Тест по литературному чтению 3 класс
тест по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
УКРЫВУШКИ, ХОРОНУШКИ, ПОКАЗУШКИ
Э. Шим
К вечеру вызвездило, ночью морозцы хрустнули, а утром выпал на землю первый снег.
Лесные жители его по-разному встретили. Старые звери да птицы поёжились, прошлую студёную зиму вспомнили. А молодые - ужасно удивились, потому что никогда ещё не видели снега.
На берёзе молоденький Тетерев сидел, на тонкой веточке покачивался. Видит - падают с неба мохнатые снежинки.
- Что за че-чепуха? - забормотал Тетерев. - Бе-белые мухи летят, над землёй кружат, не гудят, не жужжат, не кусаются…
- Нет, родимый, это не мухи! - сказал старый Тетерев.
- А кто же это?
- Это наши укрывушки летят.
- Какие такие укрывушки?
- Они землю укроют, - отвечает старый Тетерев, - одеяльце тёпленькое получится. Мы ночью под это одеяльце нырнём, будет нам тепло и уютненько…
- Ишь ты! - обрадовался молодой Тетерев. - Скорей бы попробовать, хорошо ли под укрывушками спится!
И стал ждать, когда на земле пуховое одеяло расстелется.
Под берёзами, в кустарничке, молоденький Зайчишко день коротал. В полглаза подрёмывал, в пол-уха прислушивался. Вдруг замечает - спускаются с неба мохнатые снежинки.
- Вот тебе на! - удивился Зайчишко. - Одуванчики давно отцвели, давно облетели-развеялись, а тут гляди-ка: целое облачко одуванчикового пуха летит!
- Глупенький, разве это цветочный пух! - сказала старая Зайчиха.
- А чего же это такое?
- Это наши хоронушки летят.
- Что ещё за хоронушки?
- Те самые, которые тебя от врагов схоронят, от злых глаз уберегут. У тебя шубка вылиняла, стала беленькая. На чёрной земле её сразу видать! А как лягут наземь хоронушки, станет кругом белым-бело, никто тебя и не увидит. Станешь гулять невидимочкой!
- Уй, как интересно! - закричал Зайчишко. - Скорей бы попробовать, как хоронушки меня прячут!
В лесу, по голому осинничку бежал молодой Волчонок. Бежал, по сторонам глазами зыркал, поживу себе искал. Вдруг смотрит - падают с неба лёгкие снежинки.
- Ай-яй! - сказал Волчонок. - Никак гуси-лебеди в поднебесье летят, пух и пёрышки роняют?
- Что ты, разве это пух да пёрышки! - засмеялся старый Волк.
- А что же это?
- Это, внучек, наши показушки летят.
- Не знаю я никаких показушек!
- Скоро узнаешь. Лягут они ровным-ровненько, всю землю укроют. И сразу показывать начнут, где какие птицы бродили, где какой зверь проскакал. Поглядим мы на показушки - и тотчас узнаем, в какую сторону за добычей бежать…
- Ловко! - обрадовался Волчонок. - Хочу скорей поглядеть, куда моя добыча побежала!
Только разузнали молодые звери да птицы, что это с неба падает, только с первым снегом познакомились, как потянуло тёплым ветерком.
Тут укрывушки, хоронушки, показушки и растаяли.
Отметь ответы, выполни задания.
1. О чем рассказывается в этомпроизведении?
□ о снегопаде
□ о животных
□ о том, как старые животные учат молодых
□ о зиме
2. Где происходят описанные события?
□ в роще
□ на лугу
□ в лесу
□ на реке
3. Когда произошел разговор старых животных с молодыми?.
□ днем
□ вечером
□ утром
□ ночью
4. Почему молоденький Тетерев назвал снежинки белыми мухами?
□ потому что снежинки летали
□ потому что он еще не видел снежинок
□ потому что они были белыми
□ потому что он был невнимательным
5. Чему обрадовался молоденький Тетерев?
□ тому, что вокруг было красиво
□ тому, что стало холодно
□ тому, что можно будет укрыться под мягким теплым снежным одеялом
□ тому, что с ним разговаривал старый Тетерев
6. Чему удивился молодой Зайчишка?
□ тишине в лесу
□ наступлению утра
□ облачку одуванчикового пуха
□ приходу зимы
7. О чем знала старая Зайчиха?
□ что летят снежинки, а не цветочный пух
□ что это наступила зима
□ что снежинки – хоронушки для зайцев
□ что это очень красиво
8. Чему удивился молодой Волчишка?
□ снежинкам
□ пуху и перышкам
□ наступлению зимы
□ встрече со старым Волком
9. Чему старый Волк назвал снежинки показушками?
□ потому что станет кругом белым - бело
□ потому что кругом лежит снег
□ потому что на снегу видны следы птиц и зверей
□ потому что снежинки падают с неба
10. Восстанови план. Расставь цифры в нужном порядке. Пункт с цифрой 1 указывает начало произведения
□ Хоронушки
□ Первый снег
□ Укрывушки
□ Теплый ветер
□ Показушки
11. Какие слова в произведении подтверждают, что молодые животные были наблюдательными? Найди в тексте и запиши ответ.
Молодой Тетерев удивлен, что _________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Молодой Зайчишка удивлен, что _______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Молодой Волчишка удивлен, что _______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Какими показаны старые животные? Отметь ответ.
□ злыми и глупыми
□ веселыми и глупыми
□ спокойными и умными
□ добрыми и умными
13. Найдите в тексте и запишите в каждой строчке одно слово, говорящее об отношении животных к своим детенышам по тому, как они называют малышей?
Старый Тетерев: ____________________________________________
Старая Волчиха: ____________________________________________
Старый Волк: ______________________________________________
14. Если бы у произведения Э. Шима не было заголовка, какой из предложенных ниже заголовка подошел бы к нему? Отметь ответ.
□ «Снегопад»
□ «Мудрые советы»
□ «Сказка леса»
□ «Зима»
15. Что нового для тебя из жизни животных сообщил автор? Запиши ответ. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Птица-змея
В.В. Яхонтов
- Это гадюка! Брось! Слышишь! – завопили ребята и врассыпную бросились в стороны. Самый отважный из них, тот, который вытащил из дупла живое существо, похожее на птицу, и на шипящую с длинным жалом змею одновременно, тоже не выдержал и выпустил его из рук.
С хриплым торжествующим криком странная птица-змея порхнула и быстро исчезла среди деревьев. После этого ребята долго обсуждали диковинную находку и ухватки этой невиданной птицы.
Много пернатых живёт в наших краях, но вертишейка, так напугавшая ребят, заслуживает того, чтобы о ней рассказать подробно.
Вертишейка, или вертиголовка, улетает на зиму к югу. Она хотя и принадлежит к отряду дятлов, но совсем не мастерица долбить деревья и вертикально лазать по стволам. Вертишейка вьёт гнёзда, как и все дятлы, в дуплах, но своего долбить не умеет и пользуется готовым.
Окраска перьев у вертишейки покровительственная, буро-серых тонов, глаза карие, и вся она не такая цветная, как большинство её сородичей. На дереве она сидит обычно вдоль горизонтальных сучьев и прижавшись к ветке. Поэтому заметить её на фоне коры чрезвычайно трудно.
Прилетают вертишейки в мае и сейчас же выдают себя громким, с гнусавым оттенком, криком «ти-ти-ти-ти-ти…». Держатся они обычно в разреженных лесах с отдельно стоящими крупными деревьями.
Замечательное свойство этой птицы – отпугивать от себя врагов. Вертишейка умеет артистически подражать повадкам змеи. Попав в руки человека или в лапы животного, а также почуяв опасность, вертишейка вытягивает шею, изгибая её змееобразно, угрожающе вертит головой, вращает глазами, открывает рот и высовывает язык. При этом она ещё шипит, как змея, и распускает хвост. Весь её вид, каждое движение тела напоминают ядовитую змею и устрашают врага. Несведущий человек и многие звери, столкнувшись с такой пугающей, змеиного вида, птицей, стараются её не трогать и уйти от греха подальше. Орнитологам пока не ясно, откуда у вертишейки выработался такой инстинкт и как она прошла школу змее-подражания.
Словарь
Орнитологи – учёные, изучающие жизнь птиц.
Инстинкт – внутреннее чутьё.
Ухватки – повадки, особенности поведения.
Отметь ответы, выполни задания.
1. Как называется живое существо, о котором говорится в произведении? Запиши ответ. ________________________________________________________________________________________________________________
2. К какому отряду птиц относится вертишейка? Найди ответ в тексте и запиши. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Где вьёт гнездо вертишейка? Отметь ответ.
□ на дереве
□ в траве
□ в кустарнике
□ в дупле
4. В каких лесах обычно живут вертишейки? Найди в тексте ответ и запиши. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как ты понимаешь выражение окраска покровительственная?
□ подходит под цвет стволов деревьев
□ очень красивая
□ пёстрая
□ цветистая
6. Как лазает по деревьям вертишейка?
□ вертикально по стволам деревьев
□ вокруг стволов
□ не лазает совсем
□ сидит на горизонтальных сучьях
7. Как вертишейка отпугивает врагов? Найди в тексте и запиши ответ. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Определи жанр этого произведения.
□ сказка.
□ художественный рассказ
□ научно-познавательный рассказ
□ басня
9. Объясни заголовок этого произведения. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Когда вертишейки возвращаются с юга.
□ в марте
□ в мае
□ в апреле
□ в июне
11. Как ведут себя вертишейки, когда возвращаются весной в родные леса?
□ гуляют по лесу
□ сидят на деревьях.
□ долбят дерево
□ громко и гнусаво кричат
12. Какой из предлагаемых заголовков мог бы подойти к этому произведению?
□ «Странный дятел»
□ «Сородич дятлов»
□ «Вертишейка»
□ «Вертиголовка»
13. Вертишейка «совсем не мастерица долбить деревья», говорится в рассказе. Объясни, что это означает. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Хотелось бы тебе увидеть птицу-змею? При ответе на вопрос используй текст произведения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по математике.Тесты по литературному чтению 3класс
Тестирование обучающихся 3класса по математике...
тесты по литературному чтению к разделу "Литературные сказки" 4 класс "Школа России"
В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке"В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"П.П.Бажов "Серебряное копытце"...
Тест по литературному чтению 4 класс по теме Литературные сказки
Тест 4 класс Школа России литературные сказки...
Тесты по литературному чтению , тесты по русскому языку 2- 3 класс
Тесты для 2- 3 класса по русскому языку, математике...
Тест по литературному чтению по разделу "Литературные сказки" 3 класс
Проверка знаний по разделу "Литературные сказки"...
Тесты по литературному чтению для 4 класса по теме: «Литературные сказки»
Аннотация к работе по литературному чтению 4 класс Работа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепц...
Тест по литературному чтению и техника чтения по итогам 1 четверти 3 класс Школа России
Техника чтения и тест для ликвидации задолженности в связи с длительной болезнью за 1 четверть 3 класса программа Школа России. Тест состоит из 10 вопросов....