конспект урока Серая Шейка Мамин-Сибиряк
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Степаненко Ирина Ивановна

Тема: «Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке Д.Н.Мамин-Сибиряка «Серая Шейка». II часть

 

Цель: создание условий для художественного анализа текста и эмоционально-нравственной отзывчивости.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;

-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;

-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;

-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

 

Личностные:

- развитие чувства сопереживания, сострадания.

Метапредметные:

Познавательные:

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-уметь выделять главное;

-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.

Регулятивные:

-принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;

-оценивать результаты работы;

Коммуникативные:

-участвовать в учебном диалоге;

-выражать свои мысли в учебном диалоге;

-проявлять самостоятельность в парной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_seraya_sheyka_mamin-sibiryak.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                    

Коспект  урока

Тема:  «Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке

Д.Н.Мамин-Сибиряка «Серая Шейка». II часть

Класс  3 кл

Тема: «Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке Д.Н.Мамин-Сибиряка «Серая Шейка». II часть

Цель: создание условий для художественного анализа текста и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Планируемые результаты:

Предметные:

-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;

-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;

-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;

-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

Личностные:

- развитие чувства сопереживания, сострадания.

Метапредметные:

Познавательные:

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-уметь выделять главное;

-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.

Регулятивные:

-принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;

-оценивать результаты работы;

Коммуникативные:

-участвовать в учебном диалоге;

-выражать свои мысли в учебном диалоге;

-проявлять самостоятельность в парной работе;

Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, презентация, выставка книг Мамина-Сибиряка Д.Н., портрет писателя, запись песни в исполнении Вероники Долиной «Серая Шейка», опора для целеполагания и для словарных слов, таблица Шульте, магниты, шифровка слова СКАЗКА, запись ключа шифровки.

Этапы урока,

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

Орг. Момент.

Встали, подровнялись. Садитесь.

Садятся.

Психологический настрой

Чтобы снять напряжение вместе со мной глубоко вдохните, выдохните, еще раз, и еще раз.

Желаю  вам удачи!

Учащиеся выполняют названные действия

Снятие эмоционально-го напряжения

Упражне-ние для глаз

– Сегодня на уроке  встретятся упражнения,  требующие  активности глаз и внимания.

– Подготовим глазки – стараясь смотреть только на центральный квадрат, отыщите числа  от 1 до 25.

2

14

5

11

7

18

17

15

22

3

6

23

4

19

20

13

25

16

10

9

1

24

12

21

8

считают  по порядку числа в таблице, кто посчитал, садится

Таблица Шульте для развития
периферического зрительного восприятия, для быстроты чтения.

Работа с шифров-кой слова СКАЗКА

Подготов-ка к активной познавательной деятельности

–  Какое слово зашифровано в  таблице? Прочитайте ключ к шифру.

1

2

3

А

к

ш

а

Б

п

а

д

В

к

с

з

 

- Как называются сказки, которые сочинил народ?

-А, которые сочинили поэты и писатели?

– С какой сказкой познакомились на прошлом уроке?

- Она авторская или народная?
– Кто написал её?

Слайд 2

Что вы узнали о нём?

 (При затруднении учитель задает вопросы: Где родился? В какой семье? В каких учебных заведениях учился? Почему начал  писать сказки?)

- Как назывался сборник его сказок?

Слайд 3

-Сколько произведений туда вошло? (16)

В том числе в этот сборник вошла и сказка «Серая Шейка».

Читают ключ. (В2, А1, Б2, В3, А1, А3)  Отгадывают слово «сказка».

           

(народные)

(авторские) (литературные)

(“Серая шейка”)

(авторская)

(Д.Н. Мамин-Сибиряк)

(«Аленушкины сказки»)

Упражнение на развитие аналитико-синтетической деятельности.

Актуализация опорных

знаний.

Характеристика героев.

- Кто герой сказки «Серая Шейка»?

-Серая шейка была взрослой уткой или утенком?

- Что с ней случилось?

- У каждого живого существа есть родители.  Как называются родители утёнка?

Слайд  4

Одинаково ли они относятся к своей дочери?

 Дома вы готовили характеристику этим героям.

- Кто хочет охарактеризовать Утку? Селезня?

– На чьей стороне автор?

- Какая позиция близка вам?
- Чья позиция обывательская? Вспомните, кто такой обыватель.

Герой сказки «Серая Шейка». Героиня – Уточка.

Утенком.

Лиса перекусила крыло.

Она стала калекой. Не могла летать.

Утка и Селезень.

Нет, по-разному.

 

Дают характеристику Утке и Селезню.

-Я думаю, что автор на стороне Серой шейки.

-Позиция обывателя у Селезня, он не хочет расстраиваться.

-Считает, что беспокоиться, если помочь нельзя.

II. Сообщение темы.

Постановка цели урока.

-Кто хочет прочитать тему урока?

Слайд  5

- Как понимаете «внутреннее состояние»?

- А как понять «взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя»?

Исходя из темы, сформулируйте цель урока.

Итог подводит учитель.

- Правильно, мы познакомимся с содержанием II части, узнаем о мыслях, о настроении, чувствах Серой Шейки, а также о том, как наступает холодная зима.

Ученица читает по слайду тему урока

-Это значит, что она думает, о чем-то переживает.

–А я думаю, что это то, что чувствует уточка.

-Это если плохая погода, то и настроения нет.

-Если холодно, то и играть не хочется.

-Я должен познакомиться со II частью.

-Я  узнаю о мыслях, чувствах Серой Шейки и о том, как это связано с природой.

-Я должен разобраться в том, как автор показывает внутреннее состояние героини через описание природы.

-Я буду развивать свою речь.

Работа над пониманием формулировки темы

Первичное восприятие.

-С чего начнем знакомство?

Художественное чтение-исполнение учителем.

С чтения.

Восприятие текста на слух

Проверка первичного восприятия.

О чем рассказала 2 часть?

Какова основная мысль?

Как озаглавите?

-Серая Шейка осталась одна.

–Главная мысль в том, что ей очень тяжело было расстаться.

Словарная работа.

- Встретились ли вам  слова, которые нуждаются в пояснении?

-Предполагая, что эти слова  будут непонятны, я выписала их на слайд. Слайд  6

-Где можно узнать значения непонятных слов?

- Спросим у ребят.

-Давайте сравним толкование   по слайду.

 Слайд  7

Ключик - (многозначное слово) вытекающий из земли источник, родник
Поросль - молодые побеги растений.

Курлыкали - о журавле: издавать характерные звуки, напоминающие «курлы-курлы».

Бывалые - опытные, много видавшие и испытавший.

Косяк - стая рыб, птиц.

Роковой день - неизбежный, в данном случае, для Серой Шейки. Рок- понятие греческой мифологии - означает неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги.

- А почему слово «косяк» по-разному толкуете?

-Подберите синоним к слову курлыкали.

Перечисляют слова.

Вспомнить самому. Спросить у одноклассников.              Посмотреть в словаре.                         В интернете посмотреть.

Поясняют значение слов.

При затруднении обращаются к толковому словарю (роковой день), который лежит  на парте.

-

-Не все слова так толковали. -Слово бывалый не так поясняли.

-Слово «косяк» не так поясняли.

- Слово косяк многозначное, поэтому и по-разному толковали

-Кричали.

Работа с опорой со знаково-символическим изображением

 

Физминутка.

На носочки встанем,
Облачко достанем.
На корточки присядем,
Травушку погладим.
Руками- крыльями взмахнем,
Как утята поклюём.
В стайки соберемся,
Друг другу улыбнемся.
Мы сумели отдохнуть
И готовы в дальний путь.

снятие умственного напряжения

Работа над чтением

трудных слов.

 Слайд  8

– Прочитайте слова, которые нам встретятся при чтении.

БЛИ
УД
С
НА
УТ
РО

УНО

ЗИВ
ВО
ЛЮБО
ЧИ
РЕН
НЯВ

СИВ

ШЕЙ
ЕН
ПЫТ
НАВ
НИ

ШИ  

ШУЮ    

СЯ

НАЯ
СТВОМ
ШЕЙ

КОВ

МИ

СЯ

Читают

1) по одному;

2)по цепочке;

3)дуэтом.

Работа со слоговыми таблицами разной структуры.

Вторичное восприятие.

-С какой целью будем читать?

-Кто желает читать?

-Для того, чтобы разобраться в том, как автор показывает внутреннее состояние героини через описание природы.

Чтение учащимися вслух по абзацам.

Овладение навыком смыслового чтения текста

Художественный анализ.

Работа в парах.

1)Внутреннее состояние Серой Шейки.

2)Слушание песни «Серая шейка»

Итог подводит учитель

-Давайте опишем внутреннее состояние Серой Шейки.

Работаем в парах. Как покажете готовность?

-Какое настроение, какие чувства испытывает Серая Шейка и почему?

Обратитесь к   ПОМОГАЛКЕ «Черты характера», «Чувства, настроения».

Слайд  9

Понять, почему же Серая Шейка пришла к страшной мысли о том, что уж лучше бы её съела Лиса, нам поможет  песня.

 Можете лечь на парты и послушать.

- Так почему же  она пришла  к такому страшному выводу?

Слайд  10

(Её пугали одиночество и неизвестность, т.к. никто не мог объяснить, что такое зима)

.

-Готовность к ответу сигнал – поднятые вверх руки.

Заслушиваются ответы детей. Ответ одного ученика из пары дополняет другой.

Прослушивают запись.

Ответы детей.

Открытие духовных смыслов.

Определение собственного отношения к прочитанному

Описание природы

Развитие связной речи.

РЕКА

Итог подводит

учитель.

БЕРЕГА

Итог подводит

учитель.

НЕБО, ДОЖДЬ

Итог подводит учитель.

Итог подводит учитель.

Теперь давайте обратимся к описанию природы.

Найдите этот отрывок.

–Какими словами начинается отрывок? Какими заканчивается?

-Кто хочет прочитать?

Читаем со словом СТОП.

Учитель говорит СТОП, после прочтения слова, которое нужно подчеркнуть.

-Итак, какие слова оказались подчеркнутыми?

Сравните состояние природы и состояние Серой Шейки.

Обратимся к тексту.

«…и сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке?

Большая река и  маленькая серая шейка одна.

-Какое средство художественной изобразительности использует автор?

-Что сказано о берегах?

«…берега оголились…» – она одна. Куда  прячутся утки в случае опасности?

-Есть где спрятаться Серой Шейке?

Получается, она беззащитна.

 -Что сказано о дожде?

Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним?  

Слайд 11

- А теперь скажите, с  какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?

- Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.

Автор сам подводит итог.

«Вообще, хорошего было мало…»

 Автор хороший психолог? Вспомните, кто такой психолог?

Слайд 12

На слайде: психолог – человек, который умеет анализировать переживания других людей.

-Да, автор хороший психолог,  потому что через описание природы показывает переживания главной героини.

(Стр.135, 2 абзац)

Находят слова.

Ученик читает текст, останавливается услышав слово СТОП, все дети подчеркивают последнее прочитанное слово.

Называют (река, берега, небо, дождь)

-Ей страшно, одиноко.

-Наверное, она плачет.

-Контраст.

-Берега оголились.

-Утки прячутся в траву.

-А я видел, что в камыши.

-Нет, негде ей спрятаться.

-Вся трава засохла.

«…мелкий осенний дождь…»  

Серая Шейка плачет, её мама-утка.

-Чтобы показать, как плохо Серой Шейке.

-Это описание природы очень тоскливое.

-Да, он  хорошо передал чувства Серой Шейки. ---Мы плакали, слушая песню.

-Мне было жалко, я тоже чуть не плакал.

Включение задания с опорой на несколько анализаторов.

Определение роли пейзажа в произведении.

Определение авторского отношения к прочитанному

Художественное творчество.

Чтение по ролям диалога Утки с Серой Шейкой.

-Как вы думаете, почему автор во второй части ни разу не упомянул селезня, но так много говорил о старой утке?

-Кого вам больше жалко: старую утку или Серую Шейку?

- Кто хочет быть режиссером и раздать роли?

– С какой интонацией прочитаем слова Утки?

– Каким голосом показать, что говорит Серая шейка?

– Как должен читать автор?

–  Представьте, что вы артисты и вам надо прочитать так, чтобы передать состояние героев при разговоре.

-Селезень старался уйти от проблемы, не решать её, а Утка пыталась подбодрить Серую Шейку.

Режиссер раздает роли детям.

-Утка волнуется, интонация волнения, тревоги.

-Дрожащим голосом.

-Страх в голосе.
-Тоже передать тоску, тревогу.

Воплощение и передача художественного образа с помощью голоса

IV. Итог урока.

Слайд 13

-Какой же основной итог этой части?

Слайд 14

-Закончите фразу

«Сейчас она одна, но как любому сказочному герою ей предстоит выдержать испытания….»

-На следующих уроках вы узнаете, через что пройдет Серая Шейка для того, чтобы обрести счастье.

- Давайте подведем итог нашей работе. Как вы думаете, достигнуты поставленные цели?

- Серая Шейка осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой.

чтобы обрести СЧАСТЬЕ»

-Я думаю, что да, потому, что я понял, для чего автор вводит описание природы, чтобы показать как плохо одной будет Серой Шейке.

 Домашнее задание.

Запишите домашнее задание

Записывают «Выразительно читать с.137-140»

Рефлексивно – оценочный этап.

 Оцените свою работу на уроке.

Слайд 15

 Если вы были активными, выберите синий цвет,

если вы были внимательными - красный цвет,

 если вы были артистичными - зеленый.
Пожалуйста, покажите свой выбор.

-Я вижу, что  не все ребята подняли сердечки. –Почему Арина. Ты не подняла?

- Ты сегодня очень хорошо работала, я думаю, что ты должна поднять и синий и красный цвет.

-Женя, ты тоже не подняла. Ты очень хорошо работала, была артистична и активна. Покажи красный и зеленый свет.
Разные цвета  показывают, что вы действительно активные, внимательные, артистичные.

Слайд 16

Молодцы! Спасибо за урок!

-Я не знаю, какое сердечко поднять.

Оценивание  учащимися своей деятельности совместно с учителем в форме самооценки

Используемые источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk-i-literatura/library/slovar-nastroenii

http://yandex.ru/yandsearch

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-3-klass-tema-d-mamin-sibiryak-sera-0

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/urok-literaturnogo-chteniya-v-3-em-klasse-tema-otrazhenie-pozitsii-geroya-

http://viki.rdf.ru/item/2207/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"

Конспект урока литературного чтения. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" для 3 класса. Урок обобщающий. Групповая форма работа....

Конспект урока "Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»" ("Перспектива", 3 класс)

Цели деятельности учителя:знакомство со сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка, выразительное чтение произведения, чтение произведения по ролям.Планируемые результаты     Предметные: - знать...

Конспект урока "Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»" ("Перспектива", 3 класс)

Цели деятельности учителя:закрепление изучения сказки с помощью вопросов, характеристика героев сказки.Планируемые результаты     Предметные: - знать главных героев сказки;- уметь ...

Конспект урока "Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»" ("Перспектива", 3 класс)

Цели деятельности учителя:закрепление изучения сказки с помощью вопросов, изучение особенностей построения сказки.Планируемые результаты     Предметные: - знать особенности построе...

Методическая разработка урока « Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка». Образы !»

Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привел всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в далекий путь и все имели такой серьезный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь простра...