Статья на тему : "Применение различных видов искусства на уроках литературного чтения"
статья по чтению на тему
Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.
( Дидро)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 552 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки литературного чтения часто принято считать занятиями, на которых ученики отрабатывают беглость чтения, учатся озаглавливать текст и отвечать на вопросы. Но так ли это на самом деле??
Литература- это прежде всего искусство, которое требует особого трепетного отношения.
Искусство мыслить и умение высказывать свои мысли при помощи слов- это великий дар, которому нужно учиться. Но как же научиться чувствовать и понимать уже написанные строки?
Человек, воспринимает целостную картинку, задействовав несколько своих рецепторов.
Прочитать текст недостаточно. Нужно нарисовать образы героев, услышать их мысли, ощутить переживания, ведь только так мы можем по-настоящему окунуться в ту атмосферу, которую пытался передать автор.
Успешному решению всех этих задач, способствует правильное использование средств обучения. На каждом уроке необходимо использовать различные виды искусства, живопись, музыку, кино, фото. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок сможет проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера и научиться лучше воспринимать и анализировать прочитанные произведения.
Безусловно такие уроки требуют большей подготовки от учителя, зато во время самого урока он является лишь координатором действий учеников. Работа делится на несколько периодов. Один период- одна неделя, на которой ребята знакомятся с биографией, произведениями и изюминками творчества одного автора. В течение этого времени детям предстоит работать в группах и выполнять творческие задания в коллективе.
Тема периода | Цели | Применение различных видов искусства: | Методический комментарий |
Творчество Эдуарда Успенского. Знакомство с произведением: «Чебурашка». | 1. Уметь сопоставлять образы сложившиеся после прочтения и просмотра мультиллюстраций. 2. Учиться понимать настроение предаваемое музыкой. 3. Понимая характеры героев и их поведение в разных ситуациях, придумать историю которая могла бы с ними приключиться. 4. Презентовать работу в виде комикса. | -Чтение произведения -Просмотр отрывка из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья» -Прослушивание музыкальных отрывков использованных в мультипликационной версии -Составление «фоторобота» героя, обсуждение его внутренних качеств - Создание комикса с участием главных героев. | Учащиеся заранее Делятся на группы. Важно уметь работать в коллективе и распределять обязанности. Учитель должен создать дружелюбную творческую атмосферу. Правильно распределить время на уроке, а также предложить учащимся некоторые идеи историй, которые могли бы приключиться с героями. |
Творчество Эдуарда Успенского. «Если б я был девчонкой..» | 1. Учиться понимать прочитанное и представлять произведение в виде фото-фрагментов. 2 . Учиться видеть в фотографиях интересный замысел. 2. Учиться самим предавать мысли и чувства с помощью фотографий . | - Чтение произведения. - Разбор удачных и менее удачных иллюстраций (фото- фрагментов) к тексту - создание фото- выставки на тему «Если бы я был девчонкой» (девочки могут выступить как в роли фотографа, так и модели. ) | Учителю важно предусмотреть, где и как будет производиться фотосъемка. Важно подготовить несколько вариантов будущий фотографий и реквизит, который мог бы понадобиться для съемки. |
Творчество Бориса Заходера. «Песенки Вини-Пуха » . | 1. Определить задачи мультипликационного отрывка. 2.Почувствовать его настроение. 3.Описать характеры героев с помощью нахождения нужных слов в тексте и образов в мультфильме. 4. Создать из пластилина героев произведения и необходимые декорации. 5. Придумать новую историю с данными героями. 6.Презентовать работу в виде кукольного спектакля. | -Чтение произведения - Сравнение образов героя в советской и зарубежной мультипликации -Просмотр отрывка мультфильма «Вини-Пух и его друзья» (прослушивание песен) -Лепка из пластилина Вини- Пуха, Пяточка и других героев. - Кукольная сценка по сценарию произведения. | Работая в группах ученики должны создать небольшой сюжет, который мог бы произойти с героями. Распределить между собой роли ,которые будут исполнять. Проработать декорации. Учителю важно просмотреть заранее написанный сюжет и внести свои коррективы. |
Урок литературы – это особый урок. И требования к нему особые – он должен строиться по законам искусства.
Понимать искусство и учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд в свою очередь, – самый главный источник формирования познавательной деятельности, развития творческих способностей и творческой личности. Поэтому создавая свои работы, вкладывая туда идеи, душу и способности, получаются неповторимые произведения искусства. Безусловно, каждый человек обладает какими-то своими способностями и предпочтениями, отсюда возникает необходимость использования на уроках различных видов искусств, для развития способностей каждого ребенка.
В.А. Сухомлинский : Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать, этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Без творческого труда, создающего красоту, без сказки и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение как одну из сфер жизни ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Применение принципов позитивного диалога на уроках в начальных классах"
Каждый педагог находит свой путь для выстраивания позитивного диалога в общении с учениками. В данной статье рассказывается о том, что диалог выступает не просто педагогическим методом и формой, но и ...
Статья и презентация по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения»
Статья и презентация...
Статья по теме: «Применение технологии проблемного обучения на уроках математики»
Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития… Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития… ...
«Формирование положительной мотивации учения у детей начальных классов с помощью различных творческих работ на уроках литературного чтения».
Данная статья посвящена влиянию творческой деятельности на положительную мотивацию у детей начальных классов...
Статья по теме: "Формирование положительной мотивации учения у детей начальных классов с помощью различных творческих работ на уроках литературного чтения"
Данный материал предназначен для учителей начальных классов...
Статья "Виды упражнений на уроках литературного чтения с использованием модели "1 ученик - 1 компьютер"
Навык чтения – это и то, чему учат, и посредством чего ученик сам учится. Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нём уникально сплелись элементы и св...
Мастер -класс на тему " Формирование читательской грамотности с применением приёмов критического мышления на уроках литературного чтения"
Предназначен для учителей начальных классов и учителей русского языка и литературыразработка + презентация...