Сценарий проведения урока-презентации «Антон Павлович Чехов»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
- Кратка биография А. П. Чехова;
- Творчество;
- Характеристика произведений для детей;
- Рекомендации для родителей;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку А.П.Чехова | 1.24 МБ |
Сценарий к уроку А. П. Чехова | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Антон Павлович Чехов ( 1860- 1904)
Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге.
Мать - Евгения Яковлевна Чехова (1835—1919) Отец- Павел Егорович Чехов (1825—1898)
Семья Чеховых
В здании бывшей мужской гимназии открыт музей памяти писателя.
В 1879 г. Чехов закончил гимназию.
Свидетельство на звание врача, выданное А. П. Чехову Московским университетом в 1884 г.
С 1880 г. печатает рассказы, фельетоны, юморески в юмористических журналах и еженедельниках «Будильник», «Зритель», «Осколки», «Стрекоза» и др.
Итогом раннего периода творчества стали сборники малой прозы: «Сказки Мельпомены» (1884), «Пестрые рассказы» (1886), «Невинные речи» (1887), «В сумерках» (1887).
В типографии А.С. Суворина
А.П. Чехов объединяет несколько своих произведений о детях в сборник «Детвора» (1889).
В сборник вошли рассказы «Детвора», «Кухарка женится», «Беглец», «Событие», «Дома»,
«Каштанка» (1892)
«Белолобый» (1895)
В конце 1880-х годов Чехов много писал для театра. Созданы пьесы «Иванов», «Леший», «Свадьба», водевили «Медведь», «Юбилей».
А.П. Чехов в 1904 году
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Викторина по биографии и творчеству А.П. Чехова
В каком году и где родился А.П. Чехов? В 1860 г. в Таганроге
Какие учебные заведения закончил А.П. Чехов? Таганрогская мужская гимназия, Московский университет
Кем работал А.П. Чехов по окончании Московского университета? Врачом
В каких журналах и еженедельниках печатался начинающий писатель? «Будильник», «Зритель», «Осколки», «Стрекоза» и др.
Какими псевдонимами подписывался А.П. Чехов под своими первыми произведениями? Антоша Чехонте, Балдастов, Брат моего брата, Антонсон, Человек без селезёнки и др.
Какие ранние юмористические рассказы А.П. Чехова вы знаете? «Хирургия», «Жалобная книга», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия» и др.
С какой газетой стал сотрудничать А.П. Чехов в 1886 году? Газета «Новое время» А.С. Суворина
Как назывался сборник рассказов А.П. Чехова о детях? «Детвора»
Какие рассказы А.П. Чехова о детях и для детей вы знаете? «Ванька», «Мальчики», «Каштанка», «Белолобый» и др.
Какие сборники рассказов, ставшие итогом раннего творчества писателя, вы знаете? «Пёстрые рассказы», «Сказки Мельпомены», «Невинные речи», «В сумерках»
С какой целью А.П. Чехов совершил поездку на о. Сахалин? Вёл перепись населения
Какая книга стала итогом поездки А.П. Чехова на о. Сахалин? «Остров Сахалин»
В какой период творчества А.П. Чеховым написано 42 произведения? В Мелиховский период
Какие рассказы позднего периода творчества А.П. Чехова вы знаете? «Палата №6», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч» и др.
Какие пьесы А.П. Чехова вы знаете? «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад»
Назовите известные вам чеховские места Таганрог, Москва, Мелихово, Ялта и др.
Где похоронен А.П. Чехов? В Москве на Новодевичьем кладбище
Предварительный просмотр:
Сценарий проведения урока-презентации «Антон Павлович Чехов»
Цели урока:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Антона Павловича Чехова;
- повысить интерес к творчеству Антона Павловича Чехова;
- развить познавательные способности учащихся;
- развить творческие способности учащихся;
Оборудование: мультимедийная презентация «Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова»; компьютер, медиапроектор, экран; выставка книг с произведениями Чехова.
Предварительная работа: учащиеся самостоятельно знакомятся с биографией А.П. Чехова
Ведущий 1
Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца третьей гильдии. Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. Дед Чехова, Егор Михайлович, ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния.
Отец, Павел Егорович, будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело, небольшой магазин по торговле "колониальными товарами".
Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова — тихая женщина, стоически терпевшая деспотизм мужа и годы нужды. Она не любила читать и писать, всю жизнь жила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей.
Ведущий 2
Чехов учился в греческой школе в Таганроге. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль.
В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу.
Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте». Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты.
Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки. Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии.
Ведущий 1
В 1879 году Антон Чехов окончил гимназию в Таганроге и в этом же году переехал к родителям в Москву. В Москве он поступил на медицинский факультет Московского университета, по окончанию он работал в Звенигороде, где некоторое время заведовал больницей.
Чехов уже студентом (с 1880 г.) начал помещать рассказы, фельетоны, юморески в изданиях «малой прессы», преимущественно юмористических: московских журналах «Будильник», «Зритель» и др.
Ведущий 2
Итогом раннего периода творчества стали сборника малой прозы — «Сказки Мельпомены» (1884), «Пестрые рассказы» (1886), «Невинные речи» и «В сумерках». В лице Чехова русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонко-художественное дарование. Он был автором таких великолепных произведений, как "Хамелеон", "Толстый и тонкий", "Смерть чиновника", Хирургия", "Жалобная книга", чуть позже написан рассказ «Лошадиная фамилия», которые впоследствии будут считаться программными в его творчестве.
Ведущий 1
В 1886 Чехов получил предложение о сотрудничестве от издателя газеты "Новое время" А.С. Суворина. Здесь он впервые начинает публиковать сочинения под собственным именем. Тогда же произошел перелом в художественном творчестве. Начиная с повестей «Степь» (1886), «Скучная история» (1889) и пьесы «Иванов» (1887-1889), поставленной в петербургском театре Ф.А. Корша, перед читателем предстал уже "зрелый", "серьезный" Чехов, в сочинениях которого слышнее драматические перебои жизненного пульса, тоска о гармонии и устремленность к вопросам человеческого духа.
По настоянию издателя А. С. Суворина. Чехов объединяет несколько своих произведений о детях в сборник «Детвора» (1889). Сюда вошли рассказы «Детвора», «Кухарка женится», «Беглец», «Событие», «Дома», «Ванька», «Мальчики». Сборник получил высокую оценку учителей. По их мнению, книга Чехова вызывает самые хорошие чувства и ее следует «горячо рекомендовать для детей всех возрастов». Рассказы Чехова о детях, лишенных детства, оказали большое влияние на развитие общественного сознания конца XIX века. Созданные в духе прогрессивных традиций критического реализма, они с предельной остротой ставили вопрос о несправедливости социального неравенства, об ответственности общества перед самым молодым его поколением.
Ведущий 2
Известно, что Чехов любил животных и постоянно возился с ними. Он был глубоко убежден в большом воспитательном эффекте тесного общения детей с различными животными, и особенно домашними. Поэтому свои произведения о животных «Каштанка» и «Белолобый» он адресовал именно детям. В письме к брату Чехов писал о впечатлении детей А. С. Суворина от «Каштанки»: «Детишки не отрывают от меня глаз и ждут, что я скажу что-нибудь необыкновенно умное. А по их мнению, я гениален, так как написал повесть о Каштанке».
Ведущий 1
В 1900 году Чехов избран академиком по разряду изящной словесности, однако в 1902 году от звания академика он отказался (совместно с В. Г. Короленко) в связи с тем, что избрание в Академию М. Горького было объявлено царем недействительным.
В 1901 году Чехов женится на актрисе Московского художественного театра О. Л. Книппер.
Ведущий 1
В 1904 году в связи с резким ухудшением здоровья Чехов едет для лечения в Германию на курорт Баденвейлер.
15 июля во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался.
Ведущий 2
А.П. Чехов похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы - трагикомедии. Его умение найти точную художественную деталь, талант отражения тончайших душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мира.
Викторина по биографии и творчеству А.П. Чехова
- В каком году и где родился А.П. Чехов?
- Какие учебные заведения закончил А.П. Чехов?
- Кем работал А.П. Чехов по окончании Московского университета?
- В каких журналах и еженедельниках печатался начинающий писатель?
- Какими псевдонимами подписывался А.П. Чехов под своими произведениями?
- Какие ранние юмористические рассказы А.П. Чехова вы знаете? С какой газетой начал сотрудничать А.П. Чехов в 1886 году?
- Как назывался сборник рассказов А.П. Чехова о детях?
- Какие рассказы А.П. Чехова о детях и для детей вы знаете?
- Какие сборники рассказов, ставшие итогом раннего творчества писателя, вы знаете?
- С какой цель А.П. Чехов совершил поездку на о. Сахалин?
- Какая книга стала итогом поездки А.П. Чехова на о. Сахалин?
- В какой период творчества А.П. Чеховым написано 42 произведения?
- Какие рассказы позднего периода творчества Чехова вы знаете?
- Какие пьесы А.П. Чехова вы знаете?
- Назовите известные вам чеховские места.
- Где похоронен А.П. Чехов?
Подведение итогов викторины.
Рекомендации для родителей по использованию произведений в работе с детьми младшего школьного.
Большинство младших школьников любят читать, но сами выбрать книги не могут, поэтому важно, чтобы взрослые помогали им в данном вопросе. При выборе книг для своего ребенка следите, чтобы они соответствовали его возрасту, были разнообразной тематики (сказки, рассказы о природе, о детях, стихи, приключения, научно-познавательная литература и др.) и обязательно учитывайте индивидуальные интересы своего сына или дочери. Также обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть яркими, «говорящими», то есть отражающими содержание произведения. При чтении книг с рисунками можно попутно задавать ребёнку вопросы типа: «К какому эпизоду подходит этот рисунок?», «Что художник изобразил, на твой взгляд, правильно, а что — неправильно?» Совместное рассматривание иллюстраций подтолкнёт маленького читателя к дальнейшему чтению.
ПОМНИТЕ: только в читающей семье растут читающие дети!
Ребенок должен видеть, что жизнь его родителей немыслима без книг. Тогда они органично войдут и в его жизнь. Хорошо, если в семье есть традиция семейного вечернего чтения вслух или привычка чтения ребенку перед сном.
После того как книга прочитана, обязательно побеседуйте о ней с вашим ребенком: «Понравилась книга или нет? Почему?», «Что запомнилось, удивило, огорчило?», «Кто из героев понравился? Почему?», «Чему учит эта книга?» Такая беседа поможет ребенку лучше понять содержание произведения, заставит его читать внимательно и вдумчиво, а главное — создаст хорошее настроение от доверительного общения с вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папка раскладушка "Антон Павлович Чехов"
Антон Павлович Чехов (писатель, драматург).Подборка материала с фотографиями о городе Таганроге, в котором родился и вырос писатель.(Дом-музей в Таганроге,Лавка Чеховых ,гимназия в которой училс...
Антон Павлович Чехов
Данная презентация может быть использована на уроках литературного чтения и во внеклассной работе....
Конспект урока по литературному чтению «Антон Павлович Чехов "Ванька"»
Урок для учащихся 4 класса по развивающей системе Л.В.Занкова.Цель: - увидеть за событиями, строчками письма Ваньки живую, страдающую душу;- сравнить жизнь ровесников, живших сто и более лет назад, со...
Презентация "Антон Павлович Чехов"
Презентация о жизни и творчестве А.П.Чехове...
Конспект урока по литературному чтению на тему: «Антон Павлович Чехов "Ванька"»
Цель: Продолжить изучать цикл произведений о трудной жизни детей XIX века.Познакомить с произведением А. Чехова “Ванька”.Формировать навык осознанного и выразительного чтения.Учить анализи...
Антон павлович Чехов "Мальчики".
Презентация к уроку по литературному чтению на тему: "Мальчики" А.П.Чехов....
Презентация "Антон Павлович Чехов"
1) Биография и творчество известного русского писателя А.П. Чехова.2) Викторина по изученному материалу....