"В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Урок по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dragunskii_tainoe_stanovitsya_yavnym.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:


Тема урока: В. Ю. Драгунский  «Тайное становится явным»

учитель: Потапова Елена Владиславовна

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с содержанием рассказа
  • Формировать навык литературного осознанного чтения
  • Развивать способность прогнозировать содержания произведения в процессе чтения
  • Воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям

Планируемые результаты:

1. Личностные:

  • Самоопределение
  • Смыслообразование
  • Учебно-познавательный интерес к учебному предмету
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы
  • Следование моральным нормам и этическим требованиям
  • Ориентироваться в нравственном содержании рассказа
  • Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

2. Познавательные:

  • Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя
  • Анализировать заголовок произведения
  • Формировать у учащихся умения проводить анализ, сравнение
  • Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки
  • Восстанавливать последовательность событий по вопросам

3. Коммуникативные:

  • Формировать умение договариваться, находить общее решение
  • Формировать умение аргументировать своё предположение, объяснять свой выбор

4. Регулятивные:

  • Прогнозировать содержание урока
  • Развивать умения давать оценку своей работы
  • Формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность.

Ход урока:

1. Эмоциональный настрой на урок.

Ты улыбкой как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

- Сегодня на уроке у нас гости, а гости это всегда радость, хорошее настроение. Поприветствуем улыбкой гостей, мысленно пожелаем себе удачи и тихонечко присядем за парты.

2. Постановка целей и повторение пройденного.

-Чему мы обычно учимся на уроках литературного чтения?

- Сегодня на уроке мы будем думать, размышлять, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы.

- Какое произведение будем читать прочитайте на доске. (В. Ю. Драгунский «Тайное становиться явным») Слайд 1

- Какой раздел мы начали читать? (И в шутку и всерьёз)

- Каким будет это произведение ? Предположите.( смешным, весёлым)

- Вспомним сначала уже прочитанные произведения, их авторов и о чём они.

-Прочитайте отрывки. Слайд 2

- Что их объединяет? Почему они в одной группе?( эти произведения об отношения между людьми, нравственных ценностях, кроме того они из раздела «Ты и твои друзья»)

- Почему я поместила сюда же произведение Драгунского? (наверное, оно тоже о взаимоотношениях людей)

- Прочитаем и проверим наши предположения.

3.Работа по теме урока

а) Введение в тему

- Прочитайте ещё раз кто автор этого произведения.

-Что вы знаете о писателе? Читали ли его произведения?

б) –Каким человеком был Драгунский? Послушайте рассказ о его жизни и подумайте.

Показ слайдов о писателе. Слайд 3,4,5

- Так каким же человеком был Драгунский? (трудолюбивым, талантливым, настойчивым, упорным, весёлым, с чувством юмора)

- Какая самая известная его книга? («Денискины рассказы»)

- Какой рассказ уже читали в 1 классе? («Заколдованная буква»)

-Итак, мы знакомимся с рассказом « Тайное становится явным»

- А что такое тайна?

Тайна – 1. то, что скрывают от других, что не всем известно

2. нечто неразгаданное, неясное.

3. скрытая причина чего-нибудь

- Назовите синоним к слову тайна. ( секрет)

- А что значит явное? ( не скрываемый, открытый, известный, всем доступный.)

- Можете ли уже расширить свои предположения о чём будет рассказ?

в) Словарная работа Слайд 6

- Прочитайте слова из рассказа. Значение каких слов хотели бы уточнить?

Интеллигентный- культурный, образованный

Не клевещите- ложное обвинение, наговоры.

Хрен-растение, корень которого содержит едкое эфирное масло, корень хрена употребляют в пищу как острую приправу к пище.

4. Первичное восприятие текста . Прослушивание аудиозаписи

Чтение до слов « И мама ушла на кухню»

-Что может произойти дальше?

- Почему вы так считаете?

Продолжаем слушать до слов «Потом сразу вернулся и сел за стол»

- Чем по-вашему закончился рассказ?

Дочитываем до конца (хорошо читающие дети)

5. Анализ произведения.

- Кто главный герой?

- Что о нём узнали?

- Из- за чего произошёл конфликт между мамой и Дениской? На чьёй вы стороне?

- Как вообще можно разрешить конфликт? (договориться)

-Какой приём нашла мама, чтобы сын съел кашу? Найдите, прочитайте.

-А что придумывал Денис, чтобы не есть кашу?

- Рассмотрите иллюстрацию с.163

-Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.

- Как почувствовал себя Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста?

- В какой момент вам было смешно?

- А что чувствовал дяденька в этот момент?( ему плохо, он волнуется, стал заикаться)

- А кому вы сочувствовали? Почему?

-Рассмотрите иллюстрацию с.166

-Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.

-Если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? И как он себя чувствовал?

Рассказал бы маме? Спокойно ли было бы на душе у мальчика?

- Как называется чувство, когда на душе не спокойно, после какого-нибудь плохого поступка? ( совесть)

- Была ли у Дениса совесть? Докажите.

- Наверное, и у вас в жизни были  ситуации, когда вам приходилось обманывать? Вспомните, какие чувства вы испытывали.

- Как вы думаете, почему мама «долго-долго смотрела на сына»? (хотела понять, что чувствует Денис)

- Почему мама не наказала сына? ( поняла, что он раскаивается)

-Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомниться на всю жизнь.

- Какая же главная мысль рассказа? ( нельзя врать, правда станет известной)

- Если обман всё равно раскроется,  каким же человеком  надо быть? ( честным)

- Каким человеком вырастет Денис? ( честным, совестливым)

6. Работа с иллюстрацией.

-Вернёмся к иллюстрациям. Какой заголовок можно дать?

- Почему именно эти моменты изобразил художник? (переломные, кульминационные)

 7. Работа с пословицей

-Я предлагаю вам интересную работу. Можно ли назвать рассказ по-другому? Поработайте в парах и подумайте, какая пословица ещё могла бы быть заголовком к рассказу?

  • Никто так детям не верит как мать родная
  • Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.
  • Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой.

8.Рефлексия

 - О чём же рассказ Драгунского? (вставляем вывод в слайд 2) Почему мы объединили эти произведения?

 - Кому ещё захотелось прочитать об этом? Список рассказов других писателей я повесила в наш уголок.

9. Итог урока.

- Закончите одно из предложений. Слайд 7

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:

« Юному человеку нужны витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Драгунский».

- Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.

  • Спасибо за урок.
  • Домашнее задание

с.159-165, выразительное чтение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения В. Драгунский «Тайное становится явным»

Литературное чтение В. Драгунский «Тайное становится явным»Цели:1 .Образовательная: ознакомить детей с рассказом «Тайное становится явным».2.       Развивающая: развивать...

Урок литературного чтения в 3-м классе. В. Ю. Драгунский. "Тайное всегда становится явным"

Наталья Николаевна Попова учитель начальных классовТема урока: Виктор  Юзефович  Драгунский  "Тайное всегда становится явным".Цели урока:раскрыть нравственный ...

Виктор Драгунский "Тайное становится явным"

На данном уроке происходит знакомство с биографией и творчеством Виктора Драгунского, для более прочного усвоения новых знаний на уроке использована мультимедийная презентация...

В. Драгунский "Тайное становится явным" 3 класс "Гармония"

Предложенный конспект позволяет интнресно и разнообразно организовать работу на уроке при минимальной подготовке учителя, даёт возможность детям достаточно глубоко проанализировать произведение и оцен...

Урок внеклассного чтения во 2 классе по творчеству В.Ю.Драгунского "Тайное всегда становится явным"

На уроке учащиеся отгадывают кроссоворд, в ходе эвристической беседы выясняют особенности творчества писателя...

Конспект урока по литературному чтению В.Драгунский "Тайное всегда становится явным"

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса по программе Школа 2100В.Драгунский "Тайное всегда становится явным"...

Конспект урока литературного чтения по теме "В.Ю.Драгунский"Тайное всегда становится явным"

Конспект урока составлен с учтом применения технологии продуктивного чтения...