Урок " Прощай азбука"
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Катасонова Ольга Анатольевна

Обобщающий урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_proshchay_azbuka.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок «Прощай, Азбука!»

Беляева Т.А., Катасонова О.А., Красикова Н.Н..

(г.Ленинск-Кузнецкий, Россия, МБОУ СОШ №1, Krasikova_73@mail.ru)

Форма: игра-путешествие

Цель: формирование у учащихся стремления к активной интеллектуальной деятельности.

Задачи: 
Образовательная – закрепить  все изученные буквы и звуки; формировать стремление  стать активным читателем;
Развивающая – развивать у детей речь, умения сравнивать, группировать; развивать коммуникативные способности первоклассников;
Воспитательная – воспитывать умение выслушивать своего товарища, культуру поведения, прививать бережное отношение к книгам.

Предполагаемые результаты

Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи, совместно договариваться о правилах работы в группах и следовать им,

Регулятивные УУД: формировать умение осуществлять самооценку, формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в деятельности.

Оформление: шары, цветы, плакат «Прощай, Азбука!», музыка «Паровозик из Ромашкина», «Голубой вагон», песня «Чему учат в школе», книга «Литературное чтение».

Ход урока

Учитель: Дорогие ребята! Мы заканчиваем наше веселое путешествие от А до Я, и пришло время важного события: сегодня мы прощаемся с самой главной книгой в жизни любого человека.

- Подскажите, ребята, как она называется?

Дети (хором): Азбука.

Учитель: Итак, праздник начинается! Быстро садитесь все в поезд, и отправимся в путь с нашей Азбукой.

1уч. В поезд можете садиться,

        Этот поезд быстро мчится –

        От степям до синих гор

        На зеленый семафор!

2уч. В школу он спешит сейчас

        К нам на праздник, в 1 класс!

        Опоздать нельзя на праздник,

        Это каждый знает –

       Мчится поезд – первоклассник,

       Скорость набирает.

3уч. Так садись в счастливый поезд –

         И помним от А до Я,

         Нынче в нашем классе праздник –

         Славный праздник Азбуки! (3, с.28)

Учитель: А коль сегодня праздник, все вместе мы будем играть, веселиться, участвовать в конкурсах.

Я предлагаю нам всем вместе отправиться в прекрасное путешествие по дороге изученных букв. Ну что, вперед?

1уч. Тридцать три родных сестрицы,

         Писать красавицы,

         На одной живут странице

         И повсюду славица!

2уч.  К нам они сейчас спешат,

         Славные сестрицы,

         Очень просят всех ребят

         С ними подружиться!

3уч. А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ

        Прискакали на еже.

        Зэ, И, Ка, Эль, Эм, Эн, О

        Дружно вылезли в окно.

4уч. Пэ, Эр, Эс, Тэ, У, Эф, Ха

        Оседлали петуха.

        Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –

        Все теперь мои друзья!

5уч. Пять сестренок опоздали –

        Заигрались в прятки.

        А теперь все буквы встали

        В азбучном порядке! (3, с.29)

Учитель: Стойте! Ребята, а как же быть с теми, кто опоздал?

                  А какие это пять сестренок опоздали? Назовите их.

Дети: Ё, Й, Ы, Ь, Ъ.

Учитель: Выходите сюда быстро! Из – за вас нам пришлось сделать вынужденную остановку.

  1. Станция «Шифровальная»

1уч. (Ь)

Мягкий знак и твердый знак

Разговаривали так:

- Сколько я пирожных съем?

Мягкий знак ответил:

 - Семь.

2уч. (Ъ)

Был мягкий знак высоковат…

Сказали буквы строго:

- Эй, наклонись немного!

И так согнулся он, чудак,

Что превратился в твердый знак. (1, с.228)

Учитель: Что общего между Ь и Ъ? Что знаете про Ь? Что знаете про Ъ?

Дети стараются вспомнить все, что знают о Ь и Ъ.

Учитель: Какие вы умники! А сейчас предлагаю вам мини – опрос.

  1. Как можно превратить слово мел в мелкое место, а слово шест – в число?
  2. Как называется знак, который может превратить слово Коля в слово колья?

Молодцы!

Послушайте, как однажды букве И пришлось утешать свою сестру.

Выходят две девочки – буквы И и Й.

Учитель: Сказала Й сестре родной:

1дев. (Й)

Вот ты, сестра – соседка,

Бываешь часто прописной,

А я – уж очень редко.

2дев. (И)

Ну, редко – это не беда.

Иные буквы – никогда!

1дев. (Й)

И много их?

2дев. (И)

Да целых три:

Сестра и с ней два брата.

1дев. (Й)

Зовут их так …

2дев. (И)

Не говори!

Скажите вы ребята!

Дети: Ъ, Ь, Ы.

Учитель: Вот пора и отдохнуть,

                  А потом уж дальше в путь.

2.Станция «Физкультминутка»

Игра «Если весело живется …»

Если весело живется, делай так…

Если весело живется, делай так…

Если весело живется,

Мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, делай так …

Учитель: Что ж, пора двигаться дальше.

Дети садятся в вагоны и едут под музыку песни «Голубой вагон»

  1. Станция «Гласные и согласные»

Учитель: Сколько в русском языке звуков? (42)

- А букв? (33)

- Буквы мы пишем, а звуки?

- Все звуки в речи делятся на две большие группы. Какие?

- А что вы про них знаете?

Учитель: Игра «Волшебный мешочек»

В мешочке лежат буквы. Надо на ощупь определить букву и назвать её, а потом показать всем ребята.

Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо знакомы с гласными и согласными звуками и буквами. Поехали дальше!

Мы с вами подъезжаем к станции «Загадкино»

  1. Станции «Загадкино»

Игра «Подскажи словечко»

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе … (живот)

В реке большая драка

Поссорились два … (рака)

Михаил залез на дуб

Чтобы врач не вырвал … (зуб)

Зимой на нашей речке

Купаются … (овечки)

Нет, моржи!

Летом, летом на лугу

Дети прыгают в … (снегу)

Нет, в траве!

Ранней осенью у нас

Пойдут папы … (в первый класс)

Нет, на работу! (2, с.11)

Игра «Сколько слогов?»

Учитель называет слова: бабушка, пол, велосипед, зонтик, баранка, азбука.

Игра «Узнай слово»

На доске картинки: березка, солнце, мама, кошка, сосна, луна, пылесос, стиральная машина.

Учитель называет ряд слов, а дети угадывают предмет.

- кудрявая, стройная, зеленая, белоствольная

- греет, светит, восходит

- заботится, стирает, готовит, убирает, печет

- ласковая, пушистая, мурлыкающая

Игра «Сложи и назови картинку»

- Каждый урок в «Азбуке» мы работали с иллюстрациями: интересно, узнаете ли вы сейчас эти картинки и вспомните, к какому произведению они относятся. (На парте части картинок к произведениям, собрать картинку, назвать произведение.)

Учитель: И вот станция «Финальная»

1уч. Всем нам Азбука знакома,          

        Всех учила нас читать,

        Начинали мы с простого –

        Буквы, слоги разбирать.

2уч. К слову слог прибавим снова –

        Вот уже сложилось слово!

        И прочесть рассказы, сказки

        Мы сумеем без подсказки.

3уч. Нам «спасибо» нужно дружно

        Нашей Азбуке сказать!

        Помогает эта книжка

        Нам читателями стать.

Учитель знакомит детей с новой книгой «Литературное чтение». Детям вручают книги и все поют песню «Чему учат в школе».

Список литературы

  1. Волина, В.В. Учимся играя [Текст] /В.В. Волина. – М.: Новая школа. - 1994. – 335с.
  2. Касаткина, Н.А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, рассказы, загадки, шарады) [Текст] / Н.А. Касаткина. -  Волгоград: Учитель. - 2003. – 127с.
  3. Феоктистова, В.Ф. Сценарии игровых и конкурсных программ для младших школьников [Текст] / В.Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель. - 2008. – 120с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Прощай, азбука"

урок "Прощай, азбука"...

Урок "Прощай азбука"

Урок -презентация для 1 класса "Прощай азбука"...

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Техкарта урока "Прощай, Азбука!"

Техкарта урока "Прощай, Азбука!". Итоговый урок обучения грамоте 1 класс...

Открытый урок "Прощай, азбука"

Тема: «Прощай, Азбука!»Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.Задачи:развивать мышление, способность к творческой деятельности;формировать универсальные учебные де...

урок "Прощай,Азбука!"

презентация...