Развитие интереса к чтению
материал по чтению на тему
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_interesa_k_chteniyu.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие интереса к чтению
В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые. Давно известно: когда человек перестаёт читать, он перестаёт думать. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Хочу поделиться опытом своей работы над беглостью, сознательностью и выразительностью чтения.
Структуру уроков чтения я пересмотрела так, чтоб дети стали активными, полюбили чтение, увлеклись им. Помогла и та атмосфера на уроках, в которой дети чувствуют себя хозяевами и творцами. Ребята не боятся высказать свое мнение по поводу чтения товарища, дают совет. А как им хочется быть на уроке в роли учителя. Ребята любят уроки чтения. Активно готовятся к ним, т.к. каждому хочется испытать эти элементы управления на уроке, а для этого необходимо не только владеть техникой беглого чтения, но хорошо знать содержание текста, выразительно читать его. Когда дети с интересом стали читать, появились беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость по русскому языку и по математике.
Готовясь к урокам чтения стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ребенок активно, творчески мыслил в течение всего урока.
На каждом уроке чтения использую доску. Работа по совершенствованию навыка чтения предполагает выделение в незнакомом тексте слов, которые по своему значению могут оказаться трудным для понимания учащимися. Эти слова, как правило, выписываю на доске с графическими пометками, усвоенными детьми.
Начиная со 2 класса, мы с ребятами заводим тетради для записей, рисунков, хотя ведение их программой не предусмотрено. Работа в тетрадях дисциплинирует учеников, вызывают творческий интерес к изучаемому, заставляют быть более внимательными к чтению текста. Обогащается словарь детей, т.к. незнакомое слово не только читается, но и записывается.
Уже на самом первом этапе обучения большое место отвожу работе с родителями. Интересуюсь семейной библиотекой, тем, какое место в семье занимает чтение. На перовом же родительском собрании каждому родителю вручаю памятки «Как заинтересовать ребенка чтением» (Памятка №1).
Памятка №1
Как заинтересовать ребенка чтением
|
Часто на родительских собраниях практикую анкетирование. Родители отвечают на вопросы:
- Где берет ребенок книги?
- Какую книгу он сейчас читает?
- Читает ли он ежедневно дома вслух и сколько времени?
- Как вы помогайте ребенку полюбить книгу?
Чтобы привить у детей любовь к чтению, большую роль играет связь с библиотекой (школьной и др.).
На уроках чтения провожу «минутки чтения», т.к. убедилась в огромной их пользе. Отрывок незнакомого текста дети по моему сигналу читают каждый своему соседу, правильно выговаривая шепотом слова, выдерживая паузы. По сигналу чтение прерывается, ученик кратко излагает в полголоса основное содержание прочитанного. Затем дети обмениваются ролями, читавший ранее теперь следит за чтением соседа, слушает его. Дети сами оценивают чтение друг друга. Они очень любят эти минутки. У учеников повысилась активность, пробудился интерес, а главное, они поняли, какую пользу приносит выработка белого, осознанного чтения.
В начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаю, правильным начать эту работу с формирования трёх умений.
- Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.
- Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).
-Ставить логическое ударение в предложении. Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова.
Для этого предлагаю предложение: « Дай мне, пожалуйста, зеленый карандаш.» Выделите голосом сначала слово зеленый, затем – мне, потом – дай. Как меняется смысл предложения?
Несколько слов о динамическом чтении.
Динамическое чтение - это чтение глазами. Слова воспринимаются как картинки. Начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания. Это значит дети должны за одну секунду запомнить все, что изображено на картинке - «сфотографировать».
Например, я показываю иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить все, что на ней изображено и сказать, как называется сказка. Перед показом предупреждаю детей о том, что все должны смотреть очень внимательно. Затем после команды: «Приготовится. Внимание!» дается команда: «Фотографируем».
Над динамическим чтением я начинаю работать с 1 класса, как только дети начинают изучать буквы и учиться читать.
Задания:
- Найди лишнюю букву: а, о, н, у, и.
- Найди лишний слог: ба, на, ра ,му, са, ка.
- Найди лишнее слово:
Река слон
Ручка лев
Речка мак
Ручеек тигр
Постепенно задания усложняются.
Научить детей читать - значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребёнку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками чтения, это и средство, и одно из условий общего развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка по развитию интереса к чтению
Родители часто задают ворос:" Как привить ребёнку любовь к чтению?" Редко можно увидеть детей, которые без всяких наставлений берут в руки книжку и увлечённо читают. Если члены семьи любят читать и ...
Развитие интереса к чтению у младших школьников
Подбор различных заданий для развития интереса к чтению младших школьников....
Роль семьи в развитии интереса к чтению.
Создание оптимальных условий для формирования устойчивого интереса на основе сотрудничества с семьёй и детской библиотекой....
Развитие интереса к чтению. Формирование навыка чтения.
В статье речь идёт о развитии и формировании навыка чтения....
Развитие интереса к чтению младших школьников
В данной статье представлены новые формы, методы и приёмы обучения младших школьников. Использованы элементы устного народного творчества, игровые моменты, способствующие развитию ...
Развитие интереса к чтению у младшего школьника
В статье пойдет речь о том, как сделать так, чтобы ребенок полюбил книги.Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи....
Программа воспитания и развития интереса к чтению "Книга.RU"
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, активной и самостоятельной.Известно ,что комплексное воздействие на все стороны ...