Навык чтения.
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Приёмы для формирования навыка чтения.
Книга – есть жизнь нашего времени. В ней
Нуждаются – и старые, и молодые, и деловые, и
Ничего не делающие; дети также.
В.Белинский.
Чтение в 20 веке привлекало внимание, как теоретиков, так и практиков.
Изменился мир, изменился читающий человек, изменилось само понятие чтения.
Чтение реализует культурную, коммуникативную, информационную, познавательную, образовательную, профессиональную, развлекательную и политическую роль в обществе.
Накопленные знания и методы анализа чтения вернулись в педагогику. Чтение, являвшееся целью обучения в начальной школе, стало средством обучения в средней школе и становится учебной и профессиональной компетенцией в вышей школе и системе постдипломного образования.
В нашей стране экономические и другие многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрослых, так и на детском чтении.
Тревожное положение с чтением в России нашло отражение в обращенииРоссийского книжного союза к читателям России и в проекте обращения к Президенту Российской Федерации, в которых указывалось, что 50% населения сегодня не читает книг, газет, журналов, а более 10 млн. взрослых россиян неграмотны.
Цель обучения чтению – воспитание человека, который умел бы читать на протяжении всей жизни различные материалы на разных языках по-разному, ставя перед собой различные цели, т.е. воспитание чтеца и читателя в одном человеке.
1 класс
Чтение по ленте букв( на одном дыхании – одна буква).
- Гласные верхнего ряда (справа налево и наоборот)
- Гласные нижнего ряда
- Гласные верхнего и нижнего ряда (снизу вверх, сверху вниз)
- Парные согласные (вразбивку)
- Непарные согласные (вразбивку)
Приём способствует формированию произвольного внимания, закреплению знания букв, совершенствованию речевого аппарата.
Чтение нескольких слогов – слияний на одном дыхании
- Ватара канарага сапатаваза
- Пене паре репа долепо жаныку самилоры
- Кувароланикимапероголипажатина
(Чтение на одном дыхании с опорой на гласные, членение на мелкие единицы чтения по2,3,4 слога по выбору детей)
Приём способствует выработке навыка чтения с опорой на гласные. Расширяется поле зрения.
Эхо
Сначала дети называют на одном дыхании все гласные, а потом всё слово.
Например: Закружились в хороводе белые берёзы.
А-у-и-и- закружились
О-о-о-е – в хороводе
Е-ы-е – белые
Е-ё-ы – берёзы
Предупреждаются ошибки на искажение слов. Регулируется дыхание. Идёт обучение чтению целыми словами.
Чтение слова, наоборот, по буквам «Путешествие в Наоборотию»
Небольшие слова, фразы читаем наоборот
Например: Широкие поля – ляпо еикориш
Корова, лес, зима, деньги – деньги, зима, лес, корова.
Чтение анаграмм
Найди лишнее слово
2 класс
Чтение предложения, записанного в одно слово
Намашинешинысшипами.
Догадайся, о чём это предложение
Стояла золень осотая(Стояла осень золотая)
Ворокали чирибьи(Чирикали воробьи)
Чтение слов и предложений в зеркальном отражении
Чтение в парах, хоровое чтение.
Фотографирование
На «раз» смотрят на слово, узнают
На «два» выдают слово
3 класс
Приём «Пузыри»
Выделение одного, главного факта и проблемы, последствия, решения, связанные с ним.
Приём «Представь себе»
Представьте читателям несколько минут на мысленное представление явления, а затем описание его в парах. Можно нацелить внимание на зрительные образы, иллюстрации, сопровождающие текст.
Приём «Мозговой штурм»
Используется с целью актуализации предшествующих знаний раздела.
Приём «Рассказ»
Презентация любимой сказки по алгоритму:
- кто герои сказки?
- когда и где происходит действие?
- с чего начинается сюжет?
- с какой проблемой сталкиваются главные герои?
- какие происходят события в течение периода времени, пока геройрешает возникающие проблемы?
- как герой решил проблему?
4класс
Приём «Спроси автора»
Приём интерактивного чтения. Он приучает думать во время чтения о том, что же действительно говорит автор.
Приём «Экскурсия по главе книги»
Прочтите главу книги и разделите её на логические части, озаглавьте их.
Приёмы чтения вслух:
«Чтение вслух учителем»
Учитель читает, иногда подключает детей, просит ответить на вопросы.
«Чтение в кружок»
Поочерёдное чтение эффективно для чтения небольшого законченного текста или законченного эпизода. Оно предполагает, что один учащийся читает текст, а остальные задают ему вопросы, на которые он отвечает, закончив чтение.
«Прочти вслух и выскажись»
Парная работа, где роль одного читать вслух, второго – высказываться.
«Театр у микрофона»
Чтение по ролям (требует серьёзной подготовительной работы).
Приём «Гайдорама»
Призван формировать гибкого чтеца при чтении объяснительных и информационных текстов.
Гайдорама представляет собой инструкцию чтения текста со значками на полях.
Например:
Прочитайте заголовок. Быстро ответьте на вопрос подзаголовка (в парах).
Прочитай быстро абзац.
В абзаце 2 вводится понятие_____________, даются его характеристики.
Прочитав, повторите своими словами, чтобы убедиться, что материал хорошо
понят.
Быстро прочитай пример, определив то, что необходимо, для того, чтобы…
Приём «Читательская конференция»
- Название, автор, жанр книги.
- Распределитесь на пары.
- Запиши выбранные книги
- Парная работа: говорящий и слушающий.
- Слушающий обдумывает план презентации
- смена ролей.
- Презентации книг
- Обсуждение
- Оценка конференции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к чтению. Формирование навыка чтения.
В статье речь идёт о развитии и формировании навыка чтения....
Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении
В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...
Флипчарт "Гроза" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)
Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....
Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.
Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях п...
Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.
Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях по разв...
Урок по литературному чтению 1 класс «Чтение слов с изученными буквами. Формирование навыков чтения»
Формирование навыков чтения, умения работать с текстом...
Доклад "Формирование навыка чтения и навыка работы над текстом"
В докладе описываются приемы работы по формированию навыка чтения у учащихся с ОВЗ....