Урок литературного чтения "Лукоморье" с использованием ИКТ
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Разработка урока во 2 классе по литературному чтению А.С.Пушкин "У Лукоморья...."

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_ikt_pilyugina_natalya_anatolevna.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Пилюгина Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Юркинская ООШ»

Орехово-Зуевского района

Московской области.

Разработка урока литературного чтения во 2 классе

 использованием программы Word Space (Interwrite DualBord)

Тема: А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый…"

Цели: 

Образовательная:

  • учить выразительному чтению,  
  • формировать умение анализировать текст, ориентироваться в тексте;  
  • расширять словарный запас детей;

Развивающая: 

  • содействовать умению грамотно выражать свои мысли;
  • способствовать развитию мышления, памяти, внимания, воображения;
  • развивать умение передавать своё отношение к прочитанному через эмоции; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Воспитательная: 

  • воспитывать интерес к чтению, любовь к русской поэзии,
  • обогащать читательский опыт.

Цели урока направлены на развитие у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД):

 Личностные УУД:

     - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Регулятивные УУД:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

Познавательные УУД:

    - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

    - основам смыслового восприятия художественных текстов;

    - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой ; портрет А. Пушкина; игра «Восстанови Лукоморье» программа Word Space (интернет-доска Interwrite DualBord)

Ход урока

1.Самоопределение к деятельности. Речевая разминка.

-Прочитайте медленно «жужжащим» чтением, с сожалением, с чувством гордости)

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

                                      А. Плещеев

-Как выдумаете, о каком поэте пишет Алексей Плещеев?

(ответы детей)

- Правильно, мы будем говорить о солнце русской поэзии - так называют Пушкина.
2. Целеполагание и сообщение темы.

-Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

(Научиться выразительно читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Пушкин написал это стихотворение.)

-Для чего вам это нужно?                                                                          

(Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим, и чтобы нас было приятно слушать другим.)

-И предстоит нам раскрыть тайны сказки.

 - Мы вспомним сказки этого автора, узнаем новое о нем, постараемся ответить на трудные вопросы, будем учиться выразительно читать.

3. Выявление читательского опыта по произведениям А.С.Пушкина.

Обобщение читательского опыта по жанрам произведений А.С.Пушкина.

- Сейчас мы узнаем, какие произведения вы знаете, и к каким жанрам они относятся.

Работа учащихся в группах.

Задания для 1 группы (на карточках)

1. «Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;»
«Уж небо осенью дышало»
 (отрывок  из стихотворения)

2. «Гонимы вешними лучами,
с окрестных гор уже снега
сбежали мутными ручьями
на потопленные луга.»
 «Гонимы вешними лучами…»
 (отрывок из стихотворения.)

Задания для 2 группы (с. 85 отрывки из сказок А.С.Пушкина)

-1 группа, определите жанр ваших произведений.  (стихи)

-2 группа, определите жанр отрывков из учебника.  (сказки)

-Молодцы! Проверим, хорошо ли вы знаете произведения А.С.Пушкина.

-Заполните кроссворд. (работа на интернет-доске)

-Прочитайте слово по вертикали.

-Да, А.С.Пушкин - автор любимых сказок детей и взрослых.

-Посмотрите на схему. (интернет-доска) Не хватает еще одного жанра произведений А.с.Пушкина.

4. Аудирование.

-Послушайте отрывок из произведения русского поэта.

(аудиоприложение к учебнику «У Лукоморья…»)

-Кто из вас уже читал это произведение? И что вы знаете об этом произведении? (Высказывания детей, прочитавших самостоятельно)

 -Как вы думаете к какому жанру можно отнести это произведение? (Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?)
-Дети, это поэма «Руслан и Людмила». А что такое поэма? Кто из вас знает? (Ответы детей)

 -ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

 (Учитель открывает третье слово на доске (поэма)

-Поэма «Руслан и Людмила» повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за своей невестой. Много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо. К этой поэме А.С.Пушкин написал вступление. Сегодня мы его будем читать.

5.Словарная работа:

-Давайте попробуем объяснить слова, которые нам встретятся.

(проводится словарная работа с использованием словарика в конце учебника)

Лукоморье
Неведомые (дорожки)
Невиданные (звери)
…и дол видений полны… 
Прихлынут  
Брег песчаный 
Витязь

Чредой
Мимоходом
Пленяет
Темница
Над златом чахнет
…и мёд я пил
Поведать

6. Физкультминутка. 

Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
Раз - подняться на носки и улыбнуться.
В синем море волны хлещут
Два - руки вверх и потянуться.
Туча по небу идёт,
Три - согнуться, разогнуться
Бочка по морю плывёт
Повернуться и друг другу улыбнуться.

7. Чтение отрывка с использованием игры «Восстанови Лукоморье»

-Во время прослушивания вы, наверно, заметили, сколько сказочных героев есть в отрывке. Чтение сегодня будет необычным. Постарайтесь делать логические остановки. Одновременно на доске мы будем восстанавливать Лукоморье.

-Нужно найти сказочного героя, о котором прочитали и разместить его на картинке.

(чтение по цепочке с чередованием работы на интернет доске)

8. Беседа по прочитанному.

 -Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения?

 (Напевное, плавное.)

-Какая должна быть интонация?

 (Интонация торжественности и таинственности.)

-Как вы можете объяснить слова поэта: «Там русский дух…там Русью пахнет!» 

(Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.)

-Как нужно читать эти строки?

-Выделить ударением, паузой чтение важных строк произведения.

Вывод: Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, к Родине, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.

- В благодарность за его творчество многие поэты посвящают ему стихи. Послушайте еще одно из них.

Вы подарили нам царевну,
Что спит спокойно вечным сном,
И море синее и пену…
И рыбку золотую в нем.
И три девицы пряжу пряли…
По морю плавал царь Гвидон.
А поп с Балдою выясняли,
Кому и как менять закон…
Мы с детства знаем сказки эти,
Они нам дороги всегда.
Вы нам оставили в наследство
Любовь друзей и злость врагов,
И изумительное средство
Познанья вечного стихов.

9.Итог урока. Рефлексия «Дерево настроения»

 -С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?

-Что особенно вам понравилось?  
-Ребята, наше  путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат листочки сказочных цветов (жёлтый, красный, зелёный).

Выберите для себя листок, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.

Жёлтый цвет - грустное, печальное, тоскливое.

 Красный цвет - радостное, восторженное настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.

10.Домашнее задание: выучить наизусть отрывок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)

Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема урока: Необычная Красная Шапочка. (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Отрывок). Урок с использованием технологии критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.

Метод «Квант» целесообразно использовать при работе с текстом на уроках литературного чтения, с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира.Понятие в  физике: квант – наименьшее количест...

ДОКЛАД на тему: «Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения»

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Каменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельно...

Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоят...

Урок литературного чтения - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Н.НОСОВА «НА ГОРКЕ»

Материал содержит конспект урока литературного чтения - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРИ   СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Н.НОСОВА  «НА ГОРКЕ», презентацию и при...