Урок " Прощай азбука"
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок «Прощай, Азбука!»
Беляева Т.А., Катасонова О.А., Красикова Н.Н..
(г.Ленинск-Кузнецкий, Россия, МБОУ СОШ №1, Krasikova_73@mail.ru)
Форма: игра-путешествие
Цель: формирование у учащихся стремления к активной интеллектуальной деятельности.
Задачи:
Образовательная – закрепить все изученные буквы и звуки; формировать стремление стать активным читателем;
Развивающая – развивать у детей речь, умения сравнивать, группировать; развивать коммуникативные способности первоклассников;
Воспитательная – воспитывать умение выслушивать своего товарища, культуру поведения, прививать бережное отношение к книгам.
Предполагаемые результаты
Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи, совместно договариваться о правилах работы в группах и следовать им,
Регулятивные УУД: формировать умение осуществлять самооценку, формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в деятельности.
Оформление: шары, цветы, плакат «Прощай, Азбука!», музыка «Паровозик из Ромашкина», «Голубой вагон», песня «Чему учат в школе», книга «Литературное чтение».
Ход урока
Учитель: Дорогие ребята! Мы заканчиваем наше веселое путешествие от А до Я, и пришло время важного события: сегодня мы прощаемся с самой главной книгой в жизни любого человека.
- Подскажите, ребята, как она называется?
Дети (хором): Азбука.
Учитель: Итак, праздник начинается! Быстро садитесь все в поезд, и отправимся в путь с нашей Азбукой.
1уч. В поезд можете садиться,
Этот поезд быстро мчится –
От степям до синих гор
На зеленый семафор!
2уч. В школу он спешит сейчас
К нам на праздник, в 1 класс!
Опоздать нельзя на праздник,
Это каждый знает –
Мчится поезд – первоклассник,
Скорость набирает.
3уч. Так садись в счастливый поезд –
И помним от А до Я,
Нынче в нашем классе праздник –
Славный праздник Азбуки! (3, с.28)
Учитель: А коль сегодня праздник, все вместе мы будем играть, веселиться, участвовать в конкурсах.
Я предлагаю нам всем вместе отправиться в прекрасное путешествие по дороге изученных букв. Ну что, вперед?
1уч. Тридцать три родных сестрицы,
Писать красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славица!
2уч. К нам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
3уч. А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ
Прискакали на еже.
Зэ, И, Ка, Эль, Эм, Эн, О
Дружно вылезли в окно.
4уч. Пэ, Эр, Эс, Тэ, У, Эф, Ха
Оседлали петуха.
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –
Все теперь мои друзья!
5уч. Пять сестренок опоздали –
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке! (3, с.29)
Учитель: Стойте! Ребята, а как же быть с теми, кто опоздал?
А какие это пять сестренок опоздали? Назовите их.
Дети: Ё, Й, Ы, Ь, Ъ.
Учитель: Выходите сюда быстро! Из – за вас нам пришлось сделать вынужденную остановку.
- Станция «Шифровальная»
1уч. (Ь)
Мягкий знак и твердый знак
Разговаривали так:
- Сколько я пирожных съем?
Мягкий знак ответил:
- Семь.
2уч. (Ъ)
Был мягкий знак высоковат…
Сказали буквы строго:
- Эй, наклонись немного!
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в твердый знак. (1, с.228)
Учитель: Что общего между Ь и Ъ? Что знаете про Ь? Что знаете про Ъ?
Дети стараются вспомнить все, что знают о Ь и Ъ.
Учитель: Какие вы умники! А сейчас предлагаю вам мини – опрос.
- Как можно превратить слово мел в мелкое место, а слово шест – в число?
- Как называется знак, который может превратить слово Коля в слово колья?
Молодцы!
Послушайте, как однажды букве И пришлось утешать свою сестру.
Выходят две девочки – буквы И и Й.
Учитель: Сказала Й сестре родной:
1дев. (Й)
Вот ты, сестра – соседка,
Бываешь часто прописной,
А я – уж очень редко.
2дев. (И)
Ну, редко – это не беда.
Иные буквы – никогда!
1дев. (Й)
И много их?
2дев. (И)
Да целых три:
Сестра и с ней два брата.
1дев. (Й)
Зовут их так …
2дев. (И)
Не говори!
Скажите вы ребята!
Дети: Ъ, Ь, Ы.
Учитель: Вот пора и отдохнуть,
А потом уж дальше в путь.
2.Станция «Физкультминутка»
Игра «Если весело живется …»
Если весело живется, делай так…
Если весело живется, делай так…
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, делай так …
Учитель: Что ж, пора двигаться дальше.
Дети садятся в вагоны и едут под музыку песни «Голубой вагон»
- Станция «Гласные и согласные»
Учитель: Сколько в русском языке звуков? (42)
- А букв? (33)
- Буквы мы пишем, а звуки?
- Все звуки в речи делятся на две большие группы. Какие?
- А что вы про них знаете?
Учитель: Игра «Волшебный мешочек»
В мешочке лежат буквы. Надо на ощупь определить букву и назвать её, а потом показать всем ребята.
Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо знакомы с гласными и согласными звуками и буквами. Поехали дальше!
Мы с вами подъезжаем к станции «Загадкино»
- Станции «Загадкино»
Игра «Подскажи словечко»
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе … (живот)
В реке большая драка
Поссорились два … (рака)
Михаил залез на дуб
Чтобы врач не вырвал … (зуб)
Зимой на нашей речке
Купаются … (овечки)
Нет, моржи!
Летом, летом на лугу
Дети прыгают в … (снегу)
Нет, в траве!
Ранней осенью у нас
Пойдут папы … (в первый класс)
Нет, на работу! (2, с.11)
Игра «Сколько слогов?»
Учитель называет слова: бабушка, пол, велосипед, зонтик, баранка, азбука.
Игра «Узнай слово»
На доске картинки: березка, солнце, мама, кошка, сосна, луна, пылесос, стиральная машина.
Учитель называет ряд слов, а дети угадывают предмет.
- кудрявая, стройная, зеленая, белоствольная
- греет, светит, восходит
- заботится, стирает, готовит, убирает, печет
- ласковая, пушистая, мурлыкающая
Игра «Сложи и назови картинку»
- Каждый урок в «Азбуке» мы работали с иллюстрациями: интересно, узнаете ли вы сейчас эти картинки и вспомните, к какому произведению они относятся. (На парте части картинок к произведениям, собрать картинку, назвать произведение.)
Учитель: И вот станция «Финальная»
1уч. Всем нам Азбука знакома,
Всех учила нас читать,
Начинали мы с простого –
Буквы, слоги разбирать.
2уч. К слову слог прибавим снова –
Вот уже сложилось слово!
И прочесть рассказы, сказки
Мы сумеем без подсказки.
3уч. Нам «спасибо» нужно дружно
Нашей Азбуке сказать!
Помогает эта книжка
Нам читателями стать.
Учитель знакомит детей с новой книгой «Литературное чтение». Детям вручают книги и все поют песню «Чему учат в школе».
Список литературы
- Волина, В.В. Учимся играя [Текст] /В.В. Волина. – М.: Новая школа. - 1994. – 335с.
- Касаткина, Н.А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, рассказы, загадки, шарады) [Текст] / Н.А. Касаткина. - Волгоград: Учитель. - 2003. – 127с.
- Феоктистова, В.Ф. Сценарии игровых и конкурсных программ для младших школьников [Текст] / В.Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель. - 2008. – 120с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Прощай, азбука"
урок "Прощай, азбука"...
Урок "Прощай азбука"
Урок -презентация для 1 класса "Прощай азбука"...
Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»
Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....
Техкарта урока "Прощай, Азбука!"
Техкарта урока "Прощай, Азбука!". Итоговый урок обучения грамоте 1 класс...
Открытый урок "Прощай, азбука"
Тема: «Прощай, Азбука!»Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.Задачи:развивать мышление, способность к творческой деятельности;формировать универсальные учебные де...
урок "Прощай,Азбука!"
презентация...