Храбрый мальчик
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»
Цели: 1. Познакомить с дагестанской сказкой «Храбрый мальчик», учить детей работать с текстом, определять жанр произведения.
2. Развивать навык чтения, связную речь, расширять кругозор учащихся.
3. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, смелость, любовь к Родине.
Оборудование:
1. Аудиозапись сказки «Храбрый мальчик»
2. Напечатанные слова: сказка, народная, волшебная; добрый, смелый, отважный, мужественный, храбрый.
План урока
- Организация.
Придумано кем–то просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро!»
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок.
2. Проверка домашнего задания. Чтение по ролям и пересказ рассказов В.Голявкина.
4. Постановка учебной проблемы:
-Сегодня мы прочитаем произведение без названия. Наша задача: поработать над этим произведением, выяснить жанр этого произведения и озаглавить его.
5. Подготовка к чтению учащимися.
Выполнение заданий с 162-163
6. Знакомство со сказкой. Прослушивание аудиозаписи.
7. Выявление первичного восприятия произведения.
- Кому понравилось произведение?
- Чем оно понравилось?
8. Чтение сказки учащимися «цепочкой».
9. Работа с текстом.
- Что произошло с мальчиком в лесу? (Мальчик гулял в лесу и заблудился, искал дорогу, устал, лег под куст отдохнуть.)
- Что он увидел, когда лег отдохнуть?
- Какое чувство испытал мальчик, когда увидел змею? (испугался)
- Почему он решил помочь птенцам? (пожалел птенцов)
- Как он помог птенцам? (Взял палку, размахнулся и ударил змею)
- Легко ли досталась победа мальчику?
- Почему чудо – птица не убила мальчика? (Потому что он спас ее птенцов от смерти)
- Как чудо – птица отблагодарила мальчика? (Чудо – птица принесла мальчика прямо к его дому и опустила на крышу)
- В каких словах выражена главная мысль сказки? (будь всегда таким, как сейчас), т.е. будь всегда храбрым.
10. Физкультминутка.
11. Характеристика мальчика.
(Слова, характеризирующие мальчика, учитель вывешивает на доску)
- Какой этот мальчик? (храбрый, смелый, отважный, мужественный, добрый)
- А какая чудо – птица? (благодарная)
-Как бы вы ее озаглавили?
12. Три типа упражнений из системы Федоренко – Пальченко на развитие оперативной памяти и артикуляционного аппарата.
1). Жужжащее чтение в течение 1 минуты. Дети отмечают, до какого места дочитали простым карандашом.
2). Повторное чтение этого же отрывка текста в течение минуты.
-_Кто прочитал больше, чем в первый раз?
3).Чтение в течение 30 секунд в темпе скороговорки (для развития артикуляционного аппарата)
4). Повторное выразительное чтение этого же текста в течение 1,5 минут. Чтение с повышенной скоростью незнакомой части текста.
13. Чтение по ролям. Игра «Радиотеатр» с. 165-166 (автор, чудо – птица, птенцы, мальчик)
14. Работа над жанром произведения.
-Какие литературные жанры знаете?
- Что мы сейчас прочитали? К какому жанру мы отнесем это произведение? (сказка)
- Почему? (Сказка, это рассказ, в котором говорится о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны .)
- Какие бывают сказки? (народные и авторские) (волшебные, бытовые, о животных)
- Как вы думаете, а наша сказка, какая? (волшебная)
-Почему мы можем назвать ее волшебной?
- Можем сказать, народная она или авторская?
- Как бы вы ее озаглавили?
- Почему именно это название больше всего подходит к сказке? (Говорится о мальчике, который совершил храбрый поступок)
- Как мы можем проверить свои предположения относительно названия сказки? (мы можем посмотреть в оглавление с. 163)
- Что еще узнали об этом произведении из «Содержания» учебника? (Это указание говорит о том, что сказка создана народом Дагестана)
- Значит, эта сказка народная или авторская ? (народная)
15. Сообщение о Дагестане.
- Наша страна Россия – многонациональное государство. Всего в России живет около 160 народностей.
А Республика Дагестан расположена на Северном Кавказе (показ на карте России)
Отличается Дагестан от других регионов России многоязычием. Коренное население говорит на 30 языках. Народы Кавказа высоко чтут храбрость, гостеприимство и это отразилось в их многочисленных произведениях, в том числе и в этой сказке.
16. Обобщение учителя:
- Что мы узнали о дагестанском народе?
- Какие качества человека ценит дагестанский народ?
- Как вы думаете, только ли дагестанский народ ценит храбрость?
Вывод учителя: Такие качества человека, как доброта, храбрость, отвага, умение быть благодарным – это ценности, которые ценятся у каждого народа, передаются они из поколения в поколение. Каждый человек должен воспитывать в себе эти качества.
Работа в паре «Собери пословицу»
- У вас на парте конверты. Там пословицы. Вы должны собрать пословицу и объяснить, подходит она к нашему произведению или не подходит. (На парту одна пословица)
- Жизнь дана на добрые дела.
- Смелого и страх не берет.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Где смелость, там и победа.
- Как аукнется, так и откликнется.
- За добро добром и платят.
17. Подведение итога урока.
- С каким произведением познакомились на уроке?
– Как бы вы поступили на месте этого мальчика?
- Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
- Чему учит нас эта сказка?
– Как вы представляете себе чудо-птицу? Опишите ее словами.
Домашнее задание: читать (с. 163–166); нарисовать чудо-птицу
19. Рефлексия
- А сейчас возьмите карточку и покажите, какое настроение у вас в конце урока?
- Объясни свое настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Д.Н. Мамин-Сибиряк"Сказка про храброго Зайца"
Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Школа России"....
автор Семёнова Т.Е. Программа дополнительного образования для класса мальчиков "Справочная (служба) для мальчиков -1 класс"
Программа "Справочная для мальчиков" разработана как дополнение к традиционной системе воспитательной работы на начальной ступени образования. Программа решает выжные задачи воспитания, развития мальч...
Грамота мальчикам на праздник "А ну-ка мальчики!"
В файле содержится грамота для мальчиков и звезды с фото детей. Можно использовать на 23 февраля....
Праздник для мальчиков к Дню защитника отечества в 1 классе "А ну-ка, мальчики"
Разработка сценария праздника к Дню защитника отечества для мальчиков 1 класса. Проводится в преддверии праздника. Ведет мероприятие классный руководитель. Девочки класса являются зрителями и уч...
Педагогические аспекты работы с мальчиками в хоровой студии мальчиков и юношей
Статья предназначена для педагогов дополнительного образования и раскрывает особенности работы с мальчиками в начальный период обучения....
Конспект урок литературного чтения во 2 классе Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»
УМК «Гармония»Класс: 2Тема: Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации...