Урок обучения грамоте "Гласный звук [э], буквы Э, э"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок обучения грамоте разработан по УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote_1_klass.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Открытый урок обучения грамоте в 1 классе
Гласный звук [э], буквы Э, э.
Программа «Школа России»
Провела: Фадеева О.А.
Саранск 2013.
Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.
Цель урока: познакомить учащихся с новыми буквами Э, э и новым гласным звуком [э]
Задачи:
Формировать навык правильного, выразительного чтения, умение рассуждать, работать с текстом.
Развивать фонематический слух, любознательность, внимание, мышление, речь учащихся.
Обогащать словарный запас учащихся.
Прививать интерес к чтению.
Оборудование: компьютерная презентация, электронный ресурс к учебнику, учебник «Азбука» 2 часть В.Г.Горецкого и др., электронная зарядка для глаз.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
- Ребята, поднимите руки, кто из вас любит путешествовать?
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. А на каком транспорте мы с вами отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку.
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровоза сестричка
Кто такая? (Электричка).
- Как вы думаете, почему для нашего путешествия я выбрала именно этот вид транспорта?
(Ответы детей)
Во время путешествия мы познакомимся с новым звуком и новой буквой, а также узнаем много новых слов.
Конечная станция нам не известна.
– Хотите узнать, как она называется?
Тогда в путь, друзья!
(звучит песня «Мы едем, едем, едем»
Станция 1 «Повторяй-ка»
Что такое речь?
– Какая бывает речь?
– Что значит письменная речь?
– Что значит устная речь?
– Из чего состоит наша речь?
Вывод: Наша речь состоит из предложений.
– Прочитайте, что говорит нам девочка. Что вы поняли из этой пословицы?
– Сколько слов в этом предложении?
– Кто составит схему предложения?!
– Из чего состоят предложения?
Вывод: Предложения состоят из слов.
– Это слова? Слайд 4.
Дополним слоги до слов.
Вывод: Слова состоят из слогов.
– А из чего же состоят слоги?
– Что такое буква?
– Что такое звук?
Станция 2. «Изучай-ка»
Сегодня мы будем изучать новый звук [э]. Давайте выясним, гласный это звук или согласный?
- Давайте хором произнесём этот звук.
- Почему вы решили, что этот звук гласный? Произносится голосом, воздух проходит свободно – звук гласный.
Вывод: звук [э] гласный, может быть ударным и безударным.
А вот, чтобы выяснить ударный этот звук или безударный, нам помогут загадки.
Живёт без тела
Говорит без языка
Никто его не видит
А всякий слышит. Эхо
Эхо) - волна акустическая( электромагнитная), отраженная от какого-либо препятствия и принятая наблюдателем.
Сколько слогов в этом слове? На какой звук падает ударение? Значит, какой вывод можно сделать? Звук Э может быть ударным.
- Слушаем следующую загадку.
На стене в кинотеатре есть большое полотно
Ходят взрослые и дети посмотреть сюда кино. (экран)
Произнесите это слово, выделив ударение. На какой звук падает ударение?
Значит, звук [э], может быть как ударным, так и безударным.
Выберете схему к слову ЭХО
- Звук [э] обозначает буква э. На что она похожа?
Какие слова вы знаете на букву Э?
А вы знаете, что буква э встречается в основном в словах иноязычного происхождения пришли из другого языка и являются заимствованными. И только три слова являются русскими.
«Русских слов на букву Э
мало в нашем словаре :
эй, и эх, и эта.
А экватор, эстафета,
электричество, экран
к нам пришли из дальних стран.
Но язык наш к ним привык,
стал богаче наш язык.»
-А какую букву мы уже знаем, которая тоже может обозначать звук [э]? Буква е
Физкультминутка для глаз
Работа с интерактивным электронным ресурсом.
Читаем слоги.
Играем вместе.
- Какой вывод можно сделать?
Откройте учебники на с.57. Прочитайте правило внизу страницы, выделенное в красную рамку.
Буква Э обозначает твердость предшествующего согласного звука.
Работа над дикцией
Сейчас мы будем работать по учебнику и для этого нам нужно привести наш речевой аппарат в порядок. И в этом нам поможет скороговорка.
Эскимо и два эклера
Съели Павлик и Валера
Составим схему слова эклер (работа с электронным ресурсом CD «Азбука 1 класс)
Молодцы! Отправляемся дальше.
Станция 3. «Поиграй-ка»
На этой станции мы будем играть в эхо. Читаем текст «Поиграем в эхо».
- читают хорошо читающие дети
- читают цепочкой
- читают по ролям, без слов автора.
Ребята, кто может рассказать, о чем говорится в этом тексте?
- Кто из вас слышал эхо?
- Где можно услышать эхо?
Давайте поиграем в «Эхо» и немного отдохнём.
Физкультминутка.
Поставьте руки трубочкой. Я называю слово, а вы подхватываете его конец.
Урок – рок
Коля – Оля
Петушок – шок
Слон – он
пятак – так
самолет – лет
квартира – Ира
Станция 4. «Прочитай-ка»
Работа с Азбукой.
а) чтение учителем
За рекой то тут, то там
Кто-то бродит по кустам.
- Эхо, эхо, это ты?
Отвечает эхо: - Ты…
– О чем это стихотворение?
– Где бродит? А еще где?
– Что оно отвечает?
б) жужжащее чтение детьми.
– Найдите предложение с вопросительным знаком.
Эхо, эхо – это ты?
– Ребята вы говорили, что эхо можно встретить на реке, в лесу.
– А как вы думаете можно ли встретить эхо в зимнюю пору? (нет)
Да, из- за низкой температуры воздуха зимой эхо услышать в лесу нельзя.
Мороз не дает распространяться эху по лесу.
Молодцы, едем дальше!
Станция 5. «Расскажи-ка»
работа с электронным ресурсом. Составляем рассказ.
- На этой станции мы будем составлять рассказ по иллюстрациям.
Смотрим мультфильм. Какие слова с буквой Э вы услышали?
Итог урока.
Мы пропутешествовали до конечной станции
– В какой город прибыл наш поезд?
ЭЛЕКТРОГОРСК.
Есть такой город у нас в стране.
– С какой буквы он написан? Почему?
– А что еще пишется с заглавной буквы?
- На следующем уроке мы познакомимся с историей этого города, узнаем, почему он так называется.
Вы сегодня были хорошими путешественниками. Меня очень порадовали ваши ответы.
Что вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
- Что больше всего понравилось делать?
- Сегодня я разглядела в ваших словах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.
- Молодцы!
А сейчас я раздам вам солнечные лучики и капельки дождя. Если вам было интересно на уроке, у вас хорошее настроение, то приклейте лучики к солнышку, а если вам было скучно, вы ничего полезного не узнали и не запомнили, то к тучке приклейте капельки дождя. (Солнышко и тучка приклеены на доске)
– А что ждет вас дальше, прочитайте.
ПЕ РЕ МЕ НА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте "Звук "щ". Буквы "Щщ"
На уроке дети знакомятся с новым звуком и буквами, обозначающими этот звук. Урок проходит в занимательной форме, которая способствует запоминанию буквы....
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Урок обучения грамоте . Звук и буква Щ
Конспект урока обучения грамоте в 1классе. Учитель: Мошникова Татьяна Владимировна Тема урока:...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЗВУК [щ], БУКВЫ Щ,щ
Данный материал знакомит с творчеством Л.Н.Толстого,способствует привитию любви к чтению и формированию навыков чтения....
Урок обучения грамоте "Звук и буква Г"
Проведен для учащихся 1 класса речевой школы...
урок обучения грамоте " Звук и буква А"
Ознакомление с первой буквой алфавита в занимательной форме...
Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"
Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...