Конспект урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Конспект урока литературного чтения

Тема "Пословицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter_chtenie.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение

« Барановская  средняя   школа»

Николаевского муниципального района  Ульяновской области

Конспект урока литературного чтения

УМК «Планета знаний»

2 класс
«Пословицы»  

подготовила

учитель начальных классов

 Акимова Вера Тимофеевна

 

2013г.   

ХОД УРОКА:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.1.Организационный момент (1 мин.)

Цель этапа:

Создание благоприятного психологического климата в классе, настрой на позитивное восприятие учебного материала.

2.Артикуляционная гимнастика

Цель этапа:

выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

II.Сообщение темы и целей урока(1 мин.)

Цель этапа:  включение нового знания в систему знаний, при этом – повторение и закрепление ранее изученного.

III. Работа с учебником.

Цель этапа: научить различать и применять в практической деятельности пословицы.

IV.Инсценирование пословиц.

Цель этапа: дать возможность младшим школьникам проявить творчество, фантазию, на основе этого развивать устную (монологическую и диалогическую) речь.

V.Конкурс красноречия.

Цель игры: Учиться чётко, ясно, выразительно, эмоционально проговаривать пословицы.

VI. Конкурс «Расскажи пословицу жестами».

Цель игры: творческих способностей учащихся, преодоление застенчивости.

VII.Игра кричалка.

Цель этапа: Закрепление и обобщение знаний пословиц.

VIII. «Подбери пословицу к тексту».

Цель игры: Уметь выделить главную мысль текста и подобрать соответствующую поговорку.

IX. Конкурс «Замени пословицу»

Цель игры: Знакомство с пословицами народов мира и поиск аналогичных им русских пословиц.

XI. Итог урока. Рефлексия.

Цель: самооценка учащимися результатов своей  учебной деятельности.

V.Домашнее задание

Цель:

Повторение и закрепление ранее изученного материала.

  1. Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Артикуляционная гимнастика.

а) разминка

вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

- В природе всё меняется под влиянием всемогущего времени. Неизбежным остаются мысль и память человеческая. Благодаря памяти мысли переходят от одного поколения к другому из уст в уста.

-Какие виды устного народного творчества так передавались?

 Ещё в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего

 ценились в разговоре краткость и ясность, т.е. лаконизм. Само слово лаконизм произошло от названия области Древней Греции – Лаконии, жители которой,

 спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи.

 Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: «Со щитом или на щите». Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите. Она сказала очень кратко, но какой глубокий смысл.

 - Как вы думаете, как называются краткие изречения с глубоким смыслом?

И какая будет тема нашего урока?

Цель урока: познакомиться с разнообразием пословиц и поговорок.

 

 Своей краткостью, удивительным лаконизмом, выразительностью, меткостью поражают русские народные пословицы и поговорки.

 Что же такое пословица?

Давайте прочтём об этом в учебнике на с.94

А что нам о пословицах расскажут ребята?

- Народные пословицы – это не что иное, как сжатые небольшие поэтические произведения : сказка, комедия.

 А разве пословицы не похожи на сказку?

 • Жил-был молодец: дома не видал веселья, ушёл на чужбину – заплакал.

 Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, с природой. Она всё знает и обо всём имеет своё собственное мнение.

 • Думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно.

 • Не имеешь счастья с утра, не найдёшь и вечером.

 • С твоим умом только в горохе сидеть.

 Иногда пословица превращается в маленькую инсценировку

• К этой сценке подойдёт пословица «Два плешивых за гребень дерутся».

 Один человек много про себя рассказывал и получилась пословица .

 • Кто бы дятла не знал, кабы носом не стучал.

 Едко высмеивают пословицы и поговорки лень и ленивых людей.

Учащиеся смотрят инсценировку стоя (смена динамических поз).

Как на крыльях перелетают пословицы из века в век, от одного поколения к другому. В пословицах русский народ передаёт детям и внукам свои заветные правила жизни, учит их уму-разуму. Пословицы живут и сегодня в разговоре, в книгах. Они украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. (презентация).

 А сейчас проведём конкурс красноречия с помощью пословиц. Каждая команда по очереди говорит пословицу. Кто назовёт пословицу последним, тот и победил. Готовы? Начали!

Конкурс «Расскажи пословицу жестами»

Ну, а теперь попытайтесь рассказать пословицу без слов – одними жестами. Каждая команда получает пословицу, вам даётся на подготовку 3 мин. В этом конкурсе нужна сообразительность, смекалка, артистизм. Все хотят увидеть, на что вы способны. Поддержим участников аплодисментами.

 Итак, готовы? Одна команда показывает пословицу, другая отгадывает и называет пословицу.

  • Семь раз примерь, один раз отрежь.
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
  • Глаза боятся – руки делают.

 Очень хорошо справились с заданием участники …. команды. Молодцы!

  Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»

 Праздник продолжается. Игру начинает команда, которая победила в предыдущем конкурсе. Команда говорит часть пословицы или поговорки, другая команда её продолжает. Зрители помогают своей любимой команде!

 Не спеши языком …. спеши делом.

 Что посеешь …то и пожнёшь.

 Сам пропадай, а …. товарища выручай.

 С кем поведёшься, …. от того и наберёшься.

 Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.

 Сделал дело … гуляй смело.

 В гостях хорошо, ……а дома лучше.

 Взялся за гуж …….. не говори, что не дюж.

 С кем поведёшься …… от того и наберёшься.

 Готовь сани летом, …..а телегу зимой.

 Как аукнется, ….. так и откликнется.

 За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.

 Сколько волка не корми, …… а он всё равно в лес смотрит.

 Чем дальше в лес, ……тем больше дров.

«Подбери пословицу к тексту»

 Теперь я читаю текст, вы называете пословицу, которая к нему подходит. «Мальчик, уже вроде сделавший скворечник. Стал приделывать его к дереву. Но пока приделывал, крышка вдруг отвалилась. Сам скворечник завалился на бок. Птицы полетели прочь от такого домика.» (Поспешишь – людей насмешишь.)

 Конкурс «Замени пословицу»

 У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица. Предлагаю вам к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.

 1.Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица).

 Старого воробья на мякине не проведёшь.

 2. Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая пословица).

 Ищи ветра в поле.

 3. У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица).

 Язык мой - враг мой.

 4. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица).

 Язык до Киева доведёт.

 5. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица).

 Кто обжёгся на молоке, дует на воду.

 6. Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

 (Вьетнамская пословица).

 Тише едешь – дальше будешь.

XI. Подведение итогов

 Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются нам на всю жизнь. Мы не знаем, как возникла та или иная пословица, но знаем, что возникли они давно, острое слово прочно вошло в нашу речь. И сегодня существуют пословицы и поговорки на все случаи жизни. Они помогают нам стать лучше, учат нас ценить время, труд, мир, дружбу, любовь. Они метко дают оценку поступкам человека.

 Говорят дети:

 

 Прекрасны пословицы и поговорки! Наш долг – беречь этот мудрый чистый родник. Читайте жанры устного народного творчества! Уважайте мудрость отцов.

·         Что было интересного на уроке?

·         Как вы работали на уроке?

·         Чему я сегодня научился?

·         На каком уровне владею?

·         Над чем предстоит работать?

Попробуйте придумать свою пословицу.

коль начал учиться, лодырничать не годится.

Пошёл в школу - закончи её....

В школу пойдёшь по душе науку найдёшь.

В школу пойдёшь, друзей обретёшь.

Готовь портфель к 1-му сентября.

Чтобы хорошую отметку получить, нужно ума приложить.

Выполняют артикуляционную гимнастику

Так передаются сказки, песни, загадки, присказки, частушки , пословицы и поговорки.

Предположения и ответы детей

Пословицы и поговорки.

Чтение по цепочке.

Говорят ученики по – одному (везде, где символы)

 • Это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

 • Пословица, пожалуй, самый мудрый фольклорный жанр.

 • Пень не околица, глупая речь не пословица.

 • Мудрость эта заключена в краткой лаконичной форме.

 

Выходят два ученика – отнимают книгу друг у друга. Третий подходит, спрашивает:

 - Кто из вас грамотный?

 - Никто, оба безграмотные.

Инсценирование пословиц

 (выходят «старик» и «старуха» в русских национальных костюмах, садятся на скамейку и ведут беседу)

 • Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт.

 • Ленивый одну работу два раза делает.

 • Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

 • Девка красива, да прясть ленива. Голова завита, да делом не занята.

 • У Федорки одни отговорки.

 • Один пашет, а семеро руками машут.

 • Лентяй сидя спит, лёжа работает.

 • У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

 • Если лошадь ленива, ей тяжела и грива.

 • Пусть работают дурак  да медведь, а я буду в окно глядеть.

Бейся и на победу надейся.

 Не копьём побеждают, а умом.

 Опасение – половина спасения.

 Берегись бед, пока их нет.

 Осторожность – мать безопасности.

 Больше верь своим очам, нежели чужим речам.

 Руби дерево крепкое, гнилое само упадёт.

 Чем дальше в лес, тем больше дров.

 Это только цветочки, ягодки впереди.

 Хвастать - не косить, спина не болит.

 Глаза боятся – руки делают.

 Выше головы не прыгнешь.

Дети в команде выбирают участников и определяют их действия.

Учащиеся в своей команде подыскивают правильное продолжение пословицы.

Поясняют свой вариант ответа.

Учащиеся знакомятся с пословицами других народов и подбирают  сходные по смыслу.

• Рождает зверя зверь, рождает птица птицу. От доброго добро, от злого зло родится.

 • Когда нам ясно: человек – подлец. Не всё ль равно, кто у него отец.

 • Хоть и открыты двери в дом, но погоди. Сначала постучи и лишь потом входи.

 • Слишком хитроумная лисица попадёт в ловушку – дохитрится.

 • Не делай зло, не то на зло нарвёшься. Не рой другому яму – сам попадёшься.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...