Статья "Как научить ребенка слиянию звуков при чтении слогов"
статья по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Как научить ребенка слиянию звуков при чтении слогов
Наибольшую трудность для детей, обучаемых чтению, представляет усвоение слога-слияния. При чтении детьми прямого слога важно сразу же преодолевать у них стремление побуквенно воспроизводить слоговую структуру. Осмыслению принципа слияния помогают различные приемы: протяжное произнесение первого согласного звука с постепенным переходом на последующий гласный, чтение с подготовкой артикуляционного аппарата на произнесение гласного звука, запоминание слога, чтение слога по следам анализа. Раскрыть «секрет» слияния звуков в слоге дети должны сами. Но при этом нельзя командовать их артикуляционными действиями, так как это разрушает их речевые навыки, деавтоматизирует их. Надо лишь организовать наблюдение детей над ихсобственными артикуляционными действиями с должными выводами из них.
Примерный фрагмент занятия.
Учитель: Скажем по слогам слово МУХА. (МУ-ХА.)
Какой первый слог? (МУ.) Какие в нем звуки? (Звуки [м] и [у].)
Как приготовиться к звуку [м]? (Сжать губы.)
Приготовьтесь и скажите [м]. (Дети произносят звук [м].)
А что нужно сделать для звука [y] (Вытянуть губы трубочкой.)
Приготовьтесь и произнесите звук [y] (Дети произносят.)
Как вы произнесли звуки [м] и [у], слитно или по одному? (По одному.)
А как вы к ним готовились, сразу или по очереди? (По очереди.)
Скажите еще раз слог МУ. (Дети произносят.)
Как звучат [м] и [у] в слоге, по одному или слитно? (Слитно.)
Как же они сливаются? Давайте попробуем узнать. Приготовьтесь к чтению слога МУ, но не говорите, а только посмотрите друг на друга и проверьте, хорошо ли вы приготовились к чтению слога МУ. (Дети смотрят.)
Какие у вас губы, разжатые или сжатые? (Сжатые.)
Для какого звука вы их сжали? (Для звука [м]
А что еще вы сделали с губами? (Вытянули их трубочкой.)
Для какого звука вытянули губы трубочкой? (Для звука [у].)
К скольким же звукам вы приготовились, к одному или к двум? (Мы приготовились к двум звукам.)
Хорошенько приготовьтесь еще раз и дайте голос. (МУ)
Сколько раз вы дали голос? (Один раз.)
А сколько звуков сказали? (Два.) Какие? (звуки [м] и [у].)
Как вы их сказали, по одному или слитно? (Слитно.)
А как вы к ним готовились, по очереди или сразу к двум? (Мы готовились сразу к двум звукам.)
Вот потому они и сливаются. После звука [м] не нужно готовиться к звуку [у]: ведь мы его приготовили сразу, вместе с [м]. Поэтому в конце звука [м] начинает звучать уже подготовленный звук [у], и они сливаются, смешиваются конец [м] и начало [у].
Приготовьтесь еще раз к этим двум звукам. Дайте голос! (МУ)
Вот так мы произносим и все другие слоги: приготовимся сразу к произношению двух звуков, а голос даем один раз, ведь звуки сливаются в слог.
А теперь приготовьтесь к поизношению слога МО. К каким звукам надо сразу приготовиться? (К звукам [м] и [о].)
Приготовьтесь. Дайте голос! (МО!)
К скольким же звукам сразу надо готовиться, чтобы они сливались? (Сразу к двум звукам.)
(Такая же работа проводится со слогами МЫ, МИ, МА.)
- А теперь посмотрите на меня. Угадайте по моим губам, к какому слогу я приготовилась? (К слогу МУ.) А сейчас? (К слогу МЫ.)
А теперь? (К слогу МО.) А это какой слог? (МИ.)
А сейчас повернитесь друг к другу и молча, одними губами загадайте друг другу в любом порядке слоги МИ, МО, МУ. МЫ, МА. (Дети угадывают слоги, подготовленные соседом по парте.)
Вот так мы говорим и все другие слоги: приготовимся сразу к двум звукам, а голос даем один раз. Скажите слог ЛУ. (Дети говорят.) Какие в нем звуки? (Звуки [л] и [у].)
Как приготовиться к [у], мы уже знаем, а как приготовиться к (л](Кончик языка прижать к верхним зубам.)
Приготовьтесь к двум звукам слога ЛУ. Дайте голос! (ЛУ!)
(Так же ведется работа со слогами HУ, НО, НЫ. НИ и др.)
- Вот так мы будем и читать: увидим две буквы, приготовимся к двум звукам, а голос на слог дадим один раз.
На планке доски выставляются слоги из букв разрезной азбуки, например: МУ, МО, МЫ. МИ, МА, ЛО, ЛЫ, ЛИ. ЛУ, ЛА и др.
Дети хором и индивидуально готовятся сразу к двум звукам по указанию учителя и читают прямые слоги, добавляя к ним недостающие до целого слова.
Так дети под руководством учителя раскрывают способ слияния звуков слога в своей устной речи и переносят усвоенный способ с акта речи на акт чтения.
Далее уже можно переходить к чтению по слогам двухсложных слов типа ЛУ-НА. ЗИ-МА. ЛИ-СА, МА-МА, ПА-ПА, СА-НИ. РО-ЗА и др. со знакомыми и новыми согласными буквами. При этом необходимо добиваться, чтобы дети читали первые двухсложные слова хотя и медленно, по слогам, но уже на одном дыхании, без пауз между слогами и с силовым выделением ударного стога.
Для того чтобы обеспечить плавное и быстрое произнесение двух звуков последовательно, используют планшет, по которому двигаются буквы.
Обыгрывается ситуация прихода одной буквы в гости к другой.На данной схеме –окошко-домик вырезается. В окошко подставляется гласная буква.Читаются открытые слоги.
м
к
г
з
ф
в
п
р
л
д
ж
Ч
С
Т
Б
Х
ш
щ
Для того ,чтобы научить детей читать закрытые слоги,можно эту таблицу изменить, дополнив ее еще одним окошечком справа.Чтению слогов со стечением согласных в начале слога поможет эта таблица с окошком слева.Работа с таблицей на этом не заканчивается. По таблице проводятся следующие упражнения:
- поиск слога по заданию (взрослый называет, ребенок находит, показывает, называет);
- чтение цепочек слогов - по гласной (МА - НА - РА - ЛА - ПА -...)
В такой таблице ребенок увидит отсутствие некоторых слогов- ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ, ЧЮ, ЩЮ. Возможно, это станет первым шагом в освоении русской орфографии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Как научить ребенка правильно писать"
Проблема грамотного письма всегда волновала учителей. Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются непреодо...
Статья "Как научить ребенка быстро читать"
Статья "Как научить ребенка быстро читать" предназначена для тех, кто заинтересован в помощи своему ребенку. Ускорить темп чтения, формировать умение следить по тексту за читающим, уверенно ориентиров...
Статья Как научить ребенка читать в 1 классе
Не всегда дети в первом классе умеют хорошо читать. Некоторые читают неправильно, выделяя в тексте каждое слово, в результате чего нарушается интонация....
Статья "Как научить ребенка планировать день"
Как научить малыша планировать свой день и расставлять приоритеты....
Статья "Как научить ребенка читать"
Статья о том , какие методы и приемы должен использовать педагог для того, чтобы научит ребенка читать...
Статья "Как научить ребенка красиво писать. Основы каллиграфии, рекомендации для родителей"
Рекомендации для родителей по правильному и красивому письму....
Статья: «Как научить ребенка усидчивости и внимательности».
Все чаще родители сталкиваются с таким явлением, как жалобы от воспитателей или от учителей о том, что малыш растет непоседливым. Его сложно удержать на одном месте продолжительное время. Естественно,...