Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с. Орловское Марксовского района Саратовской области имени Героя Советского Союза Венцова В. К. (Венцеля В. К.)
Рассмотрено: МО начальных классов Протокол №___от_______2016 год _______________________ Дьякова О.Н. | Согласовано: Заместитель директора по УВР Литневская А.А. _______________ 2016 год | Утверждаю: Директор МОУ-СОШ с Орловское Марксовского района Бахтиева Р.Э. ____________________ Приказ №___ от_____2016год |
Рабочая программа
по предмету литературное чтение
учителя (высшей квалификационной категории)
Глинской Ирины Николаевны
для 4 класса
Саратовская область, Марксовский район, с.Орловское
2016/2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
- Информационное письмо министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере oбщегo образования от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- На основе авторской программы «Литературное чтение» Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. 4 класс. (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ Под науч. ред.Д.И. Фельдштейна.-Изд.2-е, испр. -М. :Баласс, 2011г). и рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
- Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНМУ ЧТЕНИЮ
к концу 4 класса
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты –диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 4-м классе является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса.
К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
– находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:
– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
– формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– пересказывать текст по плану.
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.
Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения. Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы. Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс (102ч)
Произведения современной детской литературы разных жанров (7ч). Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы (17 ч). Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. (33 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям. Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. (45 ч).
Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки».
Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А.Барто.
Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др.
ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературному чтению на 2016-2017 уч. год в 4 классе
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Цели и задачи урока | Характеристика деятельности учащихся - УУД |
|
Раздел 1. Любимые книги (7 часов) |
|
| Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог». Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г.Сапгир «Сегодня, завтра и вчера») | 1 | Знакомиться с учебником, определять части учебника | Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины неудач в собственной учебе. Стремиться к совершенствованию собственной речи; испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Регулятивные: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; формулировать основную мысль текста Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
|
|
| Начало удивительных событий (Е.Велтистов «Приключения Электроника», гл.1, ч.1) | 1 |
|
|
| Что может Электроник? (Е.Велтистов «Приключения Электроника», гл.1, ч.3) | 1 |
|
| Смешные стихи о серьезных вещах (Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада») | 1 |
|
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Любимые книги» | 1 |
|
| Книги о ребятах-сверстниках В.Драгунского и Н.Носова | 1 |
|
| Что такое детская литература? Обучающее сочинение на заданную тему «Мой любимый писатель» | 1 |
Раздел 2. У истоков русской детской литературы (17 часов) |
|
| Летопись и летописцы (А.Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой…») | 1 | Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения. – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть | Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Чувствовать красоту художественного слова. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
Регулятивные: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – строить рассуждения;
Познавательные: – вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; -высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
|
|
| «Повесть временных лет». «Расселение славян» Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки | 1 |
|
| «Похвала книгам» Ярослава Мудрого
| 1 |
|
| Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям). Проект»Шапка Мономаха» | 1 | Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть; – отличать древнерусские стихи от современных |
|
| Первая рукописная книга для детей (Д.Герасимов «Поселянин и медведь). Проект «Рукописная книга». | 1 |
|
| Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт | 1 |
|
| Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина | 1 | – Определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги |
|
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «У истоков русской детской литературы» (Путешествие 1) | 1 |
|
| Книги о книгах Наша семейная библиотека
| 1 | Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп, ставить логическое ударение. – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения;
|
|
| Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых . Серёжины книги. | 1 |
|
| Традиция семейного чтения (С.Аксаков. Из кинги «Детские года Багрова – внука») | 1 |
|
| «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. | 1 |
|
| «Детское чтение для сердца и разума» Н. И.Новиков «Молодой путешественник», «Начало только трудно») | 1 | Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. сравнивать построение нравоучительных статей; – соотносить текст с пословицами |
|
| Нравоучительные статьи. Н.Новикова. «Крестьянское состояние» |
|
|
| Образ «идеального ребенка» в детских стихах А.Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твердо того захочешь» | 1 | Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание. Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя. – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;– оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть |
|
| Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI-XVIII веках | 1 |
|
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «У истоков русской детской литературы» (Путешествие 2) | 1 |
Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается… (33часа) |
|
| Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А.Крылов «Слон и Моська») | 1 | Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя текст осознанно, выделять в нем логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы. –– определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть. | Личностные: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
Регулятивные: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. – самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; – самостоятельно находить ключевые слова;
Познавательные: осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Владеть диалогической формой речи. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Коммуникативные: – задавать вопросы. высказывать и обосновывать свою точку зрения; формулировать основную мысль текста. – Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; – самостоятельно находить ключевые слова; – задавать вопросы. – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
|
|
| Характерные особенности жанра басни (И.А.Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом») | 1 |
|
| Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка | 1 |
|
| Нелегкий путь в подземное царство (А.Погорельский «Черная курица…» ч.1, 2) | 1 |
|
| Главный герой сказки (А.Погорельский «Черная курица…» ч.5, 6) | 1 | Характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку |
|
| Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей? | 1 | Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть.
|
|
| А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Знакомство с героями сказки (ч.1-3) | 1 |
|
| А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». В чем главный смысл сказки? (Финал) | 1 |
|
| А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». Проект» Сказки Пушкина». | 1 |
|
| Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна». Дары чародеек. | 1 | – Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы Находить ключевые слова текста. Объяснять смысл заглавия произведения. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
|
|
| Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна». Светлые образы сказки. | 1 |
|
| В. Ф. Одоевский и П.П. Ершов – мастера литературных сказок. | 1 |
|
| Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В.Даля). | 1 |
|
| Как надо писать для детей? (А.Ишимова «Славяне») | 1 |
|
| «Вчера и сегодня «Литературные сказки писателей XIX века» | 1 |
|
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «XIX век. Путешествие продолжается» (Путешествия 3-5) | 1 |
|
| Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг.Сочинение «Картины природы». | 1 | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы |
|
| Картины природы в книге С.Аксакова «Детские годы Багрова - внука» (ч.1) | 1 |
|
| Поэты XIX века о природе. Стихи А.К.Толстого и А.Плещеева | 1 |
|
| Стихи А.Майкова и Ф.Тютчева о природе | 1 |
|
| Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении | 1 |
|
| Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. | 1 | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; Находить ключевые слова текста. Объяснять смысл заглавия произведения. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно. Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст. Создавать письменный текст: |
|
| Л.Н.Толстой как учитель (сказка «Два брата») | 1 |
|
| Непростые простые тексты (Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве») |
|
|
| Непростые простые тексты (Л.Н.Толстой «Как ходят деревья») | 1 |
|
| Учебная книга К.Д.Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город») | 1 |
|
| Первое знакомство с Родиной (К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога») | 1 |
|
| Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д.Ушинский «Наше Отечество») | 1 |
|
| К.Д.Ушинский «Жалобы зайки» | 1 | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы Находить ключевые слова текста. Объяснять смысл заглавия произведения. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
|
|
| А.И.Куприн «Слон». Непонятная болезнь (ч.1-3) | 1 |
|
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «XIX век. Путешествие продолжается» (Путешествия 6-7) | 1 |
|
| Экскурсия в библиотеку. | 1 |
|
| Мир детства в рассказе А.П.Чехова «Мальчики» | 1 |
|
Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями (45 часа) |
|
| Путешествие 8 (в…библиотеку). Загадка Лидии Чарской | 1 | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков -своих и окружающих людей. Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.
Регулятивные: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: – строить рассуждения; владеть монологической и диалогической формами речи. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Коммуникативные: – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков -своих и окружающих людей. Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.
Регулятивные: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: – строить рассуждения; владеть монологической и диалогической формами речи. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Коммуникативные: – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
|
|
| Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки». Первый день Лены в гимназии (гл.1,4) | 1 |
|
| Мир детства на страницах русской классики XIX- XX века. Д.Мамин – Сибиряк «Емеля – охотник». | 1 | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план Находить ключевые слова текста. Объяснять смысл заглавия произведения. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
|
|
| Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». | 1 |
|
| Настоящий капитан (Б.Житков «Николай Исаич Пушкин») | 1 |
|
| Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский Из книги «Серебряный век. гл.1). | 1 |
|
| Обэриуты. Стихи Д.Хармса. Стихи Ю.Владимирова и А.Введенского Стихи Ю.Владимирова и А.Введенского |
| 1 |
|
| Современные чудаки. Э.Успенский. «Про Веру и Анфису», «Страшная история». | 1 |
|
| Путешествие 10. Вокруг Маршака | 1 | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; |
|
| Сергей Сивоконь. Из книги «Уроки детских классиков»
| 1 |
|
| Е.Шварц. «Два брата». Проблема взаимоотношений между старшими и младшими в семье (гл.1) | 1 | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – анализировать сказки; – составлять цитатный план; – сравнивать сказки со схожим сюжетом; – выразительно читать фрагменты сказок
|
|
| Превращение Пиноккио в Буратино (Б.Галанов «Книжка про книжки» | 1 |
|
| Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н.Толстой «Фофка») | 1 |
|
| Удалось ли А.Н.Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н.Толстой «Кот сметанный рот») | 1 |
|
| Птицы с «характерами» (М.Пришвин «Изобретатель»)
| 1 | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
|
|
| Обобщение. Проверочная работа по разделу «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (Путешествия 8-10) | 1 | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – давать определение понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж; – характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение
|
|
| Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В.Маяковский «История Власа – лентяя и лоботряса» | 1 |
|
| Литературный утренник в Сокольниках. А.Барто «Снегирь».
| 1 |
|
| Ю.Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом» Живая кукла наследника Тутти (ч.1, 2) | 1 |
|
| Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б.Галанов «Как найти город Трех Толстяков?») | 1 | Формулировать основную мысль текста.
|
|
| Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р.Фраерман «Гайдар и дети») | 1 | Относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру; – выразительно читать по ролям, инсценировать; |
|
| А.Гайдар «Тимур и его команда» «Этот чердак был обитаем | 1 |
|
| Путешествие 13. Смешные книжки. (Н.Носов «Федина задача») | 1 | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучения, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий);описывать героев. читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы |
|
| Юмористический рассказ на серьезную тему (В.Драгунский «Что любит Мишка») | 1 |
|
| Юмористические рассказы В.Драгунского, Ю.Сотника и Н.Носова | 1 |
|
| Стихи А.Барто. Сатира или юмор? | 1 |
|
| Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Е. Благинина «Форточка» | 1 | Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. |
|
| Стихи И.Токмаковой и Б.Заходер | 1 | Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору |
|
| В. Берестов «Урок листопада» Ю.Коринец «Последнее яблоко". | 1 | Сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов |
|
| Г.Сапгир «Лесной разговор», «Лягушонок». | 1 | Определять авторские особенности;– выполнять различные виды чтения: выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное;– импровизировать произведения;– размышлять о творчестве поэтов;– рассказывать об авторах произведений;– создавать собственные миниатюры Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучения, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. |
|
| Стихи Э.Мошковской и Э.Успенского | 1 |
|
| Какие они- детские поэты? Саша Чёрный «Детям» | 1 |
|
| В.Долина «Песня про манную кашу» | 1 |
|
| Миниатюры Г.Цыферова Создание собственных миниатюр
| 1 |
|
| Стихи Н.Матвеевой. «Девочка и пластилин», «Было тихо». | 1 |
|
| Стихи Н.Матвеевой. «Нерешительные», «Путешественник» | 1 |
|
| Практикум «Учусь читать литературный текст» | 1 |
|
| Обобщение. Проверочная работа по разделу «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (Путешествия 11-14) | 1 | Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) |
|
| Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок». Знакомство с героями | 1 | Анализировать характеры героев; – инсценировать пьесу; – читать по ролям; |
|
| Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок» Мудрая сказка для малышей | 1 | – рисовать волшебный цветок; – участвовать в обобщающей беседе |
|
| Путешествие 15. Современные детские писатели. Два интервью. | 1 | – инсценировать пьесу; – читать по ролям; |
|
| Когда собаки разговаривают. (К.Драгунская. «Крайний случай»)
| 1 | Читать выборочно, цитировать текст; замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора |
|
| Творческая манера Ксении Драгунской (К.Драгунская «Ерунда на постном масле!») | 1 | анализировать характеры героев; – инсценировать пьесу; – читать по ролям; – рисовать волшебный цветок; Высказывать аргументировано свое отношение к прочитанному, к героям. |
|
| Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи Тима Собакина) | 1 |
|
| Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям.Итоговая комплексная работа. | 1 | Самостоятельно читать эпилог, составлять «Письмо к авторам» |
Контроль предметных результатов.
Содержание теоретической и практической части программы по учебному предмету «Литературное чтение»
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Контр. навыков чтения | Комплексные работы | Проверочные работы | Наизусть | Проекты |
|
|
По прог. | По факту | Экскурсии | Сочинения |
1 | Раздел 1. Любимые книги | 7 | 7 | 2 |
| 1 |
|
| 1 | 1 |
2 | Раздел 2. У истоков русской детской литературы | 17 | 17 | 2 |
| 2 | 6 | 2 |
|
|
3 | Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается… | 33 | 33 | 3 |
| 3 | 5 | 1 | 1 | 1 |
4 | Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями | 45 | 45 | 3 | 1 | 2 | 5 |
| 1 | 1 |
| ИТОГО: | 102 | 102 | 10 | 1 | 8 | 16 | 3 | 3 | 3 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы |
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
- Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В. Литературное чтение: В океане света: книга для чтения в 4 классе. – Ч. 1, 2. – М.: Баласс, 2010.
- Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Чиндилова, О. В. Тетрадь по чтению к учебнику «В океане света». 4 класс. – М.: Баласс, 2010.
| - Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ Под науч. ред.Д.И. Фельдштейна.-Изд.2-е, испр. -М. :Баласс, 2011г).
- Е.В.Бунеева, О.В. Чиндилова Уроки чтения по книге «В океане света». 4 класс / Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2013.
|
Информационно-коммуникационные средства |
ЦОР | Интернет-ресурсы |
1.Электронное учебное издание «Начальная школа. 1-4 кл.»: 2.СD Электронная мультимедиа-энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006» (БЭКМ).
| 1.Сказочный домик: народные сказки. Электронная коллекция по литературе (http:// www. skazkihome.info/) 2.Басни: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания различного уровня сложности для разных возрастных групп школьников) (http://ww w.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm) 3.Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.): Русская виртуальная библиотека, www. rvb. Ru 4.Kidsbook: электронная библиотека. Классификация книг для детей по автору, по жанру, по циклам и сериям. Новинки детской литературы и старые детские книги.. http://kidsbook.narod.ru/ 5. Дважды пять: детская библиотека. (Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок. рассказов и стихов.) http ://ten2x5.narod.ru/biblio.htm 6.Русская и зарубежная литература для школы: коллекция (Коллекция электронных версий литературных | произведений, изучаемых в школе. Ссылки на электронные библиотеки.) http://litera.edu.ru 7.Большая детская библиотека. (Zip-библиотека детской литературы на сервере Kid.ru.) http: www.kid.ru/index3.php3 |
ТСО | Классная доска, магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер, экран, колонки |
Сайты | Педсовет_su - сайт Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download/ Фестиваль «Открытый урок» festival@1september.ru TATSEL - Детские песни - Фильмы.files Архив учебных программ http://puzkarapuz.ru - программы, игры, фильмы,мультфильмы («Мир природы. Для детей 6-12 лет. Мультимедия» «Уроки Кирилла и Мефодия») www.school2100.ru http://school-collection.edu.ru
|