произведения современной детской литературы разных жанров (7ч). Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской детской литературы (17 ч). Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в. (33 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям. Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература XX в.  (45 ч).

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки».

Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А.Барто.

Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др.


ПРИМЕРНОЕ  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературному чтению  на 2016-2017 уч. год в 4 классе

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

 Цели и задачи урока

Характеристика

деятельности учащихся  - УУД

 

 

Раздел 1. Любимые книги (7 часов)

Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог». Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г.Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»)

1

Знакомиться с учебником, определять части учебника

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины неудач в собственной учебе. Стремиться к совершенствованию собственной речи; испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Регулятивные:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока; формулировать основную мысль текста

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста.

Коммуникативные:

высказывать и обосновывать свою точку зрения; 

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

Начало удивительных событий (Е.Велтистов «Приключения Электроника», гл.1, ч.1)

1

Что может Электроник? (Е.Велтистов «Приключения Электроника», гл.1, ч.3)

1

Смешные стихи о серьезных вещах (Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада»)

1

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Любимые книги»

1

Книги о ребятах-сверстниках

В.Драгунского и Н.Носова

1

Что такое детская литература?

Обучающее сочинение на заданную тему «Мой любимый писатель»

1

Раздел 2. У истоков русской детской литературы (17 часов)

Летопись и летописцы (А.Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой…»)

1

Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Чувствовать красоту художественного слова. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Регулятивные: – самостоятельно формулировать тему и цели урока;

строить рассуждения;

Познавательные:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

 -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; 

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

«Повесть временных лет». «Расселение славян» Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки

1

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого

1

Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям). Проект»Шапка Мономаха»

1

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно,

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– отличать древнерусские стихи от современных

Первая рукописная книга для детей (Д.Герасимов «Поселянин и медведь). Проект «Рукописная книга».

1

Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт

1

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина

1

– Определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «У истоков русской детской литературы» (Путешествие 1)

1

Книги о книгах

Наша семейная библиотека

1

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп, ставить логическое ударение.

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых . Серёжины книги.

1

Традиция семейного чтения (С.Аксаков. Из кинги «Детские года Багрова – внука»)

1

«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары.

1

«Детское чтение для сердца и разума» Н. И.Новиков «Молодой путешественник», «Начало только трудно»)

1

Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.

сравнивать построение нравоучительных статей;

– соотносить текст с пословицами

Нравоучительные статьи. Н.Новикова. «Крестьянское состояние»

Образ «идеального ребенка» в детских стихах А.Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»

1

Участвовать в диалоге.

Конструировать монологическое высказывание.

Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI-XVIII веках

1

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «У истоков русской детской литературы» (Путешествие 2)

1

Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается… (33часа)

Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А.Крылов «Слон и Моська»)

1

Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно, выделять в нем логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

–– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть.

Личностные: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Регулятивные:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

Познавательные: осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Владеть диалогической формой речи. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные:

задавать вопросы.

высказывать и обосновывать свою точку зрения; формулировать основную мысль текста.

– Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

задавать вопросы.

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Характерные особенности жанра басни (И.А.Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом»)

1

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка

1

Нелегкий путь в подземное царство (А.Погорельский «Черная курица…»

ч.1, 2)

1

Главный герой сказки (А.Погорельский «Черная курица…» ч.5, 6)

1

Характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку

Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей?

1

Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Знакомство с героями сказки (ч.1-3)

1

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». В чем главный смысл сказки? (Финал)

1

А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». Проект» Сказки Пушкина».

1

Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна». Дары чародеек.

1

– Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна». Светлые образы сказки.

1

В. Ф. Одоевский и П.П. Ершов – мастера литературных сказок.

1

Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В.Даля).

1

Как надо писать для детей? (А.Ишимова «Славяне»)

1

 «Вчера и сегодня «Литературные сказки писателей XIX века»

1

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «XIX век. Путешествие продолжается» (Путешествия 3-5)

1

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг.Сочинение «Картины природы».

1

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Картины природы в книге С.Аксакова «Детские годы Багрова - внука» (ч.1)

1

Поэты XIX века о природе. Стихи А.К.Толстого и А.Плещеева

1

Стихи А.Майкова и Ф.Тютчева о природе

1

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении

1

Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне.

1

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.

Создавать письменный текст:

Л.Н.Толстой как учитель (сказка «Два брата»)

1

Непростые простые тексты (Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»)

Непростые простые тексты (Л.Н.Толстой «Как ходят деревья»)

1

Учебная книга К.Д.Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город»)

1

Первое знакомство с Родиной (К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога»)

1

Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д.Ушинский «Наше Отечество»)

1

К.Д.Ушинский «Жалобы зайки»

1

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и

главную мысль произведения;

пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части,

составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной  литературы

Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

А.И.Куприн «Слон».  Непонятная болезнь (ч.1-3)

1

Обобщение по разделу. Проверочная работа  по разделу «XIX век. Путешествие продолжается» (Путешествия 6-7)

1

Экскурсия в  библиотеку.

1

Мир детства в рассказе А.П.Чехова «Мальчики»

1

 

Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями (45 часа)

Путешествие 8 (в…библиотеку). Загадка Лидии Чарской

1

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков -своих и окружающих людей. Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

Регулятивные:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

Познавательные:

строить рассуждения; владеть монологической и диалогической формами речи.  Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные:

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков -своих и окружающих людей. Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

Регулятивные:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

Познавательные:

строить рассуждения; владеть монологической и диалогической формами речи.  Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

 

Коммуникативные:

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки». Первый день Лены в гимназии (гл.1,4)

1

Мир детства на страницах русской классики XIX- XX века. Д.Мамин – Сибиряк «Емеля – охотник».

1

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья».

1

Настоящий капитан (Б.Житков «Николай Исаич Пушкин»)

1

Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский Из книги «Серебряный век. гл.1).

1

Обэриуты. Стихи Д.Хармса. Стихи Ю.Владимирова и А.Введенского

Стихи Ю.Владимирова и А.Введенского

1

Современные чудаки. Э.Успенский. «Про Веру и Анфису», «Страшная история».

1

Путешествие 10. Вокруг Маршака

1

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

Сергей Сивоконь. Из книги «Уроки детских классиков»

1

Е.Шварц. «Два брата».

Проблема взаимоотношений между старшими и младшими в семье (гл.1)

1

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную

мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить

 текст на смысловые части,

составлять

 его простой план;

– анализировать сказки;

– составлять цитатный план;

– сравнивать сказки со схожим сюжетом;

– выразительно читать фрагменты сказок

Превращение Пиноккио в Буратино (Б.Галанов «Книжка про книжки»

1

Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н.Толстой «Фофка»)

1

Удалось ли А.Н.Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н.Толстой «Кот сметанный рот»)

1

Птицы с «характерами» (М.Пришвин «Изобретатель»)

1

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

Обобщение. Проверочная работа по разделу «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (Путешествия 8-10)

1

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– давать определение понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж;

– характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение

Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В.Маяковский «История Власа – лентяя и лоботряса»

1

Литературный утренник в Сокольниках. А.Барто «Снегирь».

1

Ю.Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом»

Живая кукла наследника Тутти (ч.1, 2)

1

Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б.Галанов «Как найти город Трех Толстяков?»)

1

Формулировать основную мысль текста.

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р.Фраерман «Гайдар и дети»)

1

Относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру;

– выразительно читать по ролям, инсценировать;

А.Гайдар «Тимур и его команда» «Этот чердак был обитаем

1

Путешествие 13. Смешные книжки. (Н.Носов «Федина задача»)

1

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучения, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий);описывать героев.

читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Юмористический рассказ на серьезную тему (В.Драгунский «Что любит Мишка»)

1

Юмористические рассказы В.Драгунского, Ю.Сотника и Н.Носова

1

Стихи А.Барто. Сатира или юмор?

1

Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Е. Благинина «Форточка»

1

Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Стихи И.Токмаковой и Б.Заходер

1

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору

В. Берестов «Урок листопада»

Ю.Коринец «Последнее яблоко".

1

Сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов

Г.Сапгир «Лесной разговор», «Лягушонок».

1

Определять авторские особенности;– выполнять различные виды чтения: выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное;– импровизировать произведения;– размышлять о творчестве поэтов;– рассказывать об авторах произведений;– создавать собственные миниатюры

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучения, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий);

описывать героев.

Стихи Э.Мошковской и Э.Успенского

1

Какие они- детские поэты? Саша Чёрный  «Детям»

1

В.Долина «Песня про манную кашу»

1

Миниатюры Г.Цыферова

Создание собственных миниатюр

1

Стихи Н.Матвеевой. «Девочка и пластилин», «Было тихо».

1

Стихи Н.Матвеевой. «Нерешительные», «Путешественник»

1

Практикум «Учусь читать литературный текст»

1

Обобщение. Проверочная работа по разделу «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (Путешествия 11-14)

1

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок». Знакомство с героями

1

Анализировать характеры героев;

– инсценировать пьесу;

– читать по ролям;

Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок»

Мудрая сказка для малышей

1

– рисовать волшебный цветок;

– участвовать в обобщающей беседе

Путешествие 15. Современные детские писатели.  Два интервью.

1

– инсценировать пьесу;

– читать по ролям;

Когда собаки разговаривают. (К.Драгунская. «Крайний случай»)

1

Читать выборочно, цитировать текст; замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора

Творческая манера Ксении Драгунской (К.Драгунская «Ерунда на постном масле!»)

1

анализировать характеры героев;

– инсценировать пьесу;

– читать по ролям;

– рисовать волшебный цветок;

Высказывать аргументировано свое отношение к прочитанному, к героям.

Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи Тима Собакина)

1

Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям.Итоговая комплексная работа.

1

Самостоятельно читать эпилог, составлять «Письмо к авторам»


Контроль предметных результатов.

Содержание теоретической и практической части программы по учебному предмету «Литературное чтение»

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Контр. навыков чтения

 Комплексные работы

 Проверочные работы

Наизусть

Проекты

По прог.

По факту

Экскурсии

 Сочинения

1

Раздел 1. Любимые книги

7

7

2

1

1

1

2

Раздел 2. У истоков русской детской литературы

17

17

2

2

6

2

3

Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается…

33

33

3

3

5

1

1

1

4

Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

45

45

3

1

2

5

1

1

    ИТОГО:

102

102

10

1

8

16

3

3

3


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методический комплекс (УМК),

обеспечивающий реализацию рабочей программы

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

  1.  Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В. Литературное чтение: В океане света: книга для чтения в 4 классе. – Ч. 1, 2. – М.: Баласс, 2010.
  2. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Чиндилова, О. В. Тетрадь по чтению к учебнику «В океане света». 4 класс. – М.: Баласс, 2010.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ Под науч. ред.Д.И. Фельдштейна.-Изд.2-е, испр. -М. :Баласс, 2011г).
  • Е.В.Бунеева, О.В. Чиндилова Уроки чтения по книге «В океане света». 4 класс / Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2013.

 Информационно-коммуникационные средства

ЦОР

Интернет-ресурсы

1.Электронное   учебное издание «Начальная школа. 1-4 кл.»:

 

2.СD Электронная мультимедиа-энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и  Мефодия  2006» (БЭКМ).

1.Сказочный домик: народные сказки.

Электронная   коллекция по литературе   (http:// www. skazkihome.info/)

2.Басни: интерактивный тест (тест на знание   русских   пословиц,   задания   различного  уровня сложности для разных возрастных групп школьников)

(http://ww w.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm)

3.Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.):

Русская виртуальная библиотека, www. rvb. Ru

4.Kidsbook: электронная библиотека. Классификация книг для детей по автору, по жанру, по циклам и сериям. Новинки детской литературы и старые детские книги.. http://kidsbook.narod.ru/

5. Дважды пять: детская библиотека.

(Электронная   библиотека   для   детей: сборник детских      сказок.      рассказов      и стихов.)

http ://ten2x5.narod.ru/biblio.htm

6.Русская   и  зарубежная  литература  для школы: коллекция (Коллекция   электронных   версий   литературных | произведений,   изучаемых   в   школе.   Ссылки на электронные библиотеки.) http://litera.edu.ru

7.Большая детская библиотека.

(Zip-библиотека детской  литературы   на сервере Kid.ru.)

http: www.kid.ru/index3.php3

 

ТСО

Классная доска, магнитофон,  мультимедийный проектор, компьютер, экран, колонки

 Сайты

 Педсовет_su - сайт

Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download/

Фестиваль «Открытый урок» festival@1september.ru

TATSEL - Детские песни - Фильмы.files

Архив учебных программ

http://puzkarapuz.ru - программы, игры, фильмы,мультфильмы («Мир природы. Для детей 6-12 лет. Мультимедия» «Уроки Кирилла и Мефодия»)

    www.school2100.ru   

 http://school-collection.edu.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению (ОС "Школа 2100") в 4 классе

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС на 2014/15 учебный год. Она включает в себя все основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содер...

Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по литературному чтению УМК Школа 2100 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению 3 классОбразовательная система "Школа 2100"по учебнику "В одном счастливом детстве" Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевойв неделю 2 часа, за год 68 ч....

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (2 класс)

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева (2 класс)...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы:Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина  (3 класс)...