Интересны ли детям басни?
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_interesny_li_detyam_basni.docx | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗубковаТатьяна Ивановна
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №20
г.Новочеркасска
Тема: Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни?
Урок литературного чтения №30.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А.Крылов «Слон и Моська»)
Цели и задачи:
- Познакомить с новым для детей жанром литературы – басней и с баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым;
- Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
- Видеть в художественном тексте сравнения;
- Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации;
- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
- развивать устную речь учащихся, фантазию, творческое воображение, навык выразительного чтения и чтения по ролям;
- воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе
Оборудование: карточки со словами, картинки с изображением слона и собачки, толковый словарь Ожегова,
сигнальные карточки, презентация об И.А.Крылове, выставка книг с баснями И.А.Крылова, учебник литературного чтения, рабочая тетрадь.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Мотивация и самоопределение деятельности. | Учитель: Улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство, тревогу, обиду. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, красоту окружающего мира. Думаю, мы подарим друг другу много приятных мгновений. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами. | |
Ι Ι.Актуализация знаний. | Беседа. Введение в тему. -Вспомните, какой характер носила детская литература XVIII в.? Что хотите узнать? Чем будем сегодня заниматься? 1). Наше путешествие продолжается. - В какой век собрались наши путешественники: Оля, Игорь и Николай Александрович? Узнаем, прочитав текст учебника на с.87. (Читает текст подготовленный ученик Уренцова) - В какой век собрались наши путешественники? -Зачем им потребовалось переодеться? (чтобы попасть в нужный век и нужное место) - Что вы ждёте от встречи с этим веком? Какой характер детской литературы начала Х IХ века? - С кем мы встретимся в Х IХ веке? Об этом вы узнаете, отгадав кроссворд. Работа в парах. (Кроссворд с ключевым словом Крылов учитель раздаёт детям.) Учитель читает предложения, дети отгадывают слова: 1.Автор нравоучительного рассказа «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь» - А.Шишков. 2.Автор сказки «О поселянине и медведице» - Д.Герасимов. 3.Князь, сказавший когда-то такие слова «Велика ведь бывает польза от ученья книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье» - Ярослав Мудрый «Похвала книгам» 4.Поэт XVII века, автор книги «Рифмологион» - Симеон Полоцкий 5.Древняя книга, где запись событий велась по годам. – Летопись 6.Писатель XVIII века, написавший автобиографическое произведение «Детские годы Багрова-внука» - С.Аксаков. Проверка работы проходит с места – несколько ребят по очереди называют ответы. -Какое слово у нас получилось? (КРЫЛОВ). Объявление темы урока. -Так о ком мы будем говорить на уроке? ( Ответы детей: об Иване Андреевиче Крылове и его творчестве). | Познавательные УУД 1. Прогнозировать изучение материала 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Находить ответы на вопросы в тексте. |
III. Развитие умений. | 1. Работа с презентацией «Иван Андреевич Крылов» (слайд 1). 1) Слайд 2 – портрет И.А.Крылова. - Что можете сказать об этом человеке, глядя на портрет? Каким представляете? -В каком веке жил И.А. Крылов? ( В XIX веке) 2) Слайды 3, 4 – рассказ о баснописце (ученик рассказывает о Крылове с опорой на слайды) -Где жил и работал Иван Андреевич? 3) Слайд 5 -Чем прославился этот человек? (Он написал много басен). -Учитель: Басня – это жанр литературы. В конце изучения этого раздела вы сможете ответить на вопрос – почему БАСНЯ – отдельный жанр литературы? 4)Слайды 6 и 7 – памятник И.А.Крылову в Петербурге. -Где стоит памятник Ивану Андреевичу? (в Летнем саду в Санкт-Петербурге). 5) Слайд 8 - Кто сидит вокруг него? ( Герои басен, которые он написал) 6) Слайд 9 – Кто создал памятник И.А.Крылову? (скульптор Петр Карлович Клодт) Учитель: Читали ли вы басни Крылова? Если да - какие? (Карточки с названиями вывешиваю на доску). Выставляю книги Крылова на выставку. 2. Работа с текстом "Путешествия третьего" -Прочитаем текст на с. 88-89 и раскроем понятие басни в Рабочей тетради с.37, №1. Комментированное чтение текста учебника с.88-89. -В каком городе оказались путешественники? - Рассмотрите иллюстрацию и расскажите, какой они увидели Москву? -Почему путешественники отправились вслед за незнакомцем? - Поняли ли вы, что такое басня, из монолога писателя? 3. Работа в Рабочей тетради с.37,№1 Работа в паре. -Выберите необходимую информацию и сформулируйте понятие. Вставляют слова: короткий, чаще в стихах, животные, мораль, скрыта, иносказательный. Басня – это короткий, занимательный рассказ в стихах или в прозе, где мало описаний и много диалогов, а герои басен – это животные. У басен простой сюжет, иносказание, мораль. Цель басни – высмеивание человеческих пороков, недостатков. ( Проверка проходит с места. Ученики читают текст задания, вставляют по очереди слова.) -На следующих уроках мы дополним определение басни. -Какие слова в определении непонятны? (На доске появляются карточки – МОРАЛЬ, ИНОСКАЗАНИЕ. -Найдите значение слова "мораль" в толковом словаре Ожегова - учащиеся на 1-ом и 3-ем ряду, а слова "иносказание"- на 2-ом ряду. (Дети ищут и зачитывают вслух) МОРАЛЬ - 1. Нравственные нормы поведения, отношения с людьми, а также сама нравственность. 2.Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. 3. Нравоучение, наставление (разг.) ИНОСКАЗАНИЕ - Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория. -Как доказать, что литература начала XIX века сохраняет нравоучительный смысл? (прочитать басни и провести её анализ) 4. Работа с басней «Слон и Моська» во время чтения. 1)Работа с названием басни. -А сейчас поработаем с басней. Сегодня мы знакомимся только с одной басней И.А.Крылова. Она называется «Слон и Моська». - Какое животное слон? (крупное, мощное, сильное, спокойное, добродушное) -Кто скрывается за словом Моська – человек или животное? -Какое это животное? (собака) -Что отражается в кличке собаки? (маленькая, глупая, слабая, злая) -Какой вопрос по поводу названия этой басни вы бы задали автору? Попробуйте порассуждать. 2)Актёрское чтение басни актёра театра Игоря Ильинского (аудиозапись) Учитель задаёт вопросы по первичному восприятию. -Интересно было слушать басню в исполнении актёра? -Какой вопрос автору вы бы задали по содержанию текста? 3) Самостоятельное чтение. -Есть ли непонятные слова? ( Зевака - тот, кто засматривается на кого-нибудь. Забияка - человек, который любит затевать драки, ссоры. Срамиться - стыдиться.) 4)Чтение басни вслух (первый раз читают 4 человека). 5)Анализ басни. -Кто герои басни? (В этой басне имеется два основных персонажа) -Где происходит действие? (Слон необычен для данной местности, поэтому в то время, когда его водят по улицам, собираются толпы желающих посмотреть на него.) -Какая история описывается? (По улице водят Слона, а Моська лает на него) 4) Работа в паре. Опишите каждого героя по плану. План простой и чёткий. (Учитель предлагает план) Выбирайте героя по желанию. ПЛАН. 1).Как выглядит? 2).Что делает? 3).Что говорит? (Проверка устных рассказов учащихся с места) В этой басне имеется два основных персонажа. Спокойный - это Слон. Он необычен для данной местности, поэтому в то время, когда его водят по улицам, собираются толпы желающих посмотреть на него. Активна собака Моська. Она всеми возможными способами пытается привлечь внимание Слона и окружающих. Для этого Моська лает, визжит и рвется вперед. Казалось бы, своей цели она не достигает, так как Слон совсем не обращает на нее внимания, а продолжает идти вперед. - Над кем из них смеётся баснописец? -Где особенно сильно звучит авторская ирония? Зачитайте эти строчки. (Эх, эх! - ей Моська отвечает,- Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!") -В этой басне нет прямо сформулированного поучения (морали), но есть строчки, которые раскрывают скрытый смысл этого произведения. Отметьте эти слова карандашом и зачитайте. Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона! Эти строчки стали крылатым выражением. Такие выражения могут обладать чертами фразеологизма либо просто носить образный характер или же употребляться в переносном смысле. Они, как и пословицы, известны многим, часто и повсеместно употребляются, обладают особой выразительностью и точно передают мысль. С крылатыми выражениями из басен Крылова познакомимся на следующих уроках. 4). Работа в Рабочей тетради. - с.39, №7 Сформулируйте поучение. (Учащиеся пытаются сформулировать мораль басни в прозе или в стихотворной форме. Выбор наиболее точного поучения.) В этой басне нет отдельного абзаца, где был бы сделан вывод. Поэтому здесь нет однозначной морали. Когда Моська лаяла на Слона, она вовсе не слону хотела досадить. Не надо пытаться привлечь к себе внимания таким способом. – И в реальной жизни можно встретиться с подобными Моськами. 6) Подготовка к выразительному чтению (вычитывание басни). Каждая строка читается, комментируется, ставится логическое ударение, обозначаются паузы. Выразительное чтение басни учащимися. -Хотели бы вы ещё прочитать басни Крылова? Почему? Учитель обращает внимание детей на книжную выставку с баснями И.А.Крылова. – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, высказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД 1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. карточки С.365 С.248 Карточка "Слон и Моська" Прогнозирование Регулятивные УУД 1.Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 2.Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1.Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Личностные результаты 1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
Рефлексия. Сегодня на уроке я:
| Прогнозируемый результат | |
IV. Домашнее задание. | По басне три варианта: 1в. - прочитать по ролям, 2в. - выучить наизусть, 3в. - инсценировать басню, разыграть по ролям. | Право выбора |
ΙΙΙ. Итог. | – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Ученики показывают сигнальные карточки. Зелёный цвет – всё понятно на уроке, работал хорошо; красный цвет – на уроке не всё понял, есть вопросы по теме… | Личностные результаты: самооценивание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интересные опыты для детей
Что больше всего привлекает детей? Конечно же, сказки и магия! Сделать так, чтобы дети увидели в вас настоящего волшебника, очень просто. Нужны всего лишь ловкость рук и безграничная фантазия. Все ост...
Сссылки на интересные сайты для родителей и детей
Здесь Вы найдете ссылки на интересные сайты для вас и ваших детей!...
Это интересно детям!
Материалы предназначены для развития интеллектуальных и творческих способностей детей...
Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? И.А. Крылов «Слон и Моська»
урок + презентация...
Интересные сайты для родителей и детей
Представлены скриншоты главных страниц сайтов для родителей и детей...
Интересные и познавательные загадки про цифры для детей
Очень интересные и познавательные загадки про цифры для детей...
Презентация для дистанционного обучения детей "Интересные факты об Антарктиде"
Интересные факты об Антарктиде...