С. А. Есенин «Черемуха»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Павлов Владимир Алексеевич

С. А. Есенин «Черемуха» учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф.и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 17.02esenin.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

Выполнил студент 41 гр.

Павлов Владимир

Проверила: Иванова С. А.

Отметка: ______________

Дата: __________________

Челябинск, 2016

Класс: 3  

Тема урока: С. А. Есенин «Черемуха»

Цели урока:  создать условия для знакомства с творчеством С. А. Есенина; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты:

  • Предметные:
  1. уметь прогнозировать содержание произведения;
  2. читать и воспринимать на слух произведения;
  3. выбирать виды деятельности на уроке;
  4. сочинять на основе художественного текста.  
  • Личностные:
  1. воспитывать любовь к своей Родине через бережное отношение к природе;

Тип урока: открытие  новых знаний.

Оборудование: выставка книг М. М. Пришвина; мультимедийная презентации; учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф.и др.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность

 ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Организационный

Словесный: слово учителя

-Ребята! Я очень рад

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Давайте начинать урок?

- Начнём мы наш урок, как только вы сядете ровно, спинки выпрямите, глазками друг другу улыбнётесь, ведь мы все друзья!

Приветствовать учителя

Настраиваться на урок

К: настрой на урок

Мотивация к учебной деятельности

Словесный: беседа

 -Ребята, у нас вами очередной урок литературного чтения.

-Как вы думаете для чего нам нужны уроки литературного чтения,?

- Что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока?( Познакомиться с новым писателем, произведением, получить хорошую отметку.

- Что  от вас потребуется для выполнения  поставленных задач? (внимание,  сообразительность, активность желание получить новые знания.)

- На сегодняшнем уроке желаю Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.

 Отвечать на вопросы

Участвовать в беседе

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Актуализация знаний

Словесный: слово о писателе

 

1. Вступительное слово учителя.

 - Сегодня на уроке мы еще раз обратимся  к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого  знакомились во 2 классе.

- Что вы помните о великом русском поэте С.А. Есенине?

- Какие его стихи мы читали ранее?

(Беседа с учащимися)

Учитель:

- А теперь более подробно нам о его жизни и творчестве расскажет ученик.

(Краткий рассказ ученика о творчестве великого поэта)

С.А. Есенин – русский народный поэт. Родился в 1895 году, умер в 1925 году. Есенин родился и вырос в селе Константиново, под Рязанью, на берегу красивой русской реки Оки. Поэт очень любил родную природу и воспевал её в своих стихах.                                                                                                                  

Отвечать на вопросы

Участвовать в беседе

Слушать учителя

П.:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы;

Решение частных задач

Словесный: слово учителя

 Словесный: беседа

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: слово учителя

Словесный: ответы на вопросы

Практический: чтение стихотворения

Словесный: анализ произведения

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: беседа

2. Постановка целей урока совместно со школьниками:

Учитель: 

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.А.Есенина «Черемуха». Как вы думаете, о чем это стихотворение?

- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах черёмухи.           (Слайд № 2)

 3. Знакомство с новым материалом.

Учитель:

- Я прочитаю стихотворение С.А. Есенина «Черёмуха», а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.          

Чтение стихотворения учителем.                        (Слайд № 3)

Черемуха

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

 - Какое настроение поэт хочет передать нам в  этом  стихотворении?

4. Ответы учащихся. Обмен впечатлениями.

 

    Беседа по вопросам:

- Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное,  весёлое, праздничное, радостное, спокойное,  мечтательное, грустное?  

- Обоснуйте свой ответ.

- Какие чувства возникли в вашем сердце: изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование?

- Как вы думаете, почему?

- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?

Вывод: стихи Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства.

Совместный вывод: лирические стихи отражают не  события, а душевное переживание поэта, его настроение.

Совместный  вывод: читая стихотворение, мы можем нарисовать в своём воображении и «веточки золотистые» и ручей, почувствовать аромат цветов черёмухи. Перед нашими глазами возникает яркие картины, хотя поэт и не описывает подробно каждую деталь.     (Слайд № 4)

5. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

 - Отметьте непонятные вам слова и выражения (роса медвяная, зелень пряная, проталинка, волной гремучею, обдаёт, вкрадчиво, под кручею).

- Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами? При этом нужно постараться передать настроение автора и свои чувства.

Учащиеся по желанию читают стихотворение.

7. Анализ лирического стихотворения.

 Учитель:

- О чем говорится в этом стихотворении? (о черёмухе)

- Какова его главная тема с вашей точки зрения? (красота родной природы)

Учитель:

- Как вы считаете, почему автор написал это стихотворение?

- При  помощи каких слов автор передаёт свою радость от вида необыкновенной красоты?

- Найдите их в тексте.

Учащиеся:

черемуха душистая, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей,  зелень золотистая, волной гремучею.

Учитель:

- Такие слова, с помощью которых автор передает свои эмоции, всю окружающую его красоту, называются эпитетами.

- Употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.

Учитель: 

- Какие эпитеты вы придумаете к слову черёмуха?

- Какое значение вкладывает поэт в эпитет  «черемуха душистая»?

Вывод учащихся: 

цветущая черёмуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и ещё говорит о том, что весна по- настоящему вступила в свои права.

Учитель:

- Черёмуха - это центральный или второстепенный образ в стихотворении?

 - Попробуем доказать, что «черёмуха» - центральный образ в стихотворении.

Беседа по вопросам:

-Чем привлекла внимание поэта черёмуха, которая с «весною расцвела»?

-О ком можно сказать: расцвела, кудри завила, стоит?

- Какой образ олицетворяет черёмуха?

Вывод: в этом стихотворении Есенина черёмуха – это красивая кудрявая девушка!

Учитель:

- Как вы думаете, кто в стихотворении представляется юношей?

Учащиеся: серебряный ручей.

 

Итоговый вывод учащихся: это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши в образе ручья; о природе, о том, что пришла весна. Всё живое наполнено любовью: и окружающая нас природа, и люди.

 Чтение  стихотворения выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства.

Слушать учителя

Слушать учителя

Слушать стихотворение

Отвечать на вопросы

Участвовать в беседе

Делать вывод

Читать стихотворение

Анализировать прочитанное

Работать с стихотворением

Отвечать на вопросы

Делать вывод

Читать стихотворение

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

П.: осознанное построение речевого высказывания;

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: осмысленно читают худож Т

К: контролируют действия партнера

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

П: осуществляют синтез

П: осмысленно читают худож Т


П: строят речевое высказывание

П: строят рассужд

Итог урока. Рефлексия.

Какую пользу для себя вы получили от этого урока?

Что нового получили, что не знали раньше?

-Какое правило вы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь.?

Охранять природу – значит охранять родину!

Запишите домашнее задание: Р.Т., стр. 6

Подводить итоги урока.

Записывать д/з

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе. С.Есенин "Черемуха".

Класс: 3Тема урока: " С .Есенин "Черёмуха".Цель:-формирование умения и навыков выразительного чтения стихов используя эпитеты.Задачи урока:образовательная:-дать знания об эпитете как образном средстве...

Открытый урок по чтению: А.К. Толстой "Колокольчики мои …" С.Есенин "Черемуха"

А.К. Толстой "Колокольчики мои …"   С.Есенин "Черемуха"...

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Черемуха" 2 класс.

Урок разработан по программе "Школа России". Основа урока - это развитие речи детей через алгоритм наблюдения, использование схем-ассоциаций для быстрого запоминания стихотворения....

Интегрированный урок по литературному чтению + рисование 3 класс. Тема: С. Есенин «Черемуха»

Цель:Показывать и учить школьников видеть в поэтическом тексте выражение чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительный образ.Задачи:...

С.А.Есенин «Черемуха».

Тема урока: С.А.Есенин «Черемуха».Тип урока: комбинированный.Цель урока:1.     Учить правильному, выразительному чтению.2.     Развивать воображение, память, мы...

Конспект урока литературного чтения. С.Есенин "Черемуха"

Конспект урока литературного чтения С. Есенин "Черемуха"...