"Устное русское народное творчество"
план-конспект урока по чтению на тему
материал предназначен для проведения урока литературного чтения или внеурочной работы во 2-4 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1277110724.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».
ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Расширять знания детей о русском устном народном
творчестве.
2. Способствовать развитию интереса к изучению этих
произведений.
3. Развивать творческие способности детей, их память,
внимание.
4. Способствовать воспитанию патриотических чувств,
прививать любовь к русскому устному народному
творчеству.
ХОД УРОКА.
- ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА.
(Урок начинается с исполнения детьми русской народной песни «Калинка-малинка»).
- Так необычно, чудесной русской народной песней «Калинка-малинка» начинается наш урок, посвященный русскому устному народному творчеству.
Русское устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно включает в себя разные виды произведений: обрядовые песни, сказки, пословицы, загадки, былины, частушки, потешки, скороговорки, - да всего и не перечислишь. Все эти произведения называются фольклором.
- Так что же такое «фольклор»? что об этом слове говорится в толковом словаре Ожегова? (Дети читают толкование слова в словаре)
- Как же передавались эти произведения из поколения в поколение?
- Кто являлся их автором?
- Из поколения в поколение передается народная мудрость, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое. Сегодня мы с вами наполним вот этот чудесный короб замечательными творениями русского народа.
- ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.
- На книжной выставке и на ваших столах я вижу много книг, из которых вы, наверное, с интересом и удивлением узнали, что оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь.
- И в самом деле – вы родились и над вашей колыбелью зазвучали колыбельные русские песни.
(Девочки качают своих кукол и поют):
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю!
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
Котя,-котинька, коток,
Котик, серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мою детоньку качать,
Прибаюкивать!
- Дитя потягивается и ему приговаривают:
Тяги, тяги, потягушеньки!
На дочку подрастушеньки,
Ты расти здоровая все времечко,
Как пшеничное тестечко.
- Заболит пальчик:
У лисы боли,
У медведя боли,
А Петенькины боли
Уходите за горы!
- Купают ребенка – приговаривают:
С гуся вода, с лебедя вода,
А с моего дитятки вся худоба –
На пустой лес, на чистую воду,
Под гнилую колоду!
- Строго разговаривают:
Не ходи за селом,
Там Яга с помелом.
Не ходи во потьмах –
Ходит страх во кустах.
- Ласкает дочку:
Ах, ты, моя девочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка!
- А как играют с детьми? Вы, наверное, и не знали, что это, оказывается, всё народные песенки, потешки, прибаутки.
Ладушки, ладушки!
Испечем оладушки.
На окно поставим – остывать заставим.
Воробышки прилетели, все оладушки поели.
Кыш! И улетели! На головку сели.
- А помните потешку про сороку-воровку? Ну-ка, все вместе!
Сорока-воровка!
Кашу варила, деток кормила:
Этому дала, этому дала,
А самому маленькому – шишок под носок.
- А с каким удовольствием маленькие дети заучивают наизусть такие песни-потешки:
Водичка, водичка!
Умой мое личико!
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
- Много народных песенок посвящено животным:
- Кисонька – мурысенька,
Ты где была?
- На мельнице!
- Кисонька – мурысенька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька – мурысенька,
Что из муки пекла?
- Прянички!
- Кисонька – мурысенька,
С кем прянички ела?
- Одна!
- Не ешь одна!
Не ешь одна!
- А как задорно звучит песенка про коровушку. А ну-ка, ребята, спойте ее.
Уж как я ль мою коровушку люблю,
Сытна пойла я коровушке налью!
Кушай досыта, Буренушка моя,
Чтобы сливочек ты детушкам дала!
- Подрастают детки, начинаются игры с товарищами во дворе. А как обойтись в игре без считалочки? Ну-ка, детки, в круг!
Раз-два-три-четыре-пять!
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал!
Серый зайчик убежал.
- А в какие замечательные русские народные игры играли ваши бабушки: лапта, горелки и многие другие.
- Поиграли, детки, отдохнули, а теперь давайте порассказываем небылицы, прибаутки, шутки.
- Здорово, кума!
- Да на рынке была.
- Никак ты глуха?
- Купила петуха!
- Прощай, кума!
- Пять рублей дала!
- Федул, чего губы надул?
- Да кафтан сжег!
- Зашить можно.
- Иглы нету.
- А велика ли дыра-то?
- Один воротник остался.
- А сколько тараторок, скороговорок придумал русский народ! Давайте их почитаем.
(Дети читают скороговорки)
- Ну что ж, всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Пора и за дело браться. Ведь тяжелая работа на Руси издавна сопровождалась песнями.
( Девочки поют русскую народную песню «Уж я сеяла, сеяла ленок»,
сопровождая ее движениями)
- Ух, устали! А теперь шире круг! Веселые частушки! Смоленские! Тверские! Костромские! Рязанские!
Эх топни нога, топни правенькая.
Все равно плясать пойду,
Хоть и маленькая!
Не хотела я плясать
И ребят стеснялася.
А гармошка заиграла –
Я не удержалася!
По деревне я шла
И Ванюшу видела.
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.
Я плясал в три ноги,
Потерял сапоги.
Оглянулся назад –
Сапоги мои лежат!
Сидит ежик на березе,
Белая рубашка,
На головке сапоги,
На ноге – фуражка!
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
На окошке два цветочка
Голубой и аленький.
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Ты не стой у ворот,
Не маши картузиком.
Все равно гулять не буду
С таким карапузиком.
- А сколько пословиц, загадок, поговорок придумал русский народ. Давайте вспомним их.
( Дети называют русские народные пословицы, поговорки,
загадывают друг другу загадки)
- Истоки русского фольклора берут свое начало в глубине веков. Исстари человек верил в магическую силу слов. Ими он заклинал природу, обращаясь за помощью к солнцу, земле, ветру, воде:
Солнышко – ведрышко,
Выгляни в окошечко.
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
- Русский народ всегда отмечал свои календарные праздники обрядовыми песнями. В деревнях и селах существовал обычай накануне Нового года обходить крестьянские дворы и петь поздравительные песни – колядки. Колядовали отдельно парни, отдельно девушки, дети, а в некоторых деревнях и пожилые крестьяне. Ребята приходили колядовать в масках различных животных. У одних колядовщиков через плечо висели большие холщовые сумки, другие держали в руках длинные кии – палки. Заводила с колокольчиком изображал коляду. Они шли гурьбой по селу и пели:
Уж и ходим мы, Щедрый вечер, Уж и будем брать,
Уж и бродим мы Добрый вечер, Будем брать – скупать –
По проулочкам, Добрым людям Все калачики, все горячие.
По заулочкам. На весь вечер!
- Подойдя к одному из домов, стучали киями в ворота и просили хозяев:
Уж ты, тетушка, подай,
Ты, лебедушка, подай.
Ты подай-ка пирог –
С рукавичку широк.
Подавай, не ломай
И начинку не теряй.
Уж ты не скупись,
С нами, тетя, поделись.
- Когда, наконец, хозяева выносили колядовщикам угощение: пшеничные или ржаные лепешки, сало, хлеб, - им желали в Новом году счастья, благополучия:
Счастья вам хозяин с хозяюшкой!
С Новым годом! Со всем родом!
- А какие чудесные сказки сочинил русский народ! Какие русские народные сказки принесли вы с собой?
- А давайте вспомним сказки, которые вы сами сочиняли. Ведь они тоже являются русскими народными сказками. (Дети читают свои сказки).
- Вот этот сборник «Чудесный короб», из которого мы брали очень много полезного и интересного материала, составил Георгий Маркович Науменко, причем многие произведения он записал в Смоленской области.
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
- Вот и полон наш чудесный короб. Чем же мы его заполнили? (Русскими песнями, потешками, прибаутками, скороговорками, пословицами, загадками, небылицами).
- Как же назвать одним словом все эти произведения?
- Многим из вас, я думаю, захочется прочитать произведения, услышанные вами на уроке. Эти книги перед вами на книжной выставке и на партах. Читая их, вы узнаете историю русского народа, почувствуете красоту русского фольклора.
- Обратите внимание на слова русского поэта Николая Алексеевича Некрасова: «Русские песни, предания, пословицы…Наконец, русские сказки - память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости.»
- Пронесите любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь. Подарите ее не только своим младшим братьям и сестрам, но и своим детям и даже внукам.
- Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый интегрированный урок "От чистого сердца" ( о русском народном творчестве)
Русская песня, русский танец и русские народные инструменты - герои обобщающего урока....
Открытый интегрированный урок "От чистого сердца" ( о русском народном творчестве)
Русская песня, русский танец и русские народные инструменты - герои обобщающего урока....
Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»
Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...
Путешествие в страну Устного ненецкого народного творчества
Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Устного ненецкого народного творчества" . Мероприятие знакомит с творчеством ненецкого народа....
Внеклассное чтение "Русское народное творчество" "Русские народные сказки.
Конспект урока внеклассного чтения...
Методическая разработка занятия "Беседа на тему: Русское народное творчество. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Русская матрешка"
Методическая разработка занятия для учащихся по программе "Путешествие в мир искусства"....
урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»
Деятельностная цель: Познакомить с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...