Сказка "Снегурочка" 2 класс (два урока)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Ресурс содержит сценарий двух уроков литературного чтения по изучению русской народной сказки "Снегурочка", а также дидактический материал к урокам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
snegurochka_2_uroka_2_klass_umk_nachalnaya_shkola_hhi_veka.docx | 39.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Русская народная сказка «Снегурочка». Сравнение сказок: В.Даль «Девочка Снегурочка» и р.н.с. «Снегурочка» (2 урока)
Цели уроков:
- формировать умения работать с текстом произведения, правильно называть тему, жанр, автора произведения;
- развивать навыки правильного, выразительного, осознанного чтения;
- продолжить формировать понятия об авторской и народной сказке (в сравнении);
- расширять читательский опыт детей через самостоятельное чтение, выборочное чтение, анализ произведения;
- воспитывать художественный вкус.
- Оборудование: учебник, тетрадь, модели обложек, иллюстрация «Снегурочка», фрагмент из оперы Римского- Корсакова «Снегурочка», м/ф «Снегурочка» по р.н.с.; выставка книг со сказками авторскими и народными.
Ход урока 1.
I . Организационный момент.
«Спешу приветствовать вас я,
Мои весёлые друзья!
Мы собрались сегодня в классе!
Верней не в классе, а в лесу.
Случайно волка не видали?
А, может, встретили лису?
Всё это присказка, не сказка,
Ведь сказка будет впереди.
Но мало времени осталось.
Готовы вы со мной идти?
Раскроем занавес – вуаль,
И перед нами на мгновенье
Раздвинул ветви чудный лес
И, задержав слегка волненье,
Войдём в мир сказок и чудес.
II . Актуализация знаний.
Ребус (на доске). (Снегурочка)
1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.
2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
- какое объяснение слова нам подходит? Почему?
- У нас в гостях Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под лучами солнца.
(Вывешиваю рисунок Снегурочки на доску)
- Проблемный вопрос: Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в Индии, Бразилии или странах Африки? (Рассуждения детей).
- А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (снег, снежинки, снеговик, Снежная королева, снежная баба).
III. Проверка домашнего задания.
Опрос по пройденному произведению: сказка В. И. Даля «Девочка Снегурочка».
- Из чего появилась девочка Снегурочка?
- Какой она росла?
- Кто принёс беду бабке с дедкой?
- Кто пострадал за лисьи проделки?
- Что случилось со Снегурочкой летом?
- Кто пытался помочь Снегурочке?
- Почему им не поверила Снегурочка?
- Кто выручил девочку из беды?
- Какой у сказки конец?
На доске пословица «Нет худа без добра».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Подходит ли она к сказке В. И. Даля? Почему?
( Если бы собачку не выгнали, Снегурочка могла бы пропасть. Ей некому было бы помочь. То, что Жучку выгнали – это худо, плохо, но это худо сделало добро – Снегурочка была спасена.)
Пересказ сказки. Инсценирование.
III. Определение темы урока. Целеполагание.
- Белая звездочка с неба упала
Мне на ладошку, но не пропала,
А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке.
- Какие желания вы хотели бы исполнить на уроке литературного чтения?
(Ответы детей)
- Сказки в нашей жизни возникли давно, когда ещё не было письменности. Их не записывали, а передавали из “ уст в уста”. Сказки рассказывали в зимние вечера, когда на улице потрескивал жгучий мороз, а в окна скреблась вьюга. Люди собирались в комнатах около печек и начинали рассказывать разные причудливые и забавные небылицы. В сказках люди “летали по воздуху”, “ходили в сапогах – скороходах”, “воскрешали убитых”, “в одну ночь строили дворцы”. Сказка – это мечты о будущем, за ними чувствовалась великая сила. Они учат познавать жизнь, прививают такие благородные черты, как мужество, трудолюбие, воспевают справедливость, правдивость, доброту, любовь.
Работа с выставкой книг.
- Существует очень много сказок. Обратите внимание на выставку книг. (рассматривание книг).
- Напомните мне правила обращения с книгами.
- Как нужно читать книги, чтобы не навредить своему здоровью?
- Все сказки можно разделить на две большие группы. Посмотрите внимательно на выставку и скажите, на какие две группы можно разделить данные сказки. ( 1 уч –ся делит книги на группы).
-Сегодня мы познакомимся с новым произведением.
6. Знакомство новым произведением.
Послушайте начало произведения и определите жанр произведения: «Жили- были на свете дед и баба…»
-Откройте учебники на с. _________.
-Прочитайте заголовок.
-Кто является создателем этого произведения?
-Прочитайте название произведения.
Самостоятельное чтение или просмотр м/ф по р.н.с. сказке «Снегурочка».
-Мы познакомимся с русской народной сказкой «Снегурочка». Народные сказки бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Надеюсь, что это замечательное произведение искусства понравится вам.
Проводится предварительная словарная работа:
“сапожки сафьяновые” - т.е. сапоги, сделанные из козловой кожи высокого качества;
“ленты атласные” - ленты из гладкой, блестящей шёлковой ткани
Беседа после первичного восприятия.
-Кому понравилась сказка?
-О ком эта сказка?
-Что вам понравилось?
-Какие необычные слова встретились?
Моделирование обложки.
-Какое это произведение по жанру?
-Какова тема сказки?
-Кто автор?
-Сравните свою модель с образцом, оцените свою работу.
-Кто выполнил верно? У кого есть ошибки, исправьте.
-Чем похожи сказки? (темой, жанром, началом)
-Чем отличаются?(автором)
-Какой можно сделать вывод?
Вывод: сказки бывают литературные(авторские) и народные.
7. Физкультминутка
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнём – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
-Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите –ка опять:
- Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
- Если будешь прыгать, бегать,
Проживёшь ты много лет.
-Раз, два, три, четыре, пять!
Повторите – ка опять:
- Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!
8. Работа с текстом сказки. Коллективное составление плана сказки.
-Прочитаем первую часть сказки. Будьте внимательны, чтобы правильно ответить на вопросы.(Чтение цепочкой).
Вопросы: 1. Какими словами начинается сказка. Прочитайте…
- О чём горевали дед и баба?
- Что решили сделать дед и баба?
- Как ожила Снегурочка, прочитайте…
- - Как вы думаете, почему она ожила?
(Любовь и желание стариков было настолько велико, что помогло ей ожить)
- Так что же мы узнали, прочитав первую часть сказки?
(Как появилась Снегурочка)
- Как можно озаглавить первую часть?
- Прочитаем вторую часть сказки.
Вопросы: 1. Как росла Снегурочка. Прочитайте…
- Как вы понимаете слова: «Растёт Снегурочка не по дням, а по часам».
2. Какое время года наступило? Какие изменения происходят в природе?
3. Отчего грустила Снегурочка?
- Что же мы узнали этой части?
(Снегурочка боится тепла)
4. Как можно озаглавить вторую часть?
- Прочитаем третью часть “ про себя”
Вопросы: 1. Куда собрались девушки?
2. Кого они пригласили?
3. Почему Снегурочке не хотелось идти в лес?
4. Что с ней случилось?
5. Как заканчивается сказка? Прочитайте.
- Что же мы узнали этой части?
(Снегурочка растаяла)
6. Как вы озаглавите третью часть?
7. Назовите главную героиню сказки?
- Прочитанную народную сказку мы записали кратко в виде плана.
1. Появление Снегурочки.
2. Снегурочка боится тепла.
3. Снегурочка растаяла.
Проблемный вопрос.
- Ребята, подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка?
/Обсуждая, на доске выстраивается схема/
Снег -- вода -- пар -- облако -- дождь -- снег
/Весной, летом облачко прольётся дождём и на земле распустятся нежные цветы, похожие на Снегурочку. А зимой из облачка пойдёт снег, и старики смогут снова слепить себе дочку Снегурочку./
Проблемный вопрос.
- А как вы думаете, если бы Снегурочка не пошла в лес и не стала прыгать через костёр, она смогла бы выжить?
(Правильно, время снега не вечно. Последний снег тает в лесу позже, чем на открытой местности. Но и туда рано или поздно проникают солнечные лучи.)
9. Слушание фрагмента из оперы Н.А.Римского- Корсакова «Снегурочка».
-Русские народные сказки, их герои привлекали не только писателей своей красотой, богатым содержанием, выразительностью, богатством народного языка, а вдохновляли и композиторов на создание великих музыкальных произведений.
Великий русский композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков написал оперу «Снегурочка». Давайте послушаем фрагмент из оперы «Снегурочка». Попробуйте представить себе, какая она – главная героиня сказки и оперы.
10. Работа в тетради.
(коллективно и индивидуально)
11. Составление синквейна.
Свое настроение, впечатление можно выразить в синквейне.
Синквейн — это небольшое произведение, которое составляется по определённым правилам:
1) Существительное
2) Два прилагательных
3) Три глагола
4) Фраза из четырёх слов — что автор думает о данном персонаже
5) Существительное — новое имя героя
КТО ? Снегурочка.
КАКАЯ ? Ласковая, приветливая.
ЧТО ДЕЛАЕТ? Улыбается, поёт, радуется.
КТО ОНА? Хорошая дочка любящим родителям.
НОВОЕ ИМЯ ГЕРОИНИ Мечта.
12. Рефлексия.
13. Итог урока.
- Ребята, как вы думаете, нужны ли сказки детям? Взрослым?
- Чему они учат? (добру, милосердию, верности, надёжности, состраданию)
- А какое человеческое качество вы бы взяли у Снегурочки?
(на до ске слова:
воспитанность, терпеливость, любовь к родителям, послушание….)
14. Дифференцированное домашнее задание.
1 группа – пересказ сказки по плану
2 группа - приготовить пересказ 2 части.
3 группа - приготовить чтение по ролям 3 части.
Ход урока 2
I. Организационный момент.
Порядок на столе,
Порядок в голове,
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.
-Повернитесь лицом друг к другу. Протяните руки вперед ладошками вверх, пошлите лучики добра, тепла, радости. Улыбнитесь.
II.Актуализация знаний. Речевая разминка.
- Давайте вспомним, с какими произведениями мы познакомились на предыдущих уроках литературного чтения?
Речевая разминка.
Сне | по | роч |
ки | друж | ка |
ба | гу | ба |
ли | дед | са |
- Чтение слогов.
- Какие слова можно составить из этих слогов. (Уч-ся выходят составляют слова).
- Чтение слов.
- Какое правило встретилось в словах дед, подружки? (Парная согласная).
- Как проверить написание этих слов? (дедушка, подруженька).
5. –Какое слово «лишнее»? Почему?
Работа с иллюстрациями к сказке «Снегурочка» в учебнике.
- Выберите и прочитайте из текста предложения, которые подходят к иллюстрациям.
III. Проверка дифференцированного домашнего задания.
IV. Определение темы урока.
- Мы прочли с вами две сказки о снегурочке, пересказывали сказки, читали по ролям, рисовали. Как вы думаете, как ещё можно поработать с текстами сказок?
- Мы сравним два произведения про Снегурочку. Для этого работаем по вариантам в парах. Выберите задание для своего варианта.
(Два ребёнка с разных вариантов выбирают карточки, на обороте которых написаны названия произведений. Одному варианту достаётся произведение “Девочка Снегурочка”, другому – “Снегурочка”)
- Предлагаю поиграть в игру “Крестики-нолики”. На доске – большая таблица, в которую мы будем заносить данные о произведениях. Если находите сходство, то в своих табличках ставите одинаковые значки, если различия, то – разные.
(на доске прикрепляется таблица, у детей - аналогичные на листочках)
Вариант | Название | Автор | Герои | Жанр | Модель | Начало (зачин) | Основ. часть | Окончание |
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
II |
|
|
|
|
|
|
|
|
1). Название произведения. (устные ответы)
1 вариант - “Девочка Снегурочка”
2 вариант – “Снегурочка”
(по мере ответов заполняем таблицу)
2). Автор. (устные ответы)
1 вариант – В.И. Даль (показываю портрет)
2 вариант – сказка народная
Проблемная ситуация: Снеговик спорит с вами и говорит, что сказку “Снегурочка” написал Л.Н. Толстой. Что вы ему ответите? (Толстой не написал сказку, а только обработал её и записал).
3). Герои. (выбор правильного варианта ответа)
Друг Снегурочки – Снеговик захотел помочь вам и сам выбрал героев каждого произведения, но забыл, откуда они. Помогите разобраться, на какой табличке, герои из какого произведения.
Старик Старуха Снегурочка Медведь Волк Лиса | Дед Баба Снегурочка Подружки Коровушка |
(Дети замечают, что первая табличка к произведению “Девочка Снегурочка”, а вторая – “Снегурочка”, но в первой таблице не хватает ещё собачки, а на второй – лишняя коровушка. Такого героя в произведении нет)
4). Жанр произведения
- Определить жанр произведений нам помогут две таблицы. Первая - “Приметы сказки”, вторая – “Алгоритм для определения жанра произведения” (По таблице дети находят сказочные приметы и доказывают, что изученные произведения – сказки. По алгоритму дети уточняют, какие это сказки.)
СКАЗКА
Приметы сказки:
Зачин
Присказка
Сказочные явления
Сказочные предметы
Сказочные герои
Концовка
Троекратный повтор
Добро побеждает зло
Устаревшие слова
“Алгоритм для определения жанра произведения”
ВЫВОД:
1 вариант – сказка авторская (В.И.Даль)
2 вариант – сказка народная (в обработке Л.Н.Толстого)
6). - Сравнить зачин сказки.
(Выборочное чтение)
- Сделать вывод. (Начало сказок одинаковое)
Физминутка:
- “Выйдем” и мы на улицу, в снежки поиграть.
Я мороза не боюсь!
Я с ним крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет уши, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть!
А ещё снежки бросать.
7). Сравнение основной части сказки.
- Расскажите, как появилась Снегурочка в вашей сказке.
(Каждый вариант рассказывает, как появилась Снегурочка)
- За что старики любили Снегурочку?
- Много событий произошло со Снегурочкой в каждой из сказок. Об этом написано на карточках. Но порядок событий перепутан. Восстановите содержание сказки, расставив события по порядку.
Карточка 1 варианта:
“Девочка Снегурочка”
Жучка нашла Снегурочку.
Снегурочка пошла с подружками в лес.
Старик прогнал Жучку.
Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой.
Снегурочка в лесу потерялась.
Лиса украла кур.
Карточка 2 варианта:
“Снегурочка”
Снегурочка прыгнула через костёр.
Снегурочка боится идти летом в лес.
Снегурочке весной стало грустно.
Девушки развели костёр.
Снегурочка превратилась в облако.
Снегурочка с подружками пошла в лес.
(Дети восстанавливают содержание сказки)
8). - Сравнить, как закончилась каждая из сказок.
(Выборочное чтение)
- Почему народная сказка “Снегурочка” закончилась печально?
- Придумайте своё окончание сказки.
VI. Обобщение.
(На доске заполненная таблица:
Вариант | Название | Автор | Герои | Жанр | Модель | Начало (зачин) | Основ. часть | Окончание |
I | Девочка Снегурочка Х | В.И.Даль Х | Старик Старуха Снегурочка Медведь Волк, Лиса Жучка Х | Сказка Авторская Х | В.И.Даль Девочка Снегурочка Х | Жили-были… Х | Разные события Х | Снегурочка вернулась домой Х |
II | Снегурочка О | Народ О | Дед Баба Снегурочка Подружки | Сказка Народная О | О народная Снегурочка | Жили-были… Х | Разные события О | Снегурочка растаяла и превратилась в облако О |
(Х и О обозначают различия в сказках) Вот мы и сравнили две сказки. Какой вывод вы сделали?
- Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка.
- В сказках добро побеждает зло.
- Обе сказки по-своему хороши.
- Обе Снегурочки понравились. и т.д.
VIII. Итог урока.
1). - В чём различия сказок авторских и народных?
- Что общего во всех сказках? (повторить приметы сказки, как жанра)
2). – Мы сегодня с вами исследовали и сравнивали 2 сказки, а для этого читали, пересказывали, слушали, сочиняли, играли, отвечали на вопросы, т.е. выполнили всё, что планировали. Что же, в итоге, каждый из вас получил?
(Дети подводят итоги своей работы и оценивают свои знания)
3). Оценки за урок.
4). Домашнее задание:
- Творческое – нарисовать иллюстрацию к сказке или придумать свою сказку о Снегурочке.
- В рабочей тетради – с.66, задания № 3, 4.
- В учебнике – с. 142, задание № 6.
Источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»
Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется понятие «приставка» и её роль в словообразовании...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"
Урок русского языка в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....
Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...