Творческий компонент в работе над смыслом текста.
статья по чтению на тему

Котлярова Наталья Александровна

Сочинение стихов - это сложное, но увлекательное занятие, которое я использую на уроках литературного чтения. Эту форму работы можно применить на различных этапах урока. По характерным признакам придуманного четверостишья ребята узнают, о какой сказке или герое идёт речь, а так же сочиняем стихи, которые высмеивают пороки или передают мораль сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_komponent_v_rabote_nad_smyslom_teksta_2.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий компонент в работе над смыслом текста.

        Сочинение стихов - это сложное, но увлекательное занятие, которое я использую на уроках литературного чтения. Чаще всего к этой форме я прибегаю при работе с жанром сказки.

        Эту форму работы можно применить на различных этапах урока. Например, на этапе актуализации знаний учитель предлагает четверостишья, либо используются домашние заготовки учащихся в виде загадок. По характерным признакам ребята узнают, о какой сказке или герое идёт речь.

        Данную форму работы можно использовать и на этапе работы по новой теме. Во время первичного восприятия текста сказки учащимся предлагается отметить непонятные слова, лексическое значение которых они находят в толковом словаре. Затем, используя эти слова, ребята придумывают стихи, которые передают смысл текста сказки, характеризуют героя, высмеивают его пороки, учат.

        Предлагаю Вашему вниманию фрагменты урока, где используется творческий компонент при работе с текстом.

Класс: 2 Б.

Дата проведения: 11 декабря 2013 года.

Учитель: Котлярова Наталья Александровна.

Тема: Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить с новым видом народных сказок – бытовой сказкой на примере сказки «Мужик и медведь».

Информационно-техническое сопровождение урока: компьютерная презентация, компьютер, интерактивная доска, проектор, конспект урока.

Оборудование: Свиридова В. Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 класса; раздаточный материал, толковые словари.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

II Актуализация знаний.

-А действительно ли вы хорошо знаете сказки? Предлагаю конкурс знатоков сказок.

Учитель проводит конкурс знатоков сказок.

1. И собачки, и волчок

    Убежали наутёк.

    Только Петя-петушок

    Зайке нашему помог.   /слайд/

2. Жили-были брат с сестрой,

    Шли дорожкою домой,

    Братик непослушным был,

    Из копытца воду пил.   /слайд/

3. Хотели подружиться

    Журавль и лисица.

    Но в гости лишь сходили,

    О дружбе позабыли.   /слайд/

4. Пошёл парень за водой

    А вернулся он домой,

    Зная чудные слова.

    Щука их ему дала.   /слайд/

5. В этой сказке есть сестричка

    Очень хитрая лисичка.

    Выгоду всегда найдёт,

    Вокруг пальца обведёт.   /слайд/

6. На бал красавица пришла

    И там до полночи была.

    А потом всё изменилось

    В замарашку превратилась.

Подводит обучающихся к выводу о типах сказок. Организует работу с определениями.

-Молодцы! Что вы можете сказать про эти сказки?

-Назовите признаки волшебной сказки.

/7 слайд/

- Назовите признаки сказок о животных.

/слайд/

Слушают четверостишья, называют сказки.

(Заюшкина избушка.)

(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)

(Лиса и журавль.)

(По щучьему велению.)

(Лиса и волк. Кот и лиса.)

(Золушка.)

Отвечают на вопросы. Формулируют признаки сказок.

(1, 3, 5 сказки – о животных, а 2, 4, 6 – волшебные.)

(Волшебные предметы, превращения, чудеса.)

(Главные герои – животные. Иногда в этих животных мы видим людей.)

IV Работа по новой теме.

1.Учитель организует словарную работу.

-Откройте учебник на стр.144. Прочитайте вступительное слово автора.

-Как вы понимаете эти слова? Давайте обратимся к толковому словарю.

2. Знакомство со сказкой.

-Познакомимся со сказкой.

-Всё ли было понятно?

3.Учитель организует работу над содержанием сказки.

-Понравилась сказка? Кто главный герой сказки?

-Ребята, используя слова жать, вершки, заломать попробуйте сочинить стихи, передающие главный смысл сказки.

-Как вы думаете, можно сказку «Мужик и медведь» отнести к волшебной?

-А к сказке о животных, ведь один из героев – медведь?

Учащиеся читают вступительное слово автора.

(Эта сказка совсем с другим настроением. Сказывается, словно прибаутка, с лукавством да с усмешкой.)

Учащиеся работают с толковыми словарями.

Прибаутка – забавная, остроумная, обычно рифмованная поговорка, вставляемая в речь.

Лукавство – лукавый – игривый, добродушный, хитрый.

Усмешка – улыбка, выражающая насмешку, недоверие.

Сказку читают учащиеся.

Работа с толковыми словарями.

Жать – срезать под корень.

Вершки – верхняя часть растения.

Заломать – согнуть, откинув вверх или назад.

Учащиеся анализируют содержание текста. Отвечают на вопросы.

(Главный герой этой сказки – мужик. Он борется с медведем, но побеждает его умом, народной смекалкой.)

В результате совместного творчества получилось стихотворение. 

Вышел мужик урожай собирать.

Ленивый медведь обещал заломать.

Но хитрый мужик, собрав корешки,

Отдал косолапому кушать вершки.

Когда стал мужик пшеницу жать,

Опять обещал медведь заломать.

Потребовал Миша себе корешки,

А мужику достались вершки.

Медведь облапошен, мужик молодец!

Урок уясни! Сказке конец.

(Нет, отсутствуют волшебные предметы, превращения, чудеса.)

(Нет, главная проблема не борьба добра и зла, а как договориться с медведем о дележе урожая, как обхитрить его и остаться целым.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое изложение на основе метода прогнозирования текста

Урок русского языка в 4 классе (с использованием ИКТ) ...

Творческая работа с деформированным текстом

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и пр...

Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений. 3 класс. (сентябрь 2015 год)

Материал подготовлен для учащихся третьих классов. Программа "Школа - 2100". Цели работы: развитие устной и письменной речи школьников, закрепление изученных орфограмм....

Конспект урока по теме:"Сильная и слабая позиция фонем. Понимание смысла текста".

В данном конспекте я описываю мою работу по ТРИЗ-технологии на уроке обучения грамоте....

Творческий подход к работе с текстом на занятиях по ФРС и ПСУР

Работа с текстом на занятиях по ФРС и ПСУР у детей с нарушением слуха - одна из наиболее важных составляющих коррекционной работы...

Проверочная работа № 10 "Смысл действия деления. Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглого числа"

Проверочная работа № 10"Смысл действия деления. Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглого числа"...

Виды творческих работ по созданию текста на уроках русского языка

В этом материале хочу поделиться некоторыми видами творческих работ по созданию текста, которые использую в своей практике. Ребятам очень нравится возможность проявить творчество и выполнить задание н...