Сказка "Снегурочка" 2 класс (два урока)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Коноплёва Галина Алексеевна

Ресурс содержит сценарий двух уроков литературного чтения по изучению русской народной сказки "Снегурочка", а также дидактический материал к урокам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Русская народная сказка «Снегурочка». Сравнение сказок: В.Даль «Девочка Снегурочка» и р.н.с. «Снегурочка» (2 урока)

Цели уроков:

  • формировать умения работать с текстом произведения, правильно называть тему, жанр, автора произведения;
  • развивать навыки правильного, выразительного, осознанного чтения;
  • продолжить формировать понятия об авторской и народной сказке (в сравнении);
  • расширять читательский опыт детей через самостоятельное чтение, выборочное чтение, анализ произведения;
  • воспитывать художественный вкус.
  • Оборудование: учебник, тетрадь, модели обложек, иллюстрация  «Снегурочка», фрагмент из оперы Римского- Корсакова «Снегурочка», м/ф «Снегурочка» по  р.н.с.; выставка книг со сказками авторскими и народными.

Ход урока 1.

I . Организационный момент.

«Спешу приветствовать вас я,

Мои весёлые друзья!

Мы собрались сегодня в классе!

Верней не в классе, а в лесу.

Случайно волка не видали?

А, может, встретили лису?

Всё это присказка, не сказка,

Ведь сказка будет впереди.

Но мало времени осталось.

   Готовы вы со мной идти?        

Раскроем занавес – вуаль,

И перед нами на мгновенье

Раздвинул ветви чудный лес

И, задержав слегка волненье,

Войдём в мир сказок и чудес.

II . Актуализация знаний.

Ребус (на доске). (Снегурочка)

1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушкатающая под весенними лучами солнца.

2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

- какое объяснение слова нам  подходит?  Почему?

- У нас в гостях Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под лучами солнца.

(Вывешиваю рисунок Снегурочки на доску)

- Проблемный вопрос: Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в  Индии, Бразилии или странах Африки? (Рассуждения детей).

- А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (снег, снежинки, снеговик, Снежная королева, снежная баба).

III. Проверка домашнего задания.

 Опрос по пройденному произведению: сказка В. И. Даля «Девочка Снегурочка».
- Из чего появилась девочка Снегурочка?
- Какой она  росла?
- Кто принёс  беду бабке с дедкой?
- Кто пострадал за лисьи проделки?
- Что случилось со Снегурочкой летом?
- Кто пытался помочь Снегурочке?
- Почему им не поверила Снегурочка?
- Кто выручил девочку из беды?
- Какой у сказки конец?

На  доске  пословица «Нет худа без добра».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Подходит  ли  она  к  сказке  В. И. Даля?  Почему?
( Если бы собачку не выгнали, Снегурочка могла бы пропасть. Ей некому было бы помочь. То, что Жучку выгнали – это худо, плохо, но это худо сделало добро – Снегурочка была спасена.)

Пересказ сказки. Инсценирование.

III. Определение темы урока. Целеполагание.

- Белая звездочка с неба упала

  Мне на ладошку, но не пропала,

  А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке.

 - Какие желания вы хотели бы исполнить на уроке  литературного чтения?

   (Ответы  детей)

-  Сказки в нашей жизни возникли давно, когда ещё не было письменности. Их не записывали, а передавали из “ уст в уста”.  Сказки рассказывали в зимние вечера, когда на улице потрескивал жгучий мороз, а в окна скреблась вьюга. Люди собирались в комнатах около печек и начинали рассказывать разные причудливые и забавные небылицы.  В сказках люди “летали по воздуху”, “ходили в сапогах – скороходах”, “воскрешали убитых”, “в одну ночь строили дворцы”.  Сказка – это мечты о будущем, за ними чувствовалась великая сила. Они учат познавать жизнь, прививают такие благородные черты, как мужество, трудолюбие, воспевают справедливость, правдивость, доброту, любовь.

Работа с выставкой книг.

- Существует очень много сказок. Обратите внимание на выставку книг. (рассматривание книг).

- Напомните мне правила обращения с книгами.

- Как нужно читать книги, чтобы не навредить своему здоровью?

- Все сказки можно разделить на две большие группы. Посмотрите внимательно на выставку и скажите, на какие две группы можно разделить данные сказки. ( 1 уч –ся делит книги на группы).

-Сегодня мы познакомимся с новым произведением.

6.  Знакомство  новым  произведением.

Послушайте начало произведения и определите жанр произведения: «Жили- были на свете дед и баба…»

-Откройте учебники на с. _________.

-Прочитайте заголовок.

-Кто является создателем этого произведения?

-Прочитайте название произведения.

Самостоятельное чтение или просмотр м/ф по р.н.с. сказке «Снегурочка».

-Мы познакомимся с русской народной сказкой «Снегурочка». Народные сказки бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Надеюсь, что это замечательное произведение искусства понравится вам.

Проводится  предварительная  словарная  работа:

“сапожки сафьяновые” - т.е. сапоги, сделанные из козловой кожи высокого качества;

“ленты атласные” - ленты из гладкой, блестящей шёлковой ткани

Беседа после первичного восприятия.

-Кому понравилась сказка?

-О ком эта сказка?

-Что вам понравилось?

-Какие необычные слова встретились?

Моделирование обложки.

-Какое это произведение по жанру?

-Какова тема сказки?

-Кто автор?

-Сравните свою модель с образцом, оцените свою работу.

-Кто выполнил верно? У кого есть ошибки, исправьте.

-Чем похожи сказки? (темой, жанром, началом)

-Чем отличаются?(автором)

-Какой можно сделать вывод?

Вывод: сказки бывают литературные(авторские) и народные.

7. Физкультминутка

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнём – и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

-Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево – вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

- Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите –ка опять:

- Раз, два, три, четыре, пять.

Красной Шапочки совет:

- Если будешь прыгать, бегать,

Проживёшь ты много лет.

-Раз, два, три, четыре, пять!

Повторите – ка опять:

- Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули? Снова в путь!

8. Работа с текстом сказки. Коллективное составление плана сказки.

-Прочитаем первую часть сказки. Будьте внимательны, чтобы правильно ответить на вопросы.(Чтение цепочкой).

Вопросы: 1. Какими словами начинается сказка. Прочитайте…

  1. О чём горевали дед и баба?
  2. Что решили сделать дед и баба?
  3. Как ожила Снегурочка, прочитайте…
  4. - Как  вы  думаете,  почему  она  ожила?

(Любовь  и  желание  стариков  было  настолько  велико,  что  помогло  ей  ожить)

          - Так  что  же  мы  узнали,  прочитав  первую  часть  сказки?

(Как  появилась  Снегурочка)

  1. Как можно озаглавить первую часть?

- Прочитаем вторую часть сказки.

Вопросы: 1. Как росла Снегурочка. Прочитайте…

- Как  вы  понимаете  слова: «Растёт  Снегурочка  не  по  дням,  а  по  часам».

2. Какое время года наступило? Какие изменения происходят в природе?

3. Отчего грустила Снегурочка?

- Что  же  мы  узнали  этой  части?

(Снегурочка  боится  тепла)

4. Как можно озаглавить вторую часть?

- Прочитаем третью часть “ про себя”

Вопросы: 1. Куда собрались девушки?

2. Кого они пригласили?

3. Почему Снегурочке не хотелось идти в лес?

4. Что с ней случилось?

5. Как заканчивается сказка? Прочитайте.

                - Что  же  мы  узнали  этой  части?

(Снегурочка  растаяла)

6. Как вы озаглавите третью часть?

7. Назовите главную героиню сказки?

- Прочитанную народную  сказку мы записали кратко в виде плана.

1. Появление  Снегурочки.

2. Снегурочка  боится  тепла.

3. Снегурочка  растаяла.

Проблемный вопрос.

- Ребята,  подумайте,  бесследно  ли  исчезла  Снегурочка?

/Обсуждая,  на  доске  выстраивается  схема/

Снег  --  вода  --  пар  --  облако  --  дождь  --  снег

/Весной,  летом  облачко  прольётся  дождём  и  на  земле  распустятся  нежные  цветы,  похожие  на  Снегурочку.  А  зимой  из  облачка  пойдёт  снег,  и  старики  смогут  снова  слепить  себе  дочку  Снегурочку./

Проблемный вопрос.

-  А  как  вы  думаете,  если  бы  Снегурочка  не  пошла  в лес  и  не  стала  прыгать  через  костёр,  она  смогла  бы  выжить?

 (Правильно, время снега не вечно. Последний снег тает в лесу позже, чем на открытой местности. Но и туда рано или поздно проникают солнечные лучи.)

9. Слушание фрагмента из оперы Н.А.Римского- Корсакова «Снегурочка».

-Русские народные сказки, их герои привлекали не только писателей своей красотой, богатым содержанием, выразительностью, богатством народного языка, а вдохновляли и композиторов на создание великих музыкальных произведений.

Великий русский композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков написал оперу «Снегурочка». Давайте послушаем фрагмент из оперы «Снегурочка». Попробуйте представить себе, какая она – главная героиня сказки и оперы.

10. Работа в тетради.

(коллективно и индивидуально)

11. Составление  синквейна.  

Свое настроение, впечатление можно выразить в синквейне.
Синквейн — это небольшое произведение, которое составляется по определённым правилам:

              1) Существительное 
             2) Два прилагательных 
             3) Три глагола 
             4) Фраза из четырёх слов — что автор думает о данном персонаже
             5) Существительное — новое имя героя

                                                    КТО ?               Снегурочка.

КАКАЯ ?  Ласковая,  приветливая.

ЧТО ДЕЛАЕТ?  Улыбается,  поёт,  радуется.

 КТО ОНА? Хорошая  дочка  любящим  родителям.

                             НОВОЕ ИМЯ ГЕРОИНИ           Мечта.

12. Рефлексия.

13.  Итог урока.

         - Ребята,  как  вы  думаете, нужны ли сказки детям? Взрослым?

         - Чему они учат? (добру, милосердию, верности, надёжности, состраданию)

         - А какое человеческое качество вы бы взяли у Снегурочки?

          (на до ске слова:      

                          воспитанность, терпеливость,  любовь  к  родителям,  послушание….)

14.  Дифференцированное домашнее задание.

1 группа – пересказ сказки по плану

2 группа - приготовить пересказ 2 части.

3 группа - приготовить чтение по ролям 3 части.

Ход урока 2

I. Организационный момент.

   Порядок на столе,

   Порядок в голове,

   Как всегда мы снова

   Начать урок готовы.

-Повернитесь лицом   друг к  другу. Протяните руки вперед ладошками вверх,  пошлите  лучики добра, тепла, радости.  Улыбнитесь.

II.Актуализация знаний. Речевая разминка.

- Давайте  вспомним,  с  какими  произведениями   мы  познакомились  на  предыдущих   уроках  литературного  чтения?

Речевая разминка.

Сне

по

роч

ки

друж

ка

ба

гу

ба

ли

дед

са

  1. Чтение слогов.
  2. Какие слова можно составить из этих слогов. (Уч-ся выходят  составляют слова).
  3. Чтение слов.
  4. Какое правило встретилось в словах дед, подружки? (Парная согласная).

- Как проверить написание этих слов? (дедушка, подруженька).

5. –Какое слово «лишнее»? Почему?

Работа с иллюстрациями к сказке «Снегурочка» в учебнике.

- Выберите и прочитайте из текста предложения, которые подходят к иллюстрациям.

III. Проверка дифференцированного домашнего задания.

IV. Определение темы урока.

- Мы прочли с вами две сказки о снегурочке, пересказывали сказки, читали по ролям, рисовали.  Как вы думаете,  как ещё можно поработать с текстами сказок?

- Мы сравним два произведения про Снегурочку. Для этого работаем по вариантам в парах. Выберите задание для своего варианта.

(Два ребёнка с разных вариантов выбирают карточки, на обороте которых написаны названия произведений. Одному варианту достаётся произведение “Девочка Снегурочка”, другому – “Снегурочка”)

- Предлагаю поиграть в игру “Крестики-нолики”. На доске – большая таблица, в которую мы будем заносить данные о произведениях. Если находите сходство, то в своих табличках ставите одинаковые значки, если различия, то – разные.

(на доске прикрепляется таблица, у детей - аналогичные на листочках)

Вариант

Название

Автор

Герои

Жанр

Модель

Начало (зачин)

Основ. часть

Окончание

I

 

 

 

 

 

 

 

 

II

 

 

 

 

 

 

 

 

1). Название произведения. (устные ответы)

1 вариант - “Девочка Снегурочка”

2 вариант – “Снегурочка”

(по мере ответов заполняем таблицу)

2). Автор. (устные ответы)

1 вариант – В.И. Даль (показываю портрет)

2 вариант – сказка народная

Проблемная ситуация: Снеговик спорит с вами и говорит, что сказку “Снегурочка” написал Л.Н. Толстой. Что вы ему ответите? (Толстой не написал сказку, а только обработал её и записал).

3). Герои. (выбор правильного варианта ответа)

Друг Снегурочки – Снеговик захотел помочь вам и сам выбрал героев каждого произведения, но забыл, откуда они. Помогите разобраться, на какой табличке, герои из какого произведения.

Старик

Старуха

Снегурочка

Медведь

Волк

Лиса

Дед

Баба

Снегурочка

Подружки

Коровушка

(Дети замечают, что первая табличка к произведению “Девочка Снегурочка”, а вторая – “Снегурочка”, но в первой таблице не хватает ещё собачки, а на второй – лишняя коровушка. Такого героя в произведении нет)

4). Жанр произведения

- Определить жанр произведений нам помогут две таблицы. Первая - “Приметы сказки”, вторая – “Алгоритм для определения жанра произведения” (По таблице дети находят сказочные приметы и доказывают, что изученные произведения – сказки. По алгоритму дети уточняют, какие это сказки.)

СКАЗКА

Приметы сказки:

Зачин

Присказка

Сказочные явления

Сказочные предметы

Сказочные герои

Концовка

Троекратный повтор

Добро побеждает зло

Устаревшие слова

“Алгоритм для определения жанра произведения”

http://festival.1september.ru/articles/516493/img2.gif

ВЫВОД:

1 вариант – сказка авторская (В.И.Даль)

2 вариант – сказка народная (в обработке Л.Н.Толстого)

6). - Сравнить зачин сказки.

(Выборочное чтение)

- Сделать вывод. (Начало сказок одинаковое)

Физминутка:

- “Выйдем” и мы на улицу, в снежки поиграть.

Я мороза не боюсь!
Я с ним крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет уши, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть!
А ещё снежки бросать.

7). Сравнение основной части сказки.

- Расскажите, как появилась Снегурочка в вашей сказке.

(Каждый вариант рассказывает, как появилась Снегурочка)

- За что старики любили Снегурочку?

- Много событий произошло со Снегурочкой в каждой из сказок. Об этом написано на карточках. Но порядок событий перепутан. Восстановите содержание сказки, расставив события по порядку.

Карточка 1 варианта:

“Девочка Снегурочка”

Жучка нашла Снегурочку.

Снегурочка пошла с подружками в лес.

Старик прогнал Жучку.

Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой.

Снегурочка в лесу потерялась.

Лиса украла кур.

Карточка 2 варианта:

“Снегурочка”

Снегурочка прыгнула через костёр.

Снегурочка боится идти летом в лес.

Снегурочке весной стало грустно.

Девушки развели костёр.

Снегурочка превратилась в облако.

Снегурочка с подружками пошла в лес.

(Дети восстанавливают содержание сказки)

8). - Сравнить, как закончилась каждая из сказок.

(Выборочное чтение)

- Почему народная сказка “Снегурочка” закончилась печально?

- Придумайте своё окончание сказки.

VI. Обобщение.

(На доске заполненная таблица:

Вариант

Название

Автор

Герои

Жанр

Модель

Начало (зачин)

Основ. часть

Окончание

I

Девочка Снегурочка

Х

В.И.Даль

Х

Старик

Старуха

Снегурочка

Медведь

Волк, Лиса

Жучка

Х

Сказка Авторская

Х

В.И.Даль

img5.gif (126 bytes)

Девочка Снегурочка

Х

Жили-были…

Х

Разные события

Х

Снегурочка вернулась домой

Х

II

Снегурочка

О

Народ

О

Дед

Баба

Снегурочка

Подружки

Сказка Народная

О

О

народная

http://festival.1september.ru/articles/516493/img5.gif

Снегурочка

Жили-были…

Х

Разные события

О

Снегурочка растаяла и превратилась в облако

О

(Х и О обозначают различия в сказках)  Вот мы и сравнили две сказки. Какой вывод вы сделали?

  • Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка.
  • В сказках добро побеждает зло.
  • Обе сказки по-своему хороши.
  • Обе Снегурочки понравились. и т.д.

VIII. Итог урока.

1). - В чём различия сказок авторских и народных?

- Что общего во всех сказках? (повторить приметы сказки, как жанра)

2). – Мы сегодня с вами исследовали и сравнивали 2 сказки, а для этого читали, пересказывали, слушали, сочиняли, играли, отвечали на вопросы, т.е. выполнили всё, что планировали. Что же, в итоге, каждый из вас получил?

(Дети подводят итоги своей работы и оценивают свои знания)

3). Оценки за урок.

4). Домашнее задание:

  • Творческое – нарисовать иллюстрацию к сказке или придумать свою сказку о Снегурочке.
  • В рабочей тетради – с.66, задания № 3, 4.
  • В учебнике – с. 142, задание № 6.

Источники:

  1. http://festival.1september.ru/articles/516493/
  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/01/29/urok-po-literaturnomu-chteniyu-vo-2-klasse-tema-uroka-russkaya
  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/02/26/russkaya-narodnaya-skazka-snegurochka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

Урок русского языка  в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...