«Природа и мы». Конкурс знатоков.
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему
Цели деятельности учителя: повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Природа и мы»; развивать речь, мышление, творческие способности учащихся. Учить работать в группах.
Планируемые результаты:
личностные:
· умения отвечать на вопросы, по прочитанным произведениям; соотносить произведения с автором.
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения.
предметные:
· воспринимать, на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
· представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;
· высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
Тип урока: Обобщающий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_i_my._konkurs_znatokov_.doc | 70 КБ |
obobshchayushchiy_urok_konkurs_znatokov_priroda_i_my_4_klass.pptx | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Моисеенко Мария Сергеевна, 4 класс
Конспект урока литературного чтения.
Тема: «Природа и мы». Конкурс знатоков.
Цели деятельности учителя: повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Природа и мы»; развивать речь, мышление, творческие способности учащихся. Учить работать в группах.
Планируемые результаты:
личностные:
- умения отвечать на вопросы, по прочитанным произведениям; соотносить произведения с автором.
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения.
предметные:
- воспринимать, на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;
- высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
Тип урока: Обобщающий.
Оборудование: Литературное чтение: 4кл.: Учебник: В 2 ч./ Климанова Л.Ф. / Учебник, 2011.-Ч.2./Программа - Школа России;
мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация.
№ № | Этап урока Метод и приемы | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный момент. Словесный: слово учителя. | ≈ 1 | Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Давайте проверим, все ли у нас готово к уроку. Учебник здесь? Тетрадь на печатной основе здесь? А где же ручки? Они на месте? А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! Теперь мы готовы начинать урок. | Приветствовать. Настраиваться на предстоящую работу. Проверять готовность к уроку. | Положительное отношение к урокам литературного чтения, формирование ценностных ориентаций. |
2. 3. | Мотивационный Словес.: ответы на вопросы Решение частных задач Словес.: ответы на вопросы Словес.: ответы на вопросы Практический: слушание отрывков Словес.: ответы на вопросы Наглядный: рассматривание иллюстрации Словес.: ответы на вопросы Практический: слушание Словес.: ответы на вопросы Наглядный: рассматривание слов Словес.: ответы на вопросы Словес.: ответы на вопросы | ≈ 4 ≈ 1 ≈ 2 ≈ 3 ≈ 3 ≈ 6 ≈ 3 ≈ 10 | Сегодня у нас обобщающий урок по разделу «Природа и мы». Как вы понимаете название раздела «Природа и мы»? Можно ли его озаглавить иначе? Давайте представим, что вы авторы учебника. Как бы вы тогда озаглавили этот раздел? Что объединяет произведения, включённые в данный раздел?Да действительно,произведения включенные в данный раздел объединяет то, что они о животных и взаимоотношениях человека и животного. Сегодня мы проведем конкурс на лучшего знатока этого раздела. За каждый правильный ответ, вы будете получать жетон. В конце урока вы подсчитаете количество заработанных жетонов и выявим победителя. Напоминаю. Спрашивать буду по поднятой руке, если будете выкрикивать, то один жетончик я у вас забиру. Тот кто ни разу не выкрикнет, будет соблюдать правила, тот получит дополнительно один жетон в конце урока. Кому не понятны условия нашего конкурса? Тогда начинаем. Приготовились, ручки на локоток. Первый этап называется «Найди пару». Я даю вам одну минутку, чтобы вы подумали. Затем тот кто первый поднимет руку, и будет сидеть тихо, того я спрашу. Вам необходимо соединить автора с его произведением. Время подло. Думаем. Д.И. Куприн «Кабан» В.П. Астафьев «Приемыш» Е.И. Чарушин «Стрижонок Скрип» М.М. Пришвин «Барбос и Жулька» Кто не согласен? Умничка. Правильно справился с заданием. Молодцы, быстро справились с этим заданием. Следующий этап «Назови произведение». Какое произведение открывает раздел? Назовите автора и произведение. (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш») Сейчас я буду читать предложения, ваша задача назвать произведение и автора. Жетон получает тот, кто назовет правильно автора и произведение. Напоминаю, спрашиваю по поднятой руке. Приготовились. 1) В этом произведении сорока лишилась хвоста.(М.М. Пришвин.«Выскочка») 2) Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. (Е.И. Чарушин «Кабан») 3) Какому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей. (В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип») 4) Они то бегали одна от другой, то устраивали засады, то с притворно сердитым рычанием делали вид, что ожесточённо грызутся между собой. (А.И. Куприн «Барбос и Жулька») 5) Он был приемным членом семьи, но очень любимым. (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш») 6) Весёлая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.( М. М. Пришвин « Выскочка») Умнички, я вижу, все знают произведения. А мы переходим к следующему этапу под названием «Бюро находок». Сейчас я вам буду показывать картинки, ваша задача, узнать, из каких произведений эти предметы и кто автор: Что это за предмет? Из какого произведения и кто автор?Норка (В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип») Кто жил в норке? Как его звали?( стрижонок скрип) Рога (Е.И. Чарушин «Кабан») Кому принадлежат рога? ( оленю Серёже). Хвост (М.М. Пришвин «Выскочка») Кому принадлежит хвост? (вороне Выскочке) Миска (A.M. Куприн «Барбос и Жулька»)Кто ел из миски(Жулька) Лодка (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш») Кто плавал на лодке ( дед Тарас) Метла (Е.И. Чарушин «Кабан») Кто съел метлу? ( слон). Какие вы молодцы, так быстро справляетесь с заданиями. Те, у кого ещё нет жетонов, не расстраивайтесь, у нас впереди еще много заданий. Наше следующий этап называется «Узнай по описанию». Я читаю вам описание, вы должны назвать героя о котором идёт речь, из какого произведения этот герой, и кто автор произведения. Кому не понятно? Тогда начнем. 1. Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок — суета или драка, — он, не торопясь, пришагает и ткнет кого надо клювом. Начальник — птица! (Это серый журавль. Из рассказа «Кабан» Е.И. Чарушина.) 2. Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди. (Жулька. Рассказ «Барбос и Жулька». А.И. Куприна.) 3. Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь так жалобно кричит. (Лебедь. Рассказ «Приемыш» Д.Н. Мамина-Сибиряка.)
А у нас продолжается конкурс на лучшего знатока, и следующее задание «Трудные слова». На экране сейчас будут появляться слова. Вы должны объяснить, что они означают. И так, все готовы? 1. Сталактит (имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост). С какого произведения это слово, кто автор?(«Барбос и Жулька» А.И. Куприн) 2. Яр (крутой берег, обрыв)(«Стрижонок Скрип» В.П. Фстафьев) 3. Сайма (рыбацкая стоянка).( «Приёмыш» Д.Н. Мамин- Сибиряк) 4. Фестон (один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья).(«Барбос и Жулька» А.И. Куприн). Сейчас самое интересное задание «Задай вопрос». Вы будите работать в парах. Ваша зада придумать интересный вопрос по произведениям данного раздела. После этого вы по цепочке задаете вопрос любой паре. Вы встаете, называете имена тех, кому хотите задать вопрос. Те, чьи имяна вы назовете, так же встают и отвечают на вопрос, если эта пара ответила правильно на ваш вопрос, то они получают по одному жетону каждый и задают свой вопрос другой паре. Те, кто задает вопросы получают по жетону. так по цепочке. Все должны задать по одному вопросу. Понятно? Начнем с.... | Слушать учителя. Отвечать на вопросы. Высказывать свое мнение. Слушать учителя. Соотносят автора с произведением. Отвечать на вопросы. Слушать учителя. Назвать предмет. Назвать автора и произведение. Слушать учителя. Назвать героя. Назвать рассказ и автора. Слушать учителя. Объяснять лексическое значение слов. Придумывать вопросы. Задавать вопросы друг другу. Отвечать на вопросы одноклассников. | П: строят речевое высказывание П: строят рассуждение сравнивать, сопоставлять художественные произведения П: строят рассуждение П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков; П: строят рассуждение Р: планируют свое действие всоответ. с задачей К: ориентируются на партнера во взаимодействии
|
6. | Итог урока. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ. Словесный: обобщение | ≈ 1 ≈ 4 | Пора подвести итоги нашего урока. - Что сегодня мы делали с вами на уроке? (Обобщали полученные знания по разделу «Природа и мы») - Какие произведения входят в этот раздел и назовите авторов?(Приёмыш( Мамин- Сибиряк),Барбос и Жулька (Куприн), Выскочка( Пришвин), Кабан( Чарушин), Стрижонок Скрип(Астафьев) Какое произведение вам запомнилось больше всего? Почему? Какое самое грустное произведение на ваш взгляд? Почему? На мой взгляд, самое грустное произведение в данном разделе- «Барбос и Жулька» Куприна. Главная мысль рассказа: Неважно какой ты,маленький или большой, но смелый поступок может сделать каждый. Мне очень жалко Жульку, но никто не виноват в её смерти. Она совершила геройский поступок...Она боялась эту собаку,но понимала что больше выхода нет. Жулька любила своих хозяев. В в разделе «Природа и мы» собраны лучшие детские произведения. Эти рассказы учат нас сочувствовать, сопереживать. Учат тому, что очень важно иметь мечту, желание и добиваться их. Мечтайте, и делайте так, чтобы ваша мечта стала реальностью. | Отвечать на вопросы учителя. Выявлять новые полученные знания. Анализировать проделанную работу. | П: строят речевое высказывание. аргументировано высказывать свою собственную точку зрения; |
7. | Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ. | ≈1 | Наш урок подошёл к концу. Сейчас я раздам дополнительные жетоны тому, кто активно работал на уроке, не выкрикивал. Пришло время подсчитывать у кого сколько жетонов. Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания! | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Р:осуществляют итоговый контроль Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Природа и мы 4класс Конкурс знатоков
Найди пару Назови произведе - ние Бюро находок Узнай по описанию Трудные слова Задай вопрос
«Найди пару» Д.Н. Мамин-Сибиряк А.И.Куприн В.П.Астафьев Е.И.Чарушин М.М. Пришвин «Выскочка» «Кабан» «Приемыш» « Стрижонок Скрип» «Барбос и Жулька »
«Назови произведение» Какое произведение открывает раздел? В этом произведении сорока лишилась хвоста. Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. Этому герою пришлось учиться самому, без помощи родителей. Они были разными, но дружба их – крепкой. Он был приёмным членом семьи, но очень любимым. Д.Н . Мамин-Сибиряк «Приёмыш » М.М.Пришвин «Выскочка » Е.И . Чарушин «Кабан » В.П . Астафьев « Стрижонок Скрип» А . И. Куприн «Барбос и Жулька » Д . Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш »
«Бюро находок » В.П . Астафьев « Стрижонок Скрип»
«Бюро находок » Е.И . Чарушин «Кабан»
«Бюро находок » М.М.Пришвин « Выскочка»
«Бюро находок » А . И. Куприн «Барбос и Жулька »
«Бюро находок » Д . Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
«Бюро находок » Е.И . Чарушин «Кабан»
«Узнай по описанию » Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок - суета или драка, - он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник – птица!
«Узнай по описанию » Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди.
«Узнай по описанию » Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь так жалобно кричит…
«Узнай по описанию » Ей было очень тяжело прокормить детей. Но она была хорошая мать.
«Узнай по описанию » Весёлая она была: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.
«Узнай по описанию » Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими « репяхами », осенью же клоки шерсти на его ногах , животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых , болтающихся сталактитов.
«Трудные слова » имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост. Сталактит
«Трудные слова » крутой берег, обрыв. Яр
«Трудные слова » рыбацкая стоянка. Сайма
«Трудные слова » Фестон один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок , отделки женского платья, белья.
« З адай вопрос » Составьте по два интересных вопроса по произведениям данного раздела, задайте их соперникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс знатоков природы
Занимательный классный час о природе в форме конкурса между двумя командами....
Мир природы (конкурс знатоков природы для учащихся2, 3-х классов)
Так, как начальные классы являются первой ступенькой в учебно-воспитательном процессе, то именно они играют основную роль в системе экологического образования...
Конкурс "Знатоки природы"
Конкурс "Знатоки природы" для 2 класса...
Сценарий игровой программы "Конкурс знатоков природы"
Данное мероприятие предназначено для учителей начальной школы, для педагогов дополнительного образования. Игровая программа составлена для учащихся 2 классов. Может быть использована во внеурочн...
Презентация о берёзе к конкурсу "Знатоки природы"
Презентация к конкурсу "Знатоки природы". Материал о берёзе...
Конкурс "Знатоки природы"
Данный конкурс "Знатоки природы" был проведён в рамках месячника наук в начальной школе....
Презентация к конкурсу "Знатоки природы"
Данная презентация была использована во время проведения конкурса "Знатоки природы"...