Конкурс знатоков по литературе
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конкурс знатоков по предмету
«Литературное чтение»
Составила и провела Кашкина Т.М.
3,4 класс (2015-2016 учебный год)
Вступительная часть.
Литература– страна волшебная. И значит, в ней происходят события, как в любой другой стране. Развиваются же эти события по особым литературным правилам.
Сообщение правил оценивания конкурсов.
Сейчас игроки 3 и 4 классов представляют собой мини-команды.
- Каждой команде будет дано конкурсное задание. Когда задание будет полностью выполнено, нужно быстро поднять руки – этот сигнал будет оповещать об окончании работы
Команда, ответившая первая, получает КРАСНЫЙ ЖЕТОН,
Вторая – ЗЕЛЕНЫЙ ЖЕТОН,
Третья – СИНИЙ ЖЕТОН.
Побеждает та команда, у которой наберется больше красных жетонов и правильно сделает задания.
Проведем разминку.
Разминка.
1.Чем угощала лиса журавля?( кашей)
2. Чем подавился петушок? ( бобовое зернышко)
3. Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка?» ( Жучка)
4.Кого заморозил Мороз - Синий нос? (купца)
5.Из какой это сказки:
Жили – были бабушка – старушка, внучка хохотушка, курочка – клохотушка и мышка – норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были вёдра большие, а у внучки – поменьше, у курочки –с огурчик, у мышки –с наперсток.( « У страха глаза велики»)
6. «…Сестрица моя,
Выплынь, выплынь на бережок!
Костры горят высокие,
Котлы горят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!..» ( Братец Иванушка)
7. Какие слова говорил Иван – царевич , чтобы войти в избушку Бабы –Яги? ( «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом!»)
8. Нос – особенная отличительная черта этого героя. (Буратино)
9. Самый круглый сказочный герой. (Колобок)
10. Очень грамотная знакомая Винни-Пуха. (Сова)
11. «Наступила темнота.
Не ходи за ворота;
Кто на улицу попал-
Заблудился и пропал». ( К. И. Чуковский «Краденое солнце»)
12. « С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся это книжка?
Как зовётся сам мальчишка?» ( Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик , или Приключения Буратино»)
-Итак, команды готовы, займите свои места.
Учитель.
Орешек знаний твёрд, но всё же
Вы не привыкли отступать.
Вам расколоть его поможет
Наш КОНКУРС ЗНАТОКОВ, девиз которого:
«Хочу всё знать!»
Задание 1.
-Автор сказки «Царевна – лягушка» (народ)
Итальянский писатель , написавший сказку про веселого и неунывающего Чиполлино
( Д. Родари)
В кого превратился князь Гвидон? ( в комара, муху, шмеля)
Растение, из которого девушка плела своим братьям рубашки (крапива)
Сколько оловянных солдатиков подарили мальчику?(25)
Самый красивый цветок в мире, он присутствует в нескольких сказках? (роза)
Птица, которая помогла Дюймовочке? ( ласточка)
Чем кормила лиса журавля? (кашей)
Скажите, какого героя провели на пирожках? (медведь из сказки «Маша и медведь»)
Какого насекомого испугались все звери? ( Таракан из сказки К.Чуковского «Тараканище»)
Какой музыкальный инструмент помогал девочке Жене собирать землянику?
( Дудочка. В Катаев «Дудочка и кувшин»)
Задание 2. «Бюро находок»
В бюро собраны вещи, которые потеряли герои. Помогите сказочным героям найти свои вещи
( учитель показывает предметы, команды по очереди называют сказку и героя, которому эта вещь «принадлежит»)
Сапоги – « Кот в сапогах»
Туфелька – «Золушка» или Хрустальная туфелька»
Белые камешки – « Мальчик –с – пальчик»
Стрела – « Царевна – лягушка»
Печка – « По щучьему веленью», Емеля
Невод – «Сказка о рыбаке и рыбке»
Веретено – «Спящая красавица»
Зонтик – «Оле – Лукойе»
Золотой ключик – Буратино
Умывальник – Мойдодыр
Вагон- Человек рассеянный с улицы Бассейной С.Маршак
Роза – Снежная королева», Герда
Задание 3.
-Вспомни сказку А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» . В чём же тайна золотой рыбки?
Захотела старуха , которую золотая рыбка уже сделала царицей, стать владычицей морскою. «Ничего не сказала рыбка. Воротился старик домой.
«Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит старуха. А перед нею разбитое корыто» .
-Почему же так случилось?
-В чём же тайна золотой рыбки?
Ответ (Все, добытые одной жадностью исчезло. На протяжении всей сказки истина борется с корыстью. Золото обладает лишь призрачным могуществом. Человек часть природы, и она всегда придёт на помощь человеку, если он живёт в согласии с ее мудростью )
Задание 4. «Телеграмма»
Кто из сказочных героев мог дать такие телеграммы
1.В гости не прилечу . Мотор забарахлил. ( Карлсон)
2. Купил семена, приезжайте тянуть.( Дед из сказки «Репка)
3. Купила самовар. Приглашаю к чаю. (Муха – Цокотуха)
4. Помни, все исчезнет после 12 часов ночи. ( Фея из сказки «Золушки»)
5. Ушёл от зайца, волка, медведя. ( Колобок)
6. Хвост нашли, плакать перестал ( Ослик Иа)
7.Ключ достал. Скоро буду .( Буратино)
8. Мне нужно постричь не усы, а усищи! (Заяц –хваста)
9. Емеля, приезжай на уху! (Щука)
10. Лягушка, вышли мне стрелу по почте. Иван-царевич
11. Нашлась лиса. Будет моей старухе воротник на шубу. (Дед)
12.Слышим,-не матушкин это голосок, Наша матушка поет тонюсеньким голосом. (Козлята)
Задание 5
Соедини линиями признаки и жанры, к которым они относятся
Последовательность, небольшой объём, небольшое число героев, описание одного эпизода.
стихотворение
Изображение чувств, переживаний, стихотворная форма, небольшой объём.
сказка
Небольшой объём, о животных говорится как о людях, высмеивание недостатков, часто – стихотворная форма, поучительность (обычно выделяется мораль)
рассказ
Сказание о богатырях, исторических событиях, сочетание реальных картин и персонажей с вымышленными, неторопливое повествование.
басня
Наличие законченного сюжета, необычность, занимательность, наличие вымысла, постоянные герои, добро всегда побеждает зло.
былина
Задание 6.
Продолжить стихотворение, вспомнив авторский текст
У лукоморья дуб зелёный,
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Матросская шапка, веревка в руке,
______________________________
______________________________
______________________________
Дело было в январе,
__________________________
__________________________
__________________________
Еду. Тихо. Слышно звоны.
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Белая береза под моим окном.
_____________________________
_______________________________
________________________________
__________________________________
Лес точно терем расписной,
________________________________
__________________________________
_____________________________________
Мороз и солнце; день чудесный!
_________________________________
_______________________________________
Свет мой, зеркальце! Скажи,
_________________________________________________
____________________________________________________
_______________________________________________________
Разминка.
Среди перечисленных словосочетаний найдите фразеологические обороты и хлопните в ладоши.
Глаза на мокром месте, красивые глаза, наступить на язык, иностранный язык, язык на плечо, заячьи уши, уши вянут, намозолил глаза, серые глаза, серьги в ушах.
Задание 7.
В скобках после каждого фразеологического оборота напиши, что он означает
3 класс
- Если вы повесили нос (_______________), то зарубите себе на носу (__________________), и кровь из носу (______________________) выполняйте правило : выше нос(_________________)!
4 класс
2. Если кто-то суёт нос в ваши дела (___________________) и пытается водить вас за нос (_________________), и даже оставить с носом(________________________), то, встретившись с ним нос к носу(_____________________), скажите ему, что вам это не нравится и чтобы он перестал задирать нос (__________________________).
Задание 8. «Кто быстрее».
Этот конкурс интересен тем, что ответ на вопрос может дать любой игрок. Чья команда скорее ответит, той, жюри и засчитает балл. Итак, вы готовы?
-Какая сказка Чуковского начинается именинами, а заканчивается свадьбой? («Муха-Цокотуха)
-В какой сказке Танечка и Ванечка убежали в Африку? («Бармалей»)
-Как звали мальчика-обжору в стихотворении, где он съел лошадь, корову и массу других предметов? (Робин Бобин Барабек)
-В сказке «Айболит» есть животное по имени гиппопотам. Как ещё называем этого зверя? (бегемот)
-Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (гоголем-моголем)
-Зачем свинья из стихотворения «Телефон» просила прислать ей соловья? (чтобы вместе с ним спеть)
-Кто напал на Муху-Цокотуху? (паук)
-Что нёс в руке отважный комарик, который спас муху-цокотуху? (фонарик или саблю)
-Что росло на чудо-дереве в стихотворении, которое так и называется – «Чудо – дерево»? (обувь)
-Кто победил паука в сказке про муху-цокотуху? (комарик)
-Кто был злодеем- вором в стихотворении «Краденное солнце»? (крокодил)
-В какой сказке от мальчика убегают все вещи? (Мойдодыр)
-Какое отчество было у Федоры? (Егоровна)
Задание 9. «Инсценировка».
Инсценируем сказку «Колобок», «Три поросенка». Раздаем кукол, реквизиты. Представление начинается.
Блиц-опрос.
Кто внес решающий вклад в процесс вытаскивания репки?
Кто не влез в теремок?
Почему гуси-лебеди унесли братца?
Почему выгнала лисичка зайчика из дома?
Сколько понадобилось муки, чтобы испечь колобок?
Как медведи узнали, что к ним зашёл гость нежданный?
Как звали медведей из сказки «Три медведя»?
Что отвечала лиса, когда её пытались выгнать?
Из чего была речка, берега которой укрыли сестрицу Аленушку, и братца Иванушку?
Как звали волка, который поселился в теремке?
Где взяла бабка муки для выпечки колобка?
Какой беспорядок устроила Машенька в чужом доме?
Кого сначала, а кого потом встретил колобок?
Кто вспомнит песенку Колобка?
Как обманула лиса колобка?
- Цветик - …(семицветик)
- Меч - …(кладинец)
- Ковёр- …(самолёт)
- Сапоги - ….(скороходы)
- Кто из обитателей болота стала женой царевича? (Лягушка)
- Что попало Каю в глаз ? (осколок зеркала)
7.Шапка-….(неведимка)
8.Палочка-….(выручалочка)
9.Баба-…(Яга)
10.По щучьему-…..(велению)
11.Имя мальчика, которого унесли гуси – лебеди. (иванушка)
12.Какие цветы собирала падчерица в сказке о 12 месяцах? (подснежники)
Задание 10. "Сказочное лото".
(собрать сюжет из сказки)
Разрезанный сюжет нужно собрать.
Задание 11.
- Назовите название сказки, отрывок которой будет прочитан.
Старикова дочка с раннего утра до позднего вечера по хозяйству управлялась, а старухина дочка на печи лежит да леденцы сосёт.
(«Морозко»)
Собрали рожь. Отдал мужик Медведю корешки, а колоски сложил на воз и увёз на мельницу муку молотить.
(«Вершки и корешки»)
Было у царевны всё, чего душа не пожелает. А коль что-то ещё надобно, то няньки да слуги всё мигом исполнят. Но никогда царевна не улыбалась, никогда не смеялась, словно ничему не радовалась.
(«Царевна Несмеяна»)
Услыхала Лиса о косе, тут уж и её страх взял. Схватила Лиса свои пожитки и бегом подальше от …избушки в лес.
(«Зайкина избушка»)
Много они на своём веку повидали, а про такое….. даже не слыхали. Дед с бабой не знали, как с яйцом быть, решили яйцо разбить.
(«Курочка Ряба»)
Упал ……и сломал его. Хозяева едва выскочить успели. Погоревали, погоревали зверушки и решили все вместе построить новый….., ещё больше да краше прежнего.
(«Теремок»)
И покатился себе дальше, - только Медведь его и видел.
Повстречал ….. Лисичку-Сестричку.
(«Колобок»)
Прибежала курочка к речке и просит у речки водицы петушку напиться. А речка ей отвечает:
-Принеси липовый листок – тогда и дам водицы.
(«Бобовое зёрнышко»)
Испугался Медведь, поставил короб у ворот и в лес без оглядки побежал. Дедушка поднял крышку короба, смотрит и глазам своим не верит: там Маша сидит…
Посадил там её под сосну, перекрестил и поскорее поехал домой, чтобы не видать смерти дочери. Осталась бедняжка на морозе, трясётся вся и читает молитву. Вдруг из-за дерева появился…..(«Морозко»)
Не успел Емеля этого выговорить, как топор пошёл гулять по лесу и рубить дрова, а поленья сами на сани складывались и верёвкой перевязывались.(«Емеля-дурак»)
Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики – пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну – глянь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок….(«Девочка Снегурочка»)
Задание 12. «Сочини сказку».
Сказка про ----------------------.
Жил- был---------------. Раз пошёл он _______________,
Вдруг видит _______________. Испугался________, хотел было _____________,как вдруг_____________
из-за ___________ выскочила и давай ____________.
Глянула на_____________ и ____________________.
Поблагодарил____________________ и отправился
_____________________________________. Тут и сказочке конец, а кто _________________________ !
-Вот и подошел к концу наш конкурс знатоков литературы. Но я надеюсь, что вы с удовольствием вновь и вновь будете читать сказки, путешествовать по увлекательным страницам книг.
Приложение для распечатки учащимся
Задание 2. «Бюро находок»
В бюро собраны вещи, которые потеряли герои. Помогите сказочным героям найти свои вещи
( учитель показывает предметы, команды по очереди называют сказку и героя, которому эта вещь «принадлежит»)
Сапоги –
Туфелька –
Белые камешки -
Стрела –
Печка –
Невод –
Веретено –
Зонтик –
Золотой ключик –
Умывальник –
Вагон-
Роза –
Задание 4. «Телеграмма»
Кто из сказочных героев мог дать такие телеграммы
1.В гости не прилечу . Мотор забарахлил. -
2. Купил семена, приезжайте тянуть.-
3. Купила самовар. Приглашаю к чаю. -
4. Помни, все исчезнет после 12 часов ночи. -
5. Ушёл от зайца, волка, медведя.-
6. Хвост нашли, плакать перестал -
7.Ключ достал. Скоро буду.-
8. Мне нужно постричь не усы, а усищи! -
9. Емеля, приезжай на уху! -
10. Лягушка, вышли мне стрелу по почте. -
11. Нашлась лиса. Будет моей старухе воротник на шубу. -
12.Слышим,-не матушкин это голосок, Наша матушка поет тонюсеньким голосом. -
Задание 5 Соедини линиями признаки и жанры, к которым они относятся
Последовательность, небольшой объём, небольшое число героев, описание одного эпизода.
стихотворение
Изображение чувств, переживаний, стихотворная форма, небольшой объём.
сказка
Небольшой объём, о животных говорится как о людях, высмеивание недостатков, часто – стихотворная форма, поучительность (обычно выделяется мораль)
рассказ
Сказание о богатырях, исторических событиях, сочетание реальных картин и персонажей с вымышленными, неторопливое повествование.
басня
Наличие законченного сюжета, необычность, занимательность, наличие вымысла, постоянные герои, добро всегда побеждает зло.
Былина
Задание 6.
Продолжить стихотворение, вспомнив авторский текст
У лукоморья дуб зелёный,
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Матросская шапка, веревка в руке,
_______________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Дело было в январе,
_____________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Еду. Тихо. Слышно звоны.
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Белая береза под моим окном.
_____________________________
________________________________________________________
Лес точно терем расписной,
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Мороз и солнце; день чудесный!
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
Свет мой, зеркальце! Скажи,
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 7.
В скобках после каждого фразеологического оборота напиши, что он означает
3 класс
Если вы повесили нос (_______________), то зарубите себе на носу (__________________), и кровь из носу (______________________) выполняйте правило : выше нос(_________________)!
Задание 7.
В скобках после каждого фразеологического оборота напиши, что он означает.
4 класс
Если кто-то суёт нос в ваши дела (___________________) и пытается водить вас за нос (_________________), и даже оставить с носом(________________________), то, встретившись с ним нос к носу(_____________________), скажите ему, что вам это не нравится и чтобы он перестал задирать нос (__________________________).
Задание 12. «Сочини сказку».
Сказка про ----------------------.
Жил- был---------------. Раз пошёл он _______________,
Вдруг видит _______________. Испугался________, хотел было _____________,как вдруг_____________
из-за ___________ выскочила и давай ____________.
Глянула на_____________ и ____________________.
Поблагодарил____________________ и отправился
_____________________________________. Тут и сказочке конец, а кто _________________________ !
Задание 13. «Сочини сказку».
Сказка про ----------------------.
Жил- был---------------. Раз пошёл он _______________,
Вдруг видит _______________. Испугался________, хотел было _____________,как вдруг_____________
из-за ___________ выскочила и давай ____________.
Глянула на_____________ и ____________________.
Поблагодарил____________________ и отправился
_____________________________________. Тут и сказочке конец, а кто _________________________ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс знатоков русского языка
Представленный материал поможет учителю начальных классов провести литературную игру, организовать неделю русского языка в классе или школе. ...
Презентация "Конкурс знатоков"
Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и ...
Классный час.Конкурс знатоков родного языка "Ты наш друг, родной язык".
Классный час посвящён празднованию Международного дня родного языка, который ежегодно отмечается 21 февраля....
Урок на тему:"КОНКУРС ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА". 3 класс.
КОНКУРС ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА 3 класс Цель: повторить основные правила русского языка.Задачи: воспитывать внимательное, бережное отношение и интерес к родному языку.Оборудование: кар...
Деловая игра "Конкурс знатоков русского языка"
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме "Закрепление знаний о приставках и суффиксах как значимых частях речи»....
Внеклассное мероприятие "Конкурс знатоков правил дорожного движения"
Внклассное мероприятие "Конкурс знатоков правил дорожного движения" разработан для проведения в начальных классах....
Конкурс знатоков ППД
Конкурсная программа для учащихся 3-4 классов, направленная на закрепление правил безопасного поведения на улицах и дорогах, развитие товарищества, доброжелательного отношения в коллективе,к пар...