Л. Толстой «Лев и собачка».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения по теме Л. Толстой «Лев и собачка».
Класс: 2б.
Учитель Токмурзина С.В.
Ход урока:
I. Создание ситуации успеха.
- Добрый день, мои дорогие! Как настроение? Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению. Начинаем урок литературного чтения. Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
- Когда мы с вами встречаемся; встречаемся, друг с другом, – какие добрые слова говорим друг другу? (добрый день, доброе утро)
ӀӀ. Актуализация опорных знаний.
ЧТОБ ПОВЕРИТЬ В ДОБРО, НАДО НАЧАТЬ ДЕЛАТЬ ЕГО. Л.Н. ТОЛСТОЙ
- Как мы понимаем эти слова?
- Если человек добрый он несет радость другим. Скажите себе – я добрый (пауза). Добрый человек – мудрый человек.
- Обратите внимание, кто автор этих слов.
- Что вы о нем уже знаете? (Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель! Он родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне он провёл большую часть своей жизни. Детей в семье было пятеро, они рано остались сиротами. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца. Лев Толстой отличался пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он очень любил детей и поэтому открыл в своём имении школу для крестьянских детей. Тогда в стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и учил по ним крестьянских детей. Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе)
- Сделаем вывод из всего сказанного: кем был Л.Н. Толстой? (Великий русский писатель,
учитель)
- У нас есть выставка книг, которую подготовили некоторые ученики. Назовите произведения, которые вам известны? (“Филиппок”, “Муравей”, “Косточка”)
ӀӀӀ. Постановка проблемы. Изучение нового материала (открытие нового).
1) - А о ком мы будем читать сегодня вы узнаете, если угадаете, кого я спрятала на рисунке? (интерактивная доска, используется функция «Шторка»)
- Дети, у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? Расскажите! Что интересного знаете о собаках?
- Собака – друг человека, никогда не предаёт своего хозяина. Собаки раньше были дикими животными, человек приучил их, и теперь собака помогает человеку всю жизнь. В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака - брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Мы должны проявлять чуткость к нашим младшим бессловесным братьям, защитить их в нужный момент. Помните: мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому. |
- Сейчас я включу голос животного, а вы определите, какому животному он принадлежит? (звучит рычание льва).
- Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать?
- Лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2м 40см, вес более 230кг. Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. В зоопарке они доживают до 50 лет. |
2) - Кто догадался, как называется наше произведение? («Лев и собачка»)
- Прежде чем начать работу, давайте подумаем какие цели поставим на этот урок? Соберём «Корзину идей» (Познакомиться с произведением Толстого. Выяснить к какому жанру оно относиться. Узнать чему хотел нас научить Толстой написав это произведение)
- Открыли учебник. О чем нам может рассказать заголовок?
- Ребята, посмотрите, что написано после заглавия рассказа? Что значит быль?
- История, о которой рассказывает Лев Толстой, на самом деле произошла в далёком городе Лондоне, а узнал он о ней из рассказов моряков.
3)- Могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)
- Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением (чтение рассказа учителем).
4) - О чем эта быль? (О любви и привязанности животных друг к другу)
- Назовите главных героев были. (Лев и собачка).
- Что вас тронуло в этом рассказе? Поделитесь своими чувствами и мыслями. (Рассказ очень грустный. Я чуть не заплакала. Собачку жаль, и когда она умерла, и когда в клетку попала. Льва тоже жалко)
Физминутка
- Мне понятны ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем (чтение вслух детьми).
- Ребята, о каких словах хочется поговорить? Какие слова вас заинтересовали, значение каких слов непонятно? (Лондон, барин...)
д) - Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец?
- В чем выражалась жестокость людей по отношению к животным в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)
- Найдите в тексте слово «ухватил». Прочитайте предложение полностью. Подберите синоним к слову «ухватил».
- Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)
- В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.
- Прочитайте, как лев повел себя ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)
-Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место. (Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)
-Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)
- Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).
- Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).
-Во что переросли чувства собачки и льва? (В дружбу).
- Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год. Что же произошло с собачкой? (Собачка заболела и умерла)
- Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).
- Попытался ли хозяин изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (дал новую собачку)
-Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют , был предан первой собачке)
- С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства? (изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)
-Прочитайте про себя последние два предложения. Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).
-Какой конец в этой истории? (печальный)
- Скажите, пожалуйста, так могут ли животные, совершенно разные по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)
- Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам эту историю?
- Л.Н. Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились
5) Работа в группах.
- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Вспомним правила работы в группах (внимательно выслушивать мнение каждого члена группы, работать дружно ... )
- Каждый находит свою группу по цветам. Задания будут разного уровня.
1 группа. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. К какому моменту она относится? Найдите эту часть, зачитайте. 2 группа. Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог состояться между ними при первой встрече? 3 группа. Игра «Да-нет»: 1. Собака - дикое животное. 2. Л.Н. Толстой жил в имении Ясная Поляна.3. Л. Толстой всю жизнь был военным.4. В своём имении он открыл школу для крестьянских детей. 5. Л. Толстой писал рассказы только для детей. 6. Лев – хищное животное.7. В рассказе «Лев и собачка» лев изображён добрым и заботливым. 4 и 5 группы. Сочинить четверостишие о животных по прочитанной были. |
6) Проверка работы групп. В качестве примера приведём ответы детей, работавших в 3, 4, 5 группах.
Вторая группа. Диалог:
Собака: Не тронь меня, я добрая!
Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да?
Собака: Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая.
Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый.
Собачка: Давай тогда дружить!
Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду.
Третья группа. Четверостишие:
Лев и собачка - друзей лучших лет,
Лев и собачка прекрасный дуэт.
Дружат они без ссор и без драк,
Любит лев собачку просто так.
Четвёртая группа. Четверостишие:
Лев и собачка - хорошие друзья,
Им расстаться никак, никак нельзя.
А через год собачка умерла.
«Зачем и почему?» – Лев спрашивал себя.
И от тоски он погубил себя.
IV. Рефлексия урока
- Наш урок подходит к концу. Подведем итог. Ребята, как вы думаете, справились ли мы с целями, которые ставили в начале урока?
- Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?
- На партах лежат сердечки. Напишите одно слово, чувство или эмоцию, которое вызвало это произведение и приклейте на доску.
- Тоска, боль, грусть, сочувствие… Ребята, как вы думаете, почему у нас получилось столько грустных слов? (концовка грустная)
- Я вам предлагаю такое домашнее задание: придумайте свою концовку рассказа, чтоб он заканчивался радостно.
- Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку чтения,Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Данная презентация может использоваться на уроках познавательного чтения....
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой. Лев и собачка. +Презентация.
В этой папке дана разработка и презентация к уроку литературного чтения, Урок успешно проведён и оказывает положительное влияние на воспитание у детей чувства сострадания и любви к беззащитным животны...
Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
Конспект "Л.Н.Толстой "Лев и собачка""...
Конспект урока чтения. Л.Н. Толстой. Лев и собачка.3 класс.
На уроке использовала технологию нравственного воспитания с приёмами проблемного обучения и ИКТ.Урок направлен на воспитание у детей чувства сострадания и ответственности за животных, на то, что...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Л.Н. Толстой "Лев и собачка"
РМО учителей начальных классов....
урок литературного чтения в зклассе на тему "Л. Н. Толстой "Лев и собачка"
Открытый урок литературного чтения в 3 классе Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»Цели урока: продолжить знакомство с произведениями Л. Н. Толстого, обучать выразительному чтению для более гл...
презентация к уроку литературного чтения в 3 классе на тему "Л. Н. Толстой "Лев и собачка"
Презентация состоит из 9 слайдов, сопровождающих весь урок. Содержание слайдов указано в конспекте урока по данной теме....