М М Пришвин "МОЯ РОДИНА"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
"Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю М.М. Пришвина."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.m._prishvin_moya_rodina.docx | 38.27 КБ |
Предварительный просмотр:
М. М. Пришвин
«Моя Родина»
Урок чтения в 3 «А» классе.
Учитель: Дзотцоева Л. Б.
Цели урока:
- Продолжить знакомство с творчеством М.М. Пришвина, организовать эмоционально-эстетческое восприятие, учить формировать идею произведения.
- Развивать речь учащихся, развивать навык осознанного и правильного чтения. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в тексте предложения, подтверждающие устные высказывания.
- Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю, как создателю художественного произведения.
- Воспитывать любовь к родному дому, краю, Родине, воспитывать бережное отношение к природе, доброту.
Использованные материалы.
При выполнении презентации к уроку использовались фотографии нашего города, взятые из презентации «О нашем городе», выполненной учащимися МКОУ СОШ №2 г. Дигора, а также отдельные слайды из презентаций.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Психологический настрой
Учитель: Прозвенел звонок. Начинается урок литературного чтения. Посмотрите на различные изображения «солнышек» на доске.
– Скажите, какое изображение соответствует вашему настроению? Мне нравится ваш настрой на урок.
– Начнем наш урок с разминки. Продолжите пословицы: (Приложение 1, слайд 2)
- Кто много читает…
- Чтение – лучшее…
- Будешь книги читать…
– Так зачем же нам надо читать? (Ответы детей) (Приложение 1, слайд 3)
«Подружись с книгами и ты всегда найдешь ответ на любой вопрос».
2. Актуализация знаний
– Мы с вами прочитали уже немало книг, познакомились с творчеством многих писателей. Давайте вспомним некоторых из них. (Приложение 1, слайд 4)
– Кто это? Назовите фамилии писателей. (Сладков, Бианки, Чарушин)
– Что объединяет этих писателей? (Писали о природе и животных)
– Вспомним произведения этих писателей.
3. Изучение новой темы
– Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством наших писателей.
а) Постановка целей и задач урока
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Мы продолжим знакомство с русскими писателями, прочитаем новое произведение, попытаемся определить замысел автора и основную идею этого произведения)
– Как фамилия этого писателя вы узнаете, разгадав небольшой кроссворд.
1. Известный дедушка – баснописец.
2. Написал рассказы про «Мышонка Пика».
3. Автор сказок о «Золотой рыбке», «О царе Салтане…» и др.
4. Имя автора рассказа «Лев и Собачка».
5. Автор, писавший о животных и сам иллюстрировавший свои книги.
6. Автор книг о приключениях Незнайки в Солнечном городе. (Приложение 1, слайд 5)
П | ||||||||||
1. | К | Р | Ы | Л | О | В | ||||
2. | Б | И | А | Н | К | И | ||||
3. | П | У | Ш | К | И | Н | ||||
4. | Л | Е | В | |||||||
5. | Ч | А | Р | У | Ш | И | Н | |||
6. | Н | О | С | О | В |
– С творчеством какого писателя нам предстоит познакомиться сегодня? (М.М. Пришвин) (Приложение 1, слайды 6-7)
– Сделайте свои предположения, почему мы поставили этого писателя в один ряд с В. Бианки, Н. Сладковым, Е. Чарушиным? (Ответы детей)
– Да, действительно, этот писатель тоже писал свои произведения о родной природе, о родном крае.
б) Краткий рассказ о писателе:
– Об этом авторе К. Паустовский сказал: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю М.М. Пришвина. (Приложение 1, слайд 8)
Жизнь и творчество М.М. Пришвина – это увлекательное путешествие: иногда в соседний лес, а бывает и в дальние страны.
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал её Север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки, озера. Он умел видеть необыкновенное, волшебное в самом простом. И про все это вы прочитаете в его книгах: «В краю непуганых птиц», «Кладовая солнца», «Женьшень» и других. (Показ книг. Приложение 1, слайд 9).
– Сегодня мы познакомимся с одним из его произведений, которое открывает новый раздел в нашем учебнике. Прочитайте его название. («Люби живое»).
– Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)
в) Чтение рассказа «Моя Родина» подготовленными учениками.
Проверка первичного восприятия текста:
– О чем это произведение?
– Согласны ли вы, что это произведение о Родине?
– О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?
– Важны ли они для писателя?
– Почему они важны?
4. Физкультминутка
5. Подготовка к повторному чтению
а) Речевая подготовка: (Приложение 1, слайд 10)
Ма-ло-по-ма-лу
Жи-вот-ный и рас-ти-тель-ный мир
Со-кро-ви-ща-ми
По-кры-ва-лось
Не-о-бык-но-вен-но
Кла-до-ва-я (объяснить смысл слова. Словарь)
– Перед чтением хочу задать вопрос: Подумайте, когда будете читать, какие строки этой статьи самые главные?
б) Повторное чтение по цепочке.
6. Беседа по прочитанному:
– Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил.
– Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?
– Какие строки этой статьи самые главные?
– Согласны ли вы с призывом автора?
– Прочитайте еще раз выразительно эти строки.
– Как вы можете беречь нашу школу, наш город, а следовательно и свою Родину?
– Как вы понимаете значение слова Родина?
– Кто из вас где родился?
– Что объединяет эти названия? (Они находятся в Северной Осетии - Алании)
– Значит Северная Осетия – наша с вами Родина.
– Наша Северная Осетия входит в состав России. Значит Россия – тоже наша Родина, а мы все – россияне. Я знаю, что многие люди уехали жить в другие страны, но все равно они вспоминают свое родное место. Почему?
– За что же мы любим нашу Родину?
– Посмотрите на некоторые фотографии, показывающие красоту нашего родного края. (Приложение 1, слайды 11-15)
– А какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина? (Ответы детей: род – рождение – родители – родство – родимый – родной – родинка – родительский – родовитый – безродный)(Приложение 1, слайд 16)
– Я просила вас дома найти к уроку пословицы о Родине. Поделитесь своими находками. (Ответы детей заслушиваются в виде «аукциона» пословиц)
– Я тоже нашла такие пословицы. Давайте их прочитаем: (Приложение 1, слайд 17)
- «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»
- «Родная сторона – мать, а чужая – мачеха»
- «Человек без Родины, что птица без крыльев»
- «На чужой сторонушке рад своей воронушке»
- «Своя земля в горсти мила»
7. Подведение итогов урока
– С творчеством какого писателя знакомились?
– Что нового узнали на уроке?
– Чему учились?
– Уже много лет нет с нами М.М. Пришвина, но для нас с вами он оставил послание, которое мы ещё раз прочитаем: (Приложение 1, слайд 18)
8. Домашнее задание
– Перечитать еще раз рассказ М.М. Пришвина «Моя Родина». Нарисовать свой любимый уголок природы.
9. Рефлексия
– Выберите из конвертов такое изображение «солнышка», которое соответствует вашему настроению в конце нашего урока и прикрепите его на доску.
– Я рада, что количество улыбающихся «солнышек» у нас преобладает. Вот на этой радостной солнечной ноте мы и закончим наш урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой край для меня - это Родина! А Родина - это Алтай !
Классный час проведён к 70 - летию Алтайского края.Цели : 1. Расширить представления детей о родном крае , учить любить родину.2.Работать над выразительным эмоциональным чтением поэт...
Презентация К проектной работе «Моя малая родина»(Судьба и родина едины)
Проект «Судьба и Родина едины».Классный час: « Моя малая Родина».Цель:- формировать представления о родном крае, о своей станице;- вызвать интерес к истории родной станицы;- пр...
КОНКУРС СТИХОВ О РОДИНЕ «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»
Формирование у детей стремления больше знать о своей родине,способствовать воспитанию любви и уважения к ней....
Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".
Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....
Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"
На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...
Внеклассное занятие во 2 классе на тему: «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…» (Образ Родины в неофициальных символах)
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России....
Внеклассное занятие во 2 классе на тему: «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…» (Образ Родины в неофициальных символах)
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России....