Этапы урока, | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечания |
Орг. Момент. | Встали, подровнялись. Садитесь. | Садятся. |
|
Психологический настрой | Чтобы снять напряжение вместе со мной глубоко вдохните, выдохните, еще раз, и еще раз. Желаю вам удачи! | Учащиеся выполняют названные действия
| Снятие эмоционально-го напряжения |
Упражне-ние для глаз | – Сегодня на уроке встретятся упражнения, требующие активности глаз и внимания. – Подготовим глазки – стараясь смотреть только на центральный квадрат, отыщите числа от 1 до 25.
|
2 | 14 | 5 | 11 | 7 | 18 | 17 | 15 | 22 | 3 | 6 | 23 | 4 | 19 | 20 | 13 | 25 | 16 | 10 | 9 | 1 | 24 | 12 | 21 | 8 |
считают по порядку числа в таблице, кто посчитал, садится | Таблица Шульте для развития периферического зрительного восприятия, для быстроты чтения.
|
Работа с шифров-кой слова СКАЗКА
Подготов-ка к активной познавательной деятельности | – Какое слово зашифровано в таблице? Прочитайте ключ к шифру. - Как называются сказки, которые сочинил народ? -А, которые сочинили поэты и писатели? – С какой сказкой познакомились на прошлом уроке?
- Она авторская или народная? – Кто написал её?
Слайд 2 Что вы узнали о нём? (При затруднении учитель задает вопросы: Где родился? В какой семье? В каких учебных заведениях учился? Почему начал писать сказки?) - Как назывался сборник его сказок? Слайд 3 -Сколько произведений туда вошло? (16) В том числе в этот сборник вошла и сказка «Серая Шейка». | Читают ключ. (В2, А1, Б2, В3, А1, А3) Отгадывают слово «сказка».
(народные) (авторские) (литературные) (“Серая шейка”) (авторская) (Д.Н. Мамин-Сибиряк)
(«Аленушкины сказки»)
| Упражнение на развитие аналитико-синтетической деятельности.
|
Актуализация опорных знаний.
Характеристика героев.
| - Кто герой сказки «Серая Шейка»?
-Серая шейка была взрослой уткой или утенком? - Что с ней случилось?
- У каждого живого существа есть родители. Как называются родители утёнка? Слайд 4
Одинаково ли они относятся к своей дочери? Дома вы готовили характеристику этим героям. - Кто хочет охарактеризовать Утку? Селезня? – На чьей стороне автор? - Какая позиция близка вам? - Чья позиция обывательская? Вспомните, кто такой обыватель.
| Герой сказки «Серая Шейка». Героиня – Уточка. Утенком. Лиса перекусила крыло. Она стала калекой. Не могла летать. Утка и Селезень.
Нет, по-разному. Дают характеристику Утке и Селезню. -Я думаю, что автор на стороне Серой шейки. -Позиция обывателя у Селезня, он не хочет расстраиваться. -Считает, что беспокоиться, если помочь нельзя. |
|
II. Сообщение темы.
Постановка цели урока.
| -Кто хочет прочитать тему урока? Слайд 5 - Как понимаете «внутреннее состояние»?
- А как понять «взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя»?
Исходя из темы, сформулируйте цель урока.
Итог подводит учитель. - Правильно, мы познакомимся с содержанием II части, узнаем о мыслях, о настроении, чувствах Серой Шейки, а также о том, как наступает холодная зима.
| Ученица читает по слайду тему урока -Это значит, что она думает, о чем-то переживает. –А я думаю, что это то, что чувствует уточка. -Это если плохая погода, то и настроения нет. -Если холодно, то и играть не хочется. -Я должен познакомиться со II частью. -Я узнаю о мыслях, чувствах Серой Шейки и о том, как это связано с природой. -Я должен разобраться в том, как автор показывает внутреннее состояние героини через описание природы. -Я буду развивать свою речь. | Работа над пониманием формулировки темы |
Первичное восприятие. | -С чего начнем знакомство?
Художественное чтение-исполнение учителем. | С чтения. | Восприятие текста на слух |
Проверка первичного восприятия.
| О чем рассказала 2 часть? Какова основная мысль? Как озаглавите? | -Серая Шейка осталась одна. –Главная мысль в том, что ей очень тяжело было расстаться. |
|
Словарная работа.
| - Встретились ли вам слова, которые нуждаются в пояснении?
-Предполагая, что эти слова будут непонятны, я выписала их на слайд. Слайд 6
-Где можно узнать значения непонятных слов?
- Спросим у ребят.
-Давайте сравним толкование по слайду. Слайд 7 Ключик - (многозначное слово) вытекающий из земли источник, родник Поросль - молодые побеги растений. Курлыкали - о журавле: издавать характерные звуки, напоминающие «курлы-курлы». Бывалые - опытные, много видавшие и испытавший. Косяк - стая рыб, птиц. Роковой день - неизбежный, в данном случае, для Серой Шейки. Рок- понятие греческой мифологии - означает неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги.
- А почему слово «косяк» по-разному толкуете?
-Подберите синоним к слову курлыкали.
|
Перечисляют слова.
Вспомнить самому. Спросить у одноклассников. Посмотреть в словаре. В интернете посмотреть. Поясняют значение слов. При затруднении обращаются к толковому словарю (роковой день), который лежит на парте.
-
-Не все слова так толковали. -Слово бывалый не так поясняли. -Слово «косяк» не так поясняли. - Слово косяк многозначное, поэтому и по-разному толковали -Кричали.
| Работа с опорой со знаково-символическим изображением
|
Физминутка. | На носочки встанем, Облачко достанем. На корточки присядем, Травушку погладим. Руками- крыльями взмахнем, Как утята поклюём. В стайки соберемся, Друг другу улыбнемся. Мы сумели отдохнуть И готовы в дальний путь. |
| снятие умственного напряжения |
Работа над чтением трудных слов.
| Слайд 8 – Прочитайте слова, которые нам встретятся при чтении.
БЛИ УД С НА УТ РО УНО | ЗИВ ВО ЛЮБО ЧИ РЕН НЯВ СИВ | ШЕЙ ЕН ПЫТ НАВ НИ ШИ ШУЮ | СЯ НАЯ СТВОМ ШЕЙ КОВ МИ СЯ
|
| Читают 1) по одному; 2)по цепочке; 3)дуэтом.
| Работа со слоговыми таблицами разной структуры.
|
Вторичное восприятие.
| -С какой целью будем читать?
-Кто желает читать? | -Для того, чтобы разобраться в том, как автор показывает внутреннее состояние героини через описание природы. Чтение учащимися вслух по абзацам. | Овладение навыком смыслового чтения текста |
Художественный анализ. Работа в парах. 1)Внутреннее состояние Серой Шейки.
2)Слушание песни «Серая шейка»
Итог подводит учитель | -Давайте опишем внутреннее состояние Серой Шейки. Работаем в парах. Как покажете готовность?
-Какое настроение, какие чувства испытывает Серая Шейка и почему? Обратитесь к ПОМОГАЛКЕ «Черты характера», «Чувства, настроения».
Слайд 9 Понять, почему же Серая Шейка пришла к страшной мысли о том, что уж лучше бы её съела Лиса, нам поможет песня. Можете лечь на парты и послушать.
- Так почему же она пришла к такому страшному выводу? Слайд 10 (Её пугали одиночество и неизвестность, т.к. никто не мог объяснить, что такое зима) | .
-Готовность к ответу сигнал – поднятые вверх руки.
Заслушиваются ответы детей. Ответ одного ученика из пары дополняет другой.
Прослушивают запись.
Ответы детей. | Открытие духовных смыслов. Определение собственного отношения к прочитанному |
Описание природы
Развитие связной речи.
РЕКА
Итог подводит учитель.
БЕРЕГА
Итог подводит учитель.
НЕБО, ДОЖДЬ
Итог подводит учитель.
Итог подводит учитель.
| Теперь давайте обратимся к описанию природы. Найдите этот отрывок. –Какими словами начинается отрывок? Какими заканчивается? -Кто хочет прочитать? Читаем со словом СТОП.
Учитель говорит СТОП, после прочтения слова, которое нужно подчеркнуть.
-Итак, какие слова оказались подчеркнутыми?
Сравните состояние природы и состояние Серой Шейки. Обратимся к тексту. «…и сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке? Большая река и маленькая серая шейка одна. -Какое средство художественной изобразительности использует автор?
-Что сказано о берегах?
«…берега оголились…» – она одна. Куда прячутся утки в случае опасности?
-Есть где спрятаться Серой Шейке?
Получается, она беззащитна.
-Что сказано о дожде?
Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним? Слайд 11 - А теперь скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?
- Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму. Автор сам подводит итог. «Вообще, хорошего было мало…» Автор хороший психолог? Вспомните, кто такой психолог? Слайд 12 На слайде: психолог – человек, который умеет анализировать переживания других людей.
-Да, автор хороший психолог, потому что через описание природы показывает переживания главной героини.
| (Стр.135, 2 абзац) Находят слова.
Ученик читает текст, останавливается услышав слово СТОП, все дети подчеркивают последнее прочитанное слово. Называют (река, берега, небо, дождь)
-Ей страшно, одиноко. -Наверное, она плачет.
-Контраст. -Берега оголились. -Утки прячутся в траву. -А я видел, что в камыши. -Нет, негде ей спрятаться. -Вся трава засохла.
«…мелкий осенний дождь…» Серая Шейка плачет, её мама-утка. -Чтобы показать, как плохо Серой Шейке. -Это описание природы очень тоскливое.
-Да, он хорошо передал чувства Серой Шейки. ---Мы плакали, слушая песню. -Мне было жалко, я тоже чуть не плакал. | Включение задания с опорой на несколько анализаторов.
Определение роли пейзажа в произведении.
Определение авторского отношения к прочитанному
|
Художественное творчество.
Чтение по ролям диалога Утки с Серой Шейкой.
| -Как вы думаете, почему автор во второй части ни разу не упомянул селезня, но так много говорил о старой утке?
-Кого вам больше жалко: старую утку или Серую Шейку? - Кто хочет быть режиссером и раздать роли? – С какой интонацией прочитаем слова Утки?
– Каким голосом показать, что говорит Серая шейка?
– Как должен читать автор?
– Представьте, что вы артисты и вам надо прочитать так, чтобы передать состояние героев при разговоре. | -Селезень старался уйти от проблемы, не решать её, а Утка пыталась подбодрить Серую Шейку.
Режиссер раздает роли детям.
-Утка волнуется, интонация волнения, тревоги. -Дрожащим голосом. -Страх в голосе. -Тоже передать тоску, тревогу.
|
Воплощение и передача художественного образа с помощью голоса |
IV. Итог урока.
| Слайд 13 -Какой же основной итог этой части?
Слайд 14 -Закончите фразу «Сейчас она одна, но как любому сказочному герою ей предстоит выдержать испытания….»
-На следующих уроках вы узнаете, через что пройдет Серая Шейка для того, чтобы обрести счастье. - Давайте подведем итог нашей работе. Как вы думаете, достигнуты поставленные цели?
| - Серая Шейка осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой.
чтобы обрести СЧАСТЬЕ»
-Я думаю, что да, потому, что я понял, для чего автор вводит описание природы, чтобы показать как плохо одной будет Серой Шейке. |
|
Домашнее задание. | Запишите домашнее задание | Записывают «Выразительно читать с.137-140» |
|
Рефлексивно – оценочный этап.
| Оцените свою работу на уроке. Слайд 15 Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными - красный цвет, если вы были артистичными - зеленый. Пожалуйста, покажите свой выбор. -Я вижу, что не все ребята подняли сердечки. –Почему Арина. Ты не подняла? - Ты сегодня очень хорошо работала, я думаю, что ты должна поднять и синий и красный цвет. -Женя, ты тоже не подняла. Ты очень хорошо работала, была артистична и активна. Покажи красный и зеленый свет. Разные цвета показывают, что вы действительно активные, внимательные, артистичные. Слайд 16 Молодцы! Спасибо за урок! |
-Я не знаю, какое сердечко поднять. | Оценивание учащимися своей деятельности совместно с учителем в форме самооценки |