Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа 2100"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы «Литературное чтение» (1-4 кл.) Е.В. Бенеевой, Р.Н.Бунеева (М.:Баласс,2012) и обеспечена учебно-методическим комплектом для 3-го класса.

Формирование функционально грамотных людей – одна  из важнейших  задач  современной школы.  Основы   функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где  идет интенсивное  обучение различным  видам  речевой деятельности  – чтению и  письму,  говорению и  слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком –  один  из  основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем  как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их  самостоятельно выбирать. Достижение этой  цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи  (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной куль- турой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной, – через  введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.  

            Общая характеристика учебного    предмета  

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1)  овладение  функциональной  грамотностью на  уровне  предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и  анализа текстов;

3)  овладение умениями,  навыками  различных  видов   устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Для  достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение»  3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.;  а также методические рекомендации для   учителя и  «Тетради  по  литературному чтению» для  учащихся.

В программе за основу  взят традиционный тематический принцип  группировки материала, однако в реализации этого  принципа есть  свои  особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

В 3-м классе дети, которые уже  знакомы с двумя источниками чтения  –  фольклором и  современной детской литературой,  открывают для  себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения,  поэму, пьесу-сказку. Здесь   находят свою  реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы  и  текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для  3-го кл., позволяют показать детям мир  литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов  XX  в., доступные для   детского чтения;  современную детскую литературу.

      В 3-м классе  последовательность текстов и  тем,  в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» –  третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учеб- ник,  размышляет,  задаёт вопросы. И  вместе  с  Настей читают и думают ученики.

При  составлении учебника для  3-го класса в большей мере, чем во всех  остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о кото- рой шла  речь  выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково  последовательно во всех  книгах, что,  с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей,  и  уроки  внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том,  что на этих  уроках дети  работают не с учебником-хрестоматией,  а  с  детской книгой.  Главная  особенность системы внеклассного чтения заключается в том,  что  дети  читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения.  Уроки внеклассного чтения проводятся после  окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы  этих  уроков –  индивидуальное дело  учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для  самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для   заучивания  наизусть  рекомендуются все   стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4  до 7–8  предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут  учить одно из 2–3  стихотворений по собственному выбору.

На  уроках литературного чтения ведущей является  технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа  с текстом до чтения.

1. Антиципация  (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его  героев  по  названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации  с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей  (учебной, мотивационной, эмоциональной,  психологической) готовности учащихся  к работе.

II этап. Работа  с текстом  во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учите- ля) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия  (с  помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.  Перечитывание  текста.  Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего  текста или  его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через  текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к  каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в  случае необходимости) к  отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа  с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного,         дискуссия.  Соотнесение читательских интерпретаций  (истолкований,  оценок) произведения  с  авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи   текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.  Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.  Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

 Описание  места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и при- мерными  программами  начального  общего   образования  предмет

«Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре класса в неделю (136  ч. в год).

           Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через  сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность  свободы,  чести  и достоинства как  основа  современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на  осознании себя  частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – основа  эстетического воспитания через  приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность  стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как  части культуры человечества, проникновения в суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих  в  основе   социальных явлений.  Приоритетность знания, установления истины, само  познание как ценность  – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность  семьи.  Семья – первая и самая значимая для  развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность  труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,  состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного пред- мета  у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду  в целом и к литературному труду  в частности.

Ценность  гражданственности – осознание себя  как члена общества,  народа,  представителя  страны,  государства; чувство ответственности за  настоящее и будущее своей  страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей  стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  патриотизма. Любовь к России, активный  интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность  человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования   и  прогресса которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностными результатами  изучения  предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

–  эмпатия –  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

–  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –

своих  и окружающих людей;

–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

Средством достижения  этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица,

схема)

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его

методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом

речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической

  формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения,

быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной

 деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»

  является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию,

 фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить

словарную работу;

– делить текст на части, составлять простой план;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

– находить в тексте материал для  характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– составлять рассказ-характеристику героя;

– составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно  выражать (рисовать)  то,

 что представили;

– высказывать и аргументировать своё  отношение к прочитанному, в том

числе к художественной стороне текста (что понравилось из

 прочитанного и почему);

– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по

 определённым признакам;

– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.


                  Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» для  каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг  детского чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при  чтении и слушании, виды  читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6.  Творческая деятельности учащихся (на  основе  литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Примечание. В разделах 3, 4, 6 программы указаны примерные виды  заданий.

1. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
3-й класс –136 ч (4 часа в неделю)

Прощание с летом  (6 или 4 ч). Стихи Б. Заходера, К.  Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние   путешествия  и  приключения  (19   или   15   ч).  Стихи Ю.   Кима,  рассказы  и   отрывки  из   повестей  К.   Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа   летом   (9  или   7  ч).  Стихи  С.  Есенина,  И.   Бунина, Б.  Пастернака, рассказы и  отрывки  из   повестей  И.   Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки (13 или 11 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из  повестей Л.  Гераскиной, Г.  Куликова, Э. Успенского  о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень  увлекательных уроках.

«Глухая  пора   листопада...»  (8  или  6  ч).  Стихи  А.  Пушкина, Ф.   Тютчева,  К.   Бальмонта, Д.  Самойлова,  Г.  Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот ученый  свои мне сказки  говорил...» (18 или 11 ч). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш.  Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поет зима, аукает...» (12 или 9 ч). Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней при- роды, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме (9 или 6 ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д.  Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой  и папой  (12  или 9 ч). Стихи А.  Барто, С. Маршака, Э.  Успенского, рассказы И.  Дика, В.  Драгунского, Ю.  Коринца  о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним  музыкой   сердца...»  (9  или  6  ч).  Стихи  для   детей О.  Мандельштама, рассказы и  отрывки из  повестей И.  Тургенева, В.  Короленко, К.  Паустовского, маленькие сказки  Г.  Цыферова  о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу  человека.

День смеха (4 или 3 ч). Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из  повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях,  о чувстве юмора.

     «О весна,  без конца  и без краю...» (8 или 5 ч). Стихи Ф.  Тютчева, А.   Блока,  В.   Маяковского,  О.   Мандельштама,  Саши   Чёрного, Б.  Окуджавы, А.   Макаревича,  отрывок  из   повести  А.   Толстого о весне, о весенней природе.

День  Победы   (5  или  4  ч).  Стихи-размышления А.  Ахматовой, А.  Твардовского, Б. Окуджавы, В.  Высоцкого о трагизме войны, о человеческих   судьбах,   через    которые   прошла   война;   рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная  земля  (6 или 5 ч). Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

            2. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

         На  момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3)  скорость чтения –  установка на  нормальный для  читающего темп  беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для  передачи точного смысла высказывания.

Выпускник начальной школы должен также  уметь   читать  осознанно текст про себя.

3-й класс

Правильное, осознанное, достаточно беглое  и выразительное чтение  целыми словами про  себя  и  вслух. Выбор  интонации,  соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.


3. ФОРМИРОВАНИЕ  ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ, ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  Работа над  пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.

Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов. Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного и прослушанного текста.

Обучение озаглавливанию  небольших частей текста,  составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.

        Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»:  нахождение авторского  заглавия в ряду  данных).

Обучение прогнозированию содержания  произведения  на  основе заглавия,  иллюстрации, ключевых слов;  самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений:

– выделять ключевые слова  в тексте или  в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

–  самостоятельно делить  текст  на  части,  озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

– самостоятельно составлять план рассказа о герое;

– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или  прослушанного текста;

–  самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать  содержание по ходу чтения или  слушания;

– использовать выборочное чтение для  подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

              4. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО.  ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА.

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова  и выражения, которые использует автор  для описания или  характеристики.

Обучение работе  над  образом литературного героя. Что  и как рас- сказывает автор  о герое:

– портрет;

– детали биографии (что известно о его жизни);

– черты личности (какой он?).  Как эти свойства личности проявляются  в поступках, мыслях, словах;

– речь  героя как средство его характеристики;

– отношение автора к герою;

– собственное отношение к герою, его обоснование.

Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем,  умения представить картину, нарисованную автором.

Высказывание своего отношения к написанному автором (не толь- ко к тому, что написано, но и к тому, как написано).

Высказывание и  аргументирование своего  отношения к прочитанному.

     

      5. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

На уроках учитель знакомит детей  со следующими понятиями:   

   Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор». Повесть, её отличие от рассказа.

Пьеса. Признаки драматического произведения.

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте. Закрепление на  новом  литературном материале понятий, введенных  во 2-м классе.

               6. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ) РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Обучение:

– подробному и краткому пересказу текста по плану;

– выборочному пересказу текста;

– словесному рисованию картин к художественным текстам;

– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;

– составлению устных рассказов от имени одного из героев;

– составлению устных и письменных описаний-миниатюр. Заучивание наизусть и  выразительное чтение стихотворений и

небольших  отрывков  прозы  с  использованием  соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи  и логического ударения.

Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к  сочинению: обдумывание и  обсуждение темы,  формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).

Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование – составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;

– творческим устным рассказам от имени одного из героев  с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

Письменные  творческие  работы: переводы с  древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.

                                    ТРЕБОВАНИЯ к умениям учащихся по литературному чтению

(программный минимум)

• воспринимать на  слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• самостоятельно прогнозировать содержание текста  по  заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• самостоятельно читать про  себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

• делить текст на части, составлять простой план;

• самостоятельно формулировать главную мысль текста;

• находить в тексте материал для характеристики героя;

• подробно и  выборочно пересказывать текст;

•  составлять рассказ-характеристику героя;

• составлять устные и письменные описания        

• по  ходу  чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

• высказывать        и аргументировать своё    отношение к прочитанному, в том числе        к         художественной          стороне текста (что  понравилось  из  прочитанного и почему)        • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым         признакам;

• различать в  прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

• видеть в  художественном         тексте сравнения, эпитеты,  олицетворения;

• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению ( " Школа 2100")

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ( " Школа 2100")...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению, школа 2100

Рабочая программа по литературному чтению - 1-4 классы + тематическое планирование 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" Бунеевы для 2 класса...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....