Творчество Носова
учебно-методический материал по чтению на тему
Предварительный просмотр:
Цели урока: Продолжить работу над изучением творчества талантливого детского писателя Н.Н.Носова. Познакомить детей с новым литературным жанром.
Задачи урока:
- Учить работать с книгой;
- Формировать читательскую самостоятельность;
- Развивать умения анализировать, обобщать, сопоставлять.
- Развивать мыслительную деятельность и творческое воображение.
- Воспитывать чувства взаимовыручки и взаимоуважения
- Воспитывать любовь к литературному творчеству Н.Н.Носова.
Тип урока: урок открытия новых знаний с использованием ИКТ.
Оборудование:портрет писателя; детские иллюстрации к рассказам Н.Н.Носова; презентация к известным произведениям писателя; выставка книг Н.Н.Носова.
Подход: системно-деятельностный.
Методы и приёмы использования информационных технологий:
- метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа)
- метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (презентация);
- проблемно-поисковый (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску решений)
- методы стимулирования и мотивации (поощрения, создание ситуации успеха),
- социальные (создание ситуаций взаимопомощи)
Формы организации работы на уроке: фронтальная; парная; индивидуальная, групповая.
Ход урока
I . Организационный момент.
(самоопределение к деятельности) Посадка детей. Положение учебных вещей на партах учащихся. Положительный настрой на работу.
-Я ученик, я- личность, я – думаю и мыслю, я – анализирую и делаю выводы. Мы хотим всё знать.
II. Сообщение темы и цели урока:
Учитель: Ребята, мы сегодня на уроке внеклассного чтения поговорим о жизни и творчестве замечательного писателя Н.Н.Носова, “ перелистаем” некоторые его рассказы.
Девочки подготовили небольшие сообщения о писателе. Предоставим им слово. (Сообщение о биографии писателя)( слайд 1)
Учитель:За что читатели так любят книги Носова? (Ответы детей)
За что их любите вы?
Учитель:Книги Носова любят за то, что они наполнены юмором весёлым и добрым.
Рассказы писателя вызывают у читателя смех и улыбку. Совсем не смешно, если кто-то смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать о каком либо забавном случае.
Этому мы будем учиться на уроке.
III. Работа над прочитанными произведениями.
Учитель: Сегодня мы вспомним самые известные рассказы писателя.
Какое произведение вам показалось самым смешным? (Ответы детей)
(“Бобик в гостях у Барбоса”) (слайд 2)
Дети читают отрывок по ролям (самые смешные моменты).
Учитель: Первая “проба пера” состоялась у Носова в 1938 году. Журнал “ Мурзилка” напечатал его рассказ “ Затейники”(слайд 3)
Назовите главных героев рассказа? (Валя и Петя)
(Дети инсценируют отрывок.Учитель достаёт из-под стола шляпу.)
В каком рассказе упоминается эта вещь? (“Живая шляпа”) (слайд 4)
Почему мальчики испугались её? (она двигалась)
Назовите главных героев рассказа? (Вовка и Вадик)
(Ученики читают отрывок из рассказа.)
Учитель:
- Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев?
- Как автор относится к своим героям? (с симпатией, подшучивает, подсмеивается).
- Похожи ли эти мальчики на других героев из рассказов писателя?
- Какие они? (несмышлёные, неопытные, глупенькие).
А сейчас постарайтесь узнать, из какого рассказа данный отрывок?
(Два ученика разыгрывают отрывок из произведения Носова)
“- Я один раз купался в море, и на меня напала акула. Я её, бац, кулаком, а она меня, цап, за голову – и откусила.
- Врёшь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.
- Без головы?
- Конечно, без головы”. ( Фантазёры) (слайд 5)
Учитель: Кто очень некрасиво поступил в этом рассказе? (Игорь).
Чему учит нас рассказ “ Фантазёры”? (не сваливать вину на других, а отвечать самим за свои поступки).
Учитель: А сейчас почитайте друг другу небылицы из рассказа “Фантазёры”.
(Чтение детьми небылиц друг другу в парах)
Учитель: А какой рассказ Носова учит никогда не воровать и не брать чужого?
(Огурцы) (слайд 6)
- Расскажите, о чём этот рассказ? (краткий пересказ)
- Назовите главных героев произведения. (Павлик и Котька)
- К какому рассказу подходит пословица “Умел ошибиться – умей и поправиться”. ( “На горке”)(слайд7)
- Кто главный герой? ( Котька Чижов)
- Что вызывает смех в рассказе? (Котька посыпает горку песком).
- Как вы считаете, посмеялся ли сам Котька над собой?
- Прочтите это место в рассказе.
Учитель: (достаёт из пакета крупу)
- В каком рассказе упоминается крупа? (“ Мишкина каша”) (слайд 8)
- Почему у Миши и Коли не сварилась каша? (много крупы насыпали)
- А кто из вас пробовал варить кашу?
IV. Физкультминутка
Учитель: Отдохнём с пользой для дела.
Я буду называть предметы или действующих лиц, которые встречались или не встречались в рассказе. Если встречались, то вы хлопните в ладоши 3 раза, если нет, то вы приседайте.
(Машина, шляпа, клюшка, картофель, котёнок, лыжи, кочерга, сани, лыжная палка, ребята.)
V. Объяснение нового материала:
Учитель:(Проблемная ситуация на уроке)
- Ребята, а кто из вас читал книгу “Приключения Незнайки и его друзей”?
- Можно ли это произведение назвать рассказом? (дети пытаются ответить)
- А что такое рассказ? (повествовательное произведение небольшого размера)
- Может тогда это повесть? (дети дают определение повести)
- Перечислите всех героев этой книги? (Ребятам сложно выполнить задание, потому что героев много).
Учитель:Н.Н.Носов для детей писал не только рассказы, повести, но и романы-сказки.
Роман – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями.
Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях.
Роман - сказку “ Приключения Незнайки и его друзей” писатель начинает выпускать в 1954 году. Цикл историй происходит в сказочной стране, действие постоянно развивается на грани реальных и фантастических событий. Главный герой – Незнайка. Хвастунишка, невежда, пройдя через все сказочные беды и потрясение, познав чувство дружбы, решает исправиться, стать вежливым, начать учиться.
Многие из вас уже прочли это произведение, остальные захотят узнать о его героях.
(слайды 9; 10)
V Закрепление знаний:
Учитель:Асейчас небольшая викторина по данному роману-сказке. (слайд 11)
1. Где жили Незнайка и его друзья? (В Цветочном городе)
2. Какого роста были коротышки? (Ростом с небольшой огурец)
3. Почему Знайку так звали? (Он много знал, читал разные книги)
4. Почему у Незнайки ничего не получалось? (Он не любил трудиться)
5. Поэт из Цветочного города.(Цветик)
6. Любитель сладкого из Цветочного города. (Пончик).
7. Друг Незнайки. (Гунька)
8. Мастер из Цветочного города.(Винтик).
Учитель: Сейчас мы поделимся на две команды. Первая “ Фантазёры”, а вторая “Затейники”
По сигналу (светофоры красного и зелёного цвета) называем рассказы Н.Н.Носова, о которых мы ещё сегодня не говорили. (“Клякса”, “Огородники”, “Тук-тук-тук”, “Заплатка”, “Федина задача”, “Метро” “Ступенька”....)
VI Итог урока:
Учитель: Сегодня мы прикоснулись к творчеству Н.Н.Носова – одного из самых любимых детьми писателей. По его книгам ставят спектакли, снимают фильмы и мультфильмы.
Читайте и перечитывайте книги Н.Носова, “чтобы вновь убедиться, что его герои “ как живые” а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству”.
Так сказал о Н. Носове детский писатель С.В. Михалков (слайд12)
На уроке мы учились читать, инсценировать, а также думать над прочитанным.
Легко быть хорошим читателем? (ответы детей)
Что для этого нужно? (хорошо читать, выражать свои мысли вслух)
VII Оценка работы:
Учитель: А сейчас встаньте те, кто считает, что он весь урок активно работал, бегло читал, вдумчиво выражал свои мысли вслух.
Я рада, что вы так себя оценили.
Молодцы. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творчество Н.Носова
Урок литературного чтения "Творчество Н.Носова". Презентация к уроку....
Жизнь и творчество Н .Н. Носова
В презентации представлена краткая биография и этапы творческого пути Н. Носова...
Урок по творчеству Н.Носова.
.Урок позволяет в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве Н. Н. Носова, расширять читательский кругозор учащихся....
Жизнь и творчество Н. Н. Носова
Презентация расскажет о жизни и творчестве Н. Н. Носова...
Презентация. Жизнь и творчество Носова.
Можно использовать на уроках чтения....
Тест по произведению Н.Носова "Мишкина каша"с презентацией по творчеству Н.Носова
Материал для урока по литературному чтению....
Классный час «Творчество Носова Николая Николаевича»
Классный час посвящен творчеству известного детского писателя Николая Николаевича Носова....